Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессиональная карьера и меры по адаптации молодежи к условиям кризиса
Свободный выбор профессии – это одно из системообразующих прав молодого человека. В нашей стране это право закреплено в Конституции. Однако успешно реализовать это право возможно, если создана система построения карьеры молодого человека, в которую входят следующие структурные составляющие: инструменты профориентации, обеспечивающие осознанный выбор будущей профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынка труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде. Основной причиной сбоя в этом механизме кадрового воспроизводства является то, что в последние годы структура предложения на рынке образовательных услуг слабо согласована со структурой спроса на рынке труда. Причем ситуация эта сохраняется в течение многих лет, несмотря на нарастающий дефицит кадров по целому ряду специальностей, что говорит о необходимости более целенаправленно ориентировать российскую образовательную систему на перемены в социально-экономической сфере, происходящие в стране. Определенные подвижки в этом направлении начали происходить только тогда, когда были предприняты меры поддержки в рамках Национального проекта инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования. Это позволило начать формирование сети ресурсных центров по востребованным экономикой направлениям подготовки, повлекло развитие партнерства с работодателями, создание по их заказам более новых гибких учебных программ, улучшение баз практик, переоснащение и перестройку образовательного процесса. Вместе с тем опыт экономически развитых стран говорит о том, что этих мер не достаточно, что решение этой проблемы лежит в плоскости проведения системного и регулярного анализа, учитывающего как сценарии макроэкономического развития страны, так тенденции социально-экономических изменений на региональном уровне. При этом важно учитывать процессы отраслевой дифференциации и интеграции рынков труда, а также тренды развития отдельных секторов экономики и потребности бизнеса. А уже на основании этого можно строить прогнозы спроса на те или иные уровни квалификации, виды профессий и специализаций. Горизонт прогнозирования должен варьироваться в пределах 5-10 лет и корректироваться каждые 2-3 года. Результаты аналитических изысканий и прогнозов должны быть максимально открыты как для учреждений, занятых подготовкой кадров, их рекрутингом, так и для основных ее потребителей – молодежи и их родителей. Необходимо ввести практику публикации этих данных и распространения их в системе органов образования, что поможет решить проблему повышения информированности студентов и абитуриентов о рынке труда. Кроме того, важно сформировать такую систему стимулирования подготовки кадров, которые необходимы для рынков труда. В эту систему требуется органично включить как механизмы государственного заказа (федерального и регионального уровня), так и механизмы договорных отношений профессиональных образовательных учреждений со студентами, с одной стороны, а также либо с работодателями, либо с рекрутинговыми агентствами, центрами занятости и биржами труда, осуществляющими трудоустройство выпускников системы профобразования, с другой стороны. Это, во-первых, позволит исправить существующее сегодня положение, когда значительная доля отпущенного на организацию профессионального образования в России государственного бюджета расходуется на подготовку кадров, невостребованных рынком труда по данным профилям подготовки. А, во-вторых, простимулирует дальнейшее инновационное развитие системы профобразования с помощью экономических механизмов. Не менее важной в условиях дестабилизации финансово-экономической ситуации в мире, на фоне сокращения рабочих мест является задача развертывания разнообразных форм и структур непрерывного дополнительного профессионального образования. В первую очередь, это можно делать с помощью интернета и программ развития самозанятости наиболее активной части молодежи, в формировании для нее инфраструктуры предпринимательской деятельности. Основные меры в сфере формирования готовности молодых людей к построению своей профессиональной карьеры следующие: - подготовка в общеобразовательных учреждениях должна обеспечивать ускоренное приобретение обучающимися профессиональных навыков и компетенций, достаточных для того, чтобы выпускник школы смог их использовать при трудоустройстве в случае, если он не поступил в избранный вуз или не захотел продолжить свое образование в учреждениях начального и среднего профессионального образования; - создание единого федерального межведомственного центра сбора, анализа и распространения информации, необходимой для профессионального самоопределения молодежи, центров занятости и учреждений профессионального образования; - разработка и внедрение системы профориентации, трудоустройства и формирования профессиональных компетенций молодежи на основании обоснованных прогнозов потребностей экономики страны; - формирование федеральных и региональных интернет программ и сайтов для дистанционного образования и трудоустройства молодежи. При этом существенная часть молодежи по окончанию ВУЗов и колледжей на основе бюджетной оплаты образования, в дальнейшем, не осуществляют трудовую деятельность в соответствии с полученной профессией. При этом в России наблюдается значительный дефицит квалифицированных специалистов в целом ряде общественно значимых профессий. Причины – отсутствие системы государственного заказа и распределения трудовых ресурсов, низкие социальные гарантии и уровень оплаты труда молодых специалистов. Для этого необходимо разработать и принять целевую программу «Молодой специалист», с учётом реализации механизма государственного заказа и распределения дипломированных молодых специалистов в общественно значимых профессиях, с применением системы социальных гарантий для данной категории граждан. В рамках этой программы решаются следующие задачи: · создание системы государственного заказа и распределения молодых специалистов обучающихся на бюджетной основе оплаты образования; · снижение кадрового дефицита в системах здравоохранения, образования и др. общественно значимых сферах деятельности; · целенаправленная профориентация школьников за счет создания и опубликования официального перечня общественно значимых профессий, на специалистов которых, осуществляется государственный заказ; · переход на договорные отношения со слушателями ВУЗов и средних специальных учебных заведений выпускающих специалистов относящихся к категории общественно значимых; · создание системы социальных гарантий для молодых специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в рамках государственного распределения; · решение проблем жилищного и материального обеспечения молодых специалистов в т.ч. на основе взаимоучёта программ «Молодой специалист» и «Молодая семья»; · обеспечение постоянной координации деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов власти в сфере регулирования рынка трудовых ресурсов в социально значимых сферах экономики РФ. Все это не станет эффективно работать, если не реализуются меры по стимулированию предприятий и организаций в притоке и закреплении молодых работников и специалистов. Для чего необходимо: Ø подготовить и реализовать меры по поддержке молодых специалистов, устанавливающие дополнительные гарантии при заключении и прекращении ими трудового договора, а также повышающие заинтересованность работодателей в выплате им дополнительных подъемно-премиальных сумм и денежных компенсаций; Ø создавать механизмы преференций при проведении конкурсных процедур хозяйствующим субъектам, привлекающим студенческие отряды для выполнения работ и оказания услуг государственным и муниципальным учреждениям и организациям. Для снижения социально-профессиональных рисков в среде работающей и учащейся молодежи необходимо предпринять ряд мер, актуальных для адаптации молодежи к условиям финансово-экономического кризиса. Особое внимание следует уделить: - обязанности государственных ВУЗов и СУЗов выплачивать студентам очной формы обучения первого курса государственные академические стипендии в первом семестре с начала учебного года после издания приказа об их зачислении в федеральное государственное высшее учебное заведение; то обстоятельство, что студенты смогли поступить в высшее учебное заведение на бюджетные места и прошли вступительное испытание, должно являться достаточным основанием для получения ими стипендии; - организации трудоустройства безработных граждан из числа выпускников образовательных учреждений общего образования, начального среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые, в том числе в форме стажировок выпускников в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации региональными программами дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда; - развитию эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, лагерей труда и отдыха, студенческих отрядов, развития различных форм обеспечения занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов.
|