Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативное правовое обеспечение
Конституция Российской Федерации содержит положения, составляющие основу государственной молодежной политики, а также устанавливает разграничение предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституцией Российской Федерации предусмотрены базовые положения, касающиеся порядка образования и деятельности общественных объединений, распространяемые, естественно, в том числе на молодежные объединения. Согласно части 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Частью 2 той же статьи устанавливается, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее государственную молодежную политику в России, определяется Законом СССР от 16 апреля 1991 года № 2114-I «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», а также постановлением Верховного Совета СССР от 3 июня 1993 года № 5090-I «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» в той части, в которой они не противоречат Конституции Российской Федерации. Нормативный акт декларирует единство целей и принципов государственной молодежной политики в Российской Федерации для всех уровней государственной власти и управления. Государственная молодежная политика определена как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Она выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержит ряд специальных норм о защите прав отдельных категорий молодежи в сфере высшего и послевузовского профессионального образования. Он определяет правовой статус студентов (статья 16), слушателей (статья 18) и аспирантов (статья 19) как составной части молодежи. Но данный Федеральный закон содержит систему норм, направленных на защиту и реализацию прав молодежи исключительно в сфере образования. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет основные понятия в указанной области: «несовершеннолетний», «безнадзорный», «беспризорный», «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении», «антиобщественные действия», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «индивидуальная профилактическая работа». В нем рассматривается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. Вместе с тем, он не обеспечивает решение вопросов, связанных с конкретными мерами, направлениями и формами государственной поддержки молодежных и детских объединений. Он касается только поддержки с федерального уровня и не регулирует поддержку детских и молодежных объединений с регионального и местного уровня власти, ограничивая тем самым и число получателей поддержки. Таким образом, этот Закон нуждается в коренной переработке. В федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» в статье 16 «Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере» определено, что Правительство Российской Федерации принимает меры по реализации молодежной политики. Перечень приведенных правовых актов свидетельствует о том, что действующее в настоящее время законодательство, регулирующее государственную молодежную политику в России, имеет фрагментарный характер. Оно в определенной части уже морально устарело. Имеющиеся нормы, регулирующие общественные отношения в указанной сфере, содержатся в актах различной тематики. В нем отсутствует нормативно-правовая база, необходимая для целостного правового обеспечения молодежной политики, в том числе единый нормативный правовой акт, регламентирующий вопросы молодежной политики России. Для реализации задач модернизации молодежной политики, повышения ее результативности за счет активизации общественной составляющей предлагается подготовить и принять целый ряд взаимоувязанных нормативных правовых актов. В целях комплексного обеспечения законодательного регулирования молодежной политики положения Конституции Российской Федерации должны быть развиты в федеральном законе «Об основах молодежной политики в Российской Федерации». Закон должен стать базовым федеральным законом, консолидирующим все действующие правовые нормы, касающиеся молодежной политики, в том числе те, которые предлагается законодательно закрепить нижеперечисленными законопроектами. В связи с этим весь блок законопроектов логичнее было бы принять одним пакетом. Закон должен закрепить основные понятия, касающиеся молодежной политики, до сих пор не закрепленные на уровне федерального законодательства, такие как: молодежь (молодые граждане), молодая семья, молодой специалист, молодежный парламентаризм, инфраструктура для молодежи, молодежная работа, неформальное молодежное образование, общественно-значимая деятельность молодежи. Закон должен нормативно определить систему управления, инфраструктуру, ответственность различных уровней власти за реализацию молодежной политики, ее общественно-государственный характер и основные принципы, роль молодежи и ее гражданских союзов в сфере общественных отношений. Закон должен решать задачу координации исполнительно-распорядительной деятельности в сфере молодежной политики федеральным органом власти на всех уровнях власти, в том числе на основе механизма передачи федеральных полномочий в сфере молодежной политики на уровень субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Для повышения эффективности реализации молодежной политики и совершенствования механизмов взаимодействия ее основных субъектов необходимо: 1. Подготовить и принять изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» и в Федеральный закон «О бюджете» (в части введения целевой статьи «Субсидии молодежным объединениям»). Законы должны обеспечить безвозмездное или льготное предоставление в пользование молодежным общественным объединениям, включенным в Федеральный реестр молодежных и детских объединений и пользующихся государственной поддержкой, зданий, помещений, сооружений, оборудования и иного имущества государственных предприятий, учреждений и организаций (в том числе школ, дворцов творчества и т.п.), в свободное от выполнения ими профильных задач время, а также предоставление субсидий и грантов молодежным общественным объединениям на реализацию программ в молодежной сфере. 2. Разработать и внести проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», предусматривающий при проектировании и строительстве жилых микрорайонов и домов их обеспечение инфраструктурой для молодежи в соответствии с нормативами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Принять в установленном порядке нормативы по обеспечению молодежи региональными и муниципальными учреждениями по работе с молодежью по месту жительства (многофункциональные молодежные центры, клубы, дома молодежи, центры профориентации и досуга), определяющие размеры выделяемых площадей и штатную численность сотрудников. 3. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», предусматривающий учет стажа работы в общественных объединениях при приеме на государственную гражданскую службу в части, касающейся соответствия квалификационным требованиям (из расчета два дня работы в общественной организации за один день работы на государственной гражданской службе). 4. Внести поправки в статью 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Поправки должны определить статус органа студенческого самоуправления как представительного органа обучающихся в высших учебных заведениях и обеспечить их право формировать органы студенческого самоуправления. Актуальность развития самоуправления обучающихся продиктована необходимостью их более широкого привлечения к участию в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности образовательных учреждений, реализации права на участие в управлении образовательным учреждением. Реализация предусмотренных законами прав обучающихся возможна в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации «Об образовании», которая определяет, что управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Однако в законах не говорится об органах самоуправлении обучающихся. Это привело к тому, что до сих пор во многих образовательных учреждениях не созданы органы самоуправления обучающихся, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и «прозрачность» деятельности образовательных учреждений. Принятие поправок позволит с одной стороны, повысить эффективность работы образовательных учреждений, а с другой стороны, создаст реальные условия для реализации прав обучающихся на участие в управлении образовательными учреждениями. 5. Подготовить поправки в избирательное законодательство РФ, предусматривающие право граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет, быть избранными в представительные органы муниципальных образований. Ограничения пассивного избирательного права граждан Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации (статьи 81 и 97) только в отношении права быть избранным Президентом Российской Федерации (35 лет) и депутатами Государственной Думы (21 год). Иных ограничений избирательных прав граждан Российской Федерации по возрасту в Конституции РФ не закреплено. Однако на сегодняшний день в законах 28 субъектов Российской Федерации пассивное избирательное право на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований предоставляется гражданам, достигшим на день голосования возраста 18 лет, в одном субъекте Российской Федерации – достигшим 19 лет, в одном субъекте Российской Федерации – достигшим 20 лет, в 52 субъектах Российской Федерации – достигшим 21 года. Пассивное избирательное право на выборах главы муниципального образования в 4 субъектах Российской Федерации предоставляется гражданам, достигшим на день голосования возраста 18 лет, в 78 субъектах Российской Федерации – достигшим 21 года. В целях вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь страны закон должен закрепить за гражданами Российской Федерации, достигшими возраста 18 лет, право быть избранными в представительные органы муниципальных образований. 6. Разработать и принять изменения в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», устанавливающий правовой статус учреждений органов по делам молодежи. В этих целях необходимо внести положение о том, что Типовое положение по данным учреждениям утверждается Правительством Российской Федерации. 7. Дополнить перечень показателей оценки эффективности 8. Привести Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствие с Концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, а также с основными положениями «Молодежной политики России на современном этапе». Для материальной поддержки студентов и молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, молодых семей, молодых ученых и молодых специалистов требуется: 1. Подготовить проект федерального закона «О мерах поддержки молодых специалистов в Российской Федерации», предусматривающий различные формы и механизмы поддержки молодых граждан, начинающих свой профессиональный путь, в том числе с использованием механизмов государственного заказа, распределения и социальных гарантий для молодых специалистов, обучающихся на бюджетной основе. Меры должны включать в себя и механизмы обеспечения жильем семей молодых специалистов, молодых ученых и других категорий молодежи. Дифференцированный размер социальных выплат и их стимулирующий характер должны обеспечивать доступность заемных средств, снижение стоимости жилья, особый режим администрирования, возможность предоставления земельных участков под индивидуальное строительство на безвозмездной или льготной основе без проведения торгов. Законопроект должен предоставить право работодателю в течение первых трех лет работы ежеквартально выплачивать подъемно-премиальные суммы и иные денежные компенсации, необлагаемые единым социальным налогом и подоходным налогом, но в размере не более 100 000 рублей, полученных за налоговый период. Должны быть установлены дополнительные гарантии молодым специалистам при их участии в трудовых отношениях, в частности при заключении и прекращении трудового договора (контракта). Так, молодой специалист не должен быть уволен без его согласия или согласия соответствующей государственной инспекции труда в связи с сокращением численности штатов работодателя, а молодой специалист – руководитель организации (филиала, представительства) или его заместитель – не может без согласия соответствующей государственной инспекции труда быть уволен в связи с однократным грубым нарушением им своих трудовых обязанностей. Законопроекты должны предусмотреть и иные меры государственной поддержки молодых специалистов. 2. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», предусматривающий меры поддержки жилищных или жилищно-строительных кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей в жилье молодых семей. В нем должны быть заложены механизмы строительства социального жилья, а также безвозмездной передачи молодым семьям земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. 3. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», закрепляющий возможность предоставления молодым специалистам, проживающим и работающим в сельской местности, либо молодым специалистам, изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность, получение земельных участков под индивидуальное строительство на безвозмездной основе и без проведения торгов. 4. Внести изменения в статью 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части закрепления права студентов очной формы обучения первого курса на получение государственных академических стипендий в первом семестре с начала учебного года. Законопроект должен предусмотреть не только право, но и обязанность администраций Вузов выплачивать студентам очной формы обучения первого курса государственные академические стипендии в первом семестре с начала учебного года. То обстоятельство, что студенты смогли поступить в высшее учебное заведение и прошли вступительные испытания, должно являться достаточным основанием для получения стипендии. Закон должен обязать назначать стипендию всем студентам очной формы обучения, обучающимся на «отлично», или на «хорошо» и «отлично», или на «хорошо». Тем самым будет обеспечено более четкое урегулирование процесса выплаты стипендии, что улучшит материальное положение студентов высших учебных заведений, особенно в условиях кризиса. Для обеспечения занятости молодежи необходимо: 1. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», предусматривающий гарантии трудовой занятости молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации. 2. Подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Он должен предусматривать закрепление обязанности государственных и муниципальных заказчиков осуществлять не менее 30% объема заказов у предприятий, которые имеют не менее 20% молодых сотрудников от среднесписочной численности сотрудников, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства. А в случае привлечения участниками размещения заказа к выполнению заказа субподрядчиков, также устанавливать аналогичные требования и для них. Государство в условиях рыночной экономики не должно заставлять юридические лица квотировать места для молодежи, однако, являясь самым крупным заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, может использовать свои возможности для решения проблемы занятости молодежи. Государственные средства являются главным ресурсом для работы промышленного комплекса и всех других сфер экономики страны и было бы логично подключить самую активную часть граждан страны – молодежь – для исполнения всех государственных заказов, путем предъявления указанных обязательных требований к участникам размещения заказа. Данный закон будет способствовать стремлению работодателей – потенциальных участников размещения заказов – принимать на работу молодых граждан. 3. Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 28 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предусмотреть в нем приоритеты при проведении конкурсных процедур хозяйствующим субъектам, привлекающим студенческие отряды при выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. В части защиты нравственности молодых граждан, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, пропаганды здорового образа жизни следует: · разработать комплекс законопроектов по защите нравственности детей и молодежи; · разработать комплекс нормативных документов по поддержке деятельности традиционных религий в области формирования и защиты нравственности детей и молодежи; · разработать и внести в Государственную Думу Российской Федерации, комплекс законопроектов по защите духовно-нравственного, психического и физического здоровья детей и молодежи от деятельности социально опасных религиозных объединений (сект); · подготовить проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «Об ограничении курения табака» и «О рекламе», предусматривающий законодательное закрепление полного запрета на территории Российской Федерации рекламы табака и табачных изделий в соответствии со статьей 13 Рамочной Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, ратифицированной Российской Федерацией в 2008 году; · разработать комплекс нормативных актов по обеспечению гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
|