Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 26. Мировой литературный процесс.






Процессы глобализации и антиглобализации в современном мире. Тенденция к обособлению и одновременно к сближению разных мировых сообществ, в том числе и литературных. Поиск путей эффективного взаимодействия писателей разных стран и континентов.

Традиционное и современное в литературе Латинской Америки. Реальное и фантастическое в «магическом реализме», присущий ему космизм писательского мироощущения. «Необарокко» как поэтика движения. Теоретическое осмысление специфики художественного развития континента в работах А.Карпентьера. Экзистенциализм и творчество Х.Кортасара, развитие в нем мотива игры. Постмодернизм и творческие искания Х.Л.Борхеса; образ мировой библиотеки в произведениях писателя. Миф и история, мир и книга в романе Г.Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества»; своеобразие художественного видения, тяготеющего к универсализму.

Специфика японской литературы ХХ века. Развитие традиционных жанров. Влияние буддизма, ощутимое в безучастной позиции автора. Поиск путей изображения современного состояния человека и мира в произведениях Я.Кавабаты, К.Абе, Ю.Мисимы. Своеобразие художественного мышления и языка.

 

Темы практических занятий

Раздел 1. Литература 1914-1945гг.

Тема 1. Пьеса Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». (Форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Теория эпического театра Б. Брехта.

2. Воплощение основных принципов эпического театра в пьесе:

а) параболичность сюжета,

б) основной конфликт пьесы,

в) композиция пьесы, монтаж,

г) роль зонгов и других приёмов «очуждения»,

д) принципы изображения персонажей.

3. Значение новаторства Брехта для современного театра.

Литература:

Брехт Б. Мамаша Кураж и ее дети. (любое издание).

Фрадкин И. Бертольд Брехт. М., 1965. С. 5-8, 67-80, 128-139, 168-173, 227-231, 276-286, 314-334.

Брехт Б. Об экспериментальном театре // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

Федоров А.А. Зарубежная литература XIX –XX века. М., 1989. С. 147-250.

Клюев В. О философском театре Брехта // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6. С.124-152.

История зарубежной литературы ХХ века. / Под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

Тема 2. Пьеса Ю. О’Нила «Страсти под вязами». (Форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Место пьесы «Страсти под вязами» в творчестве О’Нила и литературном процессе.

2. Ю. О’Нил о природе театра и трагического.

3. Тема американской мечты.

4. Конфликт пьесы и система образов.

5. Двуплановость действия. Символика драмы.

6. «Страсти под вязами» как социально-психологическая и философская пьеса. Значение характера в драматургии Ю. О’Нила.

7. Влияние фрейдизма на творчество драматурга.

8. Художественная специфика драматургии О.’Нила.

Литература:

О’Нил Ю. Страсти под вязами // О’Нил Ю. Пьесы. Уильямс Т. Пьесы. М.: Радуга. 1985.

О’Нил Ю. О трагедии. Театр и его средства // Писатели США о литературе. М., 1974.

Корнева М. Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М., 1990. С. 136-151, 215-223, 235-245, 254-281.

Ромм А.С. Американская драматургия ХХ века. Л., 1978. С. 5-20, 91-117.

Злобин Г. Трагедия в Америке // О’Нил Ю. Пьесы. Уильямс Т. Пьесы. М.: Радуга. 1985. С.3-12.

Тема 3. Пьеса Л. Пиранделло «Шестеро персонажей в поисках автора». (Форма – практическое занятие)

 

Вопросы к теме:

1. Место пьесы в творчестве Л. Пиранделло.

2. Проблема художественного воплощения кризиса сознания современного человека. Концепция «юморизма».

3. Своеобразие интеллектуализма в театре Л. Пиранделло.

4. Смысл названия пьесы. Тема «нереализованного» автором персонажа. Сопряжение действительного и фантастического планов изображения

5. Театрализация действия и использования возможностей эпического рассказа.

6. «Лицо «и «маска»; переосмысление драматургом традиции комедии дель арте.

7. Художественный опыт Л. Пиранделло в контексте литературного развития ХХ века.

 

Литература:

Пиранделло Л. Шестеро персонажей в поисках автора.// Л.Пиранделло. Пьесы. Л., 1960.

Драматургия Л. Пиранделло // История итальянской литературы XIX -XX веков. М., 1990. С.217-228.

Молодцова М. Луиджи Пиранделло. Л., 1982., С. 31-47, 60-167.

Елина Е. Итальянский театр ХХ века и драматургия Л. Пиранделло // Л. Пиранделло. Пьесы. Л., 1960.

Зингерман Б. Очерки истории драмы ХХ века. М., 1979. С. 204-217.

Тема 4. Модернизм. (Форма – дисскуссия)

Вопросы к теме:

1. Модернизм как новое искусство, возникающее в ситуации кризиса идеалов гуманизма и искажения первооснов существования.

2. Своеобразие модернистского мифотворчества.

3. Специфика модернистского формотворчества («поток сознания», «автоматическое письмо», поэтика «сновидений», поэтика инстинктивной памяти»).

4. Пути обновления художественного языка.

 

 

Литература:

История зарубежной литературы ХХ века. (Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа. М., 2000.

Дурова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной: Учебное пособие. М., 1998.

Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре; Андреев Л.Г. Чем же закончилась история второго тысячелетия? (Художественный синтез и потмодернизм) // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. / Под ред. Л.Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001.

Раздел 2. Литература 1945-2000гг.

Тема 5. Пьеса Ж. Ануя «Антигона». (Форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Экзистенциализм и драматургия Ж. Ануя.

2. Жанр пьесы.

3. Конфликт трагедии. Свободный выбор героини.

4. Композиция пьесы.

5. Мифологическое и историческое в «Антигоне».

 

Литература:

Ануй Ж. Антигона // Ануй Ж. Пьесы. Т.1. – М., 1969.

Зонина Л. Послесловие // Ануй Ж. Пьесы. Т.2. – М., 1969. – С. 583-631.

Гозенпуд А. Пути и перепутья. – Л., 1967. – С. 206-227.

Якимович Т.К. Драматургия и театр современной Франции. – Киев, 1968. -С. 164-169.

Юшкова Т.А. Эстетика мира в современной французской драматургии и творчество Ж. Ануя // Национальная специфика произведений зарубежной литературы ХIХ-ХХ вв. // Межвуз. сб. научн. трудов. – Иваново, 1981. –С.106-114.

Андреев Л.Г. Экзистенциализм // Зарубежная литература ХХ века: Учебник. – М., 1996.

 

Тема 6. Пьеса Д. Осборна «Оглянись во гневе» (Форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Джон Осборн и движение «сердитых» в английской литературе.

2. Конфликт, система образов в пьесе.

3. Герой пьесы, противоречивость его позиции.

4. Композиция пьесы.

5. Символика и роль музыкальных лейтмотивов.

6. Развитие принципов реализма в драматургии Дж. Осборна.

 

Литература:

Джон Осборн. Оглянись во гневе // Дж. Осборн. Пьесы. М., 1978; или Иностранная литература, 1967, №7.

Ряполова В. Послесловие // Дж. Осборн. Пьесы. М., 1978. С. 267-286.

Ивашева В.В. Джон Осборн // Литература Великобритании ХХ века. М., 1984. с. 374-384.

Гозенпуд А. Пути и перепутья. Л., 1967. с. 154-173.

Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М.: Высшая школа, 1981. с. 50-66.

Шестакова Д. Монологи Джона Осборна // Иностранная литература, 1967, №7.

 

Тема 7. Пьеса Т. Уильямса «Трамвай «Желание». (Форма – практическое занятие)

Вопросы к теме:

1. Место Т. Уильямса в истории американского театра ХХ века.

2. Проблема трагического в эстетике и творчестве Т. Уильямса.

3. Теория «пластического театра».

4. Конфликт и герой в пьесе.

5. Особенности композиции.

6. «Пластическое» решение пьесы.

 

Литература:

Уильямс Т. Трамвай «Желание» // Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес. – М., 1967; или: Ю. О’ Нил. Пьесы. Т. Уильямс. Пьесы. М., 1985.

Неделин В. Дорога жизни в драматургии Т. Уильямса // Уильямс Т. «Стеклянный зверинец» и еще девять пьес. М., 1967.

История зарубежной литературы после Октябрьской революции. Часть 2. 1945-1970. / Под ред. Л.Г. Андреева. М.: изд-во МГУ, 1978. с. 298-303.

Цекановская Л.С. Теория «пластического театра» Т. Уильмса и ее преломление в драме «Трамвай «Желание» // Литература США. М., 1970. с. 106-140.

Коренева М.М. Страсти по Тенесси Уильямсу // Проблемы литературы США. М., 1985. с.465-474.

Т. Уильямс. Эссе // Ю. О’ Нил. Пьесы. Т. Уильямс. Пьесы. М., 1985. с. 790-799.

Тема 8. Вопросы для подготовки к контрольной работе по теме «Постмодернизм» (Форма – дискуссия)

 

Вопросы к теме:

1. Ситуация «постмодерна» (постсовременности) в культуре последней трети ХХ века.

  1. Истоки постмодернизма. Значимость для его становления идей структурализма, постструктурализма, деконструктивизма.
  2. Интертекстуальность. Специфика коммуникации: автор – текст – читатель.
  3. Ирония, стилизация, пародия, игра.
  4. Концепция знака, понятие «симулякр».
  5. Важнейшие коды постмодернистской литературы: библиотека, книга, словарь, энциклопедия, журнал, телевидение, игра, зеркало, сон, лабиринт и др.

Литература:

История зарубежной литературы ХХ века / под ред. Л.Г. Андреева. М., 2000.

Зарубежная литература ХХ века / под ред. В.М. Толмачева. М., 2003.

Кубарева М.П. Зарубежная литература второй половины ХХ века. М., 2002.

Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Введение. М., 1999.

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000.

Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1996.

Эпштейн М. От модернизма к постмодернизиму: диалектика «гипер» в культуре ХХ века. // Новое литературное обозрение. 1995. № 6.

Носов С. Литература и игра. // Новый мир. 1994. № 1.

Лотман Ю. Выход из лабиринта. // У. Эко Имя розы. М., 1982.

Долинин А. Паломничество Чарльза Смитсона. // Дж. Фаулз. Подруга французского лейтенанта. Л., 1985.

Павлычко С.Д. Игра и действительность: Философское содержание «магического театра» в творчестве Дж. Фаулза. // Литература и общественное сознание Запада. Киев, 1990.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал