Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Хошеуты – мой край родной.






История происхождения родословной калмыцкого народа была изучена историками и этнографами разных времен. Учеными были собраны названия древних племен и родов и рассмотрены их историческое развитие в хрониках и документах, пути, по которым они в разные периоды времени соединялись с теми или иными племенами.

Анализируя данные родословных хошеутовских князей Авляев и Санчиров (1984) предполагают, что если в конце ХIII - второй половине ХIV вв. упоминаются уже конкретные имена хошутских владельцев (по Баатур Убаши Тюменю Аксагултай-нойон - потомок Хабуту-Хасара в 6 колене, его сыновья нойоны Ерек-Тимур и Арак Темур были хошеутскими владельцами, современниками Тогон-тайши), то, следовательно, существовали и их феодально-этнические объединения под названием " хошоут". И заключают, что этногенез хошеутской общности в ХIV в. происходил в самой Джунгарии, так как при Эсене-тайши, в Западной Джунгарии правил Алак-Тэмур-джинсанг, а в Восточной Джунгарии его брат Хатан Тэмур (Ерек Темур), хошеутские князья (необоснованный на наш взгляд вывод, логичнее представить, что до ХIV в., хошеуты, как и другие части гвардейского корпуса, локализовались в Алашани и Ордосе, затем при падении Юань участвовали в монголо-китайских конфликтах, после чего в кон. ХIV - нач. ХIV вв. присоединились к ойратскому союзу - Г.С.). Напомним, что Авляев и Санчиров (1984) считают, что этноним хошеут (хошоут, хошут, хошууд, хошот) является производным от слова " хошун" со значением клюв, морда, передовой отряд войска, он относился к седьмому полку в гвардейском корпусе, которым командовал младший брат Чингис-хана Хабуту-Хасар. Хошуном, от которого современные калмыки производят и само имя (т.е. этноним) хошоутов, назывался строй войска острою колонной: люди, стоявшие в голове ее, шли на верную смерть; Авляев и Санчиров (1984) приводят поговорку, записанную Небольсиным у волжских хошоутов " хошун деере дархалык дыксын" - " я выслужил право в голове хошуна"

Хошеуты - одно из четырех ойратских племен. В XVI-XVII вв. они составляли один из самых многочисленных нутуков Ойратского Союза. Владельцы хошеутов были заметными личностями в ойратской истории. В середине XVI века зафиксирован Хани-Нойон-Хонгор. От его первой жены по имени Ахай-хатун родилось пятеро сыновей, известные в истории как Табун-барс -Пять барсов: это Байбагас-Баатур, Кундулен-Убуши, Тюрю-Баирлху (Гуши-Номин-хан), Засакту-чинг-батур и Буян-хатун-батур. И все они вписали свои имена в историю ойратов. Они вошли в историю по имени своей матери, как «Ахаин табун-барс».

Старшим из пяти братьев был Байбагас-Баатур. Профессор Норбо в примечаниях к биографии Зая-Пандиты писал, что Байбагас-Баатур являлся потомком младшего брата Чингис-хана Хабуту-Хасара в 18 колене. Его дед - известный деятель по имени Бубей-мирза - первым из хошеутов был председателем ойратского сейма.

Байбагас-Баатур сам был одним из лидеров ойратского сейма. Это он усыновил и послал в Тибет на учебу будущего Зая-Пандиту. Третий из пяти барсов Тюрю-Баирлху основал свое ханство, известное под названием Хошеутовского или Кеке-Нурского, затем завоевал Тибет и был удостоен титула Гуши-Номин-хана. Вторым из Табун-барсов был Кондулен-Убуши. Как писал историк Ю.Лыткин, он был прославленным ойратским силачом, прожил более 120 лет, видел своих правнуков и умер после 1771 г.

Кондулен-Убуши, участник ойратского сейма, на котором было принято «Великое уложение» 1640 года. Он участвовал во многих войнах, как с соседними народами, так и в междоусобных - со своими многочисленными братьями и племянниками. Имея много сыновей и внуков, он свое имение раздал и обеднел. Историки представляют его человеком высоких моральных качеств. Так, Эмчи Габан-Шараб писал о нем, что, совершив паломничество в Тибет, на аудиенции у Далай-ламы просил его: «Сделай так, чтобы, обогатившись, я не сделался скупым, а когда стану влиятельным нойоном, я не возгордился».

В годы правления Аюки-хана Кондулен-Убуши с сыновьями и тремя тысячами кибиток своих подданных хошеутов прикочевал на Волгу. Его потомки до 1771 г. принимали активное участие в войнах России и вписали немало ярких страниц в истории. Но в 1771 году вместе с Убаши-ханом почти все старшие нойоны со своими поданными ушли в Китай. В то смутное время на Яике были остановлены икицохуровские нойоны Асархо и Маши и возвращены на Волгу. Тогда Асархо говорил, что в состав своего улуса включил один аймак из хошеутов - всего из 35 кибиток.

Таким образом, аймак хошутов со своим зайсангом по имени Хангай попал в состав Икицохуровского улуса. И последующая история этой группы хошеутов связана с этим улусом. В документах 30-х годов XIX века зайсангом Хошеутова рода Икицохуровского улуса идет Тюбкюнке (Тепкенке) Хангаев.

В деле за 1838 год даются подробные сведения, что зайсангом Хошеутова рода является Тюпкин-ке Хангаев 29 лет, жена Тачжи -24, сын Цебеден-Убуши - 3, дочь Улюмджи - 5 лет. «Аймаком владеет со времени получения звания зайсанга, а до тех пор владел под: властными как владелец по наследству». В графе «Из какого сословия возведен в зайсанги?» ответ: «Из хошеутовских владельцев». Это доказательство того, что Хангаев является потомком Кондулен-Убуши. Тогда он указал, что в его аймаке 143 кибитки.

Далее в документе 1851 г. говорится, что после умершего зайсанга Тепкенки Хангаева остались сыновья Натыр - 17, Дорджи -10, Очир - 6, дочь Дельгирке - 12 лет. В справке по этому делу уточнены некоторые обстоятельства. В ней говорится, что «аймачный зайсанг Икицохуровского улуса Хошеутова рода Тепкенке Хангаев 26 марта 1850 года от приключившейся болезни помер, оставив после себя трех сыновей: Натыра - 15, Дорджи - 8, Очира - 4, и дочерей Улюмджи - 16, Дельгира - 10 лет; аймак, состоящий из 135 кибиток и имение, заключающееся в кибитке, 14 верблюдах, 80 лошадях, 10 коровах и 400 овцах». Опекуном над имением был назначен их родственник Дорджи Шараев. Старший сын зайсанга Натыр Тепкенкиев по достижении совершеннолетия был введен в управление аймаком. Как упоминалось выше, у Тепкенки осталась дочь по имени Дельгирка. В отношении ее обнаружились интересные факты. Так, в Центральном историческом архиве России в Санкт-Петербурге находится дело за 1866 г. под названием «О назначении вдове владельца Малодербетовского улуса Тундутова Бальджирме с детьми содержания». В нем говорится: «Владелец Малодербетовского улуса Цанджин-Убуши Тундутов в январе месяце с.г. умер, оставив после себя жену Бальджирму и двух малолетних сыновей: Церен-Давида от первой жены, с которой он разведен по обрядам ламаистской веры, и второго - Церен-Арши, рожденного от настоящей вдовы Бальджирмы Тундутовой, при которой и находятся оба сына».

В другом деле, хранящемся в фондах Национального архива Калмыкии, внесены уточнения. В нем написано: «После смерти Цанджин-Убуши Тундутова остались два сына, а именно: Церен-Давид, родившийся от первой жены Тундутова - Дельгирке Тепкенкиевой и Церен-Арши - от второй законной жены Цанджина Тундутова - Бальджирмы Гахаевой, из них Церен-Давид, как старший сын, есть прямой наследник на владение Малодербетовским улусом». Заметим, что по традиции представители высшего сословия нойоны заключали браки с представительницами равного сословия, и, как мы видим, зайсанги хошеутов были именно из знаменитого древнего рода. А Бальджирма была дочерью владельца Большедербетовского улуса Гахаева, после смерти мужа и сына Церен-Арши, она приняла святое крещение, была наречена Антониной, вышла замуж за черноярского мирового посредника и стала Антониной Таранниковой.

В последние годы происходили изменения в составе семьи зайсангов Хошеутова аймака: старшие уходили из жизни, а аймак - к их наследникам. Например, в деле о смерти зайсанга Икицохуровского улуса Хошеутова рода Натыр Тепкенкиева говорится, что он «от одержимой болезни 5 мая умер» 1883 года. Вдова зайсанга Ялман Тепкенкиева об этом подала прошение в декабре, в котором писала: «Мой муж, зайсанг Натыр Тепкенкиев, умер летом, после которого я осталась с 7-ю малолетними детьми». Сыновьями Натыра были: Ниме, Очир, Бадма, Улюмджи, Ноха.

Некоторые сведения о них приводятся в документах за 1907 г. В нем указали: Натыров Нимя - 38 лет, жена его Коку - 34, сын Санга-джи - 7, дочь Киштя - 8, Натыров Очир - 31, жена его Ользете - 29, сын Тюрбе - 9, Сангаджи - 5, Бадма - 2, дочь Амархан - 7; Натыров Бадма - 28, жена Ользете - 20 и т.д.

Нимя Натыров, как старший в роду, был утвержден аймачным зайсангом Хошеутова аймака. Здесь открылись другие подробности. Оказалось, что аймак состоял из двух частей. Одна из них, состоящая из 215 кибиток, кочевала в степном Икицохуровском улусе, а другая - из 66 кибиток - в Мочагах. По решению улусного зарго Нимя Натыров был введен во владение обеими частями аймака.

По реорганизации управления калмыцкого народа, после многочисленных реформ аймачные зайсанги были приравнены с российскими дворянами, а безаймачные получали звание потомственного почетного гражданина. И так как аймаком управлял Нима Натыров, то его брат Очир обратился по этому вопросу в Управление, и ему 15 мая 1900 г. было выдано такое удостоверение: «Дано зайсангу Икицохуровского улуса Хошеутова рода Очир Натырову на предмет представления в правительствующий Сенат по Департаменту Герольдии при исходатайствовании звания потомственного почетного гражданина в том, что, как видно из дел Управления Калмыцким народом, аймаком этим в 1834 году владел и управлял зайсанг Тепкенки Хангаев, имел тогда 24 года, за смертию Хангаева в управление аймаком вступил сын его Натыр Тепкенкиев, за смертью сего последнего аймаком управлял до 16 марта 1892 г. Нимя Натыров, проситель же, Очир Натыров, родной 2-й сын Тепкенкиева, что удостоверяется подписью и с приложением казенной печати».

В делах архивов сохранились документы с родословными таблицами зайсангского рода Хошутова аймака. У них было очень много родственников, они идут как дядья, племянники, братья в нескольких поколениях, всех их невозможно перечислить. Например, в делах за 1907 г. даны фамилии: Азаевы, Бадмаевы. Убушиевы, Надбитовы, Басанговы, Хараевы, Хутькиевы, Очировы.

В 20-е гг. зайсанги подверглись репрессиям и выселениям за пределы своих улусов или за пределы области, тогда в списках даны Натыровы Инджа, Лиджи, Цаган, Бадма... В списке 1927 г. у Натырова Инджи, которому в то время было 52 года, было семеро сыновей: там же идут Очиров-Натыров, Балдыров-Натыров и просто Натыров с обозначением членов их семей с указанием их возраста и т.д. Дается Натыров Цаган Пюрбеев, у которого были и сыновья: Сангаджи-Гаря, Лиджи-Гаря, Дорджи-Гаря, Босхомджи и две дочери и т.д.

И последнее известие об одном из потомков этих зайсангов было в газете «Ленинский путь» за 1934 г. В статье говорилось, что Натыров Сангаджи-Гаря работал в 1932 г. зав. Хошеутовской школой, а в настоящее время работает учителем Алцынхутинской школы. При этом подчеркнуто, что он является сыном крупного скотопромышленника. В настоящее время потомки хошеутовских зайсангов проживают в п. Сарпа Кетченеровского района – Муев Егор, Натыров Богдан, Чимеев Василий, и у нас в п. Хошеут – Хулхачиев Александр, Санджи-Горяев Петр.

На примере зайсангского рода Хошеутовского аймака можно проследить историю одного арвана хошеутовского рода. А восстановление полной картины генеалогии семьи требует специального исследования ученых.

В этническом составе калмыцкого народа сохранились хошеуты, компактно проживающие в Икицохуровском улусе. Хошеуты подразделялись на мелкие арваны различного происхождения: шарады, хаскуды, сакскуды, ярьгуды, монголмуды, баавин харакины, орсин харакины, тормакины, коткрмуды, зяяснгуды, савргмуды, чонакины, дашикины, мельшакины. На родовом знамени 15 стрел означают 15 арванов хошеутовского рода. Орнамент полукругом означает дорогу, связь с другими родами, племенами. Тотемными цветами хошеутовского рода считаются белый и красный. Белый цвет для калмыков священный – цвет мира и благополучия. Красный цвет означает кровные родственные отношения. Тамга Хошеутовского рода представляла собой знак «цагарак».

До сих пор сохранились названия местностей, на которых расселялись хошеуты: Омн Керюльч, Дундк Керюльч, Ар Керюльч, Омн Кивзинг, Дундк Кивзинг, Ар Кивзинг, Долан Худг, Аджин Худк, Канава, Коля, Хазг, Чогля, Модна Толга и т.д.

По архивным сведениям Всесоюзной переписи за 1939 г. по Хошеутовскому Сельсовету всего населенных пунктов 64, наличное население составляет 2491 человек.

В настоящее время, калмыки из рода хошеутов проживают в п. Сарпа, Алцын Хута Кетченеровского района, в г. Элиста, Астраханской области, Синьцзян-Уйгурском районе Китая, Киргизии, Монголии.

История образования нашего поселка Хошеут начинается с 20 годов прошлого века. В то время наш Хошеутовский аймак относился к Икицохуровскому улусу Астраханской губернии. В 1920 году 25 ноября Постановлением ВЦИК И СНК РСФСР Икицохуровский улус вошел в состав вновь образованной Автономной области калмыцкого народа. В те годы открывается в Хошеутовском аймаке и первая школа. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Калмыкия. По архивным данным в списках функционирующих школ по уездам Калмыцкой автономной области на 1922 год по Икицохуровскому улусу значится Хошеутовская аймачная школа. Об открытии школы свидетельствует и протокол общего собрания учителей Икицохуро-Харахусовского улуса от 3 ноября 1921 года, который состоялся в п.Чилгир. На собрании постановили: открыть школу-интернат на 30 учащихся в Хошеутах. Учителями были назначены Булгакова Клавдия и Якунин Павел. К сожалению, сведения о первых учениках в архиве не сохранились. Помещение для школы было конфисковано у Хошеутовского хурула.

1923 году на территории Хошеутовского Сельского совета был организован колхоз «Сталинец» в урочище Хазг Кетченеровского района. Были распаханы и засеяны вручную поля в урочище «Жирhлтин Боорг». В тот год был получен рекордный урожай зерновых, который вывозился на приёмные пункты гужевым транспортом. Рабочие проживали в глинобитных землянках. В 1930 году были засеяны бахчевые культуры (арбузы и дыни). Полив производился арыко-чигирным способом из колодца. Примитивные поливочные устройства были налажены местными умельцем Улюмджиевым Сангаджи Мишкеевичем.

В 1932 году открылась 4-х летняя начальная школа. Первыми учениками были старейшины нашего села: Кокаев Сангаджи-Горя Боваевич, Ольчаев Гаря Боваевич, Манджиев Халh Чимидович, Царцаев Куукн Чакиновна, Надбитов Бадма Чимидович. Учителями Хошеутовской начальной были: Анюшева Екатерина Улановна, Барняева Екатерина Сангаджиевна. Предметы велись на калмыцком языке. В этой школе дети обучались до начала войны.

 

Хошеутовский аймак был в составе Икицохуровского улуса до 1930 года. Постановлением Президиума ВЦИК Икицохуровский улус был расформирован. Территория улуса была разделена между Центральным, Приволжским и Приморскими улусами.

24 января 1938 года Постановлением ВЦИК образован Кетченеровский улус и Хошеутовский сельский совет. В составе улуса поселок существовал до выселения в Сибирь. В 1944 году наши земли были переданы в состав Никольского района Астраханской области.

Когда началась война, на защиту Родины из поселка ушли на фронт более 300 добровольцев. Имена ветеранов войны – Дорджиев Бовлдана Насуновича, Моникова Шорвы Шалдуевича, Мишкеева Анджи Босхомджиевича, Бадмаева Шал Цатхланговича, Хулхачиева Манджи Менкнасуновича, Боваева Гюмзик Зурмановича, Лиджиева Бады Улюмджиевича, Боваева Бадмы Зурмановича, Мучеряева Бадмы Дорджиевича, Хаваева Босхомджи Болдыревича, Мишкеева Анджи Босхомджиевича, Гаряева Лиджи Манджиевича, Горяева Шорвы Горяевича и многих других навечно останутся в памяти наших земляков.

В 1975 году в нашем поселке в честь 30-летия Великой Победы был воздвигнут обелиск «Воинам-землякам от односельчан», на котором высечены имена ветеранов войны.

В 1943 году на долю калмыцкого народа выпало тяжелое испытание- депортация. Как и весь калмыцкий народ, наши земляки, хошеутовцы были высланы в суровую и незнакомую Сибирь. Однако вопреки чудовищным замыслам, в суровых сибирских условиях калмыцкий народ смог выстоять в борьбе со своим жестоким роком, достойно перенести все невзгоды и тяготы судьбы. И во многом- благодаря поддержке и бескорыстной помощи сибиряков, проявивших человеческую доброту, милосердие к преследуемому народу. Калмыцкий народ не только выжил, но сохранил свою культуру и самобытность.

И в 1957 году наши земляки-хошеутовцы вернулись на родную землю.

Новая жизнь в родном поселке началась с постройки глинобитных землянок. Постепенно поднималось хозяйство. В то время территория нашего поселка вошла в состав Приозерного района фермы 5 совхоза «Чкаловский».

В 1958 году открылась новая четырехлетняя школа. Директором школы была назначена Василенко Валентина Алексеевна. Первыми учениками были: Надбитов Василий Бадмаевич, ныне Ахлачи СМО, Мишкеева Мария Анджаевна, хулхачиев Александр Манджиевич, ныне глава КФХ, Манджиева Алексанра Дорджи – Горяевна, Басангов Михаил Боваевич, Шараева Лидия Дальтовна, Лиджиев Борис Улюмджиевич и многие другие. В конце 1959 года в начале 1960 г. в поселок пришла электроэнергия. Был открыт небольшой ларек.

В 1961 году наш поселок переходит в состав совхоза Сарпа Кетченеровского района. Основным занятием было животноводство, восстановление сельскохозяйственной техники. Поселок с каждым годом рос и развивался. Общими силами засевали поля, было сформировано несколько тракторных бригад.

В 1967 году образовалась Октябрьская МЖС. Первыми активистами МЖС были Надбитов Бадма Чимидович, Кокаев Санджи – Гаря Боваевич, Ольчаев Гаря Бевеевич, Цатхлангов Николай Эдгеевич, Санджи – Горяев Петр Басангович, Хоректев Хейчи Кекеевич и многие другие. Первым директором Октябрьской МЖС был Водяников Николай Васильевич. В 1970 году в поселке открывается 8- летняя школа. Директором была назначена Санджиева Анна Васильевна. Приехали и первые первые учителя: Санджиева Вера Борисовна, Дорджиева Валентина Манджиевна, Менкеева Надежда Михайловна, Натырова Галина Горяевна, Буваева Валентина Эренценовна, Надбитова Валентина Бадмаевна.

В 1977 году 25 августа Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Октябрьский район и наш поселок вошел в состав нового района.

В 1980 году Октябрьская неполная средняя школа была переименована в Октябрьскую среднюю школу. Директором школы был назначен Муев Виктор Борисович.

1983 году наш поселок вновь преобразовывается в совхоз «Октябрьский».

А в 1991 году вышло Постановление Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР о возвращении поселку прежнего исторического наименования «Хошеуты».

 

 

Заключение

История нашего народа – эта история нашей страны. На протяжении четырех веков неразрывно связана история двух народов. И я, как представитель калмыцкого народа горжусь своими предками – хошеутами, которые прославили свою нацию. Хошеуты, по версии профессора Н.Л. Жуковской, эта «одна из многочисленных этнических групп ойратов ранее представлявшая передовую часть войска Чингис-хана». По мнению Л. Гумилева «хошуды являлись авангардом войска Великого кагана Монголии, представляя его элиту».

Хошеуты проявили героизм в Отечественной войне 1812 года в составе 2 калмыцкого полка во главе с нойоном Серебджапом Тюменем. В честь победы над Наполеоном на левом берегу Волги, был воздвигнут памятник дружбы и боевого братства русско-калмыцкого народов -Хошеутовский хурул.

К знатному роду хошеутов принадлежал великий просветитель Зая-Пандита. На базе нашей ежегодно проводится республиканский турнир по греко- римской борьбе памяти Зая Пандита. Юные борцы имеют возможность посетить этнографический музей, где установлен бюст, оформлен стенд о жизни и деятельности ученого.

В настоящее время, мы, хошеутовцы бережно храним традиции, обычаи и культуру своего народа. Недавно в нашей школе прошел фестиваль хошеутовских родов «Эң кр Хошуд ә ә мгм». Наша семья Бадышевых представляла хошеутовский род –шарадов. Завершая свою работу, хочется, чтобы каждый житель ныне живущий и те, кто жил здесь раньше, знал историю своей малой родины земли, где они родились и выросли.

 

Использованная литература:

 

1.Батмаев М, М, «Калмыки в XVII –XVIII веках», Элиста, 1991г.

 

2.Бембеев В.Ш, Бембеева В.В. «История и культура родного края» (учебник 6-7кл.), Элиста, 1994г.

 

3.Митиров А.Г. «Ойраты-Калмыки: века и поколения», Элиста, ККИ, 1998г.

 

4. Газета «Хальмг ү нн», статья «Родословное древо народа».

 

5. Краеведческий материал.

Анкета участника VIII Российской научной конференции школьников «Первые шаги в науку»

 

1. Фамилия, имя, отчество ___________________________________________

__________________________________________________________________

2. Дата рождения (число, месяц, год)_________________

3. Класс___________

4. Учебное заведение

5. Школа__________________________________________________________

6. Почтовый адрес школы с индексом________________________________________

7. Паспорт серии________№_________, выдан__________________________

8. Домашний почтовый адрес с индексом______________________________ ________________________________________

9. № свидетельства государственного пенсионного страхования___________

10. ИНН___________________________________________________________

11. Е-mail: _________________________________________________________

12. Домашний телефон или телефон для связи (с кодом города)____________

13. Секция, для участия в которой направлена работа_____________________

14. Фамилия, имя, отчество научного руководителя, его научное звание, должность, место работы____________________________________________

__________________________________________________________________

15. Работа выполнена в рамках дополнительных образовательных программ

__________________________________________________________________

16. Необходимые технические средства для демонстрации материала во время доклада на предметной секции конференции_______________________

С порядком проведения конференции, правилами оформления докладов и других документов ознакомлен.

Согласен, что невыполнения данных требований может привести к отказу Оргкомитета от моего участия в конференции.

_______________________(Подпись участника)

Далее заполняется Оргкомитетом:

Принял работу________________ Дата____________________________

Эксперты____________________ Дата экспертизы__________________

Результат участия в конкурсном отборе

История образования нашего поселка Хошеут начинается с 20 годов прошлого века. В то время наш Хошеутовский аймак относился к Икицохуровскому улусу Астраханской губернии. В 1920 году 25 ноября Постановлением ВЦИК И СНК РСФСР Икицохуровский улус вошел в состав вновь образованной Автономной области калмыцкого народа. В те годы открывается в Хошеутовском аймаке и первая школа. Об этом свидетельствуют документы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Калмыкия. По архивным данным в списках функционирующих школ по уездам Калмыцкой автономной области на 1922 год по Икицохуровскому улусу значится Хошеутовская аймачная школа. Об открытии школы свидетельствует и протокол общего собрания учителей Икицохуро-Харахусовского улуса от 3 ноября 1921 года, который состоялся в п.Чилгир. На собрании постановили: открыть школу-интернат на 30 учащихся в Хошеутах. Учителями были назначены Булгакова Клавдия и Якунин Павел.

К сожалению, сведения о первых учениках в архиве не сохранились. Помещение для школы было конфисковано у Хошеутовского хурула.

В 1932 году открылась 4-х летняя начальная школа. Первыми учениками были старейшины нашего села: Кокаев Сангаджи-Горя Боваевич, Ольчаев Гаря Боваевич, Манджиев Халh Чимидович, Царцаев Куукн Чакиновна, Надбитов Бадма Чимидович. Учителями Хошеутовской начальной были: Анюшева Екатерина Улановна, Барняева Екатерина Сангаджиевна. Предметы велись на калмыцком языке. В этой школе дети обучались до начала войны.

В 1958 году открылась новая четырехлетняя школа. Директором школы была назначена Василенко Валентина Алексеевна. Первыми учениками были: Надбитов Василий Бадмаевич, Мишкеева Мария Анджаевна, Хулхачиев Александр Манджиевич, ныне глава КФХ, Манджиева Алексанра Дорджи – Горяевна, Басангов Михаил Боваевич, Шараева Лидия Дальтовна, Лиджиев Борис Улюмджиевич и многие другие.

В 1970 году в поселке открывается 8- летняя школа. Директором была назначена Санджиева Анна Васильевна. Приехали и первые первые учителя: Санджиева Вера Годниевна, Дорджиева Валентина Манджиевна, Менкеева Надежда Михайловна, Натырова Галина Горяевна, Буваева Валентина Эренценовна, Надбитова Валентина Бадмаевна.

В 1980 году Октябрьская неполная средняя школа была переименована в Октябрьскую среднюю школу. Директором школы был назначен Муев Виктор Борисович.

В 1983г по 1985г педколлективом школы руководила Барняева Валентина Лиджиевна.

С 1985г по 1988г директором школы работал Бочкаев Владимир Хейчиевич.

В 1988г по 1989г руководила школой Нагунова Татьяна Ивановна.

С1989г по 1993 г, вновь директором школы был назначен Муев Виктор Борисович.

С 1993г по 1998г директором Октябрьской средней школы работала Санджиева Анна Васильевна.

С 1998г по 2000г директором был назначен Босхомджиев Александр Шорваевич.

С 2000г по настоящее время руководит Хошеутовской средней общеобразовательной школой Бадышева Майя Очир-Горяевна.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.022 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал