Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нравственные нормы.






Существует некоторые обычаи, которые оказываются наиболее важными и выполнение их затрагивают жизненные интересы группы, считаются существенными для общества и нарушение их крайне нежелательно, такие обычаи называются нравственными нормами, или нормами.

Так, некоторые группы считают, что употреблять мясо коровы или свиньи нельзя. Нравственными нормы передаются другим поколения не как система практических выгод, а как системы «священных» абсолютов.

3. Институциональные нормы. Это касается обычаев и норм, которые регулируют моменты деятельности общества и это воплощается в его социальных институтах.

Иинституциональные нормы отличаются тем, что они сознательно и тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Например, деятельность банков других экономических институтов.

4. Законы. Нравственные нормы базируются на моральных запретах и разрешениях, люди подчиняются им автоматически или потому, что считают, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых людей возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам путем угрозы узаконенного наказания.

Закон – это усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами. Изучение действия законов показывает, что каждый закон может быть эффективен только тогда, когда он стремится поддерживать те нравственные нормы, которые твердо приняты большинством членов общества. (Например, закон о запрете частной собственности не поддерживался частью общества…).

Следовательно мы можем сделать вывод, что культура оказывает огромное воздействие на все сферы общественной жизни через ряд каналов:

1) социализацию и формирование отдельной личности;

2) через создание и введение ценностей;

3) через образцы деятельности и поведения;

4) через создание моделей институтов и социальных систем.

Таким образом определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности.

Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком. Следовательно культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

Исходя из этого, выделяются основные функции культуры:

1. человекотворческая (гуманистическая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция); (социализации);

2. гносеологическая (познавательная), т.к. культура является средством познания общества, социальные группы, личности;

3. информационная – функция трансляции знаний, опыта, обеспечивает связь времен, происходит формирование личности;

4. коммуникативная – функция социального общения, на основе общепринятых ценностей;

5. ценностно-ориентационная, т.е. культура задает определенную координаты ценностей в которых существует и на которые ориентируется человек, формирует важнейшие духовные ориентиры;

6. нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

7. функция отбора (фильтрации) культурных форм, в различных обществах признаются различные ценности, то культура отбирает те культурные формы, которые в лучшей форме позволяют обществу адаптироваться к новым условиям, отвечают запросам народа.

Как мы уже определили, культура – сложное социальное образование, имеющее внутреннюю структуру и состоящую из базисных элементов. И далее мы перечислим основные базисные элементы культуры. В качестве основания культуры выступают ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость. Патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для большинства людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество, поскольку они упорядочивают человеческий опыт и регулирует поведение индивидов. Индивиды могут выбрать, принимать эти или другие ценности и следовать им. Одни привержены ценностям коллективизма, а другие – ценностям индивидуализма. Для одних высшей ценностью могут быть деньги, для других – моральная безупречность, для третьих – политическая карьера. Поведение, ориентированное на определенные ценности, позволяет выявить ценностные ориентации, которые характеризуют индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения. Если ценности принадлежат группе или обществу, то ценностные ориентации – индивиду.

Элементом культуры являются убеждения. Именно в убеждениях содержится то, чему люди в действительности привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности. Любые убеждения, связаны ли они с объектами природы или социальными, в свою структуру включают определенные сведения, информацию о данном явлении, т.е. знания.

Знания являются результатом познания, то есть специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми. Прежде чем получить ранг знаний, сведения проверяются на истинность или ложность. Ложные сведения отбраковываются, а истинные, то есть соответствующие реальности, признаются в качестве научных знаний. Сегодня они стали одним из главных элементов культуры. Следует учесть, что между существующей в обществе информацией, знаниями и убеждениями людей, воплощаемыми в поведении, связь устанавливается сложно и неоднозначно. (Все знают, что курить вредно, но… А еще более по социальным проблемам…).

Правила – это элементы (в том числе и социальные нормы) регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Они включают социальные нормы представляющие собой стандарты поведения, а также нормы социального наказания или поощрения.

Элементом культуры является язык – как объективная форма хранения и передачи человеческого опыта. Язык возникает на определенной стадии развития человека, для удовлетворения многих потребностей. Основная его функция хранение и передача информации.

Система ценностей, верований, убеждений предписывает человеку определенный образ жизни. Образ жизни отражает не только культурное наследие, но и текущую жизнь человека, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождения, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Например, мы говорим об образе жизни охотников и земледельцев, рабочих и дворян, горожан и селян как о чем-то разном, специфическом.

Элементом культуры являются привычки которые возникают на основе навыков и закрепляются в результате регулярного повторения. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но встречаются так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры – внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку у окружающих. Они основаны на привычках. Манеры отличают аристократов и светских людей от простолюдинов, воспитанных от невоспитанных. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Манеры чрезвычайно разнообразны. Одни из них относятся к светским., другие – к повседневным. Ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету за обедом – повседневные манеры воспитанного человека.

В отличии от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, одобренный обществом массовый образец действий, которые рекомендуются выполнить. Он также основан на привычка, но относиться не к индивидуальным, а к коллективным привычках. Обычаи гостеприимства, празднование Рождества и Нового Года, уважение к старшим и многие другие берегутся народом как коллективное достояние, ценность.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традицию – все то, что унаследовано от предшественников. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, подъем национального или корабельного флага.

Ритуал также является элементом культуры– это сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов. Исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драматизировать данное событие, вызывать у зрителей благоговение и трепет. Принесение человека в жертву языческому богу – яркий пример ритуала. Ритуалы широко распространены в религиозной, политической (например, подписание международных договоров) и даже бытовой сферах (ритуал бракосочетания, выдачи паспорта и т.п.).

Таким образом, культура - сложное социальное явление создаваемое людьми и передаваемое следующим поколениям.

Обычно предметы материальной и духовной деятельности человека выражаются в вещной, символической или знаковой форме, и далее мы рассмотрим более подробно вопрос о формах (или типологизации) культуры.

Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень. т.е. на кого она ориентирована. Исходя из этого выделяют несколько культурных форм: элитарную, народную, массовую, субкультуру, контркультуру.

Элитарная или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятных для неподготовленного человека. Она включает изящное искусство, классическую музыку, высокоинтеллектуальную литературу. К ним относят музыку Шнитке, фильмы Феллини и Тарковского, картины Пикассо и т.д. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве, и служат предметом оживленных дискуссий среди критиков, литературоведов, художников, музыкантов.

Элитарная культура создается, как правило, привилегированной частью общества либо по ее заказу. В них создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. Так, например, А.Шопенгауэр и Ф.Ницше отмечали, что создавали свою философию для «сверхлюдей», аристократов.

В отличии от элитарной народная культура – это совокупность мифов, сказаний, эпоса, песен, которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Продукция народной культуры создается в процессе народного творчества, называемого фольклором. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающих и круг ее потребителей., первоначально, - малоимущие люди. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона. По этой причине круг ее потребителей вполне конкретен.

В современном урбанизированном обществе широкое распространение получила массовая культура. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция – развлекательная. Эта культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает искаженное выражение одна из сторон культуры – адаптивная. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером могут быть бесконечные «мыльные оперы», песни Мадонны.

Самое концентрированное воплощение массовой культуры китч (от немец. – халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча – создание иллюзии счастья.

Массовая культура, являясь новым видом, который сформировался в условиях общества массового производства и потребления. Все вокруг носят джинсы и футболки, смотрят телевизор, всех заботит глобальное потепление и т.п. Массовая культура представляет собой общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Массовая культура выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум потребителей в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, шаблонов, который формирует не только сознание, но и определяют поведение людей, их образ жизни.

Массовая культура связана с общими идеями потребительства. Она неотделима от такого явления современной жизни, как мода, с ее законами подражания, внушения и заражения. Основными свойствами массовой культуры являются: а) распространенность культурного образца в массах; б) воспроизводимость массами этих культурных образцов; в) их трансляция от поколения к поколению. Среди исследователей преобладает точка зрения, согласно которой продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер.

Если подлинная или массовая культуры различаются по своим целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются субкультура и конткультура – культура различных социальных групп. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Выделяют молодежную субкультуру, культуру пожилых людей, субкультуру национальных меньшинств и т.д.

Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые правила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от характера декларированных ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющих эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите их интересов и образа жизни.

Дети аристократов или среднего класса сильно отличаются от детей из низших слоев. Они читают разные книжки, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.

Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Субкультура, которая находится в состоянии открытого конфликта, явкой конфронтации по отношению к господствующей культуре, называется контркультурой. Этот термин принадлежит американскому социологу Т.Роззаку, который ввел его для характеристики молодежных движений Запада 60-х гг. ХХ ст. Иными словами, контркультура – это комплекс, набор норм и ценностей каких-либо социальных групп, которые резко противоречат нормам и ценностям, господствующим в обществе.

На сегодняшний день контркультура – это:

- тип протестующего мироощущения;

- альтернативный стиль жизни, оппозиционный господствующему;

- антитрадиционные формы художественного творчества.

Одним из способов бегства от действительности (или эскапизма), а также реализации стремления походить на взрослых является употребление наркотиков.

В молодежной субкультуре отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура выделяется своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают неформальные группы.

В социологии существуют и иные формы деления и анализа культуры и культурных явлений:

1. По субъектам – носителям культуры выделяются: культура общества в целом, национальная культура, классовая, групповая, личностная. Отношения между этими блоками культуры не всегда складываются гармонично.

2. По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

3. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора (например, фольклор), и культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней можно установить авторство.

4. По видам культуры принято выделять материальную и духовную культуру.

5. По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

При рассмотрении проблемы культуры, представляет также интерес соотношение природы и культуры, а по сути природы и человека, а также проблема наличия общих черт свойственных культурам разных народов и времен.

Социологи всего мира бьют тревогу о том, что прогресс в производстве обернулся загрязнением Земли, она превращается в помойку. Актуальные сейчас становится формирование экологической культуры личности и общество в целом.

В первых главах книги бытия написанных в X – VII вв. до н.э. излагается библейский канон, где запечатлен образ Эдема как изначальной гармонии Бога, мира и человека. Результатом утраты эдемского состояния стали конфликты человека с природой и человеком. Все это, в конце концов, породило порабощение человека и эксплуатацию природы. И данное суждение имеет значение не только для богословов, но и общечеловеческое звучание, как призыв к созиданию новых форм бытия, преобразованию предметного мира и отношения к природе. Мысль о единстве человека с природой, идея пантеизма (природа как воплощение божества) идет к нам из глубины веков. Идея о нерасторжимости человека, планеты и космоса, о фундаментальном единстве макро и микрокосмоса находит в наши дни подтверждение в последних научных открытиях и это должно убедить человека изменить свое отношение к природе.

Каждое конкретное сообщество (государство, народ) создает на протяжении многих веков свою собственную культуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур.

Перед социологами встает проблема – определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре, т.е. существуют ли культурные универсалии. Культурные универсалии – это такие нормы, ценности, правила, которые присущи всем культурам независимо от географии, исторического времени и социального устройства общества.

В 1959 г. американский социолог Дж.Мердок выде6лил более 70 универсалий – общих для всех культур элементов: возрастная градация, нательные украшения, календарь, кооперация труда, танцы, этикет, игры, музыка, число, имя и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и стакиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи связанные с рождением и смертью. Поскольку они живут совместной жизнью, у них появляются разделение труда, танцы, игры и т.д.

Итак, подведем итог, единая человеческая культура складывается из множества различных культур и ее форм, которые вносят свой вклад в общую человеческую историю и без каждой из которых картина общей культуры была бы неполной. Все культуры взаимосвязаны, но в тоже время индивидуальны и не могут подменять друг друга.

В контексте социологии закономерен вопрос: а каковы тенденции развития культуры?

Чем объяснить разрывы в поступательном движении исторических эпох? От чего угасают и почему возрождаются отдельные духовные компоненты, черты культуры?

В Х1Х веке государственная идея (Шлегель) о поступательном восхождении культур. ХХ век вносит в осмысление культуры ноты напряженного драматизма, ощущение утрат. На рубеже ХХ века получает распространение концепция О.Шпенглера о непрерывности культуры, он отождествлял культуру с живым организмом (и она имеет свою весну, лето, осень и зиму) приходит к выводу, что исчерпание потенциалах души культуры приводит к апатии и упадку общества. Современные ее признаки: развитие индустрии, деградация искусства и т.д.

Следовательно, культуру нужно рассматривать не только в состоянии покоя, но и в движении, динамике. Культурная динамика позволяет выявить изменения в культуре. Поскольку она возникает, развивается, разрушается, трансформируется.

В качестве причин культурных изменений выступает культурный конфликт, представляющий собой столкновение ценностей доминирующей культуры и субкультур. Культурный конфликт приобретает различные формы. Так, одной из его разновидностей является аномия – разрушение культурного единства из-за отсутствия четких социальных норм (падение влияния религии, политики).

Другая форма культурного конфликта «культурное запаздывание» - состояние, при котором изменения в материальной сфере опережают возможности нематериальной культуры.

Третья форма культурного конфликта – господство чужой культуры. Так, многие метрополии предлагали свою культуру в качестве средства интеграции племенных культур. Однако синтез ценностей не происходил в силу несовместимости и возникал конфликт. Если культурный конфликт выступает причиной культурных изменений, то в качестве средств его разрешения выступают открытия, изобретения, культурная диффузия.

Открытие – это получение новых знаний о мире. Наиболее ярким примером являются открытия новых островов.

Изобретение – это комбинация известных культурных элементов или комплексов. Она предполагает новый способ изготовления вещей, т.е. технологию. Изобретения содержат в себе не только технические и научные новации, но и социальные (например, создание новых форм государственного управления).

Этнографы и антропологи выделили 200 культурных изобретений, сыгравших решающую роль в истории. К примеру, мыло изобретено галлами, пижама в Индии. Бритва в Шумерах, зонтик в Юго-Восточной Азии, тарелка в Китае. Ложка в Древнем Риме. Вилка в Италии, сахар в Индии и т.д.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами: целенаправленным заимствованием, стихийным проникновением (диффузией) и независимыми открытиями. Последнее означает, что одно и тоже изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах.

Диффузия – взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Диффузия означает взаимопроникновение и обогащение культур. Каналам диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война («бистро»). Китайский повар, плавающий с великим путешественником Марко Поло, привез рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку.

Культурное развитие может происходить с помощью различных средств, например, путем заимствования. Любая культура стремиться не только заимствовать нужные ей черты, но и защититься от нежелательного проникновения, которое может оказаться гибельным для нее. В этом проявляется ее селективность – избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Селективность может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной.

Культурные изменения не носят синхронного характера. Понятие «культурный лаг» характеризует ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Культурный лаг характеризует не только западное общество. У нашей молодежи уровень духовной культуры не ниже, чем у западной, но уровень материальной культуры сильно отстает от западного.

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому культура передается от поколения к поколению через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным преемственность и непрерывность культуры. Последовательная смена циклов культуры в рамках одного народа должна происходить так, чтобы от поколения к поколению передавались прежде всего базисные элементы культуры. Благодаря культурной трансмиссии каждое поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые достижения к уже накопленному богатству. Там, где к культурному наследию добавляются большое количество новых элементов, чем отбрасывать старые, происходит культурная аккумуляция.

Когда в течение определенного времени общество использует больше унаследованных культурных элементов, чем добавляет, говорят о культурном истощении.

Следует также подчеркнуть, что для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей.

Можно выделить три качественных скачка позитивно сказавшиеся на развитии культуры:

1. Появление письменности, позволяющие сохранить многие произведения культуры.

2. Изобретение книгопечатания. Благодаря которому резко увеличивается объем распространения культурных традиций.

3. Современные достижения науки и техники (телевидение, голография и т.д.).

Для социологического анализа понятия культуры большое значение имеет не только проблема развития культуры, но и связей между прошлым и настоящим, между настоящим и будущим. Необходимость исторической преемственности определяется постоянством природной среды, в которой мы живем и постоянством биологическим качеств человека. Преемственность культуры – это не только преемственность форм, но и преемственность содержания, преемственность оценок и ценностей. Важно решая актуальные задачи сегодняшнего дня. не прерывать исторические традиции, не уничтожать историческую память. Историческое беспамятство, забытые уроки – верные симптомы социального кризиса. Поэтому, обращаясь в прошлое, нужно не раскапывать " чумные курганы", в том числе и националистических страстей, а находить то, что относится к сокровищнице общечеловеческих гуманистических ценностей.

Историк В.О.Ключесвкий еще в свое время о новоиспеченных вольнодумцах заметил: " Им, коль они разуверились, мало просто уйти из храма, они непременно должны в этом храме нагадить".

Национально-исторические ценности приобретают ныне особую роль в связи с движением к общечеловеческим ценностям, к рынку. В свое время М.Вебер, анализируя процесс капитализма на Западе, подчеркивал, что он опирался на систему духовных ценностей протестантской религии. Ныне Смелзер в американской культуре выделяет такие традиционные ценности, как личный успех, активный и упорный труд, прогресс, уважение к науке.

И вся трудность, видимо и для нашей страны, состоит в том, как найти оптимальное сочетание между материей общечеловеческой культуры, рыночной стихии и идей национального духа, т.е. как увязать стихийный механизм развития культуры с национально-культурными традициями украинского народа. с его прошлым, настоящим и будущим.

Итак, можно сделать общий вывод, культура является важнейшим социальным элементом влияющим и определяющим сущность личности и в тоже время культура является продуктом человеческой жизнедеятельности.

Культура является отражением социального, национального, демографического многообразия мира, приобретает многообразные формы, каждая из которых не может быть заменена другой и в сумме создавая единую культурную мозаику современной цивилизации.

Развитие и взаимообогащение всех культур обеспечивает ее неуклонное поступательное совершенствование, что позволит человечеству решить все проблемы и вызовы времени.

 

Тема 7

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

1. Понятие социальной структуры и ее элементы.

2. Теории возникновения классов и социальной стратификации.

3. Социальная мобильность.

Приступая к изучению первого вопроса «Понятие социальной структуры и ее элементы», следует знать, что в мире все предметы структурно организованы. Структура (лат. structura – строение, расположение, порядок) – это совокупность устойчивых связей элементов объекта, обеспечивающая его целостность при различных внешних и внутренних изменениях.

Социальная структура общества – это социологическая категория, отражающая различные типы человеческих объединений, представляющие собой коллективные элементы общества: социальные общности, социальные группы, организации и т.д. Определяющим признаком социальной структуры является то, что она является коллективным субъектом общества, объединяющим определенное множество индивидов. Другим признаком является то, что каждый структурный элемент предстает как относительно самостоятельное образование, характеризующееся своим действием, поведением и мерой ответственности.

Теоретическое и практическое значение социологического анализа социальной структуры обнаруживается в следующем:

- теория социальной структуры отражает свойственный данному обществу способ разделения труда, взаимоотношения классов и других социальных групп;

- концентрированно выражает коренные социальные преобразования и противоречивую динамику развития общества;

- позволяет выявить действие социальных законов и является предпосылкой оптимального управления обществом;

- выражает взаимосвязь материальных и духовных интересов общества;

- является методологической основой конкретных социологических исследований.

Общество – это сложная система взаимосвязанных социальных элементов, поэтому для его анализа следует исходить из определенной методологической основы. С этой целью французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) ввел абстрактную модель «простого общества». Согласно Э. Дюркгейму «простое общество» - это общество, которое не включает в себя другие, более простые социальные образования. Характерной особенностью такого типа общества является то, что в нем только один коллективный субъект и общая собственность, так как межличностные и собственнические отношения не развиты, а индивид поглощен группой. Такое общество Э. Дюркгейм называет «коммунизмом». Поскольку реально простых обществ не существует, то Э. Дюркгейм считает, что под определение простого общества подходит орда, как еще не структурированная социальная общность. Орду Э. Дюркгейм считает тем источником, из которого произошли все социальные виды.

Подобная «протоплазма» общества подвержена изменению. Согласно теории социокультурной эволюции американского социолога Герхарда Ленски причиной структурных усложнений в обществе является приобретение новой технологии производства. В результате в обществе возникает неоднородность и, одновременно, взаимозависимость социальных групп, образующих определенный социальный порядок. Вследствие этого процесса формируется структурная иерархия как способ самоорганизации общества.

Функционирование общества, как известно, обусловлено постоянным взаимодействием с природой и извлечением необходимых ресурсов (веществ, энергии и информации) и последующим обменом этими ресурсами в форме товаров, денег, услуг, знаний и т.д. Потребность в различных ресурсах объединяет все социальные структуры. Осваивая ресурсы и обмениваясь ими, люди осуществляют свою жизнедеятельность. Во взаимосвязанном единстве люди обретают новую силу для выживания в природной среде. Выполняя различные функции, люди порождают новые, им необходимые социальные структуры, образуя целостный социальный организм, в котором устанавливается согласованный порядок, включающий новые структурные образования.

С точки зрения современной теории синергетики, для объяснения процесса развития общества и возникновения новых социальных структур, используется понятие «фрактал». Фрактальность системы в синергетике (греч. sinergia - содействие, соучастие, общая теория, исследующая закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации) означает формирование самоподобных объектов, т.е. таких более мелких систем (фракталов), которые подобны всей системе в целом. Подобные идеи содержались уже у античных исследователей общества. Так, Аристотель отмечал, что семья – это общество в миниатюре, а древнекитайский философ Конфуций утверждал, что государство – это большая семья, а семья – малое государство. Фракталы возникают при неравновесном состоянии системы. Неравновесные состояния в обществе могут возникнуть по разным причинам: либо вследствие противоречий между обществом и природой (истощение природных ресурсов, природные аномалии), либо вследствие социальных противоречий между различными социальными группами.

Современные общества имеют фрактальную структуру, представляющие собой элементы социальной структуры. Но, несмотря на подобность фракталов целому обществу, следует помнить о том, что обществу как самоорганизующейся системе присуща самодостаточность, т.е. способность к развитию и функционированию. Тогда, как фракталы, как коллективные субъекты социальной структуры могут существовать и функционировать лишь в системе общества, обладая относительной автономией и взаимодействуя друг с другом. При этом следует помнить, что каждому историческому периоду присущи те или иные структурные элементы. Например, кастовое и сословное деление общества заменяется классовой структурой и т.д.

Социальная структура общества представлена большими и малыми социальными группами. Отличие больших групп от малых в том, что они организованы в наиболее развитые социальные институты (например, профсоюзы, конфессии). Поэтому их роль более значима в жизнедеятельности общества. Когда назревает необходимость изменений, государство меняет социальные отношения между большими социальными группами – классами посредством реформ. В результате изменяется их роль и статус в общественной системе. Так, можно отменить сословные привилегии, расширить права женщин и молодежи и т.д. Правда, эти изменения не всегда бывают результативными. Это хорошо видно на примере социальной реформы 1861 г. в России. Крестьян освободили от крепостного права, но землю им не дали. В положении крестьян мало что изменилось. И только в результате столыпинских реформ 1906-1915 гг. изменился статус самого крестьянина, так как они получили землю. Изменилась и социальная роль крестьян. Или другой пример. Ликвидация такого сословия, как Запорожское казачество в 1775 г. повлекло изменение в общественно-политическом устройстве Украины.

При изменении положения социальной группы изменяется статус и роль отдельного человека. Поскольку жизнедеятельность человека определяется его статусом и ролью в общественной системе, социология рассматривает статус и роль как важнейшие первокирпичики предмета социологии.

Статус и роль. Статус и роль представляют различные аспекты социального бытия. Статус отражает статический аспект, тогда как роль – динамический аспект. Статус – это положение человека в обществе, связанное с разделением труда. Всякий статус реализуется через социальную роль. Социальная роль – это модель поведения, определяемая данным статусом. Чтобы определить статус человека, социологи образно представляют общество как пчелиный улей, за каждой ячейкой которого закреплена специальная функция. По аналогии с этим, человек, включившись в социальное взаимодействие, занимает определенную статусом ячейку и выполняет определенные функциональные обязанности. При этом человек наделяется соответствующими правами, привилегиями и полномочиями. Тем самым человек занимает ту или иную социальную позицию. Поэтому социальный статус характеризует социальное положение в исторически определенной социальной системе координат.

Социальный статус имеет внутрисодержательную и внешненоминационную стороны. Внутрисодержательная сторона включает права и обязанности, закрепленные за конкретным статусом. Знание статусного положения, т.е. того, с кем человек взаимодействует, в каком отношении с ним находится – в подчинении или ему подчиняются – позволяет определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в данном социальном пространстве. Внешненоминационная сторона указывает на номинацию (наименование) социального статуса: преподаватель, студент, врач, пациент, отец, сын и т.д. Любая социальная позиция имеет свое название и закрепляет за собой должность, профессию, родственное отношение. Поэтому статусы, как устойчивые позиции институализированы. Конкретный преподаватель может уволиться или перейти на другую работу, но его статус сохранится и на его место придет другой.

Так как каждый человек включен во множество функционирующих социальных институтов, он имеет множество статусов. Например, профессор может быть мужем, отцом, писателем, депутатом и выполнять соответствующие функции. Существующие в обществе статусы классифицируют по типам. Различают формальный и неформальный, предписанный и достигаемый, главный и специфический и др. типы. Кратко охарактеризуем их.

Формальный статус связан с существующими социальными институтами, он защищен законами и обладает точно оговоренными правам и обязанностями (например, губернатор области, ректор вуза, капитан корабля и др.)

Неформальный статус связан с положением человека в группе или бригаде. В процессе взаимодействия кто-то становится лидером, а кто-то аутсайдером, хотя их положение не санкционировано, а основано на общественном мнении, которое может измениться. Тогда как такие статусы: староста группы, инженер, муж, ребенок – это формальные статусы действуют в рамках своих полномочий.

Предписанные статусы – эта те, что даются от рождения или по наследству. Сюда относятся национальность, пол, положение родства и т.п.

Достигаемый статус приобретается в результате определенных усилий и заслуг. Чтобы обрести статус профессора необходимо закончит вуз, защитить кандидатскую и докторскую диссертации и иметь соответствующие педагогические заслуги. С развитием общества и его культуры, предписанные статусы вытесняются и остаются лишь в определенных сферах как наследие прошлого и все большее значение приобретают достигаемые статусы, требующие образования, победы на конкурсах и т.д. В условиях либерально-рыночных отношений роль достигаемых статусов возрастает. Это, конечно, не значит, что исчезли предписанные статусы. Они нередко используются для получения достигаемых статусов (связи, родство, услуги и др.)

Среди огромного множества статусов выделяют главный – тот, который связан с профессиональной деятельностью человека и определяет его положение в обществе. Это, как правило, основное место работы.

Специфический статус связан с работой при определенных условиях для особых людей. (Например, разведчик в условиях военных действий, доброволец при проведении экспериментов).

Кроме указанных типов статусов, существует обобщенный статус или индекс социальной позиции, позволяющий дать целостную оценку человека в системе социальных координат.

Многообразие социальных статусов и сложность общественных отношений иногда затрудняют определение социальной позиции человека. Но, как указывал М. Вебер, существуют социальные законы, позволяющие выделить основные признаки для определения той или иной социальной позиции. Это престиж профессии на данный период, уровень образования и уровень дохода.

Социальный статус реализуется через роль. Американский социолог и антрополог Ральф Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, предлагает следующее определение: социальная роль – это ожидаемое поведение, связанное с тем статусом, который имеет человек. Характеризуя социальную роль, выделим следующие ее черты: во-первых, социальная роль – это ожидание, которое предъявляется к человеку, занимающему определенный статус. В процессе развития культуры общество отбирало наиболее целесообразные и эффективные для данного статуса типичные образцы поведения, которые закрепились и стали нормой. Например, не студент определяет, как он будет учиться, и что будет изучать. Учебные функции студента задолго до его поступления в вуз определены и узаконены системой высшего образования государства. Во-вторых, роль есть деиндивидуализированный, т.е. обобщенный образец поведения человека, занимающего тот или иной статус. Имея определенный социальный статус, человек обязан исполнять предписанную для него роль. Адекватное исполнение роли есть условие успешного функционирования социальных институтов. В-третьих, необходимо корректировать социальную роль с существующими в обществе ценностями, нормами поведения, с традициями и обычаями. В-четвертых, хотя и имеется ролевой стандарт, остается определенный простор для проявления творческих способностей и индивидуальных особенностей корректного исполнения роли. При этом различные профессиональные роли в различной степени регламентируют ролевые функции. Для примера можно сравнить ролевые функции солдата и студента. В-пятых, в процессе исторического развития, общество в той или иной социальной роли отбирает и объединяет наиболее целесообразные культурные черты и формирует образец ролевого поведения (начальника, учителя, депутата, девушки, джентльмена и т.д.) Эти образцы различны у разных народов. Так, в Украине учитель не только обучает, но и контролирует процесс учебы и воспитывает ученика. Немало случаев, когда родителей вызывают в школу для беседы по вопросу о воспитании, а родители предъявляют претензии педагогам за плохое воспитание. В США учитель не имеет права делать замечание ученику и, тем более, вести «душевные» беседы с учениками и их родителями. Он лишь обязан записывать положительные и отрицательные поступки ученика. Задача учителя преподавать свой предмет. Эти примеры показывают, что одни и те же ролевые функции в различных культурах могут существенно отличаться и по-различному оцениваться, а необходимые навыки и качества человека формируются при вовлечении в ролевую деятельность.

Повторяющаяся логика ролевой деятельности создает ролевые стандарты. Усвоение этих стандартов и надлежащее их выполнение – залог успеха в профессиональной деятельности.

Таким образом, социальные статусы и роли с присущими им функциями образуют взаимосвязанный механизм, усвоив который, человек становится социализированным носителем определенной культуры.

При рассмотрении второго вопроса «Теории возникновения классов и социальной стратификации» следует помнить, что существенной чертой общества на протяжении всей его истории является социальное неравенство. Оно вытекает из бытия самого общества и обусловлено определенными причинами и, прежде всего, различным отношением к материальным и духовным ценностям. В результате общество делится на социальные слои и классы. Уже в Древнем Риме с VI в. до н.э. людей, различающихся по имущественному положению, называли классами (лат. classis – разряд).

Существование классов и классовых различий в обществе исторический факт. Этот факт был и остается предметом внимания философов, историков и социологов. Они стремились выяснить причины возникновения классов, обосновывали теоретически неизбежность их существования или же необходимость их уничтожения с целью построения бесклассового справедливого общества. Уже в древности появляются теории, объясняющие градацию общества. В рабовладельческом обществе Древней Греции были распространены теории, которые утверждали, что деление общества на классы предустановленно самой природой, волей богов или судьбой. Так, Аристотель в «Политике» объясняет, почему один господствует, а другой подчиняется. Властвующий господствует над другим «в силу своей природы» и «благодаря своим умственным свойствам способен к предвидению и потому он уже по природе своей существо властвующее и господствующее», а подвластное «способно лишь своими физическими силами исполнять полученные указания, является существом подвластным и рабствующим».

Платон и Аристотель делили современное им общество на три социальные группы. В государстве Платона граждане делятся на следующие три разряда – правители – философы, стражи – воины и работники производительного труда. Как видим, Платон делит граждан на группы, исходя из функционального признака. Аристотель в данном вопросе исходит из имущественного (экономического) признака. «В каждом государстве, - пишет он, - есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими».

В таких странах как Древний Египет, Перу, Индия социальное неравенство представлено в форме кастового деления. В Индии еще в середине прошлого XX в. насчитывалось более 3-х тысяч каст и подкаст. В феодальном обществе социальное неравенство, как правило, представлено в форме сословного деления, социальное положение которых закреплено в законах. И лишь в условиях капиталистического способа производства возникают учения о классах и классовой борьбе.

В отличии от древних авторов социалисты-утописты Томас Мор (1478-1535), Томмазо Кампанелла (1508-1639) в XVI-XVII вв. причину социального неравенства усматривали в праве на частную собственность и отсюда делали вывод о том, то с отменой частной собственности, исчезнет причина социального неравенства.

Представители классической политической экономии XVIII– начала XIХ вв. Ф. Кенэ (1694-1774), А. Смит (1703-1790), Д. Рикардо (1772-1823) причину деления общества на классы усматривали в способе получения дохода. По их мнению, существуют три класса. К классу землевладельцев относятся те, кто получает ренту (т.е. доход с земли), капиталисты получают прибыль на капитал, к рабочему классу относятся те, кто получает зарплату.

В истории Нового времени Французские историки XIX в. Ф. Гизо (1787-1874) и О. Тьерри (1795-1856)) обосновали идею классовой борьбы. Ее причину они видели в различном отношении к собственности. Создание теории классов и классовой борьбы принадлежит марксизму (К. Марксу и Ф. Энгельсу). Причину возникновения классов марксизм видит в экономической основе, в развитии производительных сил и в возможности создания прибавочного продукта (т.е. того излишка, который остается сверх необходимого для жизни минимума). До создания прибавочного продукта были невозможны ни эксплуатация, ни классовое неравенство, так как не было возможности эксплуатировать и присваивать результаты чужого труда. Развитие производительных сил создает такую возможность и тогда начинается присвоение властвующими результатов чужого труда и, как следствие, возникают социальное неравенство, общество делится на антагонистические классы, отношения между которыми, время от времени, выражаются в классовой борьбе.

Из факта классовой борьбы марксизм сделал вывод о том, что эта борьба есть движущая сила развития общества и обосновал необходимость социалистической революции. Взяв власть в свои руки пролетариат (рабочий класс) установит общественный строй без эксплуатации. Достигнув высокой производительности труда и устранив социальное неравенство, можно будет построить бесклассовое коммунистическое общество справедливости. Марксизм также делил общество на три класса: буржуазию, пролетариат и крестьянство.

Для марксизма наиболее существенный классообразующий признак - отношение к собственности. От отношения к собственности и роли в общественной организации труда зависит состояние свободы и самоутверждение личности в обществе, а также причастность к государственной власти. Отношение к средствам производства дает основание выделить ряд категорий этого отношения: 1) владение собственностью (не владеющие собственностью – это наемные рабочие и служащие); 2) вид собственности (капитал, земля, производственные предприятия, ценные бумаги, интеллектуальная собственность и другое); 3) размер собственности (по этому признаку выделяют мелких, средних и крупных собственников).

В современном обществе произошли значительные социально-экономические изменения (глобализация, индустриализация, компьютеризация, демократизация, изменение способа производства и т.д.). Все это повлияло на статусные положения, ролевые функции и межклассовые отношения. Сформировались новые социальные группы; менеджеры, рабочие – владельцы акций, частные предприниматели и т.д. Они охватывают значительную часть населения и оказывают влияние на общественную жизнь. Эти изменения обусловили новые исследования и формирование нового объяснения социальной структуры общества. Этим новшеством явилась теория социальной стратификации, разработанная немецким социологом М.Вебером (1864-1920), русско-американским социологом Питиримом Сорокиным (1889-1968) и др.

Страта (лат. stratum – слой) – термин, взятый из геологии, где он обозначает пласты, слои породы. Этот термин шире по объему, нежели понятие «классы», т.к. страты различаются не только по экономическим и политическим признакам. Страта – это слой людей, имеющих сходные показатели по определенному критерию социального неравенства. В теории стратификации типичной моделью является иерархическое расположение людей по социальным слоям: бедные, зажиточные, богатые. Следует иметь ввиду, что в современной социологии нет единого варианта стратификации. Различные авторы предлагают свои варианты. Основатель теории стратификации Макс Вебер выделил три различных уровня страт:

- первый уровень основан по экономическому признаку и страты различаются по отношению к средствам производства и размеру дохода.

- второй уровень социальный, здесь различия определяются по статусу (уровень образования, профессия, репутация по месту деятельности).

- третий уровень – юридический, определяющий политическую позицию (т.е. степень обладания властью).

Американский социолог Т.Парсонс (1902-1979) – создатель теории социального действия выделил иные критерии стратификации, взяв за основу, в основном, субъективные показатели человека соответственно его статусу:

- «качество», как свойство индивида;

- «исполнение» - выражает успешность деятельности индивида;

- «обладание» - не только собственностью, но и талантом, культурными

ресурсами.

В современной социологии существуют и другие критерии стратификации. Однако из многообразия социально значимых оснований, как наиболее типичных, выделены следующие критерии стратификации:

1) богатство или доход;

2) степень обладания властью;

3) род занятий, определяющий социальный престиж;

4) уровень образования;

5) «стиль жизни» - комплекс бытовых условий, круг личных интересов, тип поведения и контакты в обществе.

Эти компоненты в их единстве образуют модель стратификационного бытия, по которому можно определить статус отдельного индивида или социальной группы и, тем самым, обнаружить их престижность. Ибо при сопоставлении статусных положений по отдельному показателю, получаем только частную характеристику статусного престижа. Возьмем для сравнения статусы профессора вуза и директора банка. Сравнив их по шкале образования, увидим, что престиж профессора выше, чем у директора банка, а по шкале дохода и власти выше престиж директора банка. Отсюда у них неравные возможности в получении социальных благ. Но, с другой стороны, профессор может обрести всемирную славу в области науки, так как он обладает богатым культурным ресурсом, чего лишен директор банка.

Таким образом, теория социальной стратификации, в отличие от теории классов, позволяет более объемно представить социальное бытие общества и достаточно полно охарактеризовать статусное положение и ролевые функции отдельного человека и социальной группы.

Рассматривая третий вопрос темы «Социальная мобильность» следует помнить, что исследование социальной структуры общества не будет полным без анализа социальной мобильности, так как она характеризует динамизм общественной жизни. Социальная жизнь современного общества предполагает непрерывное перемещение ее субъектов, ценностей и социальных групп из одной страты в другую. Этот факт перемещения П.Сорокин назвал социальной мобильностью.

Различают два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность связана с перемещением индивида из одного места или социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же уровне. Например, переход инженера с одного завода на другой, преподавателя – из одного вуза в другой при сохранении профессионального статуса. Перемещаться по горизонтали могут социальные объекты и духовные ценности. В начале Великой Отечественной войны заводы, фабрики и другие предприятия вместе с инженерами и рабочими были перемещены на восток России, а население эвакуировалось в южные республики СССР. Теория Ч.Дарвина, возникнув в Англии, распространилась по всему миру. Ярким примером горизонтальной мобильности в настоящее время является миграция населения, которая бывает добровольной и принудительной. Причиной принудительной миграции является, например, война (перемещение крымских татар). Социальная революция в России вынудила перемещение группы философов в Западные страны, фашистский политический режим в Германии вынудил многих ученых покинуть Германию.

Вторым типом социальной мобильности является вертикальная, которая включает два вида перемещения – восходящее и нисходящее. Вертикальное перемещение происходит из одной социальной страты в другую. Здесь также наблюдается добровольное и принудительное перемещение. Если начальник уволился по собственному желанию – это добровольное изменение статуса, если его уволили за несоответствие занимаемой должности – это уже принудительное перемещение в другую страту.

Восходящие и нисходящие перемещения представлены двумя видами: индивидуальным и групповым. Обобщенно вертикальную мобильность можно представить в трех аспектах в соответствии с тремя формами социальной стратификации: 1) внутри – или межпрофессиональное перемещение;

2) политическое перемещение; 3) перемещение по экономической лестнице.

В отличие от горизонтальной мобильности, в вертикальной мобильности существует социальное «сито». В настоящее время механизмами «просеивания» являются всем известные тесты, уровень образования, профессионализм, возраст, стаж работы и т.д.

Существует множество каналов вертикальной мобильности. Согласно П.Сорокину – это «социальные лифты», поднимающие и опускающие человека из одой страты в другую. Таковыми лифтами являются:

- образование – на этом лифте трудно подняться, но можно;

- политические партии – политическая карьера;

- экономика – каждый может стать миллионером;

- армия – каждый солдат может стать генералом;

- церковь – духовная карьера – Папа Римский;

- брак – удачная женитьба или замужество и другое.

Кроме индивидуальной вертикальной мобильности существует и мобильность социальных групп. Например, христианство из гонимой и преследуемой религиозной группы, возвысилось в период средневековья до вершин социального статуса. Бродячие группы артистов в период средних веков, существовавшие по милости власть имущих, в современном обществе вознеслись до «звездных» высот и их престиж является наиболее привлекательным для молодежи. Сравнительно недавно в период «революции менеджеров» появились новые социальные группы – менеджеры крупных предприятий. Эта административная страта начала играть значительную роль в развитии экономики и социальной сфере.

Крупные перемещения по вертикали особенно интенсивно и масштабно происходят в кризисные периоды, с преобразованием политических институтов. Это влечет за собой значительные структурные сдвиги в обществе. Такое произошло в результате распада СССР в постсоветских республиках. В России и Украине перемещение по нисходящей линии захватило работников нерентабельных предприятий, страту военных, сотрудников ВПК, ученых и др. При этом, понижение социальной группы может быть временным и стабильным. Временное понижение может восстановиться. А понижение, приобретшее устойчивый характер, ставит проблему поиска и обретения нового социального статуса.

Рассматривая социальную мобильность, следует обратить внимание на следующие два признака: 1) это явление может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на состояние экономики, политическую и духовную жизнь; 2) социальная мобильность в различных странах протекает по-разному. Это зависит от социально-политического строя и уровня развития демократии.

Отличительной чертой современного мира является глобализация, связавшая в единую систему экономические, политические, образовательные, информационные институты и сферу услуг. Это ускорило мобильные процессы (миграции миллионов людей из неразвитых стран в развитые страны в поисках лучшей доли) и изменило «лицо» социальной стратификации. В связи с этим западные социологи высказывают опасения, что это может привести к расколу общества и социальным конфликтам.

Таким образом, социальная мобильность, с одной стороны, позволяет выяснить динамизм и изменение социальной структуры общества, а с другой стороны, увидеть сложный и противоречивый характер социальных процессов.

 

 

Тема 8


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.036 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал