Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Список терминов. Социалистический реализм, социалистический гуманизм, партийность, классовость, народность, неомифологизм






Социалистический реализм, социалистический гуманизм, партийность, классовость, народность, неомифологизм, мифологема, модернизм, сюрреализм, имажизм, экзистенциализм, «автоматическое письмо», архетип, психоанализ, роман-миф, «поток сознания», точка зрения, интеллектуальный роман, антиискусство, театр абсурда, новый роман, деконструктивизм, структурализм, постструктурализм, постмодернизм, постмодерн, авторская маска, дискурс, код, интерпретация, интертексттуальность, контекст, метапроза, наррация, пастиш, феноменология, автоматическое письмо, абсурд, психоанализ, интуитивизм, контрапункт, симулякр, референция, текст, коммуникация, гипертекстуальность, предтекст, центон.

Контрольные вопросы для самопроверки при подготовке к зачету и экзамену

 

1. Литературный процесс в период между войнами. Общая характеристика исторической ситуации и основных литературных направлений.

2. Социалистический реализм. Исторические, философские и эстетические предпосылки возникновения нового направления. Понятия классовости, партийности, народности, социалистического гуманизма и интернационализма в искусстве. Принцип правдивого, исторически конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Своеобразие конфликта, сюжета, героя. Стилевое многообразие соцреализма. Международные объединения и связи писателей. Развитие литературной теории социалистического реализма.

3. Критический реализм. Связь с традицией классического гуманизма и ее обновление. Литература потерянного поколения и национальные варианты ее развития. Автор, герой, жанрово-стилевые особенности. Интеллектуальная линия в критическом реализме. Историзм и мифологизм художественного видения. Глубина психологического анализа. Обращение к культурно-исторической тематике. Пафос духовно-нравственных исканий личности и проблема ее связи с обществом.

4. Модернизм как метод и направление, его философско-мировоззренческие и эстетические истоки. Модернизм и авангардизм. Новое понимание искусства и его задач. Переосмысление художественных категорий конфликта, сюжета, характера, времени, пространства. Интерес к сфере бессознательного в модернизме. Понятие «поток сознания». Концептуальность модернизма. Миф в модернистском искусстве. Важнейшие теоретические работы и программные документы.

5. Тема «ясности» в творчестве А. Барбюса. Особенности художественной организации романа «Огонь» (диалог, монолог, реалистическая символика, сочетание правдоподобия, достоверности изображения с условностью, публицистичность). А. Барбюс и группа «Кларте».

6. Общий замысел романа М. Пруста «В поисках утраченного времени». Связь писателя с классической традицией и ее переосмысление. Споры в науке и критике о месте Пруста в литературном процессе.

7. М. Пруст и А. Бергсон. Концепция времени и его изображение в романе. Роль импрессионистического впечатления. Память и воображение. Своеобразие стиля и жанра.

8. Традиция семейного и социального романа в реалистической литературе Франции (Ф. Мориак, Р.М. дю Гар, Р. Роллан). Камерный и панорамный принципы изображения действительности, возможность их совмещения.

9. Традиция Ф.М. Достоевского в творчестве Ф. Мориака. Конфликт и герой в произведениях писателя. Ситуация напряженного поиска истинной веры.

10. Проблема духовных исканий интеллигенции в эпопее Р. Роллана. Конфликт и герой в «Очарованной душе». Роллан и соцреализм, неоднозначное отношение писателя к революционной теории и практике.

11. Проблема гуманизма в произведениях А. Де Сент-Экзюпери. Связь писателя с традицией философской и лирической прозы. Жанровое своеобразие «Маленького принца». Тема детства в философской сказке Экзюпери. Мотивы пути и встречи.

12. Сюрреализм как явление французской и мировой литературы, его история, теория, художественная практика. Понятие «сюрреальности», принцип удивления. «Автоматическое письмо». Сюрреализм и психоанализ. Сюрреализм в разных видах искусства.

13. От сюрреализма к социалистическому реализму. Поэтическая эволюция Л. Арагона и П. Элюара. Поворот к социальной действительности и создание современного лироэпоса. Общечеловеческое и национальное, вечное и конкретно-историческое в стихах Арагона и Элюара. Обновление образного строя и языка поэзии.

14. Поэтика сновидений в произведениях австрийских писателей.

15. Художественный мир Р.М.Рильке как отражение сложной динамики его поэтического богостроительства. Глубина мысли и совершенство формы в «Сонетах к Орфею». Смысл заглавия книги. Осуществление в ее динамичной структуре принципа метаморфоз.

16. Своеобразие неомифологизма Ф.Кафки. Притча как жанрообразующее начало произведений.

17. Метафорический сюжет произведений Ф. Кафки. Своеобразие стиля (натуралистическая деталь, гротеск, поэтика абсурда, фантастического переплетения сна и яви в восприятии героя и автора). Точки соприкосновения писателя с экспрессионизмом, сюрреализмом, романтизмом и реализмом. А.Камю о Кафке.

18. Теория и практика эпического театра Б. Брехта, его взаимоотношения с традицией «аристотелевского» театра. Драматические и сценические принципы, приемы «очуждения». Конфликт личности и социальной системы в пьесах Брехта. Тема «маленького человека» и великого человека (Анна Фирлинг и Галилео Галилей). Правдоподобие и условность в драматургии Брехта.

19. Человек и война в пьесе-параболе «Мамаша Кураж и ее дети». Параллели с современностью при изображении исторического прошлого. Тематика зонгов, их функция.

20. Пьеса-притча о добре и зле «Добрый человек из Сезуана», развитие в ней мотива двойничества.

21. Проблема духовного выбора и образ ученого в пьесе «Жизнь Галилея».

22. Антифашистская тема в произведениях А. Зегерс. Мастерство композиционного построения и повествовательной организации романа «Седьмой крест», глубина психологизма, единство внешнего и внутреннего действия. Коллективный образ немецкого народа и образы героев-антифашистов. «Маленький человек» и настоящий человек.

23. Поэзия И. Бехера и Б.Брехта ее основные темы, мотивы, связь с экспрессионизмом, соцреализмом.

24. Литература потерянного поколения и творчество Э.М. Ремарка. Особенности конфликта и сюжета романов писателя. Элемент автобиографичности в романах Ремарка. Близость позиции героя и автора.

25. Исторический роман в немецкой литературе. Своеобразие подхода к прошлому в романах Л. Фейхтвангера и Г. Манна. Философское осмысление опыта истории Г.Манном, познание ее законов.

26. Дилогия о Генрихе IV Г. Манна, ее связь с традициями политического романа и романа воспитания. Проблема положительного героя.

27. Эволюция мировоззрения Т. Манна в период между войнами. От аполитизма к социальной ответственности. Проблема нового гуманизма в творчестве писателя.

28. Интеллектуальный роман Т. Манна, принципы его содержательной и формальной организации.

29. Миф и история в романах Т. Манна. Гуманизация мифа в борьбе с фашизмом. Тетралогия «Иосиф и его братья» как роман-миф.

30. Путь исканий художника и тема кризиса современного искусства и общества в романе «Доктор Фаустус». Черты героя времени в Леверкюне. Герой, повествователь и автор в романе. Судьбы персонажей и судьба Германии. Мифологический план в произведении. Библейские и фаустианские параллели. Своеобразие пародии, обращенной к явлениям жизни и искусства. Прототипы главного героя. Т.Манн о «Докторе Фаустусе» как чрезмерно откровенной книге.

31. Мастерство Т. Манна.

32. Своеобразие интеллектуальной прозы Г.Гессе, содержание и функции в ней мотива игры. Динамика философского и художественного видения писателя. Сходство и различие героев «Степного волка» и «Игры в бисер». Важность поиска идентичности, обретения «самости» в процессе «индивидуации» для персонажей и автора. Усложнение сюжетно-повествовательной и композиционной организации как закономерное следствие усложнения тематики и проблематики произведений.

33. Книга Р. Фокса «Роман и народ» как манифест социалистического реализма и ее роль в истории английской и мировой литературы. Размышления о «смерти романа» в модернизме и его возрождении в соцреализме.

34. Тема «потерянного поколения» в английской литературе (Р. Олдингтон, Д.Г. Лоуренс), своеобразие подхода к ее воплощению у реалистов и модернистов.

35. «Смерть героя» Р.Олдингтона как «джазовый роман». Сатира и лиризм в произведении.

36. В.Вульф и школа «потока сознания» в английской литературе. В. Вульф и М. Пруст, сходство и различие в проблематике и поэтике произведений.

37. Творчество Дж. Джойса и его связь с ирландской литературой, культурой, историей.

38. Неомифологизм в творчестве Джойса. Роль «эпифании» («озарения») в рассказах и романах писателя. Новые черты в содержании и форме потока сознания у Джойса по сравнению с Прустом и Вулф.

39. Проблема художественной традиции в эстетике и творчестве Т.С. Элиота. Использование поэтической маски, введение культурно-исторических реминисценций и литературных аллюзий. Метафоричность и мифологизм поэтического видения. Важнейшие темы и мотивы поэзии.

40. Проблематика и построение книги Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир». Документальная основа повествования и масштабность социально-исторических обобщений. Композиция книги.

41. «Красные тридцатые» и отражение кризисной остроты исторических противоречий в социальном романе Дж. Стейнбека «Гроздья гнева». Соотношение истории и мифа в творчестве писателя.

42. Тема американской мечты и тип мечтателя в творчестве Ф.С. Фицджеральда, возможность поддержать мечту силой творящего слова. Художественное раскрытие динамики «века джаза». Стиль писателя.

43. Судьба потерянного поколения в произведениях Э. Хемингуэя. Эволюция героя от индивидуализма к активному гуманизму. Деромантизация войны в романе «Прощай, оружие!» Тема антифашистского сопротивления в романе «По ком звонит колокол».

44. Новаторство Хемингуэя-новеллиста (принцип «айсберга», лаконизм повествования, роль подтекста и ключевой фразы). Движение от фактографичности и автобиографичности ранних рассказов к философской масштабности зрелой прозы. Повесть-притча «Старик и море». Проблема реалистической специфики творчества писателя и влияния на его развитие модернизма.

45. Магистральный сюжет цикла произведений У. Фолкнера об американском Юге. «Поток сознания» и динамика времени в романах «Шум и ярость», «Свет в августе». Связь писателя с литературой потерянного поколения и модернизмом, эволюция его творчества.

46. Ю.О΄ Нил – создатель американской национальной драмы. Своеобразие художественного видения О΄ Нила, его связь с традициями античного театра, новой драмы рубежа ХIХ-ХХ веков и авангардистского театра. Трагический конфликт и герой пьесы «Страсти под вязами», ее символическое звучание.

47. Основные этапы и общие тенденции литературного развития Западной Европы и Америки в послевоенный период.

48. Литература социалистических стран. Проблематика социалистического строительства и тема труда в литературе. Ограниченность официальной идеологии и пафос антидогматизма в творчестве писателей. Дискуссия о «реализме без берегов». Кризис соцреализма.

49. Литература капиталистических стран. Недостаточная масштабность реалистических обобщений, локальность проблематики (рабочей, молодежной, военной и т.д.) Увлечение реальным фактом, документом. Схематизм, отвлеченность целостного видения в литературе, развивающей условность на основе правдоподобия.

50. Экзистенциализм в философии и литературе, его развитие до и после второй мировой войны. Дегуманизация литературы ее нарастающий отрыв от действительности. Трансформация произведения в текст, замыкающийся в сфере чисто художественных значений. Движение от модернизма к неоавангардизму и постмодернизму. Постмодернизм как искусство эпохи «конца утопий», его принципиальная вторичность.

51. Традиции и новаторство в послевоенной литературе. Периодизация литературного процесса.

52. Движение антифашистского Сопротивления во Франции и его отражение в прозе Веркора, Р.Мерля, Э.Триоле, Л.Арагона и др. Эволюция героя от пассивного сопротивления к активной борьбе. Осмысление социальных, психологических, идеологических истоков фашизма.

53. Развитие жанров исторического, семейного и философского романа во французской литературе 40-х-50-х годов (Л.Арагон, Э.Базен, Веркор и др.).

54. Экзистенциализм во французской литературе, предпосылки его возникновения. Концепция абсурдного мира и свободного выбора личности. Соотношение истории и мифа в экзистенциализме.

55. «Посторонний» А.Камю и «Тошнота» Ж.П.Сартра как программные произведения довоенного экзистенциализма. Своеобразие героя, конфликта сюжета, стиля произведений. Развитие творчества писателей в послевоенные годы. Спор Сартра и Камю.

56. Драматургия экзистенциализма и новые возможности интеллектуального театра. Познание героем себя и окружающего мира через свободный и все более ответственный выбор.

57. Влияние французского экзистенциализма на мировой литературный процесс (неоавангардизм, зарождающийся постмодернизм, обновленная классика, проникнутая пафосом нонконформизма).

58. «Театр абсурда» (Э.Ионеско, С.Беккет). Иррациональность восприятия бытия, ее выражение в сюжетной, пространственно-временной и языковой организации пьес. Культ формы, готовность ее развивать, дискредитируя содержание в традиционном его понимании.

59. Новый роман. Переход от «описания приключений» к «приключению описаний». Трансформация фабулы, сюжета, персонажа, композиции, языка. Техника «шозизма» у А.Роб-Грийе и «тропизмов» у Н.Саррот. Смысл названия романов «В лабиринте» и «Золотые плоды».

60. Революционный подъем 1960-х годов во Франции. Отражение противоречий современной действительности в литературе. Движение «театра предместий». Политический театр А. Адамова и А. Гати.

61. Изображение молодежного бунтарства в романах Р. Мерля, П. Лану и др.

62. Раскрытие проблематики общества потребления в произведениях Веркора и Коронеля, Перека, Триоле и др. Специфика «вещизма» у Перека и Роб-Грийе.

63. Влияние философских идей структурализма, постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма на развитие французской литературы. Переосмысление классических и неклассических традиций в романе П. Модиано «Улица темных лавок». Тема времени в романе.

64. Творчество У. Эко и проблемы постмодернизма. Поэтика интертекстуальности в романах «Имя розы» и «Маятник Фуко», явное и скрытое переосмысление опыта развития культуры и художественного творчества.

65. Тема строительства нового общества в литературе ГДР (Э. Штриттматер, Г. Кант, К. Вольф). Личность в борьбе с тоталитарными тенденциями социалистического развития. Характер и судьба положительного героя. Опора на традиции фольклора и классической литературы. Влияние советской литературы на литературу ГДР.

66. Возрастающее значение духовно-нравственной проблематики в литературе ГДР (К. Вольф, Г. Кант). Усложнение художественной структуры произведений соцреализма, наличие определенного влияния модернизма (использование смещенного времени, монтажной композиции, субъективных форм повествования, символических и мифологических реминисценций).

67. «Магический реализм» западногерманских писателей (Г. Казак, Г.Э. Носсак). Опора на опыт философского и литературного экзистенциализма. Проблематика и построение романа Г.Э. Носсака «Дело д'Артеза».

68. Тема «непреодоленного прошлого» в творчестве писателей «Группы 47», их эволюция от «идеологического аскетизма» к новому пониманию духовности.

69. Проблема вины и ответственности немцев за преступления фашизма в романах Г. Белля. Свободный выбор героя как результат его исторического и духовного самоопределения. Фрагментарность построения романов («Бильярд в половине десятого», «Глазами клоуна» и др.), чередование в них повествования о современных событиях с внутренними монологами персонажей, обращенными в прошлое. Сквозные мотивы и символика в романах писателя.

70. Сатирический гротеск, ирония и лиризм в творчестве Г. Грасса. Иносказательность сюжета, построенного на развертывании метафоры, метонимии («Кошки-мышки»). Неоднозначность фигуры героя, совмещающего черты художника и обывателя; двусмысленность позиции рассказчика и автора.

71. Отражение и переосмысление П. Зюскиндом литературного опыта предшественников. (Гете, Гофмана, Новалиса, Гюго, Т. Манна, Г.Грасса и др.) в романе о художнике «Парфюмер». Зюскинд и постмодернизм.

72. Мотив клоунады в творчестве писателей ФРГ (Г. Белль, Г. Грасс, Г.Э. Носсак, П. Зюскинд и др.)

73. Рабочая тема в послевоенной западногерманской литературе. Дортмундская «Группа 61» и ее литературно-художественная программа. Роль факта и вымысла в произведениях писателей этой группы.

74. Конфликт, сюжет и герой в романе М. Фон дер Грюна «Местами гололед», наличие в его структуре элементов детектива.

75. Осмысление военного опыта английскими писателями, актуальность для них проблемы мирового зла. Д.Толкин и развитие жанра фэнтези в современной литературе. Архаика и современность в организации произведений Толкина. Слово и мир в романе «Хоббит, или туда и обратно». Д. Оруэлл и дальнейшее развитие жанра антиутопии. Язык произведений писателя, его роль в раскрытии творческого замысла. Сказка-притча «Скотный двор».

76. Движение «рассерженных» в Англии и его отражение в драматургии. «Оглянись во гневе» Дж. Осборна как социально-психологическая и интеллектуальная пьеса, критически осмысляющая наряду с опытом истории опыт культуры. Образ современного аутсайдера Джимми Портера и смысл названия пьесы. Влияние Чехова и Брехта на развитие реализма Осборна.

77. Изображение молодого героя в английском романе (К.Эмис, Д.Уэйн, Э. Берджес). Специфика английского «рабочего» романа (А. Силлитоу, С. Чаплин и др.) Образ и идея в английском романе о молодежи, использование в нем жанровых возможностей притчи.

78. Антиколониальная и политическая проблематика в английском романе (Г. Грин, Ч.П. Сноу и др.) и различные возможности ее художественного воплощения.

79. Религиозно-этическое миросозерцание Г. Грина и его отражение в творчестве. Связь писателя с неоромантической традицией. Мотив игры и сюжетная ситуация выбора («Тихий американец», «Комедианты», «Монсиньор Кихот» и др.). Смысл и функции литературных отсылок в произведениях Грина.

80. Философское осмысление проблемы добра и зла в человеке У. Голдингом, раскрытие им трагической динамики культуры и истории. Жанр романа-притчи в творчестве писателя («Повелитель мух», «Шпиль»), метафорическое и символическое развертывание сюжета.

81. Эволюция философско-эстетических взглядов А. Мердок, влияние на нее идей экзистенциалистов и Платона. Конфликт искусства и жизни в романах писательницы («Черный принц», «Море, море» и др.), своеобразие в них интертекстуальности. Развитие жанровых традиций бытового, готического, психологического и философского романов.

82. Игра в сюжетно-повествовательной и жанрово-стилевой организации произведений Д.Фаулза (герой-автор-читатель). Ироническое переосмысление традиций классической литературы и массовой беллетристики. Фаулз и постмодернизм.

83. Национальное своеобразие американской литературы.

84. Послевоенная американская драматургия. Воплощение принципов «пластического театра» в драме Т. Уильямса «Трамвай «Желание». Прошлое и настоящее в композиционном построении пьесы А. Миллера «Смерть комивояжера». Воплощение абсурдности бытия человека в мире через сюжетно-композиционную организацию и язык в пьесе Э. Олби «Случай в зоопарке».

85. «Молчаливое» поколение в американской литературе 1950-х годов и выражение его настроений, исканий в прозе Дж. Сэллинджера. Характер героя и его эволюция в романе «Над пропастью во ржи».

86. Поэзия и проза битников (А. Гинсберг, Д. Керуак и др.). Влияние идей экзистенциализма.

87. Пути развития антивоенного романа (Н. Мейлер, Д.Хеллер и др.).

88. Традиция «черного юмора» в современной литературе США и различные пути ее развития (Д.Хеллер, К. Воннегут, Д.Барт, Т. Пинчон, Д. Донливи и др.).

89. Расовые проблемы в литературе США. Творчество афроамериканских писателей (Р.Райт, Д.Болдуин, Т. Моррисон и др.). Сохранение специфики при движении к художественному универсализму.

90. Антиутопия и фантастика в американской литературе (К.Воннегут, Р.Бредбери и др.).

91. Личностная проблематика в американском романе 1960-70-х годов и различные возможности ее воплощения. Исследование динамики истории и культуры в произведениях Д. Апдайка, У. Стайрона, С. Беллоу и др.).

92. Своеобразие композиционной и сюжетно-повествовательной организации «Осеннего света» как романа в романе. Д. Гарднер о духовно-нравственном значении литературы.

93. Специфика развития литературы в Латинской Америке. Проблематика подъема и упадка диктаторских режимов в творчестве А.Карпентьера, М.Астуриаса, Г.Гарсиа Маркеса и др. Проблема «литературы в революции» и «революции в литературе».

94. Национальные истоки литературы латиноамериканского континента и преломление в ней мирового культурно-исторического опыта. Категория игры и ее воплощение в произведениях Х.Л. Борхеса, Х. Кортасара, Г. Гарсиа Маркеса и др.

95. Восточный колорит и художественная специфика японской литературы. Общее и особенное в произведениях К.Абэ, Ю.Мисимы, Я. Кавабаты.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал