Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников
Важной задачей для учителя физической культуры должна являться организация двигательного режима школьников, поскольку именно дополнительные занятия физическими упражнениями обеспечивают активный отдых учащимся и удовлетворяют их естественную потребность в движениях. У учащихся в процессе учебных занятий активно участвует в работе очень небольшое количество мышц тела. Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия, либо несут статическую нагрузку. Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного положения испытывают значительное статическое напряжение. При этом возрастает внутримышечное давление, нарушается нормальное кровообращение. Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота, нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах, затруднения крово- и лимфообращения в ногах и руках. Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови, а с ней и кислорода в головной мозг, что снижает работоспособность нервных клеток. В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшаются внимание и память, удлиняется латентный период двигательной реакции. В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка. При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперед и искривлению позвоночника (А.М.Шлемин, 1988г.). Принято различать две фазы утомления: первая фаза - возбуждение - выражается в возрастании утомления и вторая - возбуждение сменяется наступлением охранительного торможения (внешние признаки: чувство апатии, сонливости). Эти фазы утомления характерны для школьников всех возрастных групп. Следовательно, работоспособность у учащихся на протяжении урока не бывает постоянной. Вначале она невысока, затем поднимается и удерживается какое-то время на высоком уровне, после чего начинает снижаться, претерпевая таким образом три качественно различных периода: врабатывание, устойчивое состояние умственной работоспособности и утомление. Фазовость изменения работоспособности учащихся повторяется на каждом учебном занятии. С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы. Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся. Установлено, что с началом систематического обучения детей в школе их суточная двигательная активность снижается на 50%, но потребность в движениях еще удовлетворяется. По мере перехода из класса в класс уровень двигательной активности резко снижается. При этом 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении. Произвольная двигательная активность у них составляет 16-19%, а на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1-3%. Уроки физической культуры лишь частично пополняют недостаток движений - около 40% суточной потребности или 11% недельной. И если школьник дополнительно не будет заниматься физическими упражнениями и спортом, это может повлечь за собой задержку в развитии его моторики. Увеличение объема двигательной активности оказывает значительное влияние на повышение умственной работоспособности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Принято считать, что объем двигательной активности школьников должен составлять 7-12 часов в неделю. При таком объеме двигательной активности у школьников наблюдаются наиболее высокие показатели умственной работоспособности, более высокая устойчивость в течение дня, повышение успеваемости и адаптации к физическим нагрузкам. Чередование учебных занятий и активного отдыха, включающего физические упражнения в разных формах, способствует снятию утомления, вызванного учебной деятельностью, и повышению работоспособности учащихся. В первой половине учебного дня работоспособность школьников постепенно повышается, достигая наиболее высоких показателей к 10-11 часам. Проведение гимнастики до учебных занятий способствует достижению оптимального сочетания возбудимости и функциональной подвижности нервной системы, благодаря чему ускоряется “вхождение “ организма школьников в работу. Эффективным активным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Применение кратковременных физических упражнений способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, что в свою очередь позволяет гораздо более эффективно продолжать занятия. Неблагоприятные функциональные сдвиги, происходящие в организме школьников под влиянием в первую очередь статического компонента учебной деятельности, в значительной степени ликвидируются в результате активного отдыха на переменах. Сказанное выше объясняет необходимость регулярных занятий физическими упражнениями в режиме дня школьников, к которым относят: - гимнастику до учебных занятий; - физкультурные минуты и паузы на уроках; - физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; - спортивный час (динамический час); - соревнования в группе продленного дня. 1. Гимнастика до учебных занятий. Гимнастика до занятий проводится на открытой площадке или в помещении (коридорах, классах) непосредственно перед уроками. Она способствует регуляции состояния центральной нервной системы учащихся, активизации их внимания, что важно для более быстрой настройки на продуктивную учебную деятельность, улучшения кровообращения крупных мышечных групп туловища. В комплексы включаются только упражнения в положении стоя, сначала дается задание проследить за осанкой, затем включаются упражнения на крупные группы мышц, затем - воздействующие на основные, рабочие группы мышц рук, туловища и ног; далее включаются более интенсивные упражнения и последними даются упражнения на регуляцию дыхания и координацию. Комплекс должен включать 6-8 упражнений, длительность гимнастики - 6-8 мин., смена комплекса должна быть один раз в 2-3 недели. Проводит гимнастику до занятий - учитель -предметник. 2. Физкультминутка. Физкультминутка проводится обычно непосредственно в классе на уроке, при выполнении домашних заданий в режиме продленного дня школы или дома. Минута активного отдыха позволяет снять умственное и статическое напряжение с мышц туловища, активизировать кровообращение в брюшной полости и в нижних конечностях. Обязательны для использования упражнения на растягивание, специальные упражнения для глазных мышц, мышц спины и шеи. Одной из перспективных систем проведения физкультминут является “Гимнастика для мозга”, в основу которой положено восстановление взаимодействия работы двух полушарий головного мозга. Билатеральные упражнения снимают напряжение с глазных мышц, статическое напряжение основных рабочих мышц рук, шеи, туловища и ног. Выполнение их не требует большого времени (на каждое упражнение - 1-1, 5 мин, в комплексе 1-2 упражнения, которые подбираются с учетом вида учебной деятельности). Необходимые сведения по данной системе вы можете получить на кафедре Теории и методики физического воспитания. Физкультпауза. Физкультпауза в отличие от физкультминутки продолжается от 8 до 10 минут, включает 6-8 упражнений. Проводить ее рекомендуется ежедневно на пике утомления после 3-4 урока и во время выполнения домашних заданий в режиме продленного дня и дома. Кроме физических упражнений в комплексы физкультпауз полезно включать подвижные игры, прогулки, спортивные развлечения на свежем воздухе. Физкультпауза начинается с упражнений в потягивании, затем выполняются 3-4 упражнения для мышц туловища (общего воздействия) и заканчивается комплекс свободными маховыми движениями рук и ног (упражнения на расслабление). Дозировка - 6-8 повторений, темп средний и быстрый. 3.Физические упражнения и игры на удлиненных переменах Физические упражнения и подвижные игры на переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления, возникшего в результате учебной деятельности. Этот вид активного отдыха проводится на большой перемене. Основным содержанием являются интенсивные глобальные упражнения, которые оказывают физическую нагрузку на организм. Удлиненная перемена организуется после 2-3 урока, ее продолжительность 20-30 мин. Физические упражнения и игры должны занимать 15-20 мин из времени всей перемены. В начальных класах основным содержанием удлиненных перемен являются подвижные игры (не следует давать игры, имеющие остроконфликтный характер, вызывающие чрезмерный игровой азарт и игры высокой интенсивности - ЧСС свыше 180 уд/мин). В среднем школьном возрасте даются спортивные игры. Все игры должны увязываться с программой физического воспитания и конкретным ее разделом в данный промежуток времени. Методика проведения подвижных игр на перемене подчиняется общим требованиям, но имеет некоторые специфические особенности. Их следует проводить четко, оперативно, с привлечением всех детей к активному участию. При повторении игры следует включать в нее новые элементы. Желательно поощрять инициативу, самостоятельность выбора игры. При проведении подвижной перемены соблюдаются основные требования, предъявляемые к занятиям физическими упражнениями - организованное начало, постепенное нарастание физической нагрузки и снижение ее к концу перемены. 4.Спортивный час отличается от удлиненной перемены длительностью, его продолжительность 45-50 мин. Занятия имеют игровой характер и имеют трехчастную структуру. В отличие от урока физической культуры на данных занятиях 35-50% времени отводится на самостоятельные упражнения, игры, развлечения. Планирование содержания спортивного часа проводится еженедельно. 5. Соревнования в группах продленного дня. Интерес занимающихся к занятиях физическими упражнениями стимулируют соревнования. В группах продленного дня их рекомендуется проводить в конце каждой четверти. Упражнения, входящие в программу соревнований, должны соответствовать возрасту, уровню подготовленности и интересам детей. Можно проводить различные эстафеты на скорость, точность движений. Содержание соревнований должно быть разнообразным, поэтому целесообразно включать в них упражнения не только разученые на уроках физической культуры, но и упражнения с элементом новизны. Главные условия организации и проведения таких соревнований - их эмоциональность и интерес к ним со стороны учеников. Двигательная активность школьников может быть также повышена за счет хорошо организованной внеклассной и внешкольной физкультурно-оздоровительной работы. К основным формам внеклассной работы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы относят: - группы общей физической подготовки; - спортивные секции; - группы начальной подготовки в ДЮСШ; - клубы здоровья. В группы общей физической подготовки включаются дети, имеющие низкий уровень физической подготовленности и отстающие в физическом развитии. Содержание занятий характеризует название данной группы: преимущественно используются упражнения общего воздействия, не очень высокой интенсивности. Занятия строятся с учетом закономерностей протекания физиологических процессов в организме не реже 1-2 в неделю по 45-60 мин. Проводить их должен учитель физической культуры. Спортивные секции могут посещать только дети основной медицинской группы. Занятия проводится по видам спорта школьной программы или по другим видам спорта, вызывающим интерес у учащихся. Занятия должны проводиться не реже 2-3 раз в неделю по 1-2 часа. В содержание входят упражнения общей физической подготовки (40-50%) и специальные упражнения по виду спорта. Занятия в школьных спортивных секциях отличаются от таковых в ДЮСШ меньшей узкой направленностью на решение задач достижения максимального спортивного результата и, соответственно, меньшей величиной физических нагрузок. Клубы оздоровительного бега, закаливания, атлетической гимнастики, шейпинга - это в основном формы физкультурно-оздоровительной работы воскресного дня. Создаются при участии инициативной группы родителей, но проводятся под руководством опытного методиста по физкультуре или учителя физкультуры. В занятиях используются упражнения глобального и локального воздействия, используются рекомендации хорошо известных систем закаливания, атлетической гимнастики, ритмической гимнастики. Группы начальной подготовки ДЮСШ, существующие на базе общеобразовательной школы, имеют основные задачи, связанные с выполнением разрядных норм ЕВСК по виду спорта. Занятия отличаются относительно узкой специализированной направленностью и готовят детей к выступлениям на спортивных соревнованиях (общешкольных, районных, городских). К общешкольным физкультурно-массовым и спортивным мероприятиям относят следующие формы: - внутришкольные соревнования; - районные и городские соревнования; - физкультурные праздники; - секции туристов и туристические походы и слеты; - оздоровительный лагерь. Соревнования могут быть проведены в личной, командной и лично-командной форме. Основная их задача - подведение итогов работы спортивной секции и выявление уровня физической подготовленности детей. Соревнования проводятся в соответствии с календарем спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, составляемым до начала учебного года, который должен быть утвержден директором школы. Положение о соревновании должно разрабатываться с учетом направленности данных соревнований и возрастных особенностей детей, участвующих в них. Если соревнования проводятся между различными возрастными группами детей, то предварительно должна быть разработана оценочная шкала, позволяющая сравнивать результаты детей разного возраста. Физкультурные праздники проводятся в посвящение каким-либо народным праздникам или как самостоятельные физкультурные праздники (например, “Веселые старты”, День здоровья и др.). Ответственность за их проведение лежит в первую очередь на учителе физкультуры, а общее руководство осуществляет администрация школы. Основная задача физкультурных праздников - пропаганда физкультуры и спорта, приобщение к занятиям детей и родителей. Праздники должны быть хорошо продуманы и организованы при участии детей и их родителей. Прекрасным украшением таких праздников являются выступления хорошо подготовленных спортсменов (акробатов, художественных гимнасток и др.). Внешкольную работу по физическому воспитанию осуществляют по следующим направлениям: - работа преимущественно спортивной направленности (ее осуществляют ДЮСШ, ШВСМ, училища олимпийского резерва); - оздоровительная массовая и культурно-просветительская работа в рамках оздоровительного лагеря; - физическое воспитание в семье. К формам последнего могут быть отнесены: утренняя гимнастика, физкультурные минуты при выполнении домашних заданий, выполнение домашних заданий по физкультуре, закаливающие процедуры, игры и прогулки на свежем воздухе, походы выходного дня и в отпускное время родителей. Особо хочется подчеркнуть значение систематичного выполнения школьниками домашних заданий, которые безусловно увеличивают объем двигательной активности ребенка и снижают неблагоприятные эмоциональные, психические и физические нагрузки на организм учащегося. В этом процессе очень важным является участие родителей, которые должны быть союзниками учителя физической культуры. Отсюда вывод учителю физкультуры нужно чаще общаться с родителями и при необходимости проводить для них методические консультации. Хотелось бы в заключении по данному вопросу отметить, что методические основы проведения занятий той или иной узкой направленности вы можете найти в специальной литературе, поскольку данная лекция, к сожалению, не может вместить в себя эту обширную, но очень важную информацию.
|