![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные школы
Программа семинарского занятия Особенности развития страны. Древнекитайский эпос как переходная форма от мифологии к философии. Религиозно-мифологическая идеология. Природа — человек — культура. Естественнонаучные и культурные достижения (звездный каталог, иероглифическое письмо, основы градостроения, искусство, изобретения, шелк, кисть). Детерминанта социокультурной жизни — государственность. Основные общественно-политические и философские идеи и категории («ци», 5 элементов, 8 стихий, «инь» и «ян», «дао», «небо» …) в древнейших литературных памятниках: И цзин (Книга перемен); Ши цзин (Канон стихов, Книга поэзии, Книга песен); Шу цзин (Канон писаний. Книга документов, Книга истории). Возникновение китайской философии. Своеобразие китайской философской мысли: связь с политической практикой, неотделимость от мифологии, возвышение человека и достойное его поведение как главные темы; афористичность, гуманистический характер. Основные школы Даосизм «Дао дэ цзин» (Книга о пути и благой силе) — наиболее значительный трактат. Основатель школы — Лао-Цзы (6 в. до н.э.). Двойственность Дао. Натурфилософия. Зарождение идеи естественной закономерности. Вещи и «дэ». Бытие—небытие, становление, единое—многое. Стихийная диалектика. Прекрасное как воплощение мужского и женского начал через путь (дао) идеального воплощения совершенного бытия. Социальный идеал. Управление. Осуждение войны. Этический идеал даосов. Последователи Лао-Цзы: Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), толкование им понятий «Дао» и «Дэ». Релятивизм понятий «нивелирование истинного и ложного», «нивелирование всех вещей». Гносеология. Этика и политическое учение. Принцип недеяния. Ян Чжу о человеке. Этические воззрения. Литература Антология. T. I. Ч. 1. С. 181-190. (Лао-цзы). Антология даосской философии. М., 1994. Всемирное писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995. (Лао-цзы). Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972-73. Т. 1. С. 114-138. (даосизм). Человек. 1991. С. 31-41. (даосизм). Лао-цзы. Дао Дэ Цзин: Поэма. М., 2000. Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Книга о пути и силе. М., 2001. Лао-цзы. Книга Пути и Благодати (Дао дэ цзин). М., 1994; 2001. Лао-цзы и др. Мудрость древнего Китая. М., 2000. Лао-цзы. Обрести себя в Дао. М., 2000. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. Ян Чжун, Лао Цзы, Чжуан Цзы. М., 1967. Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и филос. мысли в Китае. М., 1966. (даосизм). Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992. Из истории китайской философии: Становление и основные направления (даосизм, буддизм, неоконфуцианство). М., 1978. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1969. С. 46-59. (даосизм). Лобода Е.Б. Даосизм: история возникновения и развитие. М., 1993. Лукьянов А.Е. Дао дэ цзин: предфилософия и философия // ФН. 1989. № 2, 3. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М., 1992. Лукьянов А.Е. Лаоцзы (философия раннего даосизма). М., 1991. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М., 2000. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1992. Пирогов Г.Г. Дао - учение о мировой траектории развития // Филос. науки. 2002. № 3. С. 76-88. Симкин Г.Н. Даосизм: алгоритмы Великого Неделания // Человек. 1992. № 6. С. 6-18. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра: В 2 т. М., 1996. Т. 1. С. 188-195. (Лао-цзы); 197-200. (Дао); 427-433. (Чжуанн-цзы). Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао-Дэ Цзин». СПб., 1999. Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001. Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение. М.; Л., 1950. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С. 57-59. Конфуцианство Основоположник Кун Фу-цзы (551-479 гг. до н.э.), сборник «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Основные понятия: жэнь (человеколюбие), ли (ритуал, правило), и (долг, справедливость), чжи (праведное поведение). Идея судьбы. Учение о небе как высшем духовном и нравственном начале. Небо и духи («бояться воли неба» и «почитать духов и души умерших», но держаться от них подальше). Понятие «благородного мужа» (цзюнь-цзы). «Знание от рождения» и «знание благодаря учению». Концепция «исправления имен». Учение о красоте как прекрасно-добром. Гармония радости и печали как выражение совершенной мудрости. Искусство как средство морального воздействия и совершенствования человека через норму. Управление на основе правил поведения и добродетели. Основные этические категории: «взаимность», «путь золотой середины», «верность», … Политические, экономические взгляды. Государство как семья. Последователи Конфуция: Мэн-цзы (4-3 в. до н.э.). Этическо-моральный взгляд на «добрую природу» человека. Теория управления на основе добродетели и правитель, управляющий с помощью силы. Идеальный правитель как благородный муж и мудрец. Теория познания («знать природу», «использовать до конца внутреннее сознание», «искать утерянное сознанием»). Сюнь-цзы (313-238 вв. до н.э.): «Злая природа» человека. Человек и общество, важность закона при воспитании человека. Превращение конфуцианства в официальную идеологию империи Хань (2 в. до н.э.) Литература Антология. T. I. Ч. 1. С. 190-196. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972-73. Т. 1. С. 139-174. Человек. 1991. С. 23-31. Конфуций. Беседы и суждения Конфуция. СПб., 1999; 2000; 2001. Конфуций. Изречения. Н. Новгород, 1991; М., 1994; 2001. Конфуций. Уроки мудрости. М.; Харьков, 1998; 2001. Конфуций: я верен древности. М., 1995. Конфуций. «Я верю в древность». М., 1998. Будда. Конфуций. Магомет. Франциск Ассизский. Савонарола. М., 1995. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989. Дао; Даосизм; Китайская философия; Конфуций; Лао-цзы // ИФЭ. С. 286-287; 458-459; 482-483; 537. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1969. С. 59-76. (конфуцианство). Кобзев А.И. «Великое учение» - конфуцианский катехизис // Историко-филос. ежегодник '86. М., 1986. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций. Философия Дао. М., 2000. Малявин В. Конфуций. М., 2001. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Переломов Л.С. Конфуций: Жизнь, учение, судьба. М., 1993. Симкин Г.Н. В высшей школе Учителя Куна // Человек. 1992. № 5. С. 25-38. Таранов. Т. 1. С. 201-214. Звиревич. С. 17-44. Скирбекк, Гилье. С.54-56. Мин-цзя. Связь «имени» и действительности, соотношение между понятием и самим объектом, условность понятия. Переход к софистике. Моизм. Мо-Цзы, или Мо Ди (480-400 гг. до н.э.), его школа. Учение о Небе («отрицание воли неба», представление о «желаниях неба» и противоречия между ними). Отрицание духовидения. Теория познания (чувственный эмпиризм). Социально-политическая идея «объединение для замены разъединения». Традиция и закон. Интересы народа в политико-правовой теории. Война и мир. Философские идеи: «всеобщая любовь», «почитание мудрости», «отрицание музыки и увеселений», «экономия в расходах», «отрицание нападений». Универсальная любовь и общее благо: этика. Инь ян цзя /«натурфилософия»/. «Инь» и «ян» и циклическое взаимодействие 5 элементов. Онтология, космология, методология. Исторический процесс как смена «5 благодатей» (достоинств: гуманность, разумность, благопристойность, благонадежность, должная справедливость). Фа-цзя /легизм, законники/. Учение об управлении человеком, обществом, государством (Шан Ян, Гуань Чжун, Ли Куй, Хань Фэй и др.). Критика конфуцианства. «Возвышать правила поведения, уважать закон». «Злая природа» человека. Правление на основе силы. Мораль, политика и нравственность несовместимы. «Ли» — способ удержания господства. Теория познания. Материалистический взгляд на природу. Учение Ван Чуна ( 27-104 гг. до н.э.). Материалистическое учение о форме и духе. Естественный закон. «Небо и земля соединяют ци, все предметы рождаются сами». Теория познания. Роль практики. Взгляд на историю. Человек: представление о предопределенности судьбы. Критика конфуцианства по вопросам познания и обучения. Буддизм. Распространение (1 в. н.э.) и усиление влияния (3-4 вв. н.э.). Социальные и духовные причины распространения. Чань-буддизм в Китае (дзэн-буддизм в Японии) как соединение идей буддизма и даосизма. Просветление и освобождение от мира как цель. Роль медитации и обучения. Идея кармы («Е») и высшего Разума. Принцип недеяния (у-вэй). Дзэн-буддизм как духовная основа японской культуры. Толкование дзэн. Литература Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. T. I. Ч. 1. С. 196–205. (Мо цзы); С. 205-206. (Ян Чжу); С. 206-210. (Мэн Чжу); С. 210-217. (Чжун цзы); С. 243-249. (поздние моисты); С. 243-249. (Ван Чун). Хрестоматия по истории философии: В 3 ч. М., 1996. Ч. 1: От Лао Цзы до Фейербаха. С. 25-43. Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. М., 1972-73. Т. 1. С. 225-247; 325-336. (Мэн-Цзы); С. 212-224; 248-294; С. 192-201. (легизм). Т. 2. С. 294-375. (Мин-цзя). Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991. С. 42-45. (легизм). С. 46-47. (моизм). Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. Ян Чжун, Лао Цзы, Чжуан Цзы. М., 1967. Благородный муж; Вэнь; Гун; Дан; Дао; Даодэ; Даосизм; Дэ; Жэнь; И; Инь-ян; «И Цзин»; Китайская этика; Конфуцианство; Легизм; Ли-выгода; Ли-ритуал; Мин-судьба; Моизм; «Народное сердце»; Неоконфуцианство; Тянь; Фо цзяо // Этика: Энцикл. словарь. М., 2001. С. 51-52; 82-83; 98; 100; 101-102; 103-104; 104-106; 136; 140-141; 158-159; 176-178; 194-195; 215-221; 224-225; 231-234; 236-237; 237-238; 264-265; 266-267; 302-303; 309-311; 499-500; 516-518. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970; 2001. Васильев Л.С. Проблема генезиса китайской мысли (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989. (Конфуций, Мо Ди, легизм). Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992. Дао; Даосизм; Китайская философия; Конфуций; Лао-цзы // История философии: Энциклопедия. Минск, 2002. С. 286-287; 458-459; 482-483; 537. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. СПб., 1994. Игнатович А.Н. Представления об идеальном бытии в китайской буддистской традиции // Историко-филос. ежегодник '95. М., 1996. С. 169-183. История китайской философии / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1969. С. 76-87. (моизм); С. 202–221. (Ван Чун). И-Цзин: древняя китайская «Книга перемен». М., 1999. Китайская философия: Энцикл. словарь. М., 1994. Китайские социальные утопии: Сб. М., 1987. Кобзев А.И. Философия за и перед китайской стеной // Историко-филос. ежегодник-2003. М., 2004. С. 382-386. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М., 1990. Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1992. Малявин В. Китайская цивилизация. М., 2001. Переломов Л.С. Книга правителя области Шан. М., 1968. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981. Петров А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель. М., 1954. Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики Древнего Китая. М., 1967. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1993. Симкин Г.Н. Бирюзовая книга Китая // Человек. 1992. № 2. С. 26-34. Титаренко Л.М. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. Титаренко М.А. Китай. Цивилизация и реформы. М., 1999. Ткаченко Г.А. Культура Китая: Словарь-справочник. М., 1999. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986. С. 246-263. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998; 2000. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». М., 1960; 1994; Минск, 1999. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. М.; Екатеринбург, 2002. С. 17-44. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 27-55.
|