Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценности культуры в социализации молодежи
Роль культуры в формировании нравственных основ молодого человека в процессе его социализации трудно переоценить. Именно культура лежит в основе национальной самоидентификации каждого человека, без освоения и принятия ее как своей не может сформироваться никакое гражданское и патриотическое самосознание. В условиях доминирования высоких технологий и сложных производственных систем культура, понимаемая в широком смысле, становится непосредственной производительной силой, обеспечивая для входящих в активную жизнь поколений саму возможность освоения и продуктивного использования современных средств производства; приобретения и адекватного применения, необходимых в производственном процессе, коммуникативных навыков. Одной из особенностей молодежной культуры на современном этапе является ее возросшая обособленность, отстраненность от официальной культуры, традиционных культурных ценностей. В ней все более преобладают потребление над творчеством, пассивные формы жизнедеятельности над активными. Молодёжные субкультуры всегда содержат в себе как прокультурные, так и контркультурные элементы, вбирают в себя частично и общекультурные ценности, и составляющие контркультуры. Программы развития молодёжной культуры должны учитывать, что в развитом обществе возникновение альтернативных форм культуры неизбежно, оно порождается самим фактом социальных отношений. Культура любого общества, а демократического в особенности, должна впитывать, ассимилировать, переосмысливать эти ответвления. Попытки не замечать, запрещать или уничтожать их, порождают наиболее уродливые и агрессивные формы субкультур. Государственные институты и организации должны более активно взаимодействовать с молодежными объединениями, вовлекая их в культуротворческий процесс. В условиях открытого общества российская культура, более всего культура мегаполисов, больших городов приобрела многосоставный характер, с одной стороны, она обогатилась достижениями мировой культуры, с другой – оказалась объектом экспансии для масскультуры, антикультуры, утратив многие национальные черты и традиции. Сегодня неизмеримо возрастает роль высокохудожественных отечественных культурных продуктов, так как именно они несут в полном объёме необходимую воспитательную нагрузку. В то же время, навыки познания в области высокого искусства, подлинной культуры, национальных традиций перестают быть ценными и престижными в сознании современной молодежи. Резко сократились по сравнению с советским периодом возможности государственного участия в процессе культурной социализации подрастающих поколений. Численность социально-ориентированных и массово доступных культурно-досуговых учреждений сократилась в разы и восстанавливается недопустимо медленно. Особенно остро стоит задача обеспечения равных условий доступа для всех социальных категорий молодежи к культурным благам, полноценного участия молодежи в культурной жизни общества, культурного развития, творческой самореализации. При этом необходимо учитывать, что становление современного молодого человека происходит в значительной степени в ином и к тому же стремительно изменяющемся информационно-коммуникационном пространстве, которое, прежде всего, характеризуется бурным развитием глобальных сетей цифровых телекоммуникаций. Современный интернет становится всеобъемлющей интегральной, мобильной и интерактивной средой обмена информацией, которая оказывает все большее влияние на процесс социализации молодежи. При этом интерактивность стимулирует развитие в интернете различных форм сетевого взаимодействия, от малосодержательного общения в чатах до участия в серьезных тематических форумах и дистанционном обучении. Виртуальное общение формирует сетевые сообщества, которые нередко перерастают в сообщества реальные. Формы самоорганизации пользователей глобальной сети становятся все более значимым элементом современной и, прежде всего, молодежной культуры, обеспечивая пользователям возможности для активного осмысления различных социальных процессов и заметно влияя на процессы социального развития пользователей интернета. Однако чрезмерная интернет активность таит в себе и зримую опасность отрыва молодых пользователей сети от реальных проблем и виртуализации сознания. Проблема виртуализации сознания молодежи должна быть не только осознана обществом, как актуальная, она должна постоянно изучаться, необходимо искать способы ее купирования. Представляется, что в решении этой задачи значительна роль именно культуры. При этом «высокая» культура недопустимо медленно «осваивает» интернет и тем самым теряет возможности эффективного влияния на становление новых поколений. В настоящее время доля контента культурного характера в интернете не превышает 0, 5%. Сегодня, когда интернет пришел во все школы России необходимо разработать и принять специальную государственную программу по широкомасштабному созданию цифрового художественного контента на основе отечественной культуры и обеспечению его масштабного размещения, как на широкодоступных, так и специализированных ресурсах в сети интернет. К реализации этой задачи целесообразно привлекать разнообразные негосударственные и общественные структуры. Дело наполнения интернета культурным контентом может стать примером продуктивного социального партнерства государства, молодежных организаций и бизнеса. Решение этой задачи значительно повысит доступность культурных благ для молодежи и уровень присутствия явлений отечественной культуры в интернете. В числе первоочередных мер, способствующих целостному позитивному развитию молодежной культуры, предполагаются следующие: · совершенствование законодательной базы, обеспечивающей доступность культурных благ для всех возрастных и социальных категорий молодежи; · соблюдение принципов исторической и политической целесообразности и национальной культурно-информационной безопасности в долгосрочном и среднесрочном планировании развития сферы молодежной культуры; · разработка комплексной программы по широкомасштабному созданию цифрового художественного контента на основе событий отечественной высокой культуры и его активному размещению на широкодоступных и специализированных ресурсах в сети интернет с целью повышения доступности культурных благ для молодежи и повышения представленности явлений отечественной культуры в интернете; · поддержка массовых общероссийских и международных мероприятий, конкурсов, игр в области культуры и искусства, ориентированных на выявление талантливой молодежи; · обеспечение широкой информационной поддержки проектов и инициатив молодежных объединений в сфере культуры; · разработка и принятие в рамках государственной (федеральной целевой) программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы комплекса мер по поддержке молодежных инициатив в сфере культуры, направленных на сохранение и преумножение культурного достояния; · организация мониторинга общественного и экспертного мнения при подготовке и реализации целевых социально-культурных массово ориентированных молодежных программ; · создание и обеспечение деятельности системы государственно-общественного контроля финансирования и выполнения комплексных программ и планов развития молодежной культуры; · обеспечение приоритетности развития российской культуры, пропаганды традиционных культурных ценностей, просвещения и воспитания на лучших образцах отечественной и мировой культуры, а также межнационального культурного сотрудничества и культурного взаимообогащения при одновременном противостоянии антикультурной экспансии извне. В целом система государственно-общественного управления процессами вовлечения молодежи в расширенное воспроизводство отечественной культуры требует адаптации к новым социально-экономическим и информационно-коммуникативным условиям.
|