Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационный потенциал талантливой молодежи






Государственным приоритетом должно стать развитие человека как потенциального и действительного производителя научно-технических, экономических и социальных инноваций. Основным адресатом такого подхода, конечно, является молодежь. Она составляет основу той части человеческого капитала, которая наименее обременена стереотипами, а потому способна к динамичной реакции на вызовы современности.

Творческий, инновационный образ жизни, талант и способности молодого человека должны стать главнейшими условиями для его общественного признания, материального благополучия, карьерного и предпринимательского успеха.

Для массового вовлечения молодежи в инновационную деятельность требуется решить несколько взаимоувязанных задач:

· информирование о тех проблемах, которые нужно решать на основе новых подходов;

· стимулирование поиска новых идей по решению актуальных проблем современности;

· активное включение молодежи в инновационно-внедренческую деятельность.

Последнее не может быть успешно реализовано без возрождения института наставничества. Те, кто умеют внедрять новые знания и технологии в производство, делать их достоянием повседневной жизни, должны активно в ходе реальной работы передавать свой опыт молодежи. Для этого на всех уровнях - муниципальном, региональном, федеральном и международном – важно постоянно проводить конкурсы инновационных проектов, инновационные форумы с активным привлечением к участию в них российской молодежи и их наставников.

Однако этого будет явно недостаточно в силу ряда негативных факторов, действовавших на протяжении двух последних десятилетий, за которые общественная и экономическая ценность интеллектуального творческого труда существенно снизилась. В массовом сознании россиян и в первую очередь у молодежи сформировался негативный образ человека, занятого в сфере творческих профессий, инновационная и интеллектуальная деятельность перестала ассоциироваться с карьерными перспективами, социальным и материальным успехом. Причины этого кроются в процессах, происходивших в эпоху перестройки.

С 1996 года численность организаций, выполняющих научные исследования и разработки, ежегодно сокращается. Уменьшение числа исследовательских площадок сопровождается снижением числа занятых на них научных сотрудников. За десятилетие число занятых в научной сфере сократилось более чем на четверть миллиона человек (1 061 044 человек в 1995 году, 807 066 – в 2006 году). Цифра эта отражает, прежде всего, снижение численности исследователей (518 690 и 388 939 в те же годы, соответственно). Молодежь в возрасте до 29 лет составляет ныне менее 20% от общего числа исследователей.

Все это происходит на фоне нарастания формальных показателей, свидетельствующих об интенсификации работы по подготовке новых научных кадров. За то же десятилетие численность аспирантов во всех отраслях науки увеличилась более чем в два раза (62 317 - в 1995 году, 146 111 - в 2006 году); то же самое наблюдалось и при оценке приема в аспирантуру (24 025 принятых в 1995 году, 50 462 - в 2006 году). Заканчивают аспирантуру в среднем около 75% (в 2006 году – 35 530 выпущенных аспирантов из 47 803, поступивших туда в 2003 году). Около 25% (11 893 человека в 2006 году) заканчивают аспирантуру с защитой диссертации. Однако сопоставление этих цифр с приведенными выше данными о численности и возрастном составе научных работников позволяют сделать вывод, что аспирантура более не является кузницей кадров отечественной науки. Основная часть ее выпускников продолжает работу в других отраслях, не связанных с инновационной деятельностью.

Причиной является обостряющаяся год от года проблема падения престижности работы в науке, не обещающей ни общественного признания, ни материального благополучия. Об этом свидетельствую, в частности, данные Института социологии РАН, осуществившего масштабное исследование динамики жизненных установок и предпочтений молодого поколения по итогам десятилетия 1997–2007 годов. Согласно его данным, на протяжении этого периода изменились только количественные, но не качественные характеристики профессиональных предпочтений молодежи. Наиболее престижной в ее глазах остается группа профессий, включающая адвокатов, юристов, прокуроров, нотариусов (43% - в 1997 г., 32% - в 2007 г.). На втором месте располагается группа профессий, в которую входят финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники (46% - 1993 г., 28% - 2007 г.). Падение их престижности в основном происходило на фоне роста престижности профессий госслужащего (17% в 2007 г. против 10% в 1997 г.) и занятости в различных сферах шоу-бизнеса (11% в 2007 г. против 5% в 1997 г.). Престижность профессии ученого, научного работника неизменно оставалась одной из самых низких (0% - 1997 г., 3% - 2007 г.).

Условиями получения хорошей работы и высокого заработка большинство представителей молодого поколения считают наличие «правильного» образования (64%), а также связей и знакомств (53%). Лишь 29% полагают, что залогом успеха может стать личная инициативность, предприимчивость, инновационное поведение – за 10 лет их доля сократилась на 5%.

Описанная выше ситуация свидетельствует о мировоззренческом и поведенческом кризисе молодого поколения, и прежде всего – его наиболее одаренной части. В таких условиях одной из главнейших задач государственной молодежной политики становится серьезное переосмысление социальных стереотипов, практически перечеркивающих перспективы инновационной трансформации российской экономики. Для этого необходимо осуществление комплекса взаимосвязанных мер как идеологического, так и практического характера.

Первоочередной целевой группой молодежной политики становится талантливая молодежь, для которой необходимо создать систему преференций и эффективно работающий «социальный лифт», приводимый в движение через реализацию личных способностей молодого человека. Необходимо поставить на поток технологию, которая обеспечила бы постоянный отбор претендентов на места в новой элите нашего общества. Эта система должна включать конкурсы, стимулирующие изобретательство, исследовательские поиски, предприимчивость, лидерство, продюссирование молодых талантов, закрепление их за мастерами-наставниками, предоставление возможностей для самореализации.

В кратко- и среднесрочной перспективе необходимо осуществление комплекса мероприятий, направленных на:

1. Формирование позитивного образа талантливого молодого человека, моды на инновационную деятельность.

2. Поиск и отбор талантливой молодежи.

3. Развитие ее инновационного потенциала.

4. Продвижение и продюссирование талантливых молодых людей.

5. Достижение практического результата, коммерциализация идей.

В рамках первого направления необходимо разработать меры информационной и рекламной поддержки инновационного поведения молодежи, включающих комплекс социальных действий, направленных на глубокую трансформацию представлений об инновационном, творческом образе жизни и его носителях. Основой комплекса должна стать не только широкая пропаганда через СМИ, но и работа с учительским корпусом, поскольку мировоззрение молодых людей во многом формируется под влиянием тех оценок, которые они усваивают в школе.

Также комплекс мероприятий должен включать:

· бюджетную поддержку издания специальной литературы и выпуск кинопродукции, направленных на разъяснение значения инновационной деятельности;

· поддержку профильных научно-популярных изданий, создание для них системы финансовых и организационных льгот;

· развитие системы массовых средних и малых конкурсов, дающих очевидные выгоды победителям – и их адаптация к медийным форматам, включая организацию трансляции наиболее зрелищных из них в форме ток-шоу;

В рамках второго направления необходимо:

· создать инновационные среды для талантливых детей и молодежи, обеспечивающие формирование у них инновационно-ориентированного поведения;

· сформировать национальную интерактивную инновационную инфраструктуру, создав на базе интернет-технологий систему поиска и отбора талантливых молодых людей и пользующихся спросом творческих кадров в интересах реализации государственной политики.

В рамках третьего направления необходимо:

· Создать государственную автоматизированную систему поддержки развития потенциала инициативной и талантливой молодежи. Необходимо создать базу данных талантливой и инициативной молодежи, разработать и реализовать проект по созданию интерактивной социальной сети, способной привлекать представителей талантливой и инициативной молодежи и обеспечить ей коммуникативную, творческую и презентационную площадку в сети интернет.

· Сформировать специализированные ресурсные центры для талантливой и инициативной молодежи, призванные генерировать идеи и формировать проектные группы из молодых талантов, имеющих достижения в различных областях знаний. Инфраструктура ресурсных центров должна быть развернута в каждом федеральном округе.

· Разработать меры по повышению социальной мобильности талантливой и инициативной молодежи, а также определить механизмы, гарантирующие ей доступ к лучшим в стране образовательным проектам, лабораториям и рабочим группам.

· Организовать обучение и стажировки российской талантливой молодежи в ведущих зарубежных образовательных центрах, определив перечень научных областей и технологий, где существует значительное отставание. Разработать типовые договора между государством, госкорпорациями, частными компаниями, выделяющими средства, и лицами, выезжающими за рубеж для обучения, на гарантии возвращения и под залог имущества. Разработать правовые нормы, регламентирующий статус и порядок работы таких договоров.

В рамках четвертого направления необходимо:

· разработать систему преференций для победителей международных и всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей; предусмотреть иерархию преимуществ при поступлении в вуз и выборе первого рабочего места не только для победителей и призеров, но и для других участников мероприятий такого типа, систематически добивающихся успехов;

· ввести в практику проведение ежегодных встреч руководства страны с победителями международных олимпиад, конкурсов и фестивалей, стипендиатами по социальной поддержке одаренных учащихся, студентов, талантливой молодежи в рамках общероссийского форума;

· создать Фонд госкорпораций по поддержке молодежи, имеющей достижения в инновационной сфере; постановлением Правительства РФ поручив ведущим корпорациям с госучастием выступить соучредителям этого фонда;

· создать с участием госкорпораций национальные лаборатории мирового уровня по приоритетным направлениям на базе ведущих государственных технологических университетов на территориях локализации инновационной системы.

В рамках пятого направления необходимо:

· создать условия, благоприятствующие возвращению молодых российских ученых, имеющих достижения в науке и инновациях, из-за рубежа;

· предусмотреть финансирование молодежных стартовых проектов из средств Российской венчурной компании (РВК); выделенные РВК государством средства необходимо квотировать, выделив статью целевой поддержки молодежных бизнес-проектов, находящихся в высокой степени готовности.

Кроме того, на правовом уровне необходимо:

· пролонгировать действие Указа Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» до 2020 года; ввести дифференцированную шкалу единовременных выплат победителям и призерам международных, российских и региональных олимпиада; рассмотреть возможность повышения денежной составляющей;

· внести изменения в Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, включив положение п. 13 статьи 50 Закона РФ «Об образовании» предусматривающее сверхнормативное финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности; восстановить эту норму в действующем законе и включить ее в новый проект Закона РФ об образовании, который готовит Минобрнауки.

Особую важность сегодня приобретает поддержка наиболее передовых форм предпринимательской деятельности, связанной с коммерциализацией инноваций. В этой связи необходимо:

· Усовершенствовать образовательные программы подготовки инновационных менеджеров, закрепляя каждого обучающегося студента за реальным инновационным проектом, начиная с 3-го курса.

· Разрешить вузам, занимающимся инновационной деятельностью, использовать земельные ресурсы, находящиеся в собственности вуза, для целей строительства объектов инновационной инфраструктуры.

· Разработать систему предоставления государственных гарантий по банковским кредитам для малых инновационных предприятий.

· Разработать механизмы содействия формированию спроса на результаты отечественных исследований и разработок со стороны промышленности и предпринимательского сектора.

· Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых предприятий крупными промышленными предприятиями и государственными заказчиками различных уровней.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал