![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МОДУЛЬ 1. «Предмет, задачи, методы и общие представления о психодиагностике.
Tема. 1.1. План 1.Предмет, задачи психодиагностики. Структура психодиагностики. 2. Психодиагностические признаки и категории. Психологический диагноз. 3.Психодиагностическое обследование и психодиагностическое исследование. Структура психодиагностического исследования.. Деятельность психодиагноста, его функции. 1. В психологическом словаре дается следующее определение: «Психодиагностика — область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративная научно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теории дифференциальной психологии и математизированную технологию конструирования тестов {психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуар конкретных психодиагностических методик для решения конкретных практических задач» {А. Г. Шмелев). Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей. Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего образования являются осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качества самого образования. Все большее распространение получает применение психодиагностических методик для отбора абитуриентов в те или иные учебные заведения. Психодиагностика в вузе призвана помочь в решении практических задач совершенствования учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов высшей квалификации. Известно, что успешность учебной деятельности студентов зависит как от уровня интеллектуального развития и специальных способностей, требуемых для овладения данной профессией, так и от особенностей личности и мотивации. Психодиагностика указанных психологических особенностей позволит более эффективно осуществлять отбор абитуриентов и дальнейшее развитие способностей и умений студентов, проводить необходимую коррекцию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей. Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е, стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т. д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т. д. Н. Ф. Талызина так сформулировала основные функции психодиагностики в образовании на современном этапе: «Она теряет свое дискриминационное назначение, хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной ее функцией должно быть определение условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения, и развития, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности» (Талызина Н.Ф., 1981)Таким образом, психодиагностика осуществляется ради прогноза, т. е. по ряду признаков определяет психическое свойство, которое является причиной определенного поведения, и прогнозирует это поведение (критериальное поведение), например, диагностируются способности учащихся для того, чтобы спрогнозировать их дальнейшее обучение, успеваемость {обучение — критериальное поведение, а успеваемость — критериальный показатель). Успешное прогнозирование возможно тогда, когда измеренное психическое свойство является причиной данного критериального поведения.
2. Выделяют психодиагностические признака, психодиагностические категории и диагностический вывод. Психодиагностические признаки можно непосредственно наблюдать и регистрировать, а психодиагностические категории — это скрытые внутренние психологические факторы (психологические причины), которые обусловливают определенное поведение и особенности человека. Трудность психологического диагноза заключается в том, что между признаками и категориями часто не существует жестких взаимнооднозначных связей. Технологические приемы получения этих первичных психодиагностических признаков и логические правила их синтеза в диагностические категории — это главный предмет и продукт развития психодиагностики. Основные принципы и математизированная технология создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик разрабатываются в психометрике.
Выделяют диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надежно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза. Психологический диагноз — это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств — способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.
Тема. 1.2.. Принципы психодиагностики и классификация психодиагностических методик План.
1. Диагностическая процедура строится таким образом, чтобы ми один испытуемый не имел преимуществ перед другими (нельзя давать индивидуальных пояснений, изменять время, отведенное на обследо ♦ Профессиональные психодиагностические методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. ♦ Принцип обеспечения суверенных прав личности: человек не должен подвергаться обследованию обманным путем, он должен знать, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты. ♦ Принцип объективности — обследование должно быть беспристрастным, в рамках доброжелательного нейтрального общения с испытуемым, без проявления симпатии или антипатии, без оказания помощи и подсказок. ♦ Принцип конфиденциальности — вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена. Принцип психопрофилактического изложения результатов — результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте
2. Частная методика привязана к решению узкого класса практических задач и направлена на диагностику определенных свойств, а метод — это широкий класс методик, имеющий родство технологических приемов. Психодиагностика включает использование: 1) стандартизированных тестовых методов и 2) клинических экспертных методик (основанных на качественных экспертных оценках). Стандартизированные методы эффективнее, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в краткие сроки и при этом принять строго альтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности. Они лучше защищены от возможности ошибок, возникающих вследствие низкой психодиагностической квалификации исполнителя, проводящего тест. Клинические методики более эффективны в руках опытных профессиональных психологов, они позволяют глубже и точнее проникнуть в особенности личности конкретного человека, но требуют много времени на индивидуальную ра-ботус данным человеком. Клинические методики наиболее эффективны, если по их результатам сам психолог-диагност проводит коррекцию, психотерапию или тренинг с данным обследуемым человеком. В психодиагностике принято различать методики по степени их формализованности — по этому признаку можно выделить две большие группы методов: малоформализованные и высокоформалнзовак-ные. К первой относятся наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности. Эти приемы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также переживания, чувства, некоторые личностные особенности и др. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов. Специалист должен опираться на свои знания о психологии человека, практический опыт, интуицию. Проведение подобных обследований часто представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Учитывая эти особенности малоформализованных методик, желательно применять их в комплексе с методиками высокоформализованными, позволяющими получать результаты, в меньшей степени зависящие от личности самого экспериментатора. К методикам высокого уровня формализации относятся тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики. Их отличает целый ряд характеристик, таких как регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработка и интерпретация результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность. Из всех существующих методик на сегодняшний день наиболее распространенными являются тесты — достаточно краткие стандартизованные пробы, испытания, позволяющие в ограниченный период времени получить характеристики индивидуально-психологических особенностей человека по определенным параметрам. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются форма, содержание и цель психологического тестирования. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен, результатах проверки на надежность и валидность, способах обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты (группы заданий, объединенные одной инструкцией), помешены в специальной тестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно, поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если тестирование проводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных, если с несколькими — групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства и недостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемых одновременно (до нескольких сотен человек), упрощение функций экспериментатора (чтение инструкции, точное соблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др. Основным недостатком групповых тестов является снижение воз Для проведения аппаратурных тестов необходима специальная аппаратура и приспособления; как правило, это специальные технические средства для выполнения заданий или регистрации результатов, например компьютерные устройства. Однако компьютерные тесты принято выделять в отдельную группу, так как последнее время этот автоматизированный вид тестирования в форме диалога испытуемого и ЭВМ получает все большее распространение. Тестовые задания предъявляются с экрана дисплея, а ответы заносятся в память ЭВМ. При компьютерном тестировании значительно облегчается обработка данных, которые могут быть представлены в виде таблиц, графиков, рисунков. Важно подчеркнуть, что этот тип тестирования позволяет провести анализ таких данных, которые в других случаях получить невозможно. Это может быть время выполнения каждого задания теста, количество отказов или обращений за помощью и т. д. Благодаря этому исследователь получает возможность провести углубленную диагностику индивидуальных особенностей мышления испытуемого, темповых и других характеристик его деятельности. В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме, в невербальных — материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений
Психодиагностические методики можно разделить на «объективные» и «субъективные» — в зависимости от степени влияния экспериментатора-диагноста на получаемые результаты. В случае объективных» методик влияние исполнителя-диагноста на ре-зультаты минимально, а в случае «субъективных» методик результаты зависят от его опыта и интуиции.
3. Среди «объективных» методик выделяют: 1) Приборные психофизиологические методики, в которых с помощью приборов регистрируют пульс, дыхание, мышечный тонус, биотоки мозга в целях диагностики функционального состояния человека. 2) Аппаратурные поведенческие методики, которые регистрируют скорость реагирования и точность действий, диагностируют психомоторную координацию, свойства нервной системы, определенные профессиональные умения, например с помощью тренажеров («пульт водителя»). 3) Объективные тесты с выбором ответа из предложенных вариантов (тесты на интеллект). Ответы испытуемого обрабатываются по ключу, заданному в форме социокультурного норматива, поскольку есть объективно правильные и объективно неправильные ответы. 4) Тесты-опросники для диагностики личностных черт, в которых Но ключ к вопросу определяется не социокультурным нормативом, а с помощью особых психометрических процедур. 5) Методики «субъективного шкалирования и самооценки» относятся к объективным методикам, поскольку диагност не влияет на результаты, но требуется высокая квалификация, чтобы интерпретировать ответы испытуемого, который сам оценивает какие-либо объекты, понятия по степени сходства или по степени субъективного предпочтения. особой группой объективных методик (результаты не зависят от личности и опыта экспериментатора) является группа методик субъективного шкалировании и самооценки, в которой можно выделить следующие методики: 1. Шкалы Дембо—Рубенштейна, с помощью которых испытуемый сам оценивает себя: 2. Методика «семантический дифференциал» (Осгуд), с помощью Активный — сильно — средне — слабо — никак — слабо — средне — сильно — Пассивней. Злой — сильно — средне — слабо — никак — слабо — средне — сильно — Добрый. В результате использования шкал возникает субъективный семантический профиль прошкалированного объекта. При обработке результатов можно: 1 — анализировать профили; 2 — строить семантическое пространство. Для построения семантического пространства объединяются шкальные оценки по родственным шкапам, входящим в один и тот же фактор (координату) семантического пространства. Например, оценочные шкалы можно объединить в три сводные координаты: «хороший — плохой», «сильный — слабый», «активный — пассивный», и тогда оценки по шкале «мягкий — жесткий» оказываются психологически эквивалентными оценкам по шкале «хороший — плохой»; в результате такого пересчета, суммирования баллов каждый объект получает значение по трем главным семантическим факторам и может быть отображен графически в трехмерном пространстве. 3. Методика «конструктов» (Келли) предполагает, что выявляются Первичные данные теста конструктов имеют вил таблицы-решетки («техника репертуарных решеток»): по строкам — конструкты, по столбцам — сравниваемые объекты, в клетках таблицы — оценки, данные испытуемым. Чтобы построить семантическое пространство по результатам теста конструктов, нужна специальная компьютерная программа, которая с помощью факторного анализа из исходных результатов-оценок выделяет факторы-конструкты, объединенные между собой по смысловому сходству. 4. Методики ранжирования предполагают, что испытуемому дается перечень слов или графических стимулов и их надо расположить по порядку убывания какого-либо признака, согласно мнению испытуемого; например, в методике выявления самооценки человека просят расположить в порядке выраженности у него определенных личностных качеств и проранжировать эти же качества с точки зрения ценности для своего «идеала», а затем сравнивают, насколько совпадают и различаются эти два ряда проранжированных качеств. 5. Методика «Парные сравнения» предполагает процедуру сравнения каждою объекта с каждым другим объектом — с точки зрения предпочтения испытуемым или по степени сходства. Методика позволяет выявлять противоречия в системе предпочтений испытуемого, различие его субъективных критериев сравнения, но требует много времени: ведь если сравнивается 10 объектов, то надо сделать 45 парных сравнений, а полученную матрицу результатов сравнения надо обрабатывать с помощью компьютера. Как разновидность методики парного сравнения используется методика «Каузометрия» — когда испытуемого просят назвать самые важные события его жизни в прошлом и ожидаемые события в будущем и затем для каждой пары событий оценивается наличие причинных каузальных связей. В результате возникает графическая схема жизни, свое проектирование карьеры. 7. Методика «сортировки» направлена на то, чтобы все сходные, по мнению испытуемого, объекты помещать в один класс, и чем больше классов самостоятельно выделит испытуемый при сортировке, тем разветвленнее его внутренняя система понятий тем выше уровень сформированное™ системы понятий в той или иной области.
4. Субъективные методы экспертной оценки {диагност сам субъективно по определенной системе шкал, признаков оценивает поведение испытуемого или продукты его деятельности, поэтому опыт, квалификация, интуиция, честность диагноста влияют на результаты психодиагностического обследования) включают в себя: наблюдение, контент-анализ, интервью, беседы, ролевые игры, проективные методики. Метод наблюдения требует соблюдения принципов: во-первых, это максимально возможная фиксация объективных внешних проявлений; во-вторых, наблюдение непрерывного процесса, а не отдельных его моментов; в-третьих, избирательность записи, предусматривающая регистрацию только тех показателей, которые важны для конкретной задачи, поставленной экспериментатором. Стандартизованное аналитическое наблюдение характеризуется тем, что диагност имеет четкий план и цель наблюдения, знает, какие факты в поведении испытуемого надо регистрировать (используются кодифицированные признаки, причем каждый признак имеет свою условную цену, например, при наблюдении фиксируются признаки эмоциональной напряженности, такие как тремор — 3 балла, запинка в речи — I балл, и т. п.), и на основании полученных фактов наблюдения делается оценка диагностического критерия. Более надежные результаты получаются, если наблюдение ведут 2 независимых наблюдателя, а затем проводят суммирование оценок или их согласование. Выделяют такую разновидность, как включенное наблюдение с последующим рейтинг-шкалированием^ когда сам наблюдатель «включается» в жизнь, деятельность людей, являясь как бы одним из участников группы, либо просят самих участников группы оценить степень выраженности определенных свойств определенного конкретного человека по рейтинг-шкале (7- или 5-баллыной шкале), при этом также полезно проверить согласованность оценок, полученных от нескольких независимых наблюдателей. Методом из класса малоформалнзованных субъективных методик является беседа или опрос. Он позволяет получить обширную информацию мацию о биографии человека, его переживаниях, мотивации, ценностных ориентациях, уверенности в себе, удовлетворенности межличностными отношениями в группе и др. При кажущейся простоте использование этого метода в обследованиях разного рода требует особого искусства вербального общения, умения расположить собеседника к разговору, знания того, какие вопросы задавать, как определить степень искренности респондента, и т. д. Наиболее распространенным методом проведения беседы является интервью. Различают две его основные формы: структурированную (стандартизованную) и неструктурированную. Первая предусматривает наличие заранее разработанной схемы опроса, включающей общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов, достаточно жесткую их интерпретацию (стойкую стратегию и тактику). Интервью может быть и полустандартизованным (стойкая стратегия и более свободная тактика). Эта форма характеризуется тем, что ход интервью складывается спонтанно и определяется оперативными решениями интервьюера, имен обшую программу, но без детализации вопросов. Интервью часто используется для изучения особенностей личности, для проверки и углубления информации, получаемой с помошью анкетирования и других методик. В практических целях интервью применяется при приеме в учебное заведение или на работу, при решении вопросов о перемещении и расстановке кадров, продвижении! по службе и т. д. Но следует учитывать, что метод беседы или интервью является самым субъективным, поскольку диагност одновременно задает вопросы и субъективно оценивает ответы испытуемого, оказывает на него воздействие своими вопросами, мимикой, жестами, манерой общения, и результаты вскрытия психологических особенностей испытуемого оказываются совершенно различными в зависимости оттого, устанавливается или нет доверительный контакт между участниками беседы. К малоформализованным методам относится и анализ продуктов деятельности обследуемого человека. Среди них могут быть разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т. д. Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления. К субъективным психодиагностическим методикам относятся и ролевые игры, в которых человек проявляет свои личностные качества (диагноз), но одновременно в процессе игры психическое состояние человека, тактика поведения могут трансформироваться, поэтому ролевые игры выступают как комплексный коррекционно-диагнос-тический метод. Проективные методики — еще один класс «субъективных методик». Характерная черта проективных методик — неопределенность, неоднозначность стимулыюго материала (например, рисунков), который испытуемый должен интерпретировать, завершать, дополнять и т. д. Создатели проективных методов полагают, что личность оказывает влияние на все психические процессы: восприятие, память, эмоции, чувства и т. д., т. е. личностные особенности проецируются и выявляются в ситуациях активности, направленной на неопределенные, слабоструктурированные стимулы разного рода. Проективные методы характеризуются малой стандартизованностью проведения всей процедуры обследования и толкования данных, что, по мнению специалистов, вполне оправдано, поскольку изучаются глубинные индивидуальные особенности личности, исследование которых требует гибкой тактики и неординарного подхода к анализу получаемых результатов. Для овладения техникой работы с проективными методами требуется много времени, поскольку наряду с высокой профессиональной квалификацией необходим творческий, эвристический подход к каждому случаю, что, как правило, приходит с опытом работы, накоплением большого массива эмпирических данных. Введение термина «проективные методы» принадлежит Л. Франку, который предложил и свою классификацию [цит. по: Соколова Е. Т., I980J. !. Методики структурирования, например тест чернильных пятен Роршаха. 2. Методики конструирования, например тест Мира и его модификации. 3. Методики интерпретации, например тематический апперцептивный тест (ТАТ), тест фрустрации Розенцвейга. 4. Методики дополнения у например неоконченные предложения, неоконченные рассказы. 5. Методики катарсиса, например проективная игра, психодрама. 6. Методики изучения экспрессии, например анализ почерка, особенностей речевого общения. Методики изучения продуктов творчества, например тест рисования фигуры человека, тест рисования дома, рисунок семьи
|