Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ресоциализация молодых людей в трудных жизненных ситуациях
Юридическое определение понятия трудной жизненной ситуации сформулировано в Федеральном законе " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" только для детей. В отношении молодых людей старше 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации, такое понятие законодательно не закреплено, и их правовой статус определяется на общих основаниях для граждан Российской Федерации, получающих различные виды льготного обслуживания. Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей понимается такая ситуация, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества, и, прежде всего в жизнь местных сообществ. Сегодня масштабы социальных проблем, затрагивающих молодежь России, таковы, что необходимо кардинальное расширение охвата реабилитационными программами уязвимых групп молодежи, наращивание методологического, кадрового и финансового потенциала таких программ. Согласно данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения приблизительно каждый сотый россиянин в возрасте 15—30 лет имеет ту или иную степень инвалидности. Инвалидность является мощным негативным фактором маргинализации заметной группы молодежи. Стигматизация, предрассудки и социальная изоляция нередко перечеркивают перспективы молодых людей с ограниченными возможностями. Необходима государственная информационная политика, направленная на воспитание чувства солидарности с людьми, имеющими ограниченные возможностями в обществе, путем включения изучения этого вопроса в такие курсы как «Граждановедение» и «Социология» в школах и ВУЗах, заказа, изготовления и размещения социальной рекламы, освещения этой тематики на государственных каналах. Доступность к образованию для молодежи с ограниченными возможностями – это ключевой способ преодоления бедности и социального отчуждения, сопутствующих жизни многих инвалидов. По статистическим данным в Российской Федерации проживает около 11 миллионов инвалидов. Постоянную работу имеют только 13–15% из них. При этом более 60% инвалидов, освоивших программы высшего профессионального интегрированного образования, имеют работу. Для социальной реабилитации инвалидов с нарушением двигательного аппарата является обеспечение условий для комфортного доступа в жилые здания, образовательные, здравоохранительные, социальные учреждения и др. Поскольку трудоустройство является проблемой для многих молодых инвалидов, и целесообразно повысить квоты рабочих мест для них на предприятиях и/или восстановить систему целевого сбора с предприятий, эти квоты не выполняющих. Не менее важной задачей является профилактика насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними, а также социальной адаптации детей и молодежи, подвергшихся насилию. В этой связи необходимо: · проработать вопрос о создании и внедрении единой системы сбора официальной статистики и регистрации случаев насилия над детьми; · в целях максимального обеспечения прав несовершеннолетних, их защиты от преступных посягательств и решения вопросов профилактики безнадзорности и беспризорности проработать вопрос о реформировании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; · активно использовать СМИ для пропаганды профилактических мер противодействия преступлениям (обеспечить недопущение размещения и трансляции информации, культивирующей насилие, жестокость и порнографию); · проводить своевременную виктимологическую профилактику и пресечение насильственных преступлений против несовершеннолетних; · обобщить следственную практику по делам о сексуальных посягательствах в отношении детей для выявления типичных ошибок, допускаемых следователями; · на системной основе проводить совместные и/или индивидуальные занятия (курсы повышения квалификации) следователей с участием психологов по правилам общения с потерпевшими несовершеннолетними и по вопросам методики расследования сексуальных посягательств в отношении детей; · развивать сеть учреждений экстренной помощи и учреждений социального обслуживания для детей и молодежи, подвергшихся насилию, на основе амбулаторной и стационарной форм обслуживания. Программы социальной и профессиональной реабилитации молодежи, попавшей в места лишения свободы, также являются важной составляющей молодежной политики в сфере ресоциализации молодежи. Россия занимает второе место в мире по доле лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В 2000–2004 гг. в среднем 60% всех преступлений было совершено лицами в возрасте 14–29 лет. Все большую обеспокоенность вызывает активная вовлеченность молодежи и детей в преступную деятельность. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, упала с 12, 6% в 2000 г. до 8, 2% в первом полугодии 2007 г., однако, по-прежнему остается существенной. Реабилитация молодых людей, попавших в места лишения свободы, является важным механизмом снижения криминогенности в обществе. Важно обеспечить комплектование воспитательных колоний необходимым количеством профильных специалистов – психологов, социальных педагогов, медицинских сотрудников. Процесс социальной реабилитации должен быть преемственным, и реабилитация в месте заключения должна быть продолжена реабилитацией бывших заключенных по месту жительства. Создание единой реабилитационной системы, с одной стороны, и работа по изменению отношения общества к бывшим заключенным, с другой, будут содействовать интеграции в общество бывших заключенных, снижению доли рецидивов. Важную роль может сыграть улучшение условий содержания и медицинского обслуживания заключенных в колониях, включая, профилактику заболеваний. Многие заключенные страдают алкогольной и наркотической зависимостью, другими заболеваниями. Так, на начало 2009 г. более 150 тыс. заключенных имели психические расстройства и наркотическую зависимость. В связи с этим целесообразно расширить охват заключенных программами лечения психиатрических заболеваний, наркомании и алкоголизма, а также программами реабилитации. Ключевым механизмом предотвращения повторного вовлечения освобождающихся заключенных в криминальную деятельность является содействие их занятости. Необходимо серьезно усилить меры по охвату заключенных образовательными программами, программами профессиональной ориентации по наиболее востребованным рабочим профессиям и последующей социально-трудовой адаптации. В целях социальной и профессиональной реабилитации молодежи, попавшей в места лишения свободы необходимо: · осуществлять профессиональное обучение в учреждениях системы исполнения наказаний на основе государственного, муниципального и коммерческого заказа; · развить систему дополнительного образования (в т.ч. дистанционные интерактивные образовательные блоки, используя современные телекоммуникационные технологии) и занятости осуждённых; · развить систему досуга (вовлечение осуждённых воспитательных и исправительных колоний в позитивные социально-культурные практики); · обеспечить трудовую занятость на производствах внутри учреждений системы исполнения наказаний; · принять на региональном уровне законодательные акты о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, вернувшихся из учреждений системы исполнения наказаний, о внедрении института общественных воспитателей из числа руководителей предприятий различных форм собственности; · организовать специализированные учреждения для освободившихся из мест лишения свободы с полным комплексом услуг (социальная гостиница, социальная столовая, правовая поддержка, медицинская помощь, временное и постоянное трудоустройство); · создание реабилитационных центров по проведению занятий, нацеленных на социальную адаптацию осужденных, в том числе реабилитиционные центры за территориями воспитательных колоний.
|