Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оценка эффективности реализации молодежной политики
Объективно оценить эффективность, результативность и действенность принимаемых мер, действий и шагов в сфере молодежной политики возможно только при наличии единых критериев, показателей и индикаторов в этой отрасли. Единого подхода к их определению в оценке эффективности проводимой молодежной политики до последнего времени не существовало. Это позволяло оценивать действенность молодежной политики через призму субъективного понимания целесообразности той или иной деятельности, как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации их руководителями и органами, ответственными за работу в этой сфере. Формулировки, зафиксированные в отношении молодежной сферы в 184-ФЗ и 131-ФЗ («программы для детей и молодежи») позволяли определять цели и задачи, оценивать эффективность работы с молодежью на усмотрение соответствующего чиновника. В некоторых регионах проведение исключительно 2-3 массовых мероприятий в год оценивалось как целостная системная молодежная политика. Несколько лет назад в ряде исследований для оценки эффективности достижений поставленных стратегических задач в молодежной сфере стал использоваться Индекс развития молодежи – композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО. Он рассчитывается на базе 3 групп показателей (см.рис.1.): индекса здоровья, индекса образования, индекса дохода. Рис. 1. Методология расчета индекса развития молодежи При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам, при этом все причины сгруппированы по двум категориям: различные болезни и несчастные случаи. К последней, в том числе, относятся: самоубийства, убийства, повреждения, полученные в военных действиях, отравления и травмы, которые привели к летальному исходу, в том числе и связанные с употреблением наркотиков и алкоголя. Для расчета индекса образования анализируются данные о доле грамотных среди молодежи, об охвате образованием различного уровня, а также о качестве полученного ими образования. Оценка качества полученного молодежью образования производится на основании данных о результатах единого государственного экзамена по русскому языку и математике. Последняя составляющая индекса развития молодежи – индекс дохода, рассчитываемый по данным обследований Росстата. Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих. В 2008 году Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на основании указанных выше и других имеющихся наработок, разработало, обсудило на общероссийском совещании с руководителями органов по делам молодежи регионов документ «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации». Документ был разослан во все субъекты Российской Федерации для заполнения. Информация из регионов была в течение нескольких месяцев получена и обобщена. Сам процесс сбора информации показал весь спектр понимания приоритетов в работе с молодежью. В ряде регионов руководители были удивлены тем, что показателями эффективной молодежной политики являются, в том числе, низкий уровень безработицы в молодежной среде, наркомании, преступности и рецидивной преступности. В некоторых регионах целый спектр статистических данных о состоянии дел с реализацией молодежной политики оказался вовсе выпадающим, т.е. не отслеживался органами власти на момент сбора статданных. Конечно, существуют общественные процессы и ценностные параметры (духовное развитие, патриотизм, толерантность и т.п.), которые достаточно сложно напрямую оценить количественно, а тем более определить результативность усилий, направленных на их развитие. Практически чтобы их измерить необходимо прибегать к косвенным показателям, которые могут быть не менее информативными. Тем не менее, необходимо определить перечень статистических показателей, который бы с высокой долей объективности смог охарактеризовать эффективность проводимой молодежной политики в России на современном этапе. При оценке эффективности молодежной политики следует принимать во внимание также факторы, отражающие многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия по регионам, географическим районам, различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т.д. В перечне должны быть следующие показатели. 1. Оценки, определяющие положение молодежи и в том числе: 1.1. Социально-демографические характеристики · Доля молодежи в возрасте 14-30 лет · Половозрастное распределение молодежи и ее этно-национальный состав · Распределение молодежи по типам поселений и ее миграция между городами и сельской местностью внутри субъекта РФ · Миграция молодежи между субъектом РФ и другими субъектами РФ, странами СНГ, зарубежными странами · Численность мигрирующей молодежи · Заболеваемость молодежи в субъекте РФ (общая динамика по всем видам болезней). · Структура причин смертности в молодежной среде · Семейное положение молодежи в субъекте РФ · Численность молодых семей в субъекте РФ (с учетом определения молодой семьи) · Браки и разводы среди молодежи в субъекте РФ · Рождаемость в молодых семьях 1.2. Занятость молодежи · Формы занятости молодежи · Распределение занятости молодежи по сферам производства · Средняя продолжительность молодежной безработицы · Молодежь, приступившая к работе по специальности после окончания учебных заведений профессионального образования 1.3. Образование молодежи · Уровень образованности молодежи · Количество учебных заведений профессионального образования · Количество учащихся учебных заведений профессионального образования 1.4. Служба молодежи в армии (количество призывников, молодежи, отслужившей и не отслужившей срочную службу) 1.5. Социальная активность молодежи и в том числе: 1.1.1. Общественно-политическая активность молодежи · Молодежь, участвовавшая в выборах федерального и регионального уровня · Молодежь, состоящая в политических партиях и региональных общественно-политических формированиях · Молодежь, участвующая в деятельности детских и молодежных общественных объединений, а также органов самоуправления 1.1.2. Трудовая и деловая активность молодежи в субъекте РФ · Молодежь, участвующая в программах по трудоустройству и профессиональной ориентации · Молодые люди, создавшие фермерское хозяйство (задействованные в его деятельности) · Молодые люди, зарегистрированные в качестве учредителей коммерческих предприятий · Молодежь, участвующая в работе студенческих отрядов и трудовых объединений по сезонной и временной занятости 1.1.3. Творческая активность молодежи · Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.п. мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба, проходящих в субъекте РФ (доля от общего числа молодежи в субъекте РФ) · Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, и т.п. мероприятиях регионального уровня, проходящих в субъекте РФ · Молодежь, участвующая в работе неформальных и формализованных творческих молодежных союзов и объединений 1.1.4. Спортивная активность молодежи в субъекте РФ. · Молодежь, занимающаяся в организациях физической культуры и спорта · Молодежь субъекта РФ, участвующая в межрегиональных, всероссийских и международных молодежных соревнованиях · Молодежь, занимающаяся в организациях РОСТО (ДОСААФ) · Молодежь, занимающаяся в учреждениях по месту жительства · Молодежь, занимающаяся физической культурой и спортом в организациях военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки 1.6. Преступления и правонарушения, совершенные молодежью · Молодежь, совершившая административные правонарушения и уголовные преступления · Административные правонарушения и уголовные преступления, совершенные с участием молодежи · Молодежь субъекта РФ, находящаяся в исправительных учреждениях · Экстремистские проявления в молодежной среде 2. На этом фоне необходимо оценить деятельность органов власти по реализации основных направлений государственной молодежной политики в субъекте РФ, среди них: 2.1. Поддержка и сопровождение талантливой молодежи в субъекте РФ · Наличие базы данных по талантливой молодежи · Количество программ по работе с талантливой молодежью · Организация работы с молодежью, тяготеющей к деятельности в научной сфере 2.2. Помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС) · Наличие базы молодежи, оказавшейся в ТЖС · Количество программ по работе с молодежью, оказавшейся в ТЖС · Специализированные учреждения для молодежи, оказавшейся в ТЖС 2.3. Система профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи · Программы по профессиональной ориентации и трудоустройству молодежи · Специализированные учреждения по профориентации и трудоустройству молодежи · Количество бизнес-инкубаторов 2.4. Деятельность по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде 2.5. Патриотическое воспитание и допризывная подготовка детей и молодежи · Программы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке детей и молодежи · Организации, работающие в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи 2.6. Поддержка молодых семей · Наличие базы данных по количеству и состоянию молодых семей · Наличие региональных нормативных и правовых актов в отношении молодой семьи · Программы в отношении молодых семей (в том числе по обеспечению жильем) · Обеспеченность жильем молодых семей 2.7. Работа с целевыми группами молодежи 2.8. Работа с объединениями молодежных субкультур · Наличие базы данных по объединениям молодежных субкультур · Перечень объединений молодежных субкультур в субъекте РФ, с которыми ведет работу орган по делам молодежи · Программы (подпрограммы) по работе с объединениями молодежных субкультур 3. Следующий раздел показателей касается управления государственной молодежной политикой и ее инфраструктуры: 3.1. Нормативная и правовая база отрасли · Законы и нормативные правовые акты, принятые в отношении молодежи и молодежной политики · Целевые программы 3.2. Учреждения и организации по работе с молодежью · Общая численность учреждений по работе с молодежью · Молодежные общественные и некоммерческие организации, работающие с молодежью в субъекте РФ, входящие и не входящие в реестр · Формы институциональной самоорганизации молодежи в субъекте РФ 3.3. Орган по делам молодежи · Наименование, структура и штатная численность сотрудников органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной политики · Количество сотрудников органа по делам молодежи · Количество структур по работе с молодежью, подведомственных органу по делам молодежи · Коллегиальные органы (советы, комиссии и т.п.) при органе по делам молодежи · Финансирование сферы государственной молодежной политики · Бюджетное финансирование сферы государственной молодежной политики Обобщение и сопоставление этих показателей формирует достаточно полную картину эффективности политики в отношении молодежи (своего рода паспорт молодежной отрасли по регионам). Все эти показатели важны не только в абсолютных цифрах, но и с учетом их доли в общем количестве молодежи, проживающей в субъекте РФ, а также в динамике. Второй составляющей, характеризующей эффективность молодежной политики, должен быть ежегодный доклад «О положении молодежи в Российской Федерации», информация для которого собирается социологическими методами. Он показывает не статистическую картину, а мнение и оценку самой молодежью, и обществом в целом действенности и результативности проводимой политики. Вариант такого исследования также дан в приложении к докладу. Все это в совокупности может стать универсальной системой оценки деятельности государства и общества в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления в Российской Федерации.
|