Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые формы политического участия
Переход от индустриального общества к Постиндустриальному, характеризующийся ростом уровня жизни и образования, географической мобильности, широким распространением средств массовой информации, развитием третичного сектора, имел несколько последствий ' LeMonde, 5.06.1997. 7 L'Express.2905.1997. в политической сфере. Одним из них стало увеличение среднего уровня политической компетенции, другим - увеличение значимости «постматериальных ценностей», придающих значение свободе самовыражения, а не чисто физической и экономической безопасности. Подобный процесс начался во всех развитых странах с 1950-х гг., когда были удовлетворены основные материальные запросы населения. Резко возросло многообразие интересов и социальных групп. Начиная с 60-х годов появляются требования «новой политики», придающей больше значения постматериальным ценностям (охране окружающей среды, правам национальных и этнических меньшинств и т.д.). В этом отношении интересны работы Р.Инглхарта, в которых содержатся данные, свидетельствующие о тенденции к росту значения постматериальных ценностей в сознании западных избирателей. Смещение центра тяжести политической борьбы от основных принципов социально-экономического развития к решению конкретных вопросов привело к тому, что проблемы качества жизни обратили на себя внимание политиков. В 80-е гг. произошла институционализа-ция движения экологистов. Из мелкой организации, занимающейся специфическими проблемами защиты природы, оно благодаря растущей поддержке избирателей на выборах перешло на положение полноправного члена левого блока, а его руководители получили министерские посты. С развитием средств массовой информации повысилась осведомленность общества о политических событиях. Однако методы осуществления политического контроля со стороны избирателей оставались ограниченными. Политическая практика последних десятилетий сделала фикцией ответственность правительства перед парламентом, привела к росту закрытое™ и клановости в политических кругах, чему содействовала возможность совмещения нескольких выборных должностей. Следствием растущей технической сложности вопросов, которые ставятся перед политиками, стало увеличение роли разного рода экспертов и консультативных органов, своеобразное размывание политической ответственности за принятые решения. Примечательным является тот факт, что с 1978 по 1995 гг. уровень интереса к политике остался практически неизменным. В 1995 г. 48 % опрошенных завили, что «много» или «достаточно» интересуются политикой, что сопоставимо с данными 1978 г. (46 %). Однако избирателям уже не достаточно раз в четыре года выбирать своих представителей, они желают не только быть информированными, но и сами участвовать в принятии политических решений. 8 Inglehart R. The silent Revolution, Princeton. 1977, Inglehart R. Cultural shift in Advanced Industrial Societies, Princeton. 1990. 320 ______________________________________ В последние десятилетия возросла значимость неформальных ассоциативных структур, которые решают частные, но достаточно важные для французов вопросы. В 80-е гг. в среднем за год создавалось около 60 тыс. различных ассоциаций, что в два раза больше, чем в 70-е гг. и в четыре раза больше, чем в 60-е. В 1999 г. в стране насчитывалось 730 тыс. ассоциаций, 8 из 10 французов были затронуты какими-либо формами ассоциативной деятельности, причем 13 % являлись активными членами ассоциаций.9 Появление на политической сцене молодежных, феминистских, экологических движений привело к расширению поля политического участия, к распространению, кроме голосования, ряда «неформальных» действий - петиций, бойкотов, демонстраций, блокирования дорог, занятия общественных мест и др. Сильно развитая традиция «прямого участия» в политике, коренящаяся в революционном прошлом, выделяет Францию среди других западных стран. По мере интеграции левых сил в политическую систему произошла ассимиляция тех способов действия, которые ранее считались незаконными. В год во Франции проходит примерно 10 тыс. демонстраций. В них принимают участие около 20 % избирателей, против 7 % в Нидерландах, 6 % в Великобритании, 9 % в Германии и 11 % в США. Благодаря оперативной информации избиратели узнают о политических решениях еще до их принятия, на стадии обсуждения и могут попытаться протестовать в случае их непопулярности. Самыми яркими примерами являются массовые выступления против проектов реформы высшего образования в 1986 г. и попытки изменить систему пенсионного обеспечения государственных служащих в 1995 г. В обоих случаях правительство было вынуждено отступить от своих планов. Проведенные французскими исследователями опросы показывают, что с 1988 по 1995 гг. протестный потенциал во Франции существенно увеличился. Таблица 1. Одобрение коллективных способов действий (1988-1995 гг.) ю
9 LeMonde.20.02.1999. 10 L'Electeur a ses raisons. Sons dir. Boy D., Mayer N.P., 1997, p. 57.
_____________________________________________ 321 Только 17% опрошенных не одобрили ни одной из этих акций. Около двух третей (против половины в 1988 г.) согласились с двумя из перечисленных способов действий. Особенно много сторонников «неформальных действий» среди молодежи, образованных городских жителей. Причем с 1988 по 1995 г. именно в этих категориях населения протестный потенциал вырос наиболее существенно - среди молодежи от 18 до 24 лет (+17 пунктов), лиц с высшим образованием (+14 пунктов), высших кадров (+19 пунктов)." Подтверждается также влияние на эту группу избирателей постматериальных ценностей. Протестный потенциал выражен в значительной степени среди французов, приверженных к ценностям свободы и солидарности, отвергающих смертную казнь, сторонников единой Европы. Данный электорат также наиболее политизирован. Эти избиратели в основном имеют хорошее мнение о функционировании демократии, полезности голосования на выборах, интересуются политикой, часто обсуждают политические события, являются сторонниками определенной политической партии (в основном «системной» партии). То есть склонность к «неформальным действиям» не сопровождается настроениями отторжения от обычной политики. Оба способа политического действия дополняют друг друга. Коллективные действия все чаще инициируются не только традиционными участниками политической борьбы - партиями и профсоюзами, но и спонтанно создающимися группами активистов или ассоциациями. Партии рассматриваются как слишком централизованные структуры в эпоху стремления к индивидуальной независимости, свободного отстаивания своих убеждений. Партии обвиняют в излишней бюрократизации, превалировании личных интересов руководства над общими целями. В последние десятилетия постоянно увеличивалось количество французов, которые полагали, что политические деятели не занимаются интересующими их проблемами. В 1989 г. большинство французов предпочитало полагаться в деле разрешения трудовых конфликтов на спонтанно возникшую организацию, как, например, союз медсестер (51 %), чем на профсоюз (29 %), а 65 % избирателей испытывали больше доверия к организации потребителей для урегулирования проблем с властями, чем к политической партии.12 В новых ассоциациях руководство строится на принципах регулярной ротации руководящих кадров, общего одобрения принимаемых решений. В последние годы появилось несколько новых профсоюзных организаций с менее централизованной организационной структурой. Каждая ассоциация является относительно автономной, но при необходимости она вступает в союзы с другими движениями и проводит " Ibid., p.58. 12 Mayer N.. Penineau P. Op. cit., p. 147. 322 ___________________________________ совместные акции. Следует отметить, что в настоящее время левые силы потеряли монополию на «прямое участие» в политике. Это показала мобилизация правых сил вокруг движения против так называемого «Пакта гражданской солидарности», касающегося легализации положения неженатых пар и гомосексуальных связей. Несмотря на распространение постматериальных ценностей, в 80-е гг. основное место среди коллективных действий французов заняли профессиональные движения (медсестер, работников сельского хозяйства и транспорта и др.) как ответ на экономический кризис и рост безработицы. В 90-е гг. активизировались даже безработные, которые ранее рассматривались как группа, обладающая наиболее слабым мобилизационным потенциалом. Появились организации, объединяющие безработных и служащих, например ассоциация «Действовать вместе против безработицы». Эта ассоциация организовала в 1994 г. «Марш против безработицы» и ряд других акций. В 90-е гг. получила новый импульс деятельность антирасистских организаций, а также движений феминисток и сексуальных меньшинств. Последние, казалось, исчерпали себя в начале 80-х гг., когда были отменены последние дискриминационные законы. Но с распространением СПИДа происходит их возрождение в двух направлениях -ассоциативной деятельности по информации, предохранению, а также защите прав и интересов ВИЧ-инфицированных перед властями и фармацевтической промышленностью. Женские организации объявили женщин первыми жертвами экономического кризиса и включились в борьбу против их вытеснения с рынка труда. Так называемая «Координация ассоциаций за право на аборты и контрацепцию» включает в себя многочисленные организации и является инициатором таких мероприятий как демонстрация в Париже в ноябре 1995 г. и проведение Национальной сессии за права женщин в марте 1997 г. По мере роста избирательного влияния крайне правого Национального фронта (НФ) создавались многочисленные антирасистские организации (СОС-Расизм, Анти-Ле Пен и др.). Эти ассоциации ставили своей целью разоблачить идеи НФ и оказать влияние на правительство, которое своими ограничительными законами поставило многих уже давно находящихся во Франции иммигрантов в нелегальное положение. В мае 1997г. в Страсбурге состоялась поддержанная многочисленными политическими профсоюзными и политическими организациями демонстрация против конгресса Национального фронта. Ассоциации также вели борьбу и устраивали демонстрации против закона Дебре, ужесточившего антииммиграционное законодательство. Власти вынуждены все больше считаться с общественным мнением, зачастую предпочитая договариваться, не доводя дело до массовых публичных выступлений. В конце 90-х гг. был модифицирован закон Дебре ______________________________________ 323 об иммигрантах; под напором многочисленных семейных ассоциаций была похоронена идея о переходе к адресной поддержке нуждающихся семей с детьми и отмены пособий семьям с высокими доходами. После серии забастовок и демонстраций работников сферы образования (в них приняло участие от 60 % до 70 % школьных учителей) в марте 2000 года был вынужден подать в отставку министр образования К.Аллегр. Реструктурирование системы медицинского страхования шло также путем переговоров с медицинскими ассоциациями, благодаря чему удалось уменьшить стоимость некоторых видов медицинских обследований и сократить гонорары специалистов. В 2000-2001 гг. проходили напряженные переговоры кабинета Жоспена с представителями основных профсоюзов государственных служащих и предпринимательских кругов по вопросу об изменении пенсионного обеспечения. Такие факты общественной жизни, как рост абсентеизма, возрастание числа избирателей, голосующих за мелкие и экстремистские формирования, упадок традиционных каналов политической активности -политических партий, находятся под пристальным вниманием правящих кругов. В последнее время подготовлен ряд реформ для модернизации политической жизни.
|