Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Специфические особенности работы преподавателя кафедры физического воспитания вуза
В практической деятельности преподавателю физического воспитания необходимо решать целый комплекс педагогических, организационных и управленческих задач. Преподаватель физического воспитания не ограничивается только проведением академических занятий со студентами, но и активно занимается тренерской работой, выступает в роли организатора спортивных соревнований, выполняет функции спортивного судьи, инструктора-методиста, участвует в научно-исследовательской и учебно-методической работе, а также в хозрасчетной работе кафедры и спортивного клуба. Весьма важное место в работе преподавателя физического воспитания в вузе занимает организация самостоятельных занятий студентов во внеучебное время. Эта работа осуществляется как на спортивной базе кафедры, так и в студенческом городке. Помимо этого преподаватель выполняет контролирующие функции, осуществляя прием контрольных нормативов и зачетов. Профессиональные обязанности преподавателя кафедры дифференцированы в соответствии с его квалификацией и статусом. В обязанности преподавателя входит проведение учебно-практических занятий, индивидуальная работа с отстающими в физическом развитии студентами, прием контрольных нормативов и зачетов, учебно-методическая работа, организация и проведение соревнований, целенаправленная работа по повышению спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов. В обязанности старшего преподавателя (заместителя декана по физическому воспитанию) входит: - комплектование групп студентов в учебных отделениях и контроль за перемещением студентов в течение учебного года, комплектование спортивных команд факультета; - осуществление помощи студентам-спортсменам, нацеленной на сочетание их обучения в вузе с активными занятиями спортом, проведение на факультете работы по наглядной агитации и пропаганде спорта. В круг обязанностей старшего преподавателя, ответственного за учебно-методический раздел работы (заместитель заведующего кафедрой по учебной работе) входит: - осуществление контроля за качеством проведения учебно-тренировочных занятий; - распределение почасового фонда; - контроль за его расходованием; - организация приема контрольных нормативов, зачетов и экзамена по физической культуре; - контроль за выполнением распоряжений по кафедре и составлении отчета по учебно-методической работе. Основными обязанностями заведующего кафедрой физического воспитания являются: - организация учебно-воспитательного процесса и контроля за качеством проведения учебных занятий; - разработка стратегии перспективного развития массового спорта в вузе; - руководство научно-методической работой; - внедрение научной организации труда; - составление сметы по штатному финансированию; - руководство хозрасчетной деятельностью; - повышение квалификации преподавателей и учебно-вспомогательного персонала кафедры. Эффективность профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания определяется идентичностью его профессионально-значимых черт личности профессиональному профилю работы. Мера соответствия по таким параметрам как коммуникабельность, экстравертированность, доброжелательность, уравновешенность нервной системы, уровень личной физической культуры является объективной предпосылкой формирования его профессиональной компетенции и успешности педагогической деятельности в вузе. Преподаватель вуза обязан систематически повышать уровень профессиональных знаний, умений и навыков: - в совершенстве владеть предметом специализации (знать историю, технико-тактические особенности и психологические аспекты вида спорта); - знать методику обучения и тренировки, способы организации и управления педагогического процесса; - уметь составлять необходимые документы планирования и отчетности. В круг его профессиональных обязанностей входит систематическая и целенаправленная работа по совершенствованию индивидуального стиля педагогического мастерства. Он должен быть всегда доброжелательным, жизнерадостным; обязан тщательно продумывать содержание урока, проводить занятие только в спортивной форме, отвечающей современным эстетическим требованиям, соблюдать дисциплину труда и добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности. Список рекомендуемой литературы
1. Булич Э.Г Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1986. 2. Дифференциация физкультурного образования учащихся основной общей школы: Учебное пособие. - Тюмень, 1997. 3. Каинов А.Н., Калинин В.Е., Калинина Л.В., Макаренко Т.М. Методика подбора средств баскетбола для урока ФК в ООШ. - Волгоград, 2003. 4. Купер К. Новая аэробика. - М., 1979. 5. Лечебная физическая культура: Справочник /Под ред. В.А.Епифанова. - М., 1987. 6. Литвинов Е.Н., Погадаев Г.И. и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов. - М., 1997. 7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 1998. 8. Макаренко Т.М., Калинина Л.В., Гаврилова Л.Г., Курдяева О.А. Методика подбора средств волейбола для уроков ФК в ООШ.- Волгоград, 2002. 9. Макаренко Т.М., Прохорова И.В. Теория физической культуры: Части I и II. - Волгоград, 1999. 10. Матвеев Л.П. Программа по «Физической культуре» для общеобразовательных учреждений (1-11 классы). - М,. 2002.Похлебин В.П. Уроки здоровья. - М., 1992. 11. Прохорова И.В., Шептикин С.А., Шаповалов С.И. Физическая культура, двигательная активность, здоровый образ жизни. Волгоград, 1998. 12. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. М., 1988. 13. Теория и методика физической культуры: Учебное пособие /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И.Попова. – С-Пб., 1999. 14. Физиология человека /Под ред. Н.В. Зимкина. - М., 1975. Тема 4. Лекция 9. Профессионально-прикладная физическая подготовка (2 часа) Содержание 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки. 2. Построение и основы методики ППФП.
|