Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности реализации молодежной политики






Объективно оценить эффективность, результативность и действенность принимаемых мер, действий и шагов в сфере молодежной политики возможно только при наличии единых критериев, показателей и индикаторов в этой отрасли.

Единого подхода к их определению в оценке эффективности проводимой молодежной политики до последнего времени не существовало.

Это позволяло оценивать действенность молодежной политики через призму субъективного понимания целесообразности той или иной деятельности, как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации их руководителями и органами, ответственными за работу в этой сфере.

Формулировки, зафиксированные в отношении молодежной сферы в 184-ФЗ и 131-ФЗ («программы для детей и молодежи») позволяли определять цели и задачи, оценивать эффективность работы с молодежью на усмотрение соответствующего чиновника. В некоторых регионах проведение исключительно 2-3 массовых мероприятий в год оценивалось как целостная системная молодежная политика.

Несколько лет назад в ряде исследований для оценки эффективности достижений поставленных стратегических задач в молодежной сфере стал использоваться Индекс развития молодежи – композитный показатель, близкий по содержанию и методологии к Индексу развития человеческого потенциала, и позволяющий комплексно оценить состояние человеческого потенциала молодого поколения. Методология расчета данного показателя предложена ЮНЕСКО.

Он рассчитывается на базе 3 групп показателей (см.рис.1.):

индекса здоровья, индекса образования, индекса дохода.

Рис. 1. Методология расчета индекса развития молодежи

При расчете индекса здоровья используются данные о количестве умерших молодых людей по различным причинам, при этом все причины сгруппированы по двум категориям: различные болезни и несчастные случаи. К последней, в том числе, относятся: самоубийства, убийства, повреждения, полученные в военных действиях, отравления и травмы, которые привели к летально­му исходу, в том числе и связанные с употреблением наркоти­ков и алкоголя.

Для расчета индекса образования анализируются данные о доле грамотных среди молодежи, об охвате образованием различного уровня, а также о качестве полученного ими образования. Оценка качества полученного молодежью образова­ния производится на основании данных о результатах единого госу­дарственного экзамена по русскому языку и математике.

Последняя составляющая индекса развития молодежи – индекс дохода, рассчитываемый по данным обследований Росстата.

Обобщающий индекс развития молодежи рассчитывается как среднее значение всех показателей его составляющих.

В 2008 году Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, на основании указанных выше и других имеющихся наработок, разработало, обсудило на общероссийском совещании с руководителями органов по делам молодежи регионов документ «Статистические данные для оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации».

Документ был разослан во все субъекты Российской Федерации для заполнения. Информация из регионов была в течение нескольких месяцев получена и обобщена.

Сам процесс сбора информации показал весь спектр понимания приоритетов в работе с молодежью. В ряде регионов руководители были удивлены тем, что показателями эффективной молодежной политики являются, в том числе, низкий уровень безработицы в молодежной среде, наркомании, преступности и рецидивной преступности. В некоторых регионах целый спектр статистических данных о состоянии дел с реализацией молодежной политики оказался вовсе выпадающим, т.е. не отслеживался органами власти на момент сбора статданных.

Конечно, существуют общественные процессы и ценностные параметры (духовное развитие, патриотизм, толерантность и т.п.), которые достаточно сложно напрямую оценить количественно, а тем более определить результативность усилий, направленных на их развитие. Практически чтобы их измерить необходимо прибегать к косвенным показателям, которые могут быть не менее информативными.

Тем не менее, необходимо определить перечень статистических показателей, который бы с высокой долей объективности смог охарактеризовать эффективность проводимой молодежной политики в России на современном этапе. При оценке эффективности молодежной политики следует принимать во внимание также факторы, отражающие многообразие категорий и социальных групп молодежи: различия по регионам, географическим районам, различия между селом и городом, между мужчинами и женщинами, между коренной и мигрирующей молодежью и т.д.

В перечне должны быть следующие показатели.

1. Оценки, определяющие положение молодежи и в том числе:

1.1. Социально-демографические характеристики

· Доля молодежи в возрасте 14-30 лет

· Половозрастное распределение молодежи и ее этно-национальный состав

· Распределение молодежи по типам поселений и ее миграция между городами и сельской местностью внутри субъекта РФ

· Миграция молодежи между субъектом РФ и другими субъектами РФ, странами СНГ, зарубежными странами

· Численность мигрирующей молодежи

· Заболеваемость молодежи в субъекте РФ (общая динамика по всем видам болезней).

· Структура причин смертности в молодежной среде

· Семейное положение молодежи в субъекте РФ

· Численность молодых семей в субъекте РФ (с учетом определения молодой семьи)

· Браки и разводы среди молодежи в субъекте РФ

· Рождаемость в молодых семьях

1.2. Занятость молодежи

· Формы занятости молодежи

· Распределение занятости молодежи по сферам производства

· Средняя продолжительность молодежной безработицы

· Молодежь, приступившая к работе по специальности после окончания учебных заведений профессионального образования

1.3. Образование молодежи

· Уровень образованности молодежи

· Количество учебных заведений профессионального образования

· Количество учащихся учебных заведений профессионального образования

1.4. Служба молодежи в армии (количество призывников, молодежи, отслужившей и не отслужившей срочную службу)

1.5. Социальная активность молодежи и в том числе:

1.1.1. Общественно-политическая активность молодежи

· Молодежь, участвовавшая в выборах федерального и регионального уровня

· Молодежь, состоящая в политических партиях и региональных общественно-политических формированиях

· Молодежь, участвующая в деятельности детских и молодежных общественных объединений, а также органов самоуправления

1.1.2. Трудовая и деловая активность молодежи в субъекте РФ

· Молодежь, участвующая в программах по трудоустройству и профессиональной ориентации

· Молодые люди, создавшие фермерское хозяйство (задействованные в его деятельности)

· Молодые люди, зарегистрированные в качестве учредителей коммерческих предприятий

· Молодежь, участвующая в работе студенческих отрядов и трудовых объединений по сезонной и временной занятости

1.1.3. Творческая активность молодежи

· Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах и т.п. мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного масштаба, проходящих в субъекте РФ (доля от общего числа молодежи в субъекте РФ)

· Молодежь, участвующая в конкурсах, фестивалях, олимпиадах, и т.п. мероприятиях регионального уровня, проходящих в субъекте РФ

· Молодежь, участвующая в работе неформальных и формализованных творческих молодежных союзов и объединений

1.1.4. Спортивная активность молодежи в субъекте РФ.

· Молодежь, занимающаяся в организациях физической культуры и спорта

· Молодежь субъекта РФ, участвующая в межрегиональных, всероссийских и международных молодежных соревнованиях

· Молодежь, занимающаяся в организациях РОСТО (ДОСААФ)

· Молодежь, занимающаяся в учреждениях по месту жительства

· Молодежь, занимающаяся физической культурой и спортом в организациях военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки

1.6. Преступления и правонарушения, совершенные молодежью

· Молодежь, совершившая административные правонарушения и уголовные преступления

· Административные правонарушения и уголовные преступления, совершенные с участием молодежи

· Молодежь субъекта РФ, находящаяся в исправительных учреждениях

· Экстремистские проявления в молодежной среде

2. На этом фоне необходимо оценить деятельность органов власти по реализации основных направлений государственной молодежной политики в субъекте РФ, среди них:

2.1. Поддержка и сопровождение талантливой молодежи в субъекте РФ

· Наличие базы данных по талантливой молодежи

· Количество программ по работе с талантливой молодежью

· Организация работы с молодежью, тяготеющей к деятельности в научной сфере

2.2. Помощь и поддержка молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации (далее - ТЖС)

· Наличие базы молодежи, оказавшейся в ТЖС

· Количество программ по работе с молодежью, оказавшейся в ТЖС

· Специализированные учреждения для молодежи, оказавшейся в ТЖС

2.3. Система профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи

· Программы по профессиональной ориентации и трудоустройству молодежи

· Специализированные учреждения по профориентации и трудоустройству молодежи

· Количество бизнес-инкубаторов

2.4. Деятельность по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде

2.5. Патриотическое воспитание и допризывная подготовка детей и молодежи

· Программы по патриотическому воспитанию и допризывной подготовке детей и молодежи

· Организации, работающие в сфере патриотического воспитания и допризывной подготовки детей и молодежи

2.6. Поддержка молодых семей

· Наличие базы данных по количеству и состоянию молодых семей

· Наличие региональных нормативных и правовых актов в отношении молодой семьи

· Программы в отношении молодых семей (в том числе по обеспечению жильем)

· Обеспеченность жильем молодых семей

2.7. Работа с целевыми группами молодежи

2.8. Работа с объединениями молодежных субкультур

· Наличие базы данных по объединениям молодежных субкультур

· Перечень объединений молодежных субкультур в субъекте РФ, с которыми ведет работу орган по делам молодежи

· Программы (подпрограммы) по работе с объединениями молодежных субкультур

3. Следующий раздел показателей касается управления государственной молодежной политикой и ее инфраструктуры:

3.1. Нормативная и правовая база отрасли

· Законы и нормативные правовые акты, принятые в отношении молодежи и молодежной политики

· Целевые программы

3.2. Учреждения и организации по работе с молодежью

· Общая численность учреждений по работе с молодежью

· Молодежные общественные и некоммерческие организации, работающие с молодежью в субъекте РФ, входящие и не входящие в реестр

· Формы институциональной самоорганизации молодежи в субъекте РФ

3.3. Орган по делам молодежи

· Наименование, структура и штатная численность сотрудников органа, отвечающего за реализацию государственной молодежной политики

· Количество сотрудников органа по делам молодежи

· Количество структур по работе с молодежью, подведомственных органу по делам молодежи

· Коллегиальные органы (советы, комиссии и т.п.) при органе по делам молодежи

· Финансирование сферы государственной молодежной политики

· Бюджетное финансирование сферы государственной молодежной политики

Обобщение и сопоставление этих показателей формирует достаточно полную картину эффективности политики в отношении молодежи (своего рода паспорт молодежной отрасли по регионам).

Все эти показатели важны не только в абсолютных цифрах, но и с учетом их доли в общем количестве молодежи, проживающей в субъекте РФ, а также в динамике.

Второй составляющей, характеризующей эффективность молодежной политики, должен быть ежегодный доклад «О положении молодежи в Российской Федерации», информация для которого собирается социологическими методами. Он показывает не статистическую картину, а мнение и оценку самой молодежью, и обществом в целом действенности и результативности проводимой политики. Вариант такого исследования также дан в приложении к докладу.

Все это в совокупности может стать универсальной системой оценки деятельности государства и общества в сфере государственной молодежной политики на всех уровнях управления в Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.024 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал