Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каркасные отсеки
Основными силовыми элементами каркасного отсека являются (рис. 6.1, б): обшивка 1, продольные силовые элементы – стрингеры 4, поперечные кольцевые элементы – стыковочные и промежуточные шпангоуты 3. В каркасных отсеках обшивка работает на растяжение (сжатие и изгиб) совместно со стрингерами. Конструкция отсека, в которой растяжение (сжатие и изгиб) воспринимаются мощными продольными силовыми элементами – лонжеронами – называется лонжеронной. В этих конструкциях при осевом сжатии и изгибе удается достигнуть более высокого уровня критических напряжений (s кр» (0, 5...0, 7) s т), чем в гладких отсеках. ОБШИВКА образует форму отсека, ограничивает его внутренний объем, защищая его от воздействия факторов окружающей среды. Как самостоятельный силовой элемент обшивка работает на растяжение, в частности, от внутреннего давления. Относительный вклад обшивки в работу конструкции корпуса определяется: – толщиной обшивки; – частотой силового набора; – характером соединения между обшивкой и элементами набора. Каркасные отсеки изготавливаются клепаными, что позволяет использовать более высокопрочные материалы. Это обеспечивает уменьшение массы конструкции РБл. СТРИНГЕРЫ – продольные элементы, подкрепляющие обшивку – воспринимают совместно с обшивкой осевые нагрузки и изгибающие моменты, действующие на отсек. Стрингеры через обшивку воспринимают и распределенные поперечные нагрузки, например, от внешнего аэродинамического давления – при этом шпангоуты служат опорами для стрингеров. ЛОНЖЕРОНЫ – мощные продольные элементы силового набора, воспринимающие сосредоточенные продольные и изгибающие нагрузки большой интенсивности (от узлов крепления двигателей, смежных отсеков и агрегатов). Общие требования к лонжеронам аналогичны требованиям к стрингерам. Но есть и отличая: поскольку лонжерон работает в основном автономно на сосредоточенную нагрузку, связь его с обшивкой не имеет такого значения, как для стрингера, но для повышения работоспособности обшивки целесообразно максимально использовать опору на лонжерон. ШПАНГОУТЫ – по назначению подразделяют: – торцевые (стыковочные) – подкрепляют край отсека корпуса и обеспечивают его надежное соединение со смежными конструкциями; – промежуточные – подкрепляют обшивку на участке между торцевыми шпангоутами и обеспечивают сохранение формы поперечного сечения отсека. Позволяют повысить общие критические напряжения потери устойчивости за счет уменьшения длины участка между опорами. Типовые сечения элементов силового набора, изготавливаемых прессованием, гибкой из листа, штамповкой, точным литьем, механической обработкой, представлены на рис. 6.3.
Рис. 6.3. Типовые сечения элементов силового набора: а) стрингеры; б) лонжероны; в) шпангоуты; 1–5 открытые профили; 6 – закрытый профиль; 7 – лонжерон с усиленной верхней полкой; 8 – лонжерон с верхней полкой, усиленной композиционным материалом; 9 – сборный лонжерон; 10–12 – промежуточные шпангоуты; 13, 14 – усиленные шпангоуты (сборные); 15 – торцевой шпангоут
В зависимости от включения тех или иных элементов силового набора различают следующие типы корпусных конструкций: – МОНОНОК – корпус, у которого основным силовым элементом является обшивка (гладкие отсеки или каркасные, когда обшивка подкреплена набором из часто расположенных стрингеров малого сечения). Монококовые корпуса применяются тогда, когда продольные нагрузки невелики и могут быть восприняты обшивкой относительно небольшой толщины. Конструкции корпусов с обшивкой, подкрепленной только шпангоутами, называют еще бесстрингерными. – СТРИНГЕРНАЯ – конструкция корпуса, состоящая из тонкой обшивки, подкрепленной стрингерами и шпангоутами; – ЛОНЖЕРОННАЯ (БАЛОЧНАЯ) – конструкция корпуса, в которой сжимающие и изгибающие нагрузки воспринимаются лонжеронами, а обшивка воспринимает прежде всего напряжение сдвига и местные нагрузки.
Рис. 6.4. Конструкция переходника со стрингерами: 1 – верхний шпангоут; 2 – направляющий штырь; 3 – фитинг; 4 – стрингер; 5 – обшивка; 6 – нижний шпангоут; 7 – отверстие под разрывной болт
Рис. 6.5. Конструкция приборного отсека каркасного типа: 1 – верхний опорный шпангоут; 2 – стрингер; 3 – промежуточный шпангоут; 4 – усиленный стрингер; 5 – обшивка; 6 – нижний опорный шпангоут
Рис. 6.6. Варианты соединения элементов переходника: 1 – обшивка; 2 – шпангоут; 3 – стрингер
Так как тонкая обшивка плохо воспринимает и передает сосредоточенные силы, то обычно в отсеках по узлам крепления ставят стрингеры или фитинги (рис. 6.7), которые постепенно включают обшивку в работу. Приближенно можно считать, что обшивка полностью включается в работу на длине, равной расстоянию между стыковыми болтами.
Рис. 6.7. Схема подкрепления обшивки в местах разъема: 1 – обшивка; 2 – стрингер; 3 – фитинг; 4 – стыковой шпангоут; 5 – вспомогательный стрингер; 6 – фестон
|