Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древний КитайСтр 1 из 9Следующая ⇒
1. Особенности культуры Древнего Китая. 2. Религиозная-мифологическая система. 1. Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (временя крушения империи Хань). Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры: – во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возникновение здесь цивилизации. – Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира. – древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э. – культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы. Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложному ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмечено в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу ”. Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религиозным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед духами предков (им приносились жертвы, первоначально даже человеческие). – идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание данной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изображения животных, выполненные в бронзе, повторяют черты, прослеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев. – идея китаецентризма. В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшествующих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прошлом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя культура – Хуншань. 2. Для древнекитайской мифологии характерен целый ряд отличительных особенностей в сравнении с другими системами. Прежде всего, это такая черта как эвгемеризация (историзация мифологических персонажей, рассмотрение их как реальных деятелей глубокой древности). Большую роль в мифологии играли тотемистические представления. В качестве наиболее распространенных тотемистических образов выступает ласточка, змея, которая постепенно превращается в дракона, ставшего символом государя. Основная часть мифологических источников относится к раннему периоду. Характерна также относительная неразвитость космогонических представлений. В этой группе наибольшее распространение получают мифы о хаосе – как представлении о первоначальном состоянии мира. Роль упорядоченного хаоса отводится двум космическим силам – небесной Ян и земной Инь. Из легких частиц возникает небо, из тяжелых – земля. Существуют также и мифы об упорядочении хаоса. Внутри космического яйца – хаоса – зарождается сверхъестественный человек Пань-гу. Он раскалывает яйцо на две части – небо и землю. Из частей умершего Пань-гу возникают: ветер и облака – из вдоха, Гром – из голоса, Солнце – из левого глаза, Луна – из правого глаза, 4 стороны света – из туловища с руками и ногами, реки – из крови, дороги – из жил, созвездья – из волос на голове и усов, люди – из ползающих по телу Пант-гу паразитов, которых развеял по миру ветер. Получает распространение также цикл мифов о прародительнице Нюй-ва. Она изображалась в виде получеловека и змеи или же дракона и считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, людей она вылепила из глины. У китайцев, как и у других народов, сохранились мифы о потопе. Особенность в этом сюжете состоит в том, что у китайцев потоп не выступает в качестве наказания за грехи, а является обобщенным представлением о водяном хаосе. Первоначально в борьбу с потопом вступает Гунь («большая рыба»), пытавшийся победить потоп с помощью саморастущей земли. Побеждает стихию его сын Юй (функция земледелия). Широкое распространение получают мифы о культурном герое Фу-си. Ему приписывается изобретение рыболовных сетей, он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи. К началу новой эры Фу-си фигурирует в паре с Нюй-ва. Кроме Фу-си упоминаются такие культурные герои, как Суй-жэнь – изобретатель огня, Шэнь-нун – положивший начало земледелию, функции культурного героя приписываются и Хуан-ди, с ним связывается изобретение письменности. Однако необходимо отметить, что функции и деяния культурных героев могут изменяться. Всем героям приписывается изготовление глиняных сосудов, музыкальных инструментов. Имеются и божества стихий и явлений природы. В качестве наиболее распространенного выступает бог грома – Лэй-чун, вероятно, отец первопредка Фу-си. Постепенно разрозненные мифологические образы отдельных племен складываются в единую систему, во многом это связано с развитием натурфилософских представлений, в частности, пятиричной системы. Складывается пятиричная модель мира, основой которой выступают 5 стихий – 4 стороны света и середина, центр. Почитание 5 божеств ди, которые отождествлялись с 5 царями древности, 5 цветами, 4 сторонами света и центром приобретает статус официальных культов. Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время централизованной империи. Религиозные традиции формируются под воздействием двух факторов: наследие архаических шаманских обрядов и верований; тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и даосизм. Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо. Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира. В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помощью драконов, протянутых с небес лент и других фантастических существ. Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север. В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппозиционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэньсянь), освободившегося от бренной телесной оболочки. К рубежу нашей эры в религии Ханской империи первостепенное значение приобрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы. Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались правительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астрономического и религиозного календаря в отношении официальных праздников империи. Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на поклонение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встречаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической религиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешавшие осуществлению мироустроительной миссии императора, установлению этической дистанции между человеком и богами.
|