Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы спортивной тренировки
Метод тренировки - это целенаправленное, систематическое повторение определенных движений, действий, реализуемое для решения конкретных задач (достижение поставленной цели). В практических целях методы спортивной тренировки принято условно подразделять на три группы: словесные, наглядные и практические. При подборе того или иного метода спортивной тренировки следует четко следить, чтобы они соответствовали поставленным задачам, общедидактическим принципам, а также специальным принципам тренировки, возрастным, половым особенностям спортсменов, их квалификации и уровню подготовленности. К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ, обсуждение и др. Эти методы можно использовать с любым контингентом спортсменов (новичками и спортсменами высокого класса). Важно, чтобы эти методы излагались лаконично, со знанием современной специальной терминологии и в сочетании с наглядными методами. Наглядные методы весьма многообразны и в значительной степени обуславливают действенность процесса тренировки. К ним следует прежде всего отнести методически грамотный показ упражнений и его элементов тренером или квалифицированным спортсменом. В спортивной практике широко используются вспомогательные наглядные методы – демонстрация видеомагнитофонных записей упражнений или игровых ситуаций, учебных фильмов, макетов игровых площадок иди спортивных полей для разбора тактических схем, я также методы ориентирования (световые, звуковые, механические лидирующие устройства, и том числе с программным управлением и обратной связью). Практические упражнения условно могут быть распределены на две основные группы: - методы, преимущественно направленные на освоение и совершенствование спортивной техники, то есть, формирование двигательных умений и навыков, характерных для избранного вида спорта; - методы, преимущественно направленные на развитие двигательных качеств. Обе группы практических методов тесно связаны между собой и применяются в неразрывном единстве. Остановимся на этих методах более подробно. Метод, направленный на освоение спортивной техники. В нем выделяют методы разучивания техники движения в целом и по частям. Разучивание упражнений в целом осуществляется при освоении относительно простых движений, а также и сложных, если разделение по частям невозможно. Разучивание техники по частям осуществляется при освоении, более или менее сложных в координационном отношении движений. В дальнейшем целостное выполнение двигательных действий приводит к интеграции в единое целое ранее освоенных частей сложного упражнения. Большое значение при разучивании движений отводится подводящим и имитационным упражнениям. Подводящие упражнения позволяют путем разучивания простых элементов движений постепенно подвести спортсмена к выполнению спортивной техники всего упражнения. У бегунов в качестве подводящего упражнении используется бег с высоким подниманием бедра, бет с захлестыванием голени, " семенящий" бег, бег прыжками и др. В традиционных упражнениях сохраняется общая структура соревновательных упражнений. Однако при этом обеспечиваются условия, облегчающие освоение двигательных навыков. Например, для освоения техники в тяжелой атлетике широко используют гимнастическую палку или гриф штанги без блинов. Имитация техники упражнений полезна не только для новичков, но и для квалифицированных атлетов, особенно перед началом выполнения упражнений основной части тренировки. Это позволяет не только облегчить переход от одного упражнения к другому, но и осуществить оптимальную настройку координационных возможностей двигательного аппарата. Методы, направленные на совершенствование двигательных качеств Развитие двигательных качеств в процессе спортивной тренировки происходит в рамках двух основных методов - непрерывного и интервального. Непрерывный метод характеризуется однократным непрерывным выполнением тренировочной работы. Непрерывный метод (или равномерный) состоит в выполнении определенного двигательного действия с неизменно, как правило, невысоким уровнем интенсивности, но зато в течение продолжительного времени. Например, такая тренировочная работа характерна для бегуна на средние дистанции (800, 1500 м) при пробегании дистанции 3-5 км с одинаковой скоростью, которая намного ниже максимальной на его основной дистанции. Непрерывный метод широко используется в основном в циклических видах спорта. Однако его успешно применяют также и в ациклических упражнениях, где длительность двигательного действия может ограничиваться определенным отрезком времени (например, в боксе, борьбе, спортивных играх). В ациклических видах спорта данный метод реализуется путем выполнения неизменного или изменяющегося по структуре спортивного упражнения в целом или отдельных подсистем без пауз для отдыха. Например, упражнения в нанесении серии ударов по мешку в занятиях боксера, упражнения в ведении мяча у баскетболиста или футболиста. В равномерном методе от занятия к занятию постепенно увеличивается преимущественно объем работы. Интервальный метод характеризуется тем, что движение выполняется с варьированием интенсивности нагрузки при непрерывном выполнении упражнения или с перерывами различной продолжительности и характера. Варианты использования данного метода тренировки весьма обширны. Так, по мнению В.А. Андреева, Д.П. Пугачева-Ионова, В.М. Дьячкова и др., в легкой атлетике интервальный метод есть повторное преодоление отдельных отрезков дистанции и " расчетное" время с точно установленными перерывами для отдыха. При этом они считают, что следует от занятий к занятиям сокращать продолжительность перерыва для отдыха, не снижая скорости преодоления дистанции (отрезков) с тем, чтобы на последующих этапах добиться возможности пробежать в запланированное время большие отрезки и, наконец, всю дистанцию В зависимости от изменения указанных выше обстоятельств интервальный метод делится на переменное и повторное упражнение. Переменное упражнение состоит в последовательном изменении напряженности выполнения движения в следующих вариантах (например, в беге на средние и длинные дистанции): - большая часть дистанции преодолевается медленно, меньшая – быстро; - быстрое и медленное преодоление дистанции сочетается равномерными частями; - большая часть дистанции преодолеваемся быстро, меньшая - медленно; - быстрое начало завершается замедлением движения, затем делается ускорение, заканчивающееся преодолением всей дистанции; - многократное изменение скорости с преодолением коротких отрезков дистанции медленно; - быстрое преодоление необходимой дистанции в таком темпе, какой спортсмен способен выдержать, затем медленное окончание оставшейся части дистанции. Такие варианты применяются не только в циклических видах спорта, но и в ациклических, где применяются равномерные упражнения (бокс, борьба, спортивные игры и др.). В ациклических видах спорта предлагаемые методы используются в форме непрерывного движения с различной интенсивностью. Повторный метод состоит в выполнении на протяжении одного занятия определенных движений с перерывом для отдыха. Этот метод используется на занятиях во всех видах спорта. Основное различие между повторным и переменным вариантами интервального метода заключается в том, что в первом случае во время перерыва между выполнением упражнения занимающиеся отдыхают произвольно (пассивно или выполняют какие-либо иные, не относящиеся к основному упражнению движения). При повтором варианте для отдыха используется основное упражнение, но интенсивность его выполнения при этом резко снижается (например, у пловцов - свободное плавание, у бегунов - бег с полным расслаблением в медленном или среднем темпе). В качестве самостоятельных методов принято также выделять игровой и соревновательный. Игровой метод предусматривает выполнение двигательных действий в условиях игры, в пределах, характерных для правил данного вида спорта, тактико-технических приемов и приближенных к реальным ситуациям. Применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий, позволяет выявить психическую готовность спортсменов, проверить их в различных условиях соревновательной борьбы. Соревновательный метод предполагает специально организованную соревновательную деятельность, которая в данном случае рассматриваемся как один из способов повышения эффективности тренировочного пронесся. В тренировочном процессе особую группу составляют идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений под действием психического и общего состояния. К ним можно отнести: - идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением); - эмоциональную настройку на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога; - самоприказ как способ самоубеждения и самоорганизации. В спортивной тренировке также используется ряд других факторов, позволяющих повысить ее эффект. Они различны по своей природе, поэтому их трудно представить в логически строгой классификации. Как правило, их выделяют в следующие три группы: - естественно-средовой фактор подготовки спортсмена (использование таких природных условий, как солнечная радиация, содержание кислорода, атмосферное давление, температура, динамическое воздействие воздушной и водной среды и т.п.); - гигиенические средства оперативного воздействия на динамику работоспособности спортсмена (чистота, освещение, вентиляция, искусственная аэронизация и другие восстановительные процедуры); - материально технические средства спортивной тренировки (тренажеры, специализированные снаряды, контрольная и информационная литература и др.).
|