Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология личности.






План

1. Понятие личности в социологии, основные концептуальные подходы.

2. Социализация как процесс становления личности.

3. Типология личности. Девиантное поведение и социальный контроль

 

В системе современного социологического знания проблемы человека и личности занимают одно из центральных мест. К человеку обращаются разные науки, и каждая из них имеет свою специфику.

С позиций социологического подхода личность рассматривается, прежде всего, как объект и субъект общественных отношений. Мысль об этом высказал еще в начале ХIХ в. французский социалист-утопист Сен-Симон, оказавший значительное идейное влияние на основателя социологии О.Конта. Идея о социальной природе личности получила развернутое обоснование в марксизме. Э.Дюркгейм утверждал, что общество пребывает не только «вне нас», но и «внутри нас». Именно это отражение общества внутри нас и есть личность, формирующаяся под влиянием интернализации социальных фактов в процессе социализации индивида.

Понятие «человек» и «личность» относятся к одному объекту и в обыденной речи употребляются как синонимы уже в течение более двух тысяч лет. Однако между ними имеются существенные смысловые различия.

Человек - понятие родовое, указывающее на принадлежность к человеческому роду – высшей ступени развития живой природы. Человек - это представитель рода homo sapiens в единстве биологических и социальных сторон его существования, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда и пользоваться ими, обладающее членораздельной речью и сознанием. Эти фундаментальные отличительные признаки формировались примерно в период с 2, 5 млн. лет до 40 тыс. лет до н.э.

Понятие «индивид» характеризует отдельного представителя человеческого рода, конкретного носителя всех социальных, психологических и биологических качеств человечества. Каждый человек, являясь носителем всеобщих социально-типических качеств, в то же время выступает как неповторимая индивидуальность. Индивидуальность означает обособленность, неповторимость, автономность личности, ее способность к самостоятельной жизни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости.

Возникновение понятия «личность» связывают с античным театром, где слово «персона» (лат. persona - личность) означало маску, которую надевал актер, играя роль воина, раба, ревнивца или завистника. При этом человек, с одной стороны, маскировал свое «Я», а с другой - соотносил себя с определенной социальной группой.

Человек, взятый в его социальном качестве, в единстве его социально-общих черт и индивидуальной неповторимости, и есть личность. Понятие «личность» позволяет охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, те свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, социальных институтах, т.е. в общественной жизни, в процессе взаимодействия с другими людьми. Личностью является любой человек, включенный в социальные связи, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания. Самосознание – это осознание своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности в качестве члена социума. Личность характеризуют ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность (по отношению к обществу) и ответственность за свои поступки. Личность – это не только мера присвоения (интериоризации) общественных отношений, но и мера активности, участия, отдачи (экстериоризации) в жизнедеятельности общества. Поэтому важнейшим качеством личности является социальная активность. Социальную активность можно рассматривать в двух аспектах: как свойство личности, обусловленное ее природными данными и усиленное

в процессе воспитания, образования, общения и практической деятельности; как некоторую конкретную меру деятельности, выраженную в конкретных показателях (например, производительность труда). Критерием социальной активности выступают результаты деятельности. С понятием «социальная активность» тесно связано понятие «социальный субъект». Социальный субъект – это человек, способный к активной социальной деятельности.

Представление о личности конкретизируется анализом ее социальной структуры. Способности к труду, познанию и общению – это три наиболее важных структурных компонента личности. Эволюция одного из них в том или ином направлении и темпе ведет к изменению системы в целом. Личность как субъекта социальных отношений характеризует ее автономность, некоторая независимость от общества, которая обусловлена наличием внутреннего мира личности. Его основными компонентами выступают потребности, интересы, мотивы, социальные установки, ценностные ориентации, которые определяют поведение личности в обществе. Главным элементом, обуславливающим активность личности в обществе, является потребность. Потребность – это нужда в том, что требуется для жизнедеятельности организма и для развития личности. Потребности также рассматривают как глубинные неосознанные установки человека относительно самосохранения и обеспечения собственной целостности, биологической и социальной. Классификация потребностей носит разнообразный характер. Так, их подразделяют на материальные, или первичные, и духовные, или вторичные. Первичные – это потребности в еде, одежде, жилище, тепле, безопасности и т.п. Вторичные связаны с общественным существованием человека, это потребности в общении, творчестве, самореализации, получении знаний и т. п. Чем разнообразнее потребности личности, тем больше у нее побуждений к деятельности и тем разнообразнее деятельность.

С потребностями личности органично связаны ее интересы. Интерес – это относительно постоянная, устойчивая особенность личности, которая тесно связана с ее мировоззрением, жизненным и трудовым самоопределением и проявляется в ее нацеленности на определенные объекты, стремлении ближе узнать их, овладеть ими. Потребности направлены преимущественно на предмет их удовлетворения, интерес же нацелен на социальные институты, организации, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. Интерес побуждает к деятельности в определенном направлении, активизирует эту деятельность.

Наряду с потребностями и интересами важную роль играют жизненные цели, осознание которых оказывает влияние на формирование интересов и потребностей личности. Жизненная цель – это идеальный образ будущего результата деятельности в соответствии с осознанными потребностями. Жизненные цели отражают коренные, главные интересы личности, направляют ее на решение насущных задач и реализуются на протяжении человеческой жизни.

С жизненными целями личности тесно связаны ее идеалы и убеждения. Идеал – это то, к чему стремится определенная личность, кем она хочет стать в будущем, какими чертами обладать. Убеждения – это определенные знания, в правильности и жизненной важности которых человек глубоко убежден, и которые служат ему руководством к действию. Среди разнообразных убеждений личности особое значение имеют моральные убеждения, которые определяют социальное поведение человека.

Многомерная, сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии. Любая социологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж. Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934), «Исследование человека» (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. Развивая ролевую теорию, Т.Парсонс

рассматривает личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Социальная роль – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию, статус в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного социального статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус). Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к «тюремному» эксперименту американского исследователя Ф. Зимбардо. Для участия в нем были отобраны физически и психически здоровые мужчины, которых разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили «заключенными», другую – «тюремщиками». Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели их по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жестокости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они «вошли в роль» и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Именно «тиски» социальных ролей и предопределили поведение участников эксперимента.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором.

Ролевой конфликт – это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивида и ролевыми требованиями.

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности.

Статусная концепция личности при рассмотрении личности и ее места в обществе оперирует понятием «социальное положение». Социальное положение, по определению П.А.Сорокина, - это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать все его социальные статусы. Перефразируя древнюю поговорку, П.А.Сорокин писал: «Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане» (Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность //Человек, цивилизация, общество. – М., 1992, с.233).

Социальный статус (от лат. status – состояние дел, положение) – соотносительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них правами и обязанностями. Каждый человек включен во множество социальных групп, поэтому он обладает множеством статусов. Среди них необходимо выделить главный, или основной статус, который определяет и самоопределяет место индивида в системе социальных отношений. Люди воспринимают друг друга в зависимости от их статусного положения.

В зависимости от того, занимает ли человек данную позицию благодаря наследуемым признакам (раса, этническая принадлежность, социальное происхождение) или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различают соответственно предписанный и достигаемый статусы. Предписанный (аскриптивный) статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально-классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью.

Достигаемый статус – это социальная позиция, которая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами.

Таким образом, понятие социального статуса характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец, оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях (зарплата, премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

Теория «зеркального Я», одна из первых теорий личности в социологии и психологии, исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как «зеркала» его Я. «Я» (образ «Я») – это центральное понятие целого ряда трактовок личности. «Я» - это самость, т.е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог, считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое «Я». Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я – это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих, чувство личной определенности - «зеркальное Я».

Теория «зеркального Я» была развита Дж.Мидом, который ввел понятие «обобщенного другого». Согласно его концепции, «обобщенный другой» - это любое организованное сообщество (спортивная команда, семья, иная социальная группа), которое, через выражение отношения всего сообщества к действиям индивида, обеспечивает тем самым формирование его самости.

Однако в обществе существует несколько обобщенных других, оказывающих не одинаковое воздействие на индивида. Среди множества людей, с которыми индивид осуществляет коммуникацию, он выделяет тех, чьи оценки являються для него гораздо более важными. Эти люди становятся для индивида «значимым другим» и оказывают наибольшее влияние на формирование его собственного Я.

Иной образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра З.Фрейда, рассматривавшего человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные стремления личности образуют её потенциал и основной источник активности, задают мотивацию её действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации.

Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трёхуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жёсткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжёлым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

Бихевиористская или поведенческая (от англ. behavior - поведение) концепция – еще один образ личности, которая трактуется как система реакций на различные стимулы (Б.Скиннер, Дж.Хоманс и др.). В соответствии с этой концепцией каждый человек стремится избежать наказаний и получать поощрения и в этом плане однозначно реагирует на внешние стимулы и социальные приказы: если его поведение поощряется, положительно стимулируется, то и он будет лоялен, доброжелателен по отношению к окружающим и к социальной системе в целом; если же он не получает признания со стороны общества, то будет вести себя агрессивно.

Иными словами, рассматривая проблему личности, анализируя, почему человек определённым образом реагирует на ту или иную ситуацию, поведенческая социология главную роль отводит системе стимулов, «подкреплений», проводя аналогию между человеком и животным. В качестве стимулов может использоваться любое «благо»: знание, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, но обязательно социальное по своему источнику, которым владеет и распоряжается общество. Чем более ценно для человека вознаграждение, тем чаще он будет демонстрировать соответствующее поведение.

Марксистская теория личности последовательно развивает идею обусловленности личности обществом, ее зависимости от общественно-экономических, социально-культурных и предметно-деятельностных особенностей социализации индивида. Согласно К.Марксу сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Это означает, что каждый человек – продукт своей эпохи, носитель производственных, классовых, семейных, национальных, политических, религиозных и других общественных отношений. Черты личности обуславливаются историческим типом общества. Так, согласно марксизму, только в эксплуататорском обществе человек эгоистичен, жаден, жесток, нацелен на конкуренцию с другими людьми и личное материальное обогащение. В условиях социализма все наоборот – человек склонен к коллективизму, взаимопомощи, настроен на разумное потребление материальных и духовных ценностей. Однако практика показала, что на самом деле объективные условия значительно меньше влияют на личность, чем предполагал К.Маркс.

Таким образом, ни один из вариантов понимания личности не исчерпывает этого феномена целиком, каждый из них рассматривает отдельные её проявления, возводя их в ранг наиболее важных, основополагающих. Но все эти теории, так или иначе, исходят из того, что личность формируется на почве отношения человека к миру, к другим людям.

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется понятие “формирование личности”, то имеется в виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Выделяют следующие стадии социализации:
1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).
2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения `мир и я` характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.
3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, `вписаться` в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, `стать как все`;
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Каковы же механизмы социализации? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального наущения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации.

Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые являются своеобразными трансляторами социального опыта, получили название агентов социализации. Агенты социализации – это люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Агентами социализации являются семья, школа, трудовые коллективы, неформальные объединения, средства массовой информации и т.п. Их обычно разделяют на две группы:

- агенты первичной социализации – близкие родственники, учителя, друзья, роль которых особенно велика на раннем этапе становления и развития личности;

- агенты вторичной социализации – руководители и официальные представители государства и его органов (армия, милиция, средства массовой информации и коммуникации, учреждения и т.п.).

Социализация личности включает в себя две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация подразумевает формальное внешнее приспособление индивида к новым социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, этическим нормам, культурным традициям и т.п. На фазе интериоризации происходит процесс включения социальных норм и культурных ценностей во внутренний мир индивида.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами?

И, наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик общественных и политических движений. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и каждого отдельного их представителя.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. В некоторых случаях (в силу различных жизненных обстоятельств) система ценностей, норм, установок, образцов поведения, сложившихся у индивида в прошлом, приходит в противоречие с действительностью, с требованиями сегодняшнего дня. Подобные ситуации складываются, когда человек эмигрирует в другую страну, попадает на войну или возвращается с нее, выходит на пенсию и т.п. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков, вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания. Процесс ресоциализации более сложен, чем первичня социализация. Он протекает тем легче, чем на более ранней стадии социализации находится индивид. Легче всего процесс ресоциализации проходит у детей и юношества. На стадии зрелости ресоциализация затруднена, но возможна. Но вот в старости большинство индивидов с трудом переживают даже стадию адаптации. Социальные работники знают, что иногда простой переезд пожилого человека из одной квартиры в другую сопряжен с большим риском для его психического и физического здоровья.
Каждое общество заинтересовано в определённом, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит своё воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации и т.д.

На основе одинакового объективного положения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальный тип личности – продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М.Вебер за основу типизации берёт специфику социального действия, более конкретно – степень его рациональности, К.Маркс – формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера – это форма связи индивида и социума, «ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и приобрести чувство безопасности и защищённости. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительный и рыночный.

В современной социологии достаточно распространенной является типология на основе ценностных ориентаций личности:

1. Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремление к самореализации, самостоятельность, у этого типа личности весьма низкая.

2. У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетам, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

3. Для фрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетение, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

4. Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

5. Гедонисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, прежде всего, форму удовлетворения потребительских желаний.

В социологии принято выделять также модальный и базисный типы личности. Базисная (нормативная) личность – это принятый культурой соответствующего общества тип личности, в наибольшей степени отражающий особенности данной культуры. В США, например, это так называемый «стопроцентный американец», в бывшем СССР – «советский человек» и т.д. Характеристика нормативного типа личности отвечает на вопрос, каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью? Если взять ту или иную социальную группу, то в ней нетрудно выделить личность с характеристиками, наиболее полно выражающими цели, условия и закономерности функционирования данной группы. Так, в высшем учебном заведении существуют представления о том, каким должен быть студент, в армии – военнослужащий и т.п.

Модальная (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта) личность – это тип личности, который реально преобладает в данном обществе, наиболее распространен на данной территории, разделяющий те же культурные образцы, что и большинство членов данного общества.

Модальная личность никогда не соответствует нормативной, хотя и обнаруживает тенденцию к достижению тождества. Люди, у которых слишком большие отклонения от принятого в данном обществе нормативного типа личности, становятся опасными для него. В результате или изменяются нормы данного общества (общности, социальной группы), или общество принуждает индивидов к исполнению этих норм.

Вместе с тем нормативная личность более статична (постоянна), а модальная – более динамична: меняются условия жизнедеятельности – изменяются типы личностей. Так, для политизированного общества характерна политически активная личность (homo politikus), для тоталитарного общества – так называемый «одномерный» человек, стремящийся все упростить до черно-белого восприятия.

В современной социологии сложилось также понятие маргинального, или «пограничного» типа личности. Это человек, который порвал со своей социальной средой, но не адаптировался к новым условиям. Маргинальность (от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Это сложное психическое состояние, порождающее беспокойство и страх. Для того чтобы избавиться от страха, люди стремятся примкнуть к каким-либо группам, социальным движениям и организациям.

Иными словами, социальный тип личности – это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них – на его реальное поведение.

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, групп, общества в целом. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми.

Активность людей регулируется социальными нормами и ценностями, которые блокируют отклонения от нормы и деструктивные намерения. В тех случаях, когда функция блокирования и торможения не срабатывает, человеческие действия выходят за пределы норм общества, возникает и развивается девиантное поведение (от лат devіatіo - отклонение). Девиантное поведение - это поступки, действия человека, которые не отвечают официально установленным или фактически сформированным в данном обществе нормам, стереотипам и образцам поведения.

Можно выделить три основных компонента социального отклонения (девиации): человек (группа), которым свойственно определенное поведение; ожидание или норма, которая является критерием оценки девиантного поведения; группа или организация, реагирующая на поведение. Поскольку нормы изменчивы и многообразны, девиация с трудом поддается определению: одни и те же виды поведения могут считаться как девиантными, так и не девиантными не только в различных обществах, но и в различных слоях одного и того же общества. Прежде всего, выделяют первичные и вторичные отклонения. Первичное отклонение – поведение, которое частично соответствует принятым в обществе или группе культурным нормам. Эти отклонения незначительны и терпимы. Поэтому индивиды, совершающие их, не считаются девиантами. Вторичное отклонение – это отклонение от существующих в группе или обществе норм, которое социально определяется как девиантное. Переход к признанию поступка девиантным, конечно, если он будет признан таковым, происходит обычно в результате обработки информации о нем. Как правило, эту «обработку» выполняет какое-либо учреждение. Например, психиатрические больницы или суды. В этих случаях на человека «наклеивается ярлык» девианта, если он болен или ему предъявлено обвинение.

Если человек считается девиантом, то он в какой-то мере может быть наказан. Наказание может быть сравнительно мягким – порой люди просто проявляют холодное равнодушие по отношению к девианту; оно может быть и суровым: помещение в психиатрическую лечебницу или тюрьму.

Итак, любое поведение, которое вызовет неодобрение со стороны общественного мнения, называется отклонением или девиацией. Все разнообразие форм поведения, отклоняющихся от общепринятых норм, можно разделить на три группы: 1) собственно девиантное, 2) делинквентное и 3) криминальное (преступность). Под собственно девиантным поведением понимают такие отклонения, которые не подлежат ни уголовному, ни даже административному наказанию, то есть они не являются противоправными. Характерной особенностью девиантного поведения есть культурный релятивизм, с позиций которого социальная норма - явление относительное. Критерии девиантности нередко изменяются на протяжении определенного времени даже в рамках одной и той же культуры.

Делинквентное поведение - это определенного рода правонарушения, которые подлежат административной ответственности и являются наиболее характерными для подросткового и юношеского возраста. Если сравнивать девиантное и делинквентное поведение, то первое имеет относительный характер, а второе - абсолютный, так как регулируется не культурой группы или общества, а законом.

Криминальное поведение (преступность) - это осуществление таких действий, которые подлежат уголовной ответственности. В особенности опасной для общества есть организованная преступность, которая ставит перед собою политические цели.

Формы девиантного поведения разнообразны. Это: 1) пьянство и алкоголизм; 2) наркотизм; 3) преступность; 4) самоубийство; 5) проституция; 6) гомосексуализм и т.п.

Существует несколько теоретических подходов к объяснению причин девиации. Одной из наиболее ранних является френологическая теория итальянского врача Ч.Ломброзо, который старался объяснить склонность к преступному поведению физическим строением человека. Позднее была создана психологическая теория сдерживания (У.Реклесс, С.Динитц), которая связывала отклонения с неумением личности сдерживать девиантные импульсы. Основы социологической теории девиации были заложены Э.Дюркгеймом. Он ввел понятие аномии - такого состояния общества, которое характеризуется упадком норм, управляющих социальными взаимодействиями. Ученый анализировал самоубийства как вид девиации и отмечал, что часто они происходят вследствие слабости или отсутствия четких социальных норм.

Американский социолог Р.Мертон, опираясь на идею Э.Дюркгейма, разработал свою теорию аномии. Причиной девиантного поведения он считал разрыв между институциональными (социально одобряемыми) целями и возможностями их достижения индивидом с помощью институциональных средств. Соответственно этой гипотезе Мертоном была разработана классификация возможных типов поведения в зависимости от соединения этих двух факторов. Ученый выделил пять типов поведенческих реакций: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж.

Конформизм означает принятие и целей, и средств данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений. Этот тип поведения наиболее распространен. Если бы дело обстояло иначе, стабильность общества была бы невозможна.

Инновация (нововведение) выражается в принятии целей, но неприятии средств их достижения. Например, в начале реформ в нашем обществе были обозначены прекрасные цели: превратить общество бедных в общество богатых. Однако не были названы законные средства их достижения.

Ритуализм (от слова ритуал) выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей.

Ретритизм (уход) – это вид адаптации индивидов к обществу, которое они не приемлют. Эти люди находятся в обществе, но фактически не принадлежат к нему, что проявляется в полном отрицании целей и средств. Они «уходят» из общества в психическую болезнь, наркоманию, алкоголизм, бродяжничество и т.п.

Мятеж – это такая поведенческая реакция, которая выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом целей и средств и замене их на новые цели и средства. Это попытка установить новый социальный порядок.

Из всех рассмотренных поведенческих реакций только конформизм не является девиацией, все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.

Широкую известность приобрела также концепция стигматизации (от гр. stіgma - клеймо) или навешивания ярлыков. Основная идея этой теории состоит в том, что девиация содержится не столько в самом действии, сколько в реакции других на это действие. В этой концепции девиация рассматривается не как внутренняя недисциплинированность или психологическая настроенность на то, чтобы навредить окружающим, а как результат социальных обвинений и проявлений контроля со стороны общества. Например, первое правонарушение может повлиять на всю дальнейшую жизнь человека: навешенный ярлык приводит к криминальной идентичности. Утверждается, что само навешивание ярлыков провоцирует девиацию.

Иногда такой процесс называют стигматизацией. Стигма в социологическом значении - это признак, который дискредитирует индивида или группу. Бывают стигмы тела (увечья), индивидуального характера (гомосексуализм) и даже целых социальных коллективов (раса ли племя).

Мы рассматривали девиацию, как поведение, отклоняющееся от норм в худшую сторону. Девиантное поведение в социологическом понимании далеко не всегда имеет негативный смысл. Отклонения от норм могут иметь для системы двоякое значение: 1) негативное, т.е. нарушающее функционирование системы, дезорганизующее ее и создающее угрозу ее существованию; 2) позитивное, т.е. служащее средством совершенствования системы, повышения ее организованности.

Как считают некоторые ученые, в большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к появлению новой субкультуры. Когда девиация становится коллективной, девиантная группа приобретает большое влияние в обществе, чем ставит власти перед сложной проблемой т.к. это может способствовать изменению отношения общества к поступкам всей группы. Для противодействия этому процессу существует такое понятие, как социальный контроль. Социальный контроль – это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция системы социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур.

Социальный контроль включает два главных элемента – нормы и санкции. Нормы представляют собой предписания того, как надо правильно себя вести в обществе. Санкции – это средства поощрения и наказания, заставляющие людей соблюдать социальные нормы. На язык предписаний переводится все то, что, так или иначе, ценится обществом. Человеческая жизнь и достоинство, отношение к старшим, коллективные символы, религиозные обряды, законы государства составляют то, что делает общество сплоченным, поэтому особенно ценится и охраняется.

Социальный контроль бывает формальным и неформальным. Формальный контроль осуществляют организации. Для этого создаются специальные органы и разрабатываются правила. Например, уголовное право. Существуют, по меньшей мере, три основных метода формального социального контроля. Это изоляция, обособление, реабилитация. Изоляция применяется с целью отлучения индивидов от других, не предусматривая даже попыток реабилитации. Обособление предполагает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества, предусматривая возможность возвращения в общество тех, кто готов выполнять его нормы. Реабилитация предусматривает подготовку людей к нормальной жизни и исполнению социальных ролей в обществе.

Неформальный контроль – это вид давления, характерный для небольших групп, проявляющийся в формах остракизма (психологического изгнания), критики или насмешки, препятствующих девиантному поведению. Выделяют четыре основных типа неформального контроля: социальные вознаграждения (улыбка, одобрительный взгляд, похвала), наказание (критическое высказывание, физическое воздействие), убеждение и переоценка норм. Социальный контроль осуществляется определенными способами. Это, прежде всего, социальный контроль через социализацию и через групповое давление.

Таким образом, социология личности отрасль социологии, изучающая личность как социальное явление, её взаимодействие с различными социальными группами и обществом. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

 

 

 

 

1. Основная литература

1. Волков Ю.Г., Епифанцев С.Н., Гулиев М.А. Социология: Учебное посо бие. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.

2. Коваліско Н.В. Основи соціальної стратифікації: Навчальний посібник. – Львів: «Магнолія 2006», 2009. – 328 с.

3. Кравченко А.И. Краткий социологический словар. – М.: Проспект, 2009. – 352 с.

4. Лукашевич М.П., Туленков М.В., Яковенко Ю.І. Соціологія: основи загальної, спеціальних та галузевих теорій: Підручник. – К: Каравела, 2008. – 544 с.

5. Соціологія: підручник для студ. вищ. навч. закл./В.І.Волович, М.І.Горлач, В.Г.Кремень та ін. – К.: Центр учбов. літер., 2009. – 808 с.

6. Соціологія: Навчальний посібник /За ред. С.О.Макєєва. – К.: Т-во «Знання», КОО, 2008. – 566 с.

7. Соціологія [Текст]: навч. посіб.: кредит.-модул. Курс /за ред. Нікітіна. – Донецьк: ДонНУЕТ, 2010. – 198 с.

8. Социология: учебное пособие для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения / В.В.Рыбаков, Л.К.Андриенко, Е.В.Крюкова, Э.Н.Давыденко – Донецк: ДонГУЭТ, 2006. – 204 с.

9. Танчин І.З. Соціологія: Навч. посібн. – К.: Знання, 2007. – 351 с.

10. Черниш Н.Й. Соціологія: Підручник за рейтингово-модульною системою навчання. – К.: Знання, 2009. – 468 с.

 

ІІ. Дополнительная литература

1. Бергер Б. Нуклеарная семья как первооснова цивилизации в исторической перспективе //Вестн.МУ, 2003, №3

2. Вебер М. Сословия и классы //Вестн. МУ. Серия 18. Социология и политология. – 2003, № 4.

3. Головаха Е. Социологическое знание: специфика, критерии научности и перспектива развития //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. - №1.

4. Злобина Е. Категория «личность» в системе понятий социологической теории // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2002. - №2

5. Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное //Социс, 2010, №2. – С.69-75.

6. Казаков В. Социология конфликта: проблема определения //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004, №3.

7. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе //Вестн.МУ, сер.18, 2004, №1.

8. Кодекс профессиональной этики социолога (утв. 20 мая 2004 г.) //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. - №3.

9. Мустафаева М.Э. Социальные проблемы современной семьи //Социс, 2009, №7. – С. 109-114.

10. Никитина Т. Теоретическая и эмпирическая интерпретация и операционализация понятия «валидность» // Соціологія: теорія, методы, маркетинг, 2009, №2. – С. 113-130.

11. Подольська Є. Соціологічний портрет сучасного студента: теоретико-методологічний підхід //Вища школа, 2010, №2. – С.22-34.

12. ПоляковаН.Л. Образ современных обществ в социологической теории XX – начала XXI в. //Вестник Московського университета. Серия 18. Соціологія и політологія. – 2009, №2. – С.128-144.

13. Скокова Л. Социология культуры как комплексный анализ социокультурной сферы //Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004, №1.

14. Соціологія: словник термінів і понять. – К.: Кондор, 2006. – 372 с.

15. Социология: Учебник для вузов /А.И.Кравченко, В.Ф.Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.

16. Степаненко В., Рыбщун А. Украинская соціологія: общественно-исторический и идеологический контексты развития //Соціологія: теорія, методы, маркетинг, 2009, №2. – С.23-47.

17. Тихомирова В.В. Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи //Социс, 2010, №2. – С. 118-125.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.033 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал