Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Связана ли направленность личности с потребностями?






Являясь источником активности, потребности лежат в основе возникновения мотивов – непосредственных побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей. Мотивы в свою очередь бывают осознанные (человек дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей) и неосознанные (человек не дает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей).

Рисунок 2 - Взаимообусловленность потребностей, мотивов и направленности личности.

 

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется воспитанием

Формы направленности 1. Установка – неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.

Установка – это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринимать, понять, осмыслить или действовать в соответствии с ним, сформированная в прошлом опыте. Установка имеет три подструктуры: когнитивную (что готов познать и воспринять человек); эмоционально-оценочную (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки) и поведенческую (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия).

Установка бывает позитивная, основанная на положительном отношении к объекту, и негативная, выражающаяся в предубеждениях. Предвзятость, составляющая сущность многих установок, либо является результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, либо это результат некритического усвоения стереотипов мышления стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе.

2. Влечение – наиболее примитивная биологическая форма направленности, неосознанные побуждения, характеризующиеся тем, что не взвешена личная и общественная значимость содеянного не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.

3. Желание – это побуждение (мотив), в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает еще в качестве сильного побуждения к действию.

Мотив этот часто направлен на объект, в возможности достижения которого человек не очень уверен или необходимость в котором у него не очень сильна.

4. Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.

5. Интересы – это избирательное отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности.

Интерес может проявиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение (этот психологический механизм используется рекламой).

Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее потребности (жажды знания, понимания и др.).

Удовлетворение интереса, как правило, не приводит к его угасанию, а вызывает возникновение новых интересов, отвечающих более высокому уровню познавательной деятельности.

Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности жизненного опыта, образованности, воспитанности, своеобразия духовного склада личности, способностей, характера и др.

Однако, интересы индивида, хотя и зависят от выше перечисленного, в конечном итоге они все-таки формируются другими людьми (авторитетными), обществом (общественное мнение, мода…). То есть интересы имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития общества, духовной культуры его, развития социальных отношений.

Интересы различаются:

1) по содержанию:

а) материальные (жилищные удобства; одежда; еда);

б) профессиональные (интерес к предмету своего профессионального труда; к процессу профессиональной деятельности; к професиональным знаниям и т.д.);

в) познавательные (интерес к новым знаниям в той или иной области);

г) эстетические (искусство, литература, музыка, природа и т.д.);

д) политические;

е) спортивные;

2) по цели:

а) непосредственный интерес – это интерес к самому процессу деятельности (процессу познания, овладения знаниями, творчества, труда и т.д.).

б) опосредованный – интерес к результатам деятельности (к приобретению профессии, служебного положения, материальным результатам труда и т.д.).

3)по объему:

а) широкие – распределены между многими объектами;

б) узкие – сконцентрированы на одной области;

в) глубокие – потребность основательно изучить объект во всех деталях;

г) поверхностные – человек скользит по поверхности объекта и не интересуется им по-настоящему.

4) по устойчивости:

а) устойчивые интересы – длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека;

б) неустойчивые – они сравнительно кратковременны и быстро возникают и угасают. Человек с неустойчивыми интересами легко увлекается и быстро охладевает.

5) по уровню действенности:

а) активный – побуждающий человека к систематическим и целеустремленным действиям в определенном направлении, к активным инициативным поискам источников удовлетворения интересов;

б) пассивный – это интерес к той деятельности, в которой человек сам не принимает участия.

6. Склонности – стремление заниматься определенной деятельностью, не вызывает особого труда и человек испытывает чувство удовлетворения в процессе выполнения этой деятельности.

Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.

Нередко склонность, особенно, если она проявляется в детстве, может свидетельствовать о таком свойстве личности как способности.

7. Убеждения определенные положения, суждения, мнения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается, считает их бесспорно убедительными, стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни.

Эмоциональная сторона убеждений связана с глубоким их прочувствованием.

Убеждения – это то, что не только понятно, но и глубоко прочувствовано, пережито. Иногда человек знает, как следует поступать в тех или иных конфликтных ситуациях, но не переживает эти знания как потребность действовать согласно знаниям (дефект убеждений). Слово расходится с делом.

Убеждения характеризуются - высокой осознанностью и - теснейшей связью с миром чувств. Это система устойчивых принципов. Если убеждения образуют определенную систему, они становятся мировоззрением человека.

8. Мировоззрение – система (философских, эстетических, этических, естественно – научных, политических, экономических, психолого-педагогических и др.) сложившихся взглядов и убеждений на окружающий мир и свое место в нем.

9. Идеал – это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет перспективы самосовершенствования.

Существует два типа отношения к идеалу: созерцательное и деятельное.

 

«Я – концепция» Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно

собственной личности или, как еще говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я – концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение «Я – концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.

На формирование Я – концепции оказывает влияние социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность):

- семья оказывает фундаментальное влияние на формирование Я – концепции в процессе социализации. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем

- с возрастом все более весомым в развитии Я – концепции становится значение опыта социального взаимодействия в формальных (школа, вуз) и в неформальных группах.

Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я – концепции реальную и идеальную.

Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я – концепция личности или Я – профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я – концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична.

Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть».

Идеальная же Я – концепция (идеальное – «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я – концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я – концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.

 

Самооценка и Я – концепция. Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я – концепции имеют отличия. Я – концепция

представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе.

Хотя, конечно, та или иная часть Я – концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества.

Одни и те же качества в структуре самооценки различных личностей могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру,

она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.

Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Раскройте соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность»

2. В чем сущность различных подходов к определению понятия «личность»? Назовите авторов различных теорий личности.

3. Какова психологическая структура личности по К.К. Платонову?

4. Почему К.К. Платонов считал «направленность» ведущей подструктурой личности?

5. Какие еще подструктуры, кроме «Направленности», «Опыта», «Особенностей психических процессов», «Биопсихических свойств» входят в структуру личности?

6. Какова роль потребностей и мотивов в формировании направленности?

7. Какова сущность подхода А. Маслоу к изучению потребностей? Какие потребности, по мнению А. Маслоу являются наивысшими и почему?

8. Какие мотивы являются осознанными? Назовите их.

9. Какие мотивы являются неосознанными? Приведите примеры проявления их в поведении человека.

10. В чем заключается принципиальное отличие «Я – концепции» от самооценки личности?

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучите иерархию потребностей по А. Маслоу. Ранжируйте свои потребности. Попытайтесь объяснить ранг, присвоенный вами той или иной потребности.

2. Изучив классификацию мотивов учения, определите свои мотивы учения в вузе.

3. Ранжируйте ваши интересы по содержанию. Охарактеризуйте Ваши профессиональные интересы с точки зрения объема. Какие интересы у Вас преобладают по устойчивости. Распределите Ваши интересы на две группы по уровню действенности (активные и пассивные).

 

Литература, рекомендуемая для углубления знаний:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитания/Общ. ред. В.Я. Пилиновского. – М.: Прогресс, 1986.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение. 1968.

5. Бодалев А.А. Психология о личности. – М.: Изд-во МГУ, 1988.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1977.

7. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Просвещение, 1990.

8. Петровский В.А. Личность в психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1996

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

10. Хьялл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2000.

11. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1965.

12. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М., СПб.: ЮВЕНТА, 1998.

13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986.

2.3 ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ личноСТИ

2. 3.1 Т емперамент

Понятие о темпераменте Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении:

одни подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны, общительны, легко вступают в контакт; другие медлительны, невозмутимы, скромны, замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы.

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения.

С древних времен различали четыре основных типа темперамента:

· сангвинический (живой);

· флегматический (медлительный спокойный);

· холерический (энергичный, страстный);

· меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).

Впервые более или менее подробно описал темпераменты древнегреческий врач Гиппократ (IV век до н.э.).

Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей: кровь – «сангвис», желчь желтая – «холе», желчь черная – «меланхоле», лимфа (слизь) – «флегма»

От чего же на самом деле зависят различия людей по темпераменту?

Наиболее удачно ответил на этот вопрос физиолог И.П. Павлов. Он предположил, что различия людей по темпераменту зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Он открыл и описал эти особенности:

- сила нервной системы, под которой понимают и работоспособность нервной клетки, и способность нервной системы выдерживать большие нагрузки (сильные раздражители);

- уравновешенность процессов возбуждения и торможения, т.е. соотношение этих процессов. С этой точки зрения, процессы могут быть или уравновешены, т.е. примерно одинаковой силы, либо какой-то из них преобладает, доминирует;

- подвижность – способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

 

 

Таблица 2 - Соотношение типов нервной системы и темперамента

 

Тип нервной системы Сильные   Слабый
Безудерж-ный Живой Инертный
    Особенно-сти нервных процессов Сила Сильный Сильный Сильный Слабый
Уравно-вешен-ность Неуравнове-шенный Уравнове-шенный Уравнове-шенный Неуравнове-шенный
Подви-жность Подвижный Подвижный Инертный Подвижный или инертный
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

 

Психические свойства, характеризующие темперамент Сензитивность или чувствительность –возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы. Реактивность – сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители;

Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания и т.п.

Особое свойство – соотношение реактивности и активности. Одни люди действуют под влиянием случайных внешних или внутренних причин (захотелось!); другие сами сознательно определяют линию своего поведения.

Эмоциональная возбудимость – о ней судят по тому, какой силы необходимо воздействие для возникновения эмоциональной реакции;

Темп психических реакций – скорость протекания психических процессов и реакций.

Пластичность – гибкость, легкость приспособления к новым условиям.

Ригидность – инертность, косность, нечувствительность к изменению условий (с трудом меняются привычки, суждения).

Экстравертированность – направленность личности вовне, на окружающих людей, предметы, события.

Интровертированность – направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Ниже предлагается психологическая характеристика типов темпераментов (В.С. Мерлину).

Сангвиник. Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Несущественный факт может сильно рассердить. Живо с большим возбуждением откликается на все, привлекшее внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание.

Пониженная сензитивность. Высокий порог чувствительности. Очень слабые звуки и световые раздражители не замечает.

Повышенная активность. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать не утомляясь, энергично принимается за новое дело.

Активность и реактивность уравновешены. Его легко дисциплинировать. Он хорошо сдерживает проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Быстрые движения, быстрый темп речи, быстро включается в новую работу. Быстрота ума, находчивость.

Высокая пластичность. Чувства, настроение, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке, быстро переключается с одной работы на другую. Быстрое усвоение и перестройка навыков. Гибкость ума.

Экстравертирован. В большей степени откликается на внешние впечатления, чем на образы и представления о прошлом и будущем.

Холерик. Как и сангвиник отличается малой сензитивностью высокой реактивностью и активностью. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник. Отсюда большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, затруднение с переключением внимания. Быстрый психический темп.

Флегматик. Малая сензитивность. Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все смеются по какому-либо поводу, он остается невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Мимика бедная. Движения не выразительны. Отличается работоспособностью терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Высокая активность значительно преобладает над реактивностью.

Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредотачивает внимание.

Ригиден. С трудом переключает внимание, с трудом приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки.

Интровертирован. С трудом сходится с новыми людьми, с трудом откликается на внешние впечатления.

Меланхолик. Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность (невысокие пороги ощущений). Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен.

Малая реактивность. Мимика и движения невыразительны. Голос тихий. Движения бедны. Плачет тихо. Редко смеется во весь голос. Пониженная активность. Не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Ригиден. Интровертирован.

2. 3.2 Характер

Понятие о характере «Характер» – слово древнегреческого происхождения. В переводе на русский означает «чеканка», «печать», позже значение его несколько изменилось и стало означать «черта»,

«примета», «признак», «особенность».

Мы употребляем слово «характер», когда хотим оценить поведение человека или сказать о постоянных, привычных для него формах поведения. (Не о случайных: трусливый человек может однажды совершить решительный поступок; вежливый человек может сорваться и сказать грубое слово, но решительным и грубым мы назовем только того, для кого соответствующая форма поведения обычная и постоянная, а не случайная и неожиданная.

Кроме того, мы употребляем слово «характер», когда идет речь о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру.

Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных способностей данного человека, а единое целое, которое называют характером человека. Итак, характер – это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.

Таким образом, о характере человека следует судить в первую очередь на основании его поступков, в которых наиболее полно отражается его сущность. С другой стороны, зная характер человека, можно в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.

 

Природное и приобретенное в характере Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды;

жизненного опыта человека; его воспитания.

Влияния эти являются:

· общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи;

· индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный.

Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Свойства характера Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.

Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела.

Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации.

Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия.

Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.

Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

 

Черты характера Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Черты характера принято делить на две основные группы.

Первую группу составляют те черты характера, в которых выражена направленность личности, т.е. система отношений к действительности:

а) черты, проявляющиеся в деятельности (инициативность, работоспособность, трудолюбие и др.);

б) черты, проявляющиеся по отношению к другим (тактичность, вежливость, чуткость и др.);

в) черты, проявляющиеся к самому себе (самокритичность, скромность, гордость, самоуважение и др.);

г) черты, проявляющиеся по отношению к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).

Вторая группа – волевые черты характера, которые отражают способность человека совершать сознательные действия, требующие преодоления внешних и внутренних трудностей.

К волевым чертам характера относятся: целеустремленность, самосостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, терпение, самообладание.

 

Акцентуация характера Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера при крайне неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии (препятствующей адекватной социальной адаптации личности).

 

К. Леонгард и А. Личко предложили следующую классификацию типов акцентуации характера:

Интровертный тип, ему свойственна замкнутость, затрудненность общения и т.д.

Экстравертный тип. Для него характерна эмоциональная взвинченность, жажда общения и деятельности, непостоянство увлечений, хвастливость, конформность.

Неуправляемый тип. Этому типу присуща импульсивность, конфликтность, нетерпимость к возражениям, и т.д.

Неврастенический тип проявляется в преобладающем дурном настроении, раздражительности, мнительности, вспышках гнева, слез и т.п.

Сенситивный тип характеризуется пугливостью, замкнутостью, застенчивостью, страхом перед незнакомыми людьми, самобичеванием, высокой требовательностью к себе и т.д. Как правило, подростки скрывают свою робость и стеснительность за развязностью.

Для демонстративного типа свойственен эгоцентризм, лживость, склонность к позерству и рисовке, потребность в постоянном внимании к своей особе, восхищении и сочувствии.

 

Выразительными признаками характера являются: поступки и действия (сознательные и преднамеренные действия позволяют судить о том, что представляет собой человек); особенности речи (громкая или тихая, быстрый или медленный темп, многословие или замкнутость, эмоциональность или сухость и т.д.); внешний облик (улыбающееся или хмурое лицо, выражение глаз, походка, поведение во время общения).

 

2. 3.3 Способности

Способности – это индивидуально типологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками.

Что дает основание говорить о наличии у человека способностей к какой-либо деятельности?

Основанием служат два показателя: быстрота овладения деятельностью и качество достижений. То есть человека считают способным, если он: во-первых, быстро и успешно овладевает какой-либо деятельностью, легко в сравнении с другими людьми приобретает соответствующие умения и навыки; во-вторых, добивается достижений, значительно превосходящих средний уровень.

Почему при всех прочих равных условиях одни люди быстрее и легче овладевают какой-либо деятельностью, и добиваются в ней успехов, чем другие?

Дело в том, что каждая деятельность (конструктивная, математическая, музыкальная, педагогическая и т.п.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, скорости реакций, свойствам личности.

Одни люди могут обладать соответствующими качествами, а у других они могут быть слабо развиты. Те люди, которые обладают ими способны к этой деятельности.

Причем, необходимо подчеркнуть, что эти качества личности представляют собой целый комплекс, систему качеств (особенностей), которые отвечают требованиям – данной, конкретной деятельности. Это и особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, это и эмоционально волевая сфера; это и элементы отношения к деятельности и др.

Способности являются врожденным образованием или они формируются и развиваются в процессе жизни?

Исследованиями установлено, что способности – прижизненное образование, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда и воспитание активно формируют их.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым Согласно его теории, врожденными могут быть лишь анатомно-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками (особенности строения мозга, нервной системы, анализаторов др.).

Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Они обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Таким образом, на развитие способностей влияют как задатки, так и условия жизни и деятельности личности.

Представим себе, что где-то на далеком острове в Тихом океане родился мальчик с выдающимися музыкальными задатками. Кем же он может стать, если учесть, что люди его племени не знают никакой иной музыки, кроме одноголосого пения, и никакого другого музыкального инструмента, кроме барабана? В лучшем случае он войдет в историю как самый знаменитый барабанщик острова, т.е. он достиг того уровня развития своего музыкального таланта, который возможен в определенных социальных условиях.

Только наличием особо благоприятных условий жизни и деятельности, а также особо благоприятных задатков объясняется чрезвычайно высокие уровни достижения, так, например: Датский ученый XIX в. Раска – лингвист говорил на 230 языках. Надя Рушева с 8 до 17 лет нарисовала 10000 оригинальных рисунков, ее считают специалисты гением в изобразительном искусстве. Моцарт стал сочинять первые музыкальные произведения в 3-4 года. Пушкин сочинял стихи с 8 лет. Некрасов – с 9 лет.

Но достижения в деятельности могут проявляться и не в раннем детстве, а гораздо позже.

Виды Способностей Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:

общие (умственные) способности – это такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности (умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, сосредоточенность внимания и др.);

специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности: конструктивно-технической, художественной, музыкальной, математической, литературной.

Так, например, для математической деятельности имеет особое значение математическая память, но память не на числа, а память на общие схемы рассуждений и доказательств, на методы решения типовых задач, на общие правила, кроме того, способность к логическому мышлению, быстрое и широкое обобщение математического материала и др.

Для конструктивно-технической деятельности – наблюдательность в области технических приспособлений, позволяющая видеть их достоинства и недостатки; точность и живость пространственных представлений; комбинаторная способность (способность составлять из данных узлов деталей новые комбинации); техническое мышление (способность понимать логику технических устройств).

Для музыкальной деятельности – ладовое чувство, способность к слуховому представлению, проявляющемуся в точном воспроизведении мелодии по слуху (музыкальная память), абсолютный слух (способность определять высоту звука без сравнения его с эталоном и т.д.).

Специальные способности органически связаны с общими.

 

Уровни развития способностей Выделяют следующие уровни развития способностей: – репродуктивный – обеспечивает высокое умение

усваивать знания, овладевать деятельностью;

творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.

Однако следует иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами гений, талант.

Многие считают, что способным людям все дается легко и просто, без особого труда. Это не так. Об этом говорят сами талантливые люди. Талант– это труд, умноженный на терпение, это склонность к бесконечному труду. Репин говорил, что высокий уровень достижения это награда за каторжный труд. А Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что его отличало “упрямство мула и страшное любопытство”.

 

Вопросы для самоконтроля

1. От чего зависят различия людей по темпераменту?

2. Каково происхождение названий типов темперамента?

3. Каковы психические свойства, характеризующие сангвиника (холерика, флегматика, меланхолика)?

4. В чем заключается сущностное отличие темперамента от характера и их взаимосвязь?

5. Что влияет на формирование характера?

6. Что вы знаете о классификации черт характера?

7. Какие бывают типы акцентуации характера?

8. Как проявляется характер во вне?

9. По каким основным признакам мы можем определить способности человека к той или иной деятельности?

10. Какие бывают виды способностей?

11. Что является физиологической основой способностей?

12. Каковы уровни развития способностей?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Определите ведущий тип Вашего темперамента.

2. Какие присущие Вам психические свойства, характеризующие ведущий тип темперамента, способствуют профессиональной деятельности, а какие мешают?

3. Проанализируйте свое поведение, мысли, чувства и определите ведущие черты Вашего характера. Что повлияло на формирование трех первых черт, которые Вы указали. Предложите свой способ формирования волевых черт характера.

4. Определите, какие специальные способности необходимы Вам в профессиональной деятельности. Проанализируйте, какие способности у Вас уже развиты, а над развитием каких Вам необходимо работать.

 

Литература, рекомендуемая для углубления знаний

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1980.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988

4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 1999.

5. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1969

6. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984

7. Леонгард К. Акцентуированные личности//Психология и психоанализ характера: Хрестоматия/Ред. – сост. Д.Я. Райгогородский. – Самара: Бахрах, 1998.

8. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М.: Просвещение, 1964.

9. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека//Избранные психологические труды/Под ред. Б.Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990.

10. Очерк по теории темперамента/Под ред. А.В. Петровского. – М.:, 1995.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

12. Страхов И.В. Психология характера. – Саратов: СГПИ, 1970.

13. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии/Пер. с пол. под общ. ред. И.В. Щербо. – М.: Прогресс, 1982.

14. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1985.

15. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М., 1986.

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.048 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал