Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы обучения двигательным действиям
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Процесс образования и совершенствования двигательного действия принято схематически представлять как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умении выполнить его, а затем - от умения к навыку. В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Понятие " двигательное умение", как и понятие " двигательный навык", относится преимущественно к технической стороне способности совершать двигательные действия и вместе с тем отражает определенную степень их сформированности, освоенности. Двигательное умение представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций. Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть, при минимальном контроле) управления движения, высокой прочностью и надежностью исполнения. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения от двигательного навыка относятся: - постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями; - относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная изменчивость техники движений, особенно под влиянием сбивающих факторов; - расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени. Двигательное умение и двигательный навык - это последовательные ступени на пути формирования двигательного действия (см. рис. 4). По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав становятся постепенно отлаженным и привычным. В результате двигательное умение автоматизируется - превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
|