Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки






Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического вос­питания, осуществляемый в соответствии с требованиями и осо­бенностями данной профессии.

Основное назначение ППФП – направленное развитие и под­держание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требова­ния конкретная профессиональная деятельность, а также выра­ботка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращение сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособ­ности, что тем самым увеличивает надежность человеческого зве­на в системе «человек-машина». ППФП также повышает устой­чивость организма к неблагоприятным воздействиям производ­ственной среды и снижает заболеваемость, способствует професси­ональному долголетию кадрового состава работников.

ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педаго­гической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психичес­ким качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспита­ния при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физи­ческой подготовки со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой.

Общая физическая подготовка со­здает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие фак­торы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объек­тивные требования профессии к человеку. Научно-теоре­тическое обоснование ППФП прежде всего связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным дви­гательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями).

К таким факторам относят следующие (Б. И. Загорский, 1984):

- особенности информационного обеспечения деятельности;

- характер основных рабочих движений;

- особые внешние условия деятельности.

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном прие­ме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней сре­де. Особенности психических процессов во мно­гом зависят от характера, объема поступающей информации и усло­вий ее восприятия человеком при трудовых действиях.

Изучая указанные признаки, степень их выраженности (кри­тические значения) в конкретной профессиональной деятельно­сти (например, операторов, водителей автотранспорта), возмож­но установить ее специфические требования к психическим и дви­гательным качествам человека.

Другим определяющим объективным фактором ППФП явля­ется характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. Многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вслед­ствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

Своеобразие рабочих движений в конкретной профессиональной деятельности и обусловливает ее специфические психофизи­ологические воздействия на организм. Поэтому выде­ляют понятие «характер основных рабочих движений». Под ним подразумевается совокупность наиболее выраженных (преоблада­ющих) особенностей основных рабочих движений в трудовых дей­ствиях, составляющих содержание данной профессиональной де­ятельности.

Специфические требования профессии к физической подго­товленности человека вызываются также особыми внешними ус ловиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового про­цесса и при некоторых видах работ, требующих владения при­кладными двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производствен­ные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микро­климат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений.

Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функци­ональных резервов организма.

В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определен­ными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.

Изучение специфических прикладных требований профессии к человеку позволяет выявить эти значимые и определенные для каж­дого вида труда качества, прикладные навыки, умения и знания.

В структуре профессиональных способностей выделяют основ­ные и дополнительные. Основные способности те, без которых данная деятельность не может эффективно выполняться и кото­рые не могут компенсироваться другими способностями данной структуры. Дополнительные способности — существенные, но не обяза­тельные, и они могут заменяться другими компонентами.

Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить чело­века не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельно­сти. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими и направ­ленность их определяется требованиями конкретной профессии.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффек­том в известной степени и генерализованный эффект. Параллель­но происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

Всестороннее воспитание физических способностей и систе­матическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующим образом:

- направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

- воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты воесприятия и др.);

- формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

- повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

- сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии, Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уронен профессионально-прикладной физической подготовленности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал