Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы воспитания физических качеств
Методы, способствующие воспитанию физических качеств, относятся к группе МСРУ, так как имеют строгую регламентацию деятельности и по программе движения, и по характеру (режиму) его выполнения режим должен быть стандартным, и по нагрузке и отдыху – нагрузка мало интенсивная, а отдых - полный. Вспомним, что к основным методам этой группы относятся: стандартный, переменный, интервальный и повторный методы. а) стандартный (равномерный, дистанционный) имеет следующие основные отличительные признаки и характеристики: - чаще используется в циклических видах спорта; - соблюдаются все три условия регламентации (см. выше); - тренирующее воздействие происходит в процессе работы; - способы повышения нагрузки: повышение интенсивности, повышение длительности; - чаще - умеренная мощность работы (аэробная зона энергообеспечения); - длительность работы от 10 до 30 минут (но при более высокой интенсивности длительность уменьшается). Преимущества метода: - легко дозировать нагрузку; - длительная работа оказывает благоприятное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает окислительные способности мышц. Недостатки метода: - быстрая адаптация к стандартной работе; - монотонность и невысокая интенсивность не дает значительных функциональных сдвигов. б) переменный (вариативный): - используется во всех видах двигательной деятельности; - изменение нагрузки возможно за счет изменения скорости, длительности, способа выполнения действия, длительности отдыха, условий внешней среды; - имеет варианты: с ритмичными колебаниями интенсивности, с неритмичными колебаниями интенсивности. Преимущества метода: - устраняет монотонность; - дает возможность для совершенствования техники с параллельным развитием физических качеств; - совершенствует способность дифференцирования мышечных усилий. Недостатки метода: - сложность дозировки нагрузки (так как сложна взаимосвязь различных энергетических механизмов). в) интервальный метод: - регламентируются и работа, и отдых; - в зависимости от мощности работы тренирующее воздействие может наблюдаться и в период отдыха; - пауза отдыха должна обеспечивать снижение ЧСС до 130-140 уд/мин; - выполнение упражнения должно прекращаться, если не выполняются основные условия: скорость, темп движения; ЧСС при данной скорости; ухудшается скорость восстановления; - варианты интервального метода: экстенсивный и интенсивный. Преимущества метода: - точность в дозировке нагрузки; - высокая скорость достижения состояния тренированности. Недостатки метода: - в малоинтенсивных упражнениях - утомляет монотонность; - в высокоинтенсивных упражнениях - возможно появление некомпенсированного утомления и последующего состояния перетренированности. г) повторный метод: - отличие от интервального: регламентируется только интенсивность, отдых - произволен (чаще - до полного восстановления); - тренирующее воздействие наблюдается только в период работы. Преимущества метода: - моделирует условия соревновательной деятельности Недостатки метода: - очень сильное воздействие на гормональную и нервную системы; - низкая плотность занятия. Характеристика сочетаний МСРУ: 1) методы стандартно-непрерывного упражнения применяются в циклических видах спорта или в сложнокоординационных видах спорта путем искусственного вычленения отдельных ациклических действий и их слитном повторении; 2) к методам стандартно-интервального упражнения относятся методы, в которых одна и та же нагрузка воспроизводится через относительно постоянные интервалы отдыха (применяются в любом виде двигательной деятельности); 3) методы переменно-непрерывного упражнения связаны обычно с изменением скорости, темпа в циклических видах, а так же с выполнением игровых ситуаций длительное время (в игровых видах спорта); 4) методы переменно-интервального упражнения связаны с изменением длительности интервалов отдыха или нагрузки в каждом повторении упражнения, или обоих показателей одновременно (основной метод сложнокоординационных видов спорта и др. видов спорта). Особую группу составляют методы комбинированного упражнения, в которых сочетаются моменты стандартных и вариативных воздействий. Примером может служить метод серийно-стандартного упражнения с прогрессирующей нагрузкой (метод повторно-прогрессирующий). Одной из наиболее рациональных форм сочетания различных методов строго регламентированного упражнения в рамках целостного занятия служит круговая тренировка. Ее основу составляет серийное повторение нескольких видов физических упражнений, объединенных в комплекс в соответствии с определенной упорядочивающей схемой. Широко распространенными вариантами круговой тренировки являются: - круговая тренировка по методу непрерывной экстенсивной работы (задается только количество повторений на станциях); - круговая тренировка по методу интенсивной непрерывной работы (задается и время, и количество повторений); - круговая тренировка по методу интервальной работы (интенсивная работа на станциях и жесткие интервалы отдыха в переходах со станции на станцию). К достоинствам метода относятся: 1) сочетание избирательной направленности и общего воздействия на организм; 2) смена станций создает эффект переключения, что повышает работоспособность и повышает эмоциональность занятий. 3)
|