Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. Педагогическая деятельность в послевоенные годы.






После выписки из госпиталя Леонид Егупов был уволен из рядов Советской Армии по ранению. Пришлось адаптироваться к новым условиям жизни, к вынужденным ограничениям из-за потери правой руки. В это же время в Ленинград из эвакуации вернулся его родной ВУЗ – Институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта. Альма Матер стала местом, где её выпускник смог реализовать себя в новом качестве. Егупов стал преподавателем военной кафедры института и начальником курса. В то же время Леонид Фёдорович принял решение всерьёз заняться наукой и поступил в аспирантуру. Его научным руководителем и настоящим наставником стал выдающийся советский учёный Авксентий Цезаревич Пуни (1898 – 1986) [6]. Это был уникальный человек. Внук знаменитого итальянского композитора Цезаря Пуни, доктор педагогических наук, профессор, основоположник отечественной психологии спорта. В 1946 году Пуни создал самостоятельную кафедру психологии спорта и на последующие тридцать лет стал её бессменным заведующим. Многие боялись его. И не напрасно. Он был строгим экспертом, органически не терпел халтуры. Будучи членом многих учёных советов по защите диссертаций, он вникал в содержание всех работ, почти всегда задавал очень серьёзные вопросы, часто выступал с полемикой. Не случайно научные руководители обычно напутствовали своих диссертантов словами: «Не бойся Пуни - иди к трибуне!». Часто говорили, что он требователен чрезмерно, до деспотичности. Но высочайшие требования он предъявлял прежде всего к самому себе. Свои печатные работы он готовил очень тщательно, обращая большое внимание на логику и стиль изложения, много редактировал, исправлял. Он демонстрировал пример отношения к работе, формировал стандарты, к которым должны были стремиться другие. Аспиранты, следуя замечаниям Авксентия Цезаревича, иногда по нескольку раз переписывали свои работы. Если экспериментальный материал Пуни нравился, а изложение – нет, то, убедившись, что аспирант уже не в силах улучшить текст, он сам переписывал целые куски работы. Предзащиты диссертаций на кафедре проходили как огромные события. Редко, когда диссертацию «пропускали» с первого раза. Пуни требовал доводки работы до такой степени совершенства, чтобы ему было не стыдно выпустить работу с кафедры, чтобы не пострадала «марка» А.Ц. Пуни [1, с. 26]. Именно под руководством этого талантливого учёного работал над своей диссертацией Леонид Фёдорович Егупов с 1948 по 1952 год. Пуни и Егупов, два фронтовика, прошедших через огонь Великой Отечественной, к тому же, жизнь обоих была тесно связана с Вяткой (Кировом), где Пуни работал, а Егупов учился, быстро нашли общий язык и сходство жизненных принципов. В 1952 году Леонид Фёдорович защитил кандидатскую диссертацию и ему была присуждена степень кандидата педагогических наук.

До 1951 года Леонид Фёдорович Егупов был заместителем декана спортивного факультета института, где работал под руководством ещё одного выдающегося учёного – профессора Алексея Николаевича Крестовникова (1885 – 1955) – ученика И.П. Павлова и Л.А. Орбели [6]. Блестящий физиолог и мастер альпинизма, покоритель Эльбруса, Памира, Домбая, Алтая, островов Арктики, А.Н. Крестовников в годы Великой Отечественной войны возглавил тяжелейший переход своих студентов-добровольцев через Большой Кавказский хребет. Леониду Фёдоровичу повезло работать в тесном сотрудничестве с этим уникальным человеком. Однако, по окончанию аспирантуры Егупов предпочёл перейти на должность старшего преподавателя кафедры психологии спорта, которую возглавлял его научный руководитель А.Ц. Пуни. Дружеские отношения между Егуповым и Пуни сохранялись на протяжении долгих лет [1, с. 27].

Параллельно с преподавательской деятельностью, Леонид Фёдорович Егупов решил принципиально не бросать спорт и, будучи инвалидом, освоил совершенно новый для нашей страны вид спорта – горнолыжный слалом. Трудно себе представить, чтобы человек, лишившийся правой руки, мог столь блестяще справляться с тяжелейшими горными трассами. А Егупов не только сам стал успешным слаломистом, но и стоял у истоков этого вида спорта в СССР. Им была написана диссертация на тему «Запоминание слаломной трассы» [5]. А на спортивных базах в Кавголово и Кировске (под Ленинградом) Леонид Фёдорович Егупов вместе с организатором первых в СССР чемпионатов по слалому Владимиром Михайловичем Станкевичем (1917 – 1989) и создателем лыжных трасс в Коробицыно Семёном Ивановичем Ялакасом (1917 – 1994) руководили лыжной подготовкой студентов. Главной задачей Егупова была психологическая подготовка горнолыжников перед стартом. По признанию одного из своих воспитанников, Егупов всегда умел найти нужные слова и настроить спортсмена на достойный результат. Борис Владимирович Кузнецов – неоднократный победитель и призёр Всесоюзных соревнований, заслуженный тренер РСФСР, тренер сборной СССР по горнолыжному спорту, бывший в числе тех самых первых студентов-горнолыжников, писал: «Я могу сказать, что не встречал людей, которые бы лучше, чем они (речь идёт о Егупове, Станкевиче и Ялакасе), разбирались в психологии спортсмена и в самом спорте» [11, с. 4].

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал