Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теплозащитные днища (донная защита)
Теплозащитные днища (донную защиту), экраны, а также отражательные устройства применяют для защиты конструкции РБл при старте, в полете и при разделении ступеней от силового воздействия и воздействия лучистых и конвективных тепловых потоков струй работающих РД. Теплозащитные днища и экраны устанавливают по нижнему торцу РБл. В процессе старта РН они воспринимают ударно-волновые и импульсные нагрузки, обусловленные взаимодействием струй РД с элементами стартового сооружения, а также возвратные тепловые потоки, а на траектории выведения – лучистые и конвективные тепловые потоки от струй работающих РД. Типовой пакет теплозащиты, применяемый в РН, состоит из двух слоев: – наружного, допускающего воздействие высокой температуры в течение заданного времени; – внутреннего, имеющего низкий коэффициент теплопроводности. Толщину наружного слоя выбирают с учетом обеспечения на контактной поверхности с внутренним слоем температуры, гарантирующей его работоспособность в течение всего времени полета РН, а толщину внутреннего слоя – из условия выдерживания заданной температуры на силовой конструкции. Теплозащитное покрытие соединяют с силовой конструкцией с помощью клея и дополнительного механического крепления специальными болтами, имеющими тепловую защиту головок. Швы между панелями теплозащитного покрытия закладывают специальными термостойкими герметиками и элементами, отличающимися высокой эрозионной стойкостью. Толщину покрытия делают переменной в соответствии с законом распределения теплового потока по поверхности и изменения его по времени. В некоторых случаях конструкция донной защиты может выполняться трехслойной. Наружный слой экрана теплозащиты делают из материала с высокой отражательной способностью, например, полированной нержавеющей стали и даже позолоченными. В некоторых случаях наружный слой полностью или частично принудительно охлаждается изнутри жидкостью. Топливные баки для жидкого водорода для снижения потерь на испарение при нахождении ракеты на ПУ и в полете покрываются теплоизоляцией. Даже при этом потери на испарение на стартовой позиции и в полете достигает до 6% в час и при этом уменьшаются температурные напряжения в оболочке бака вследствие снижения перепада температур на внутренней и наружной поверхности оболочки. Теплоизоляция наносится с наружной стороны бака, выполняется в виде сотовой конструкции из стеклопластика; соты внутри заполняются пенистым заполнителем. Соты наносятся на оболочку бака, предварительно оклеенную высокопрочным слоем КМ (например, нейлоном). С наружной стороны на соты наносится слой герметизирующего КМ. Этот слой препятствует проникновению воздуха внутрь теплоизоляции во избежание фракционного сжижения и образования конденсированного кислорода, существенно повышающего взрывоопасность. Для удаления попавшего внутрь теплоизоляции воздуха, полость теплоизоляции может продуваться гелием от начала захолаживании до старта, для чего используются системы продувки и вентиляции на СК. Однако продувка гелием значительно ухудшает теплоизоляционные свойства теплоизоляции (порядка в 4 раза).
|