Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Религиозные нововведения, совершаемые во время умры, хаджа, посещения Лучезарной Медины и Иерусалима ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ДО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО ВХОЖДЕНИЕМ В СОСТОЯНИЕ ИХРАМА, С ПРОИЗНЕСЕНИЕМ ТАЛЬБИИ И Т.П.
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБХОДОМ КААБЫ (ТАВАФ)
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РИТУАЛЬНЫМ БЕГОМ (САЙ) МЕЖДУ АС-САФОЙ И АЛЬ-МАРВОЙ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ДНЕМ СТОЯНИЯ НА АРАФАТЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРЕБЫВАНИЕМ В МУЗДАЛИФЕ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С БРОСАНИЕМ КАМЕШКОВ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОБРЯДАМИ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И БРИТЬЯ ГОЛОВЫ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРОЩАЛЬНЫМ ОБХОДОМ КААБЫ И ДРУГИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВШЕСТВА
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ЛУЧЕЗАРНОЙ МЕДИНЫ
РЕЛИГИОЗНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПОСЕЩЕНИЕМ ИЕРУСАЛИМА
1 Прим. редактора: Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: «Посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что подражают женщинам, и женщин, подражающих мужчинам». В другой версии хадиса сообщается: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклинал тех мужчин, что уподобляются женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам». (Передал аль-Бухари). [2] Передали аль-Бухари и Муслим. [3] Передал Муслим. [4] Прим. редактора: хадж ат-таматту‘– совершение и малого (умра), и большого (хадж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца Зуль-Хиджа для совершения обрядов хаджа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хадж ат-таматту‘” не допускается. [5] Прим. редактора: хадж аль-кыран – совершение хаджа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджа, не снимая ихрама и соблюдая соответствующие запреты, налагаемые на паломников. [6] Прим. редактора: хадж аль-ифрад – совершение одного только хаджа без совершения умры. [7] Передал Муслим. [8] Хадис согласован. Дополнение в скобках приводит Муслим. [9] Передали аль-Бухари и Муслим со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен ими Аллах. [10] Хадис согласован. [11] Хадис согласован. [12] Передали Муслим, аль-Байхаки и Ахмад (6/175). [13] Мы опровергли тех, кто считает, что это относилось только к сподвижникам, в примечании к пункту № 24. [14] Прим. редактора: т.е. выйти из состояния ихрама и вступить в интимные отношения с женами. [15] Прим. редактора: по Милости Всевышнего Аллаха эта книга была издана на русском языке издательским домом «Умма». [16] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: исходя из всего вышеизложенного, читатель сам может сделать вывод об (ошибочности) следующих слов шейх аль-Ислама (Ибн Таймии): «Наилучшим для человека, находящегося в ихраме, является пожертвовать собой во имя Того, ради Которого он вошел в состояние ихрама, ибо так поступили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и совершавшие вместе с ним хадж сподвижники». [17] Прим. редактора: шейх аль-Албани, да будет милостив к нему Аллах, зарабатывал себе на жизнь ремеслом часовщика. [18] Прим. редактора: в данном издании книги на русском языке все источники хадисов приводятся полностью, без условных обозначений. [19] Прим. редактора: в этом разделе шейх аль-Албани, да будет милостив к нему Аллах, указал напротив каждого автора, хадисы которых он привел в данной книге, условное обозначение. Поскольку, как было отмечено ранее, все источники хадисов приводятся в русском издании книги полностью, эти условные обозначения не переведены с арабского языка. [20] Ученые единодушны в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после переселения в Медину совершил всего лишь один хадж, так называемое ''прощальное паломничество'', которое состоялось в десятом году после хиджры. Расхождение ученых вызвал другой вопрос: когда был предписан хадж? Среди ученых существовало несколько мнений на этот счет, среди которых наиболее близко к истине следующее: хадж был вменен в обязанность в девятом или десятом году после хиджры. Об этом говорили многие ученые из первых поколений мусульман. Ибн аль-Каййим в своей книге “Заад аль-Ма’ад” приводит веские доказательства в пользу этого мнения. Желающие узнать об этом подробнее могут обратиться к данному труду. Один из этих доводов состоит в том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сразу совершил хадж, как только он был вменен в обязанность. Если следовать другому мнению по данному вопросу, то выходит, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, задержался с выполнением предписанного обязательства. Подобное обстоятельство вынудило ученых, разделяющих данное мнение, искать оправдание этой задержки, в которой мы, хвала Аллаху, не нуждаемся. [21] В цепочке этой версии хадиса имеется слабый передатчик. Но при этом ее усиливают многие хадисы, которые переданы, помимо Джабира, другими сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. Среди них – Ибн Умар, который упомянул место произнесения этой проповеди - Мечеть Пророка, о чем передали аль-Бухари, Муслим и другие (мухаддисы). А в версии хадиса, которую привел имам Ахмад, сообщается: “На этом минбаре”. Данный факт со всей очевидностью свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес эту проповедь непосредственно перед отъездом из Медины, дабы обучить людей обрядам хаджа. [22] Зу-ль-Хулейфа – местечко, расположенное на расстоянии шести миль от Медины согласно определению “Аль-Камуса” (''Толкового словаря арабского языка'' – прим. редактора). Аль-Хафиз ибн Кясир в своем труде “Аль-Бидая” (5: 114) пишет: “… на расстоянии трех миль”, а Ибн аль-Каййим в “Заад аль-Ма'ад” (2: 178) – “... на расстоянии одной мили или около того”. Разница в цифрах весьма велика. [23] Аль-Джухфа – местечко, расположенное на расстоянии около трех переходов (марахиль) от Мекки. Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в разделе “Манасик аль-Хадж” (2/356) в своем труде “Мажмуа ар-Расаи'ль аль-Кубра” сказал: ''Это старинное поселение под названием Мухай'а, которое в настоящее время разрушено. В этой связи, паломники входят в состояние ихрама до него, в месте, которое называется Рабига. Оно является микатом (местом вхождения в состояние ихрама – прим. редактора)для паломников, прибывающих с западного направления, например, для жителей аш-Шама и Египта. Что касается жителей остальных стран Магриба, то если они проезжают через Лучезарную Медину, как в наше время, то им желательно входить в состояние ихрама в микате, предназначенном для жителей Медины, согласно единодушному мнению ученых. Если же они задерживаются со вхождением в состояние ихрама до аль-Джухфы, то по этому вопросу среди ученых имеются разногласия''. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: в соответствии с вышеприведенным хадисом, похоже, что так поступать разрешено. [24] Зат Ирк – место в Аравийской пустыне, являющееся разделительным пунктом между районами Неджд и Тихама, согласно определению “Аль-Камуса” и “Му'джам аль-Бульдан” (''Географического Атласа Стран''). Расстояние от этого пункта до Мекки составляет сорок две мили, о чем сообщается в “Аль-Фатх”. Необходимо знать о том, что эта часть хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах, вызвала у некоторых ученых сомнения относительно достоверности как его текста, так и цепочки передатчиков (иснада). Так дело обстоит потому, что слова: “Я полагаю, что он …”, а в версии, которую привел имам Муслим: “Я думаю...”, - не возведены к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Из-за этого некоторые ученые предположили, что здесь подразумевается сомнение и нерешительность передатчика данного хадиса. А что касается текста хадиса, то они поставили под сомнение его достоверность потому, что Ирак в то время еще не был открыт мусульманскими войсками. На первое замечание можно ответить с двух сторон: а) Существует, как мы уже ранее упомянули, версия хадиса, которую привел Ибн Маджа. В ней передатчик решительно возводит данный хадис к пророку, да благословит его Аллах и приветствует: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам…”. Несмотря на то, что, как говорилось ранее, данная версия хадиса является слабой ввиду наличия в ней слабого передатчика, у нас имеется другая версия хадиса, приведенная имамом Ахмадом, в который также передается, что речь принадлежит непосредственно пророку, да благословит его Аллах и приветствует. И хотя в цепочке передатчиков данной версии присутствует Ибн Лахи’а, который обладал плохой памятью, среди передавших от него этот хадис был Абдуллах бин Вахб (у имама аль-Байхаки 5/27). Подобная связка передатчиков: “Абдуллах бин Вахб от Ибн Лахи’а” также как и “Абдуллах бин аль-Мубарак и Абдуллах бин Язид аль-Мукарри от Ибн Лахи’а”, - среди ведущих ученых-исследователей считается достоверной. В частности, Ибн аль-Каййим в “И'лям аль-Мувакки’ин” (3/13-14) подробно исследовал этот вопрос. Желающим ознакомиться с его исследованием следует обратиться к данному труду. б) Допустим, что нам не удалось развеять сомнения. В таком случае, следует отметить, что хадис Джабира укрепляет множество других хадисов, переданных целой группой сподвижников, на что указал аль-Хафиз Ибн Хаджар в своем труде“Ат-Талхис”, приведя эти свидетельства. Также их привели такие ученые, как аз-Зайла'и в “Насб ар-Райа” (2/12-15) и Ибн Кясир в “Аль-Джаухар Ан-Накий” (5/28). В данном примечании невозможно упомянуть все эти укрепляющие хадисы, поэтому желающие могут сами обратиться к некоторым из вышеперечисленных источников. Со своей стороны, мы считаем целесообразным привести здесь один укрепляющий хадис, который не был упомянут этими учеными. Его передали ат-Тахави (1/360) и Абу Ну’айм в “Аль-Хилья” (4/94) через достоверный иснад от Ибн Умара, который после упоминания вышеприведенного хадиса о микатах сказал: “Наши сподвижники сообщили мне о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, определил для жителей Ирака в качестве миката место, которое называется Зат Ирк”. Абу Ну’айм сказал: “Этот хадис достоверный, истинный”. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: это является ответом для тех, кто назвал вышеупомянутый хадис (Джабира) абсолютно слабым, а также для тех, кто отнес его к категории приемлемых, принимая во внимание совокупность всех его версий, а не рассматривая собственно сам хадис. Достоверности данного хадиса никоим образом не противоречит сообщение Умара бин аль-Хаттаба, которое приводится в “Сахихе” аль-Бухари, где сообщается, что он, да будет доволен им Аллах, определил Зат Ирк для жителей Ирака. Вполне возможно, что это было одним из установлений Умара, которые совпали с положениями Шариата. Что же касается нареканий относительно текста хадиса, заключающихся в том, что на тогда Ирак еще не был открыт (мусульманскими войсками), то ответить на это можно следующим образом. Данный хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, явился особым источником знания для мусульманской уммы вплоть до Судного Дня, и поэтому взгляд на Ирак, равно как и на аш-Шам, который, как известно, также в то время не принадлежал мусульманам, должен быть шире, а не ограничиваться только одним периодом времени. Именно поэтому крупный знаток хадисов Ибн Абд аль-Барр пишет: «Тот, кто сказал об этом, глубоко ошибается, поскольку именно посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, определил Зат Ирк в качестве миката для жителей Ирака, также, как и Аль-Джухфу – для жителей аш-Шама, который также в то время был землей неверия (дар аль-куфр). Таким образом, им были определены микаты для жителей всех сторон света, потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что Аллах откроет аш-Шам, Ирак и другие земли для мусульман. А, как известно, аш-Шам и Ирак были открыты мусульманами позже, в период правления халифа Умара. Разъясняя данный вопрос, можно привести и другой пример: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Ирак будет лишен денег и своего продовольствия ”. Комментируя данный хадис, ученые сказали, что Ирак будет лишен этого в будущем». Этот хадис приводится в ''Сахихе'' Муслима (8/175). Схожий хадис привел ат-Туркмани в ''Аль-Джавахир'' (5/28-29), в котором вместо слов '' своего продовольствия '' он передал '' своих денег ''. [25] Яламлам – местечко, расположенное от Мекки на расстоянии двух переходов, что равно тридцати милям. [26] Это произошло после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расчесал свои волосы, умастился благовониями и облачился в одеяния ихрама – '' изар '' (кусок материи, которую паломник оборачивает вокруг пояса – прим. редактора) и '' рида '' (кусок материи, которую паломник набрасывает на плечи – прим. редактора). То же самое сделали и его сподвижники. В отношении одеяния ихрама – изара и риды – посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил ничего, за исключением того, что было окрашено шафраном. Об этом сказал Ибн Аббас, о чем сообщил аль-Бухари. Под словами ''окрашено шафраном'' подразумевается окрашивание в желтый цвет, наподобие шафрана. Данный хадис Ибн Аббаса свидетельствует о допустимости облачения в одеяния ихрама до прибытия в микат в отличие от многих людей, которые считают наоборот. По другому дело обстоит с намерением войти в состояние ихрама, которое, по нашему мнению, совершается только в микате либо чуть ранее, если паломник летит в самолете и боится, что он пересечет микат до того, как вознамерится войти в состояние ихрама. Также следует знать, что согласно Шариату недопустимо произносить намерение (например, ''О Аллах, я намереваюсь…'' и т.п. – прим. редактора) ни перед вхождением в ихрам, ни перед омовением, ни перед намазом, ни перед постом и ни перед любым другим видом поклонения, поскольку намерение утверждается только в сердце. Что же касается произнесения намерения, то это является религиозным нововведением, а “ всякое религиозное нововведение (бид'а) представляет собой заблуждение, а каждое заблуждение (найдёт своё завершение) в Огне ”. То, что действительно достоверно передано от него, да благословит его Аллах и приветствует, перед вхождением в состояние ихрама, так это слова: “ Ляббайка Аллахумма умратан ва хаджан ” (“Вот я перед Тобой, о Аллах, (совершая) умру и хадж”). Он, да благословит его Аллах и приветствует, остановился на этих словах, не добавив больше к ним ничего, что подтвердил шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа в своей статье “Ан-Нийя” (стр. 244-245 из ''Мажмуа ар-Раса'иль аль-Кубра'', часть 1). В другой своей работе “Аль-Манасик” (2/359) этот ученый говорит обратное тому, о чем мы упомянули выше, поэтому не следует обращать на это внимание, поскольку любой человек должен узнавать истину на основе доказательств, а не простых слов, тем более когда ученый имеет два мнения по одному и тому же вопросу. [27] То есть из Зуль-Хулейфы, о чем передается в хадисе от Ибн Умара, который приводится в обоих ''Сахихах''. В комментарии к этому хадису Ибн Хаджар сказал: “В нем содержится побуждение к тому, чтобы гнать жертвенных животных из микатов или же вообще из отдаленных районов. Это относится к той части Сунны, которой пренебрегают многие люди”. Это высказывание относится лишь к умозаключениям Ибн Хаджара, так как описанные действия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не обрели какой-либо определенно установленной формы. Наоборот, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сожалеет об этом, о чем свидетельствуют следующие его слова: “ Если бы я знал раньше то, что знаю сейчас, то не гнал бы с собой жертвенных животных, поэтому выходите из состояния ихрама”. См. пункт № 42. Это высказывание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на две важные вещи: Первое: Выполнение хаджа ат-таматту', т.е. совершение умры, затем полный выход из состояния ихрама, а затем повторное вхождение в состояние ихрама для совершения хаджа лучше, чем гнать с собой жертвенное животное с целью совершения хаджа аль-кыран. Об этом свидетельствует сожаление посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которое он выразил в связи с тем, что сам так не поступил. А это чувство сожаления могло исходить только по одной причине: упущения того, в чем содержится большее благо. Поэтому лучше совершать хадж ат-таматту', чем гнать с собой жертвенное животное. Второе: каждый, кто совершал хадж аль-кыран или аль-ифрад и при этом не гнал с собой жертвенное животное, должен был прервать свой хадж в пользу умры, а затем в день ат-тарвия (8-ое число месяца Зу-ль-Хиджа – прим. редактора) заново войти в состояние ихрама и произнести слова тальбии c целью совершить хадж, подчиняясь велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о чем речь пойдет далее. Более того, достоверно известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разгневался на тех, кто не спешил откликнуться на его приказ выйти из состояния ихрама. Кроме того, это подтверждается следующими словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: “ Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения ”. Данное высказывание пророка, да благословит его Аллах и приветствует, свидетельствует о том, что умра стала неотъемлемой частью хаджа. Оно также означает, что всякий паломник, кто не выполняет этот приказ, должен соединить умру со своим хаджем, либо не выходя из состояния ихрама, если он пригнал с собой жертвенное животное, либо выйдя из состояния ихрама, если он не пригнал с собой жертвенное животное. Об этом сказал Ибн Хазм, опираясь на Ибн Аббаса, Муджахида, 'Ата, Исхака бин Рахаваййа и других ученых. Ибн аль-Каййим блестяще поддержал это мнение в ''Заад аль-Ма'ад''. Поэтому тому, кто желает больше узнать о рассуждениях на данную тему, следует обратиться к вышеупомянутому труду. [28] Что касается дополнения, приведенного Ибн Маджой и другими (мухаддисами) от Джабира: “…мы произнесли слова тальбии за женщин и бросили камешки за детей”, то его иснад недостоверен. Схожий хадис передал ат-Тирмизи: “Мы произносили слова тальбии за женщин и бросали камешки за детей”. Приведя данный хадис, он сказал: “Этот хадис является одиноким (гариб), и мы его знаем только в этой формулировке”. Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) говорю: данный хадис имеет два недостатка. Первый: форма передачи 'ан'ана Абу аз-Зубайра. ('ан'ана – передавать что-либо со слов нескольких лиц, каждый из которых передал данное сообщение со слов предыдущего, то есть говорить ''со слов, со слов'' – прим. редактора). Второй: один из передатчиков данного хадиса – Аш’ас бин Сивар – является слабым. Поэтому не стоит обманываться тем, что некоторые правоведы прошлого и настоящего, такие как Ибн Кудама и другие ничего не сказали о достоверности этого хадиса. Однако в “Аль-Мугни” (3/254) содержатся следующие слова Ибн Кудамы: “Ибн аль-Мунзир сказал: “Каждый из ученых, у которого я обучался хадисам, считал допустимым бросание камешков за детей, которые не могут выполнить этот обряд. Подобным образом поступал Ибн Умар. О том же самом говорили 'Ата, аз-Зухри, Малик, аш-Шафи’и и Исхак”. Если данный вопрос больше не вызывает разногласий, то этого вполне достаточно. Если же нет, то степень достоверности хадиса читателю уже известна. Что касается произнесения тальбии за женщин, то далее ат-Тирмизи сказал: “По поводу того, что за женщину тальбию не произносит никакой другой человек, ученые единодушны. Женщина произносит тальбию сама за себя. При этом ей нежелательно повышать голос при произнесении тальбии”. [29] Ибн аль-Асир в «Ан-Нихаййа». [30] То есть пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не произнес тальбию после намаза. Он ее произнес только после того, как сел на свою верблюдицу, о чем сообщается в следующем пункте. [31] До того, как пророк вступил в состояние ихрама, Айша умастила его наилучшими благовониями. Она, да будет доволен ею Аллах, сказала: ''У меня до сих пор стоит перед глазами блеск благовоний на проборе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевшего ихрам''. Этот хадис приведен в ''Сахихе'' аль-Бухари. [32] Аль-Касва – так звали верблюдицу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, у которой были и другие прозвища: “аль-Адба” и “аль-Джадаа”. Также говорят, что эти прозвища были у разных верблюдиц пророка, да благословит его Аллах и приветствует. См. “Шарх Сахих Муслим” имама ан-Навави (''Комментарий к «Сахиху» Муслима'' имама ан-Навави). [33] Частью вхождения в состояние ихрама (аль-ихляль) является произнесение тальбии громким голосом. В ''Ан-Нихаййа'' сказано: ''Паломник, облаченный в ихрам, входит в состояние ихрама, когда он произносит тальбию громким голосом''.
{Прим редактора: здесь я обращаю внимание уважаемого читателя на очень важный момент. Как следует из смысла вышеприведенного и других хадисов, необходимо различать два вида тальбии: (1) при вхождении в состояние ихрама (аль-ихляль), которая произносится паломником в микате либо, если он боится пропустить микат, незадолго до него (так, совершающим хадж ат-таматту' следует сказать: «Аллахумма, ляббайка умратан! '' («О Аллах, вот я перед тобой (, совершая) умру!»), а потом, когда 8 числа месяца Зу-ль-Хиджа он снова будет входить в ихрам, ему следует сказать: “ Аллахумма, ляббайка хаджжан! “ («О Аллах, вот я перед тобой (, совершая) хадж!»), и (2) собственно тальбия, которую произносит уже вошедший в состояние ихрама паломник: “Ляббейк Аллаахумма ляббейка! Ляббейка ляя шариика ляка ляббейка! Инналь хамда ван ниъмата ляка валь мульк, ляя шариика ляка” («Вот я перед Тобой, о Аллах! Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, и нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, Тебе надлежит хвала, и Тебе принадлежат милости и владычество! Нет у Тебя сотоварища» - окончание примечания редактора}.
Этот хадис свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама с намерением совершить только хадж. Однако в достоверном хадисе, который передал Анас и другие (сподвижники), приведенный в обоих ''Сахихах'' и в остальных сборниках, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама с намерением совершить как хадж, так и умру. Это достоверно установленный факт, как указал Ибн аль-Каййим в ''Заад аль-Ма'ад'', исследовав около двадцати хадисов, переданных стольким же числом сподвижников. Он справедливо утверждал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совместил хадж и умру. Желающие ознакомиться с этим более подробно могут обратиться к данному труду. Тем не менее, Ибн аль-Каййим упустил из виду слова Айши: “О, посланник Аллаха! Вы уезжаете, совершив и хадж, и умру, а я – совершив один только хадж? ”. Этот хадис, который является свидетельством по данному вопросу, привели аль-Бухари и Ахмад от самого Джабира. См. пункт №111. Следовательно Джабир, да будет доволен им Аллах, был хорошо осведомлен о совмещении посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хаджа и умры. Исходя из этого возникает следующий вопрос: почему от этого же сподвижника передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в состояние ихрама только для совершения хаджа? Ответить на этот вопрос можно с двух сторон: Первое: возможно, что первоначально, при вхождении в состояние ихрама пророк, да благословит его Аллах и приветствует, намеревался совершить только хадж. Это продолжалось до тех пор, пока он не остановился в вади аль-Акик, где ему было велено совместить хадж и умру (т.е. совершить хадж аль-кыран – прим. редактора), о чем передал Умар, да будет доволен им Аллах: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в вади аль-Акик сказал: “Этой ночью ко мне явился посланец от Господа моего и сказал: “Соверши молитву в этом благословенном вади и скажи: “ Умратан фи хаджатан ” ({Совершаю} умру в хадже (в другой версии этого хадиса передается: ” Умратан ва хаджатан ” ({Совершаю} умру и хадж). Этот хадис привели аль-Бухари и другие (мухаддисы). Второе: Джабир, да будет доволен им Аллах, мог не слышать слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о совмещении хаджа и умры, поэтому он сообщил только то, что услышал сам. Последний вариант, на мой взгляд, далек от истины, потому что Джабир, да будет доволен им Аллах, не является единственным человеком, который передал о совершении пророком, да благословит его Аллах и приветствует, только хаджа (хадж аль-ифрад). То же самое, помимо Джабира, передала целая группа сподвижников, к примеру, Айша, да будет доволен ею Аллах. Сообщения об этом приводятся в обоих ''Сахихах'' и в других сборниках хадисов. Так, в хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, который передали Муслим, Малик и Ибн Са'д, приводятся такие же слова, которые произнес Джабир: “Он, да благословит его Аллах и приветствует вошел в состояние ихрама и произнес тальбию (с намерением совершить) хадж аль-ифрад ”. Тогда, исходя из всего вышеизложенного, сложно говорить о том, что сподвижники не знали об этом факте. Поэтому часть ученых, таких как Ибн аль-Мунзир, Ибн Хазм и кадий Ияд сделали выбор в пользу первого варианта, считая его наиболее убедительным. К этому мнению также склонялся Ибн Хаджар в “Фатх аль-Бари”. Желающие узнать об этом подробнее могут обратиться к этому труду. Что же касается нарекания Ибн аль-Каййима относительно вышеупомянутой версии хадиса Джабира, заключающегося в том, что ад-Даурди оказался единственным передатчиком от него в своем звене иснада, то его опровергает наличие в иснаде другого, параллельного передатчика, которого звали Абдул-Азиз бин Абу Хазим. См. “Ат-Табакат” (2/1/170) Ибн Са'да. [34] Относительно данного вопроса существует высказывание ан-Навави, текст которого мы приводим с сокращением: “Здесь указывается на допустимость совершения хаджа как на верховом животном, так и пешком, по поводу чего ученые единодушны. Разногласия возникли относительно того, какой из этих двух способов лучше. Большинство ученых посчитало, что совершать хадж лучше всего на верховом животном, следуя примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, так легче совершать обряды хаджа и тратится больше средств. Дауд сказал, что утверждения будто ''пешие больше заслуживают вознаграждения из-за трудностей, которые они преодолевают, неверно, потому что (в этом) нет трудностей''”. Исходя из этого, следует знать, что паломнику не только допустимо, но и желательно пользоваться воздушным транспортом, в отличие от тех, кто говорит обратное. Что же касается хадиса: “Поистине, паломник передвигающийся на верховом животном, за каждый шаг своего животного получит семьдесят наград, а пеший за каждый свой шаг получит семьсот наград”, - то он является слабым и не может служить доводом. Этот хадис также передается в следующей формулировке: “Пешему (полагается) награда, равная семидесяти паломничествам, а всаднику – награда, равная тридцати”. Данная версия является еще более слабой, чем первый хадис. См. ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Даи'фа'' (№ 496-497) Шейх аль-Ислам Ибн Таймиййа, да будет милостив к нему Аллах, в “Манасик аль-Хадж” ясно сказал о том, что мудрость, заключенная в данном вопросе, зависит от (потребностей) самих людей: “для одних лучше совершать хадж на верховом животном, а для других – пешком”. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) говорю: возможно, это мнение является наиболее близким к истине. [35] В этих словах содержится тонкое указание на то, что именно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, является тем, кто разъяснял сподвижникам суть ниспосылаемых ему аятов Священного Корана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует – единственный человек, который может правильно толковать и комментировать аяты на основе истинного знания, в отличие от остальных людей. Даже сподвижники, да будет доволен ими Аллах, не могли обойтись без знаний, которые им передавал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. По этой причине во время прощального паломничества, равно как и при совершении других видов поклонения, сподвижники, да будет доволен ими Аллах, очень внимательно наблюдали за своим пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и точь-в-точь повторяли каждое его действие. В этом содержится прямой довод против двух групп людей: а) суфиев, среди которых находятся те, кто осмеливаются отказаться от Сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его руководства и разъяснения в пользу так называемого ''внушаемого знания'', которое они истолковывают следующими словами: “Сердце мое сообщило от Господа моего”! Дело дошло до того, что аш-Шаарани в “Ат-Табакат аль-Кубра” утверждал, что некоторые из (впавших в экстаз – прим. автора) шейхов читают другой Коран, который отличается от нашего, и перечисляют награду за его чтение на “счет” умерших мусульман!!! б) так называемых “коранитов”, в то время как Коран не имеет к ним никого отношения. Они утверждают, что нет никакой необходимости в Сунне посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы понять смысл Корана, а достаточно всего лишь знать арабский язык и его правила. Однако, как видно из хадиса Джабира и других сподвижников, этого знания было недостаточно, несмотря на то, что они были чистокровными арабами, а Коран был ниспослан на их языке. Что же касается приверженцев “коранитов”, то все они, либо бó льшая их часть, вообще неарабы. В конечном итоге, их вышеупомянутое представление привело к тому, что они вышли из Ислама и образовали новую религию. Их ''намаз'' отличается от нашего намаза, их “хадж” отличается от нашего хаджа, их “пост” отличается от нашего поста. Я не знаю, но возможно, что это коснулось и их акыды (вероубеждения). Впервые они появились в Индии, а затем их смута распространилась в Египте и Сирии. В свое время я прочитал их книгу “Ад-Дин” (''Религия''), автор которой неизвестен. Любой, кто прочтет эту книгу, убедится в их заблуждении и выходе из Исламской религии. Достаточно мусульманам Аллаха, чтобы избежать зла этих двух группировок! [36] Прим. редактора: ср. с сурой ''Ступени''№70, аятом 3. [37] Это свидетельствует о допустимости что-либо добавлять к словам тальбии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил действия сподвижников своим молчанием. О том же самом говорили имам Малик и аш-Шафии. Вместе с тем имам Ахмад привел следующее высказывание Ибн Аббаса: “Остановись на этом (, ничего не добавляя), ибо такова тальбия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Некоторые современные ученые назвали иснад этого сообщения достоверным, хотя один из его передатчиков является слабым. Тем не менее существует достоверный хадис от Абу Хурайры, который передал, что среди слов тальбии, произносимых пророком, да благословит его Аллах и приветствует, были следующие: “ Ляббайка Иляха-ль-Хакк ” (''Вот я перед Тобой, Господь Истины''). Данный хадис привели ан-Наса'и и другие (мухаддисы). Тальбия является ответом раба на зов Всевышнего Аллаха, обращенный к Его творениям. Аллах призвал Свои творения совершать хадж к Его Дому через пророка Ибрахима, мир ему (см. суру ''Хадж'', аят 27 – прим. редактора). Паломник, произносящий тальбию, покорен и спешит на зов Аллаха, говоря: " Ляббай-ка, Аллахумма, ляббай-ка …", – т.е. " я отвечаю на Твой зов, покорившись Твоей мудрости и повинуясь Твоему приказу всякий раз, не опаздывая и не мешкая! " Об этом сказал шейх аль-Ислам (Ибн Таймиййа). [38] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. переводчика) говорю: это произошло в начале прощального хаджа до того, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, указал сподвижникам на законность совершения умры в месяцы хаджа, о чем свидетельствуют многие хадисы. Среди них, например, хадис, который передала Айша: “Мы отправились в путь вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (в год прощального паломничества) и он сказал: “ Тот из вас, кто желает совершить хадж и умру, пусть сделает это. Тот из вас, кто желает совершить умру, пусть сделает это... ”. (Далее) Айша сказла: “… я была в числе тех, кто вознамерился совершить умру”. Об этом передали аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приводится в изложении Муслима. [39] Местечко, расположенное неподалеку от ат-Тан’има. В “Ан-Нихаййа” сказано: “Оно находится на расстоянии десяти миль от Мекки. Также сообщается как о меньшем, так и о большем расстоянии этого места от Мекки''. [40] То есть потер его своей рукой. Это действие относится к сунне во время совершения каждого обхода Каабы, о чем сказал ан-Навави в “Шарх Сахих Муслим” (в ''Комментарии к ''Сахиху'' Муслима''). [41] Во время этого обхода Каабы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также дотронулся до Йеменского угла, как об этом передается в хадисе Ибн Умара. Следует отметить, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не целовал этот угол. При каждом обходе Каабы он, да благословит его Аллах и приветствует, целовал только Черный камень. Целование Черного камня относится к сунне. Если нет возможности это сделать, то достаточно прикоснуться к нему рукой, а затем поцеловать ее. Если же и это затруднительно, то можно прикоснуться к нему, к примеру, палочкой, которую затем следует поцеловать. В противном же случае, следует просто указать рукой в его сторону. Однако ничего из этого нельзя делать с другими углами Каабы. Что касается Йеменского угла, то желательно всего лишь прикоснуться к нему рукой. В соответствии с Сунной при прохождении каждого круга во время обхода Каабы следует возвеличивать Аллаха (, говоря: “Аллаху Акбар! ”), находясь напротив Черного камня. Так, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал: “Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил обход Дома (Аллаха), сидя верхом на верблюде. Каждый раз, подходя к углу Каабы (т.е. к тому углу, где находится Черный камень - прим. редактора), он указывал на него тем, что было в руках, и возвеличивал Аллаха”. Этот хадис привел аль-Бухари. Что касается произнесения при этом слов “Бисми-Ллях” (''Во Имя Аллаха! ''), то я не встретил ни одного хадиса, который мог бы быть непосредственно возведен к пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Существует всего лишь достоверное предание о том, что Ибн Умар, каждый раз прикасаясь к Черному камню, говорил: “Бисми-Ллях, ва Аллаху Акбар! ” Это предание привели аль-Байхаки (5/79) и другие (мухаддисы) через иснад, который был назван достоверным имамом ан-Навави и Ибн Хаджаром аль-Аскалани. Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, ошибся, приписав версию этого предания, которую привел ат-Табарани, посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. На самом деле, ат-Табарани, также как и аль-Байхаки, привел эту версию предания в форме '' маукуф '' (т.е. слов и действий, которые относятся к кому-либо из сподвижников, но не к пророку – прим. редактора). На это указал знаток хадисов (аль-хафиз) Ибн Хаджар в своем труде “Ат-Талхис”. Необходимо различать между хадисами в форме '' марфу '' (т.е. возведенными к пророку – прим. редактора) и '' маукуф '' (т.е. возведенными к кому-либо и сподвижников – прим. редактора), дабы не приписать Пречистой Сунне Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то, что не имеет к ней прямого отношения. [42] Ан-Навави указал, что ученые дали следующее определение слову ар-рамль: «Это ускоренное передвижение быстрыми, маленькими шажками, словно рысью». [43] В других хадисах сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал этот первоначальный обход Каабы (т.е. таваф аль-кудум – прим. редактора), обнажив правое плечо (мудтабиан). Согласно определению ''Аль-Камуса'' (''Толкового словаря арабского языка'') аль-идтиба' (т.е. обнажение правого плеча при обходе Каабы паломником-мужчиной – прим. редактора) означает следующее: просунуть один конец риды (верхней накидки паломника) под подмышкой правой руки и забросить его на левое плечо, тем самым, обнажив правое плечо и покрыв левое''. Правое плечо следует держать обнаженным вплоть до завершения обхода Каабы. Не следует руководствоваться мнением аль-Асрама о том, что правое плечо надо прикрывать уже по завершении третьего круга в силу наличия ясного хадиса по данному вопросу, как указал Ибн Кудама в ''Аль-Мугни''. [44] Прим. редактора: т.е. в первом рак'ате Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал суру ''Искренность (веры)'' № 112, а во втором – ''Неверные'' № 109. [45] Прим. редактора: сура ''Корова'', аят 158 [46] Что касается другой версии этого хадиса, приведенной ад-Даракутни и другими (мухаддисами), в которой содержится слово “начинайте” в повелительном наклонении, то она противоречит (шазз) более достоверным хадисам. По этой причине мне пришлось отказаться от нее. Выдающийся ученый Ибн Дакик Аль-Ийд в книге “Аль-Ильмам” (каф, 6/2) после упоминания первой версии: “Я начинаю” и второй: “Мы начинаем”, - пишет: “Большинство (мухаддисов) приводит эту версию хадиса, которая выводится из одного источника”. Знаток хадисов Ибн Хаджар в “Ат-Талхис” (214) цитирует следующие его слова: «Этот хадис выводится из одного источника. Такие ученые, как Малик, Суфьян и Яхья бин Саид аль-Каттан склонялись к версии: “Мы начинаем”, в которой (слово ''начинать'') стоит во множественном числе». (Далее) Ибн Хаджар добавляет: “Эти ученые являются более сильными знатоками хадисов (хафизами), чем остальные”. [47] Эти слова означают, что Всевышний Аллах разбил племена без сражения между людьми и вообще без какого-либо человеческого вмешательства. Под племенами здесь подразумеваются группы язычников, объединившихся против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в противостоянии, которое получило название “Битва у рва”. [48] Этот хадис ясно свидетельствует о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ритуальный бег (сай) пешком. В другом хадисе Джабира передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал сай между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва, сидя на верблюде: он так сделал для того, чтобы его видели люди, наблюдали за (его обрядами) и задавали ему свои вопросы, поскольку вокруг него скопилось огромное количество народа. Об этом передали Муслим и другие (мухаддисы). Далее в тексте книги (пункт № 105) будет сказано о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после основного обхода Каабы (таваф ас-садр / таваф аль-ифада) не совершил сай между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва. В другой версии хадиса передается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил сай только один раз. Это указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил сай на верховом животном после первоначального обхода Каабы (таваф аль-кудум). Если объединить эти хадисы, то получается, что вначале Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал сай пешком, а когда скопилось много людей и стало тесно, он пересел на верховое животное. Данный вывод подтверждает хадис Ибн Аббаса, в котором он ясно передал, что “пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вначале (ритуального бега) шел пешком, а когда вокруг него собралось много людей, он пересел на верховое животное”. Этот хадис передали Муслим и другие (мухаддисы). Ибн аль-Каййим упомянул об этом выводе в ''Заад аль-Ма'ад'', полностью поддержав его. [49] В этих словах содержится прямое опровержение и ответ тем людям, которые утверждают, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва четырнадцать раз, считая прохождение на аль-Марву и обратно за один раз. Ибн аль-Каййим в “Заад аль-Ма'ад” сказал: “Эти люди ошибаются, поскольку ни в одном хадисе не сообщается, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прошел между (холмами) ас-Сафа и аль-Марва четырнадцать раз. Ни один из имамов, мнения которых нам известны, не говорил об этом. Подобного рода высказывания появились среди людей из поздних поколений мусульман, которые причислили себя к имамам. О неверности их мнения свидетельствует общепризнанный факт: пророк, да благословит его Аллах и приветствует, завершил (обряд) сай на (холме) аль-Марва. Ведь если прохождение между холмами туда и обратно считать за один раз, то сай должен был закончиться на ас-Сафе”. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: мнение ханифитского мазхаба является верным и совпадает с Сунной по данному вопросу, как указал ас-Самарканди в “Тухфат аль-Фукаха” (1/2-866). Другое же мнение на этот счет является слабым, и на него не следует обращать внимание [50] Это действие относится к Сунне. Для паломников, совершающих хадж ат-таматту', желательно постричь волосы, а не обривать голову (после совершения умры). Он бреет голову в День Жертвоприношения по окончании всех обрядов хаджа, как указал Ибн Таймиййа и другие ученые. Что касается высказывания Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: '' О Аллах, прости сбривших волосы'' три раза, и ''Прости укоротивших! '' один раз, - то оно распространяется на паломников, совершающих хадж аль-кыран или аль-ифрад, а не на тех, кто совершает хадж ат-таматту'. Мнение о том, что паломникам, совершающим хадж ат-таматту', лучше сбрить волосы (после совершения умры), как о том говорится в ханифитском мазхабе, неверно. [51] Это 8-ое число месяца Зу-ль-Хиджа. Днем ат-тарвия он назван потому, что в этот день делались запасы воды на последующие дни, т.е. для поения паломников питьевой водой и для прочих нужд. См. “Ан-Нихаййа”. [52] То есть совершите вместо хаджа аль-ифрад, который вы намеревались совершить первоначально, умру, потом выйдите из состояния ихрама, и живите как обычно (до 8-го числа месяца Зу-ль-Хиджа). См. ''Фатх аль-Бари''. [53] Ан-Навави сказал: “Большинство ученых считает, что смысл этих слов заключается в допустимости совершения умры в месяцы хаджа, что делало недействительным практику времен доисламского невежества (джахилии), когда умра в месяцы хаджа была запрещена. Другие (ученые) полагают, что под этим высказыванием подразумевается допустимость совершения хаджа аль-кыран, т.е. обряды умры вошли в обряды хаджа. Также некоторые (ученые) сказали о том, что эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, означают недействительность прежнего постановления об обязательности умры. Данное мнение является слабым в силу отсутствия свидетельства, которое указывало бы на отмену (обязательности умры). Среди ученых были и такие, кто говорил, что под этими словами следует понимать допустимость прерывания хаджа в пользу умры”. Ан-Навави сказал: “Это мнение является слабым”. Знаток хадисов (аль-хафиз) Ибн Хаджар в “Аль-Фатх” сказал: “При внимательном изучении контекста заданного вопроса совершенно очевидно такое толкование, при котором сам вопрос выходит за рамки отмены (хаджа в пользу умры), а ответ на него является более широким, охватывая все вышеупомянутые толкования, кроме третьего. А Аллаху это ведомо лучше! ” Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: приказ посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о прерывании хаджа в пользу умры передается через четырнадцать сподвижников, и все эти хадисы от них являются достоверными. Ибн аль-Каййим привел эти хадисы в “Заад аль-Ма'ад” (1: 282-286), указав, что об этом говорил Ибн Аббас, и таковым было мнение (мазхаб) имама Ахмада и ученых-знатоков хадисов. Мы также считаем, что это мнение является истинным, и ничуть в нем не сомневаемся. Ибн аль-Каййим ответил на сомнения тех, кто высказывался против этого мнения, в “Заад аль-Ма'ад” (1/286-303), поэтому желающим следует обратиться к данному труду. Следует знать, что упомянутый хадис, переданный от Сураки, содержит убедительный довод против недействительности хадиса, приведенного Абу Даудом и другими (мухаддисами) от аль-Хариса бин Билала от его отца, который сообщил: “Я сказал: ''О, посланник Аллаха! Прерывание хаджа касается только нас или же вообще всех людей? '' Он ответил: “Нет, это касается только нас”. Как это можно назвать достоверным, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Умра вошла в хадж вплоть до Дня Воскресения, и это (предписано вам) на вечные времена… ”, тем более, что эти слова были ответом на вопрос (Сураки): ''Прерванный нами (хадж в пользу умры предписан) только в нынешнем году или навсегда? '', – который сходен с вышеупомянутым вопросом Биляля? Более того, хадис аль-Хариса является дефектным с точки зрения иснада. В частности, неизвестна сама личность аль-Хариса. По этой причине данный хадис назвали слабым многие имамы, например, Ахмад, Ибн Хазм и Ибн аль-Каййим. Более подробно я рассмотрел этот хадис в ''Сильсилят аль-Ахадис ад-Даифа” (№1003). Что касается сообщения Абу Зарра, переданное Муслимом и другими (мухаддисами), в котором говорится, что отмена хаджа в пользу умры касалась только их (т.е. сподвижников – прим. редактора), то оно: (1) передано в форме '' маукуф '' (т.е. со слов и действий, которые относятся к кому-либо из сподвижников, но не к пророку – прим. редактора), (2) противоречит хадису в форме '' марф у''' (т.е. возведенному к пророку – прим. редактора), (3) не соответствует ни одному из высказываний ученых, которые, насколько мы знаем, единодушно допускают совершать хадж ат-таматту'. А как может быть иначе, если об этом говорится в Книге Аллаха:
ف م ن ت م ت ع ب ا ل ع م ر ة إ ل ى ا ل ح ج ف م ا ا س ت ي س ر م ن ا ل ه د ي
«Всякий, кто совершает умру и прерываемый хадж (т.е. совершает хадж ат-таматту' – прим. редактора), должен принести в жертву то, что сможет» (сура ''Корова'', аят 196). [54] Прим. редактора: т.е. зачем же делать то, что все равно невозможно изменить и чего невозможно избежать. [55] В другом хадисе содержится следующее дополнение: “ Что касается счастливых, то для них будет облегчено совершение дел счастливых, что же касается злосчастных, то для них будет облегчено совершение дел злосчастных”, после чего он, да благословит его Аллах и приветствует, прочитал: ف أ م ا م ن أ ع ط ى و ا ت ق ى و ص د ق ب ا ل ح س ن ى ف س ن ي س ر ه ل ل ي س ر ى و أ م ا م ن ب خ ل و ا س ت غ ن ى و ك ذ ب ا ل ح س ن ى ف س ن ي س ر ه ل ل ع س ر ى
«Тому, кто отдавал должное и был богобоязнен, кто признавал наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к легчайшему (к праведным делам). А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чем не нуждается, кто счел ложью наилучшее (свидетельство единобожия или Рай), Мы облегчим путь к тягчайшему (к злу и наказанию)» (сура ''Ночь'', аяты 5-10). Этот хадис передали аль-Бухари и другие (мухаддисы). [56] Это дар Заповедному Дому из скота, который ты приносишь в жертву Аллаху. “Ан-Нихаййа”. [57] Прим. редактора: арабское слово бадана означает корову или верблюдицу, приносимую в жертву в Мекке. [58] Прим. редактора: в соответствии с Сунной паломнику не следует поститься 9 числа месяца Зу-ль-Хиджа (День стояния на Арафате). Так, например, сообщается, что Умм аль-Фадль, да будет доволен ею Аллах, сказала: «В день (стояния на) Арафате у людей возникли сомнения относительно того, постится пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или нет, и тогда я отослала ему питьё, а он выпил его» (''Сахих'' аль-Бухари). Что же касается тех мусульман, которые не совершают хадж, то им, наоборот, рекомендуется поститься в 9-й день месяца Зу-ль-Хиджа, поскольку, как передал Абу Катада, да будет доволен им Аллах, Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о соблюдении поста в день (стояния на) Арафате, и он сказал: «(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года». (Муслим). Что касается 10 числа месяца Зу-ль-Хиджа (Эйд аль-Адха/Курбан-Байрам/Праздник Жертвоприношения), то абсолютно всем мусульманам, совершают они хадж или нет, строго запрещено (харам) соблюдать пост в этот день. Так, «Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запрещал поститься два дня в году: в День Разговения (т.е. в Праздник Эйд аль-Фитр/Ураза Байрам – прим. редактора) и в День Жертвоприношения (т.е. в Праздник Эйд аль-Адха/Курбан-Байрам – прим. редактора)» (Аль-Бухари и Муслим). Наконец, что касается дней ат-ташрик (т.е. 11, 12 и 13 числа месяца Зу-ль-Хиджа), то в эти дни разрешается поститься паломникам, у которых не было возможности совершить жертвоприношение, о чем передали Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах, сказав: «Не разрешалось поститься в дни ташрика никому, кроме тех, кто не мог совершить жертвоприношение» (Аль-Бухари и Муслим). В то же время согласно Сунне тем мусульманам, которые не совершают хадж, не следует поститься в дни ат-ташрик. Об этом свидетельствует следующий хадис, который передала Нубайша аль-Хузали, да будет доволен ею Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ''Дни ат-ташрик – это дни еды, питья и поминания Великого и Всемогущего Аллаха''» (Муслим). Конец примечания редактора. [59] Т.е. после совершения умры и до начала обрядов хаджа с человека снимаются налагаемые на находящихся в ихраме ограничения. Ибн Хаджар сказал: “По-видимому, сподвижники знали о том, что совершающий хадж выходит из состояния ихрама два раза, поэтому они хотели выяснить этот вопрос. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил им, что выходить из состояния ихрама следует полностью, поскольку умра предполагает лишь однократный выход из состояния ихрама”. [60] Аль-Батха – долина Мекки. Это место, расположенное к востоку от Мекки, называется аль-Абтах. Оно представляет собой широкое русло, дно которого устлано мелкими камешками, о чем сообщается в ''Аль-Камусе'' и других (толковых словарях). [61] Сподвижники словно игнорировали (призыв выйти из состояния ихрама). Данный факт свидетельствует о том, что в душе некоторых из них, которые вышли из состояния ихрама сразу же после приказа пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставался какой-то осадок. Что касается остальных людей, то они не спешили с выполнением приказа вплоть до следующей проповеди посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в которой он подтвердил веление прервать хадж в пользу умры. После этого сподвижники вышли из состояния ихрама, да будет доволен ими всеми Аллах. [62] Прим. редактора: т.е. полностью выйти из состояния ихрама, что делало дозволенным вступление в интимные отношения с женами. [63] То есть, пока этот скот не будет принесен в жертву в Мине в День Жертвоприношения. [64] Джабир сообщил только то, что было известно ему, и это ни в коей мере не противоречит тому, о чем рассказала Айша: “Жертвенные животные были у пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра, Умара, а также у состоятельных мусульман”. Кроме того, ее сестра Асма сообщила следующее: “Аз-Зубайр, у которого было с собой жертвенное животное, также не вышел из состояния ихрама”. Эти два хадиса привел Муслим (4: 30, 55). Вывод об отсутствии противоречий в этих хадисах следует сделать потому, что человек, которому известно доказательство, имеет преимущество перед тем, кто о нем не знает, а утверждающему отдается приоритет перед отрицающим. См. “Фатх аль-Бари” (3: 473). [65] Т.е. Али вернулся из Йемена, где он занимался сбором пожертвований. Однако в Шариате установлено, что пожертвования запрещены для пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и членов его семьи. Поэтому, вероятно, что Али руководил сбором пожертвований и т.п., занимаясь этим в надежде на награду Аллаха, либо же ему дали плату за это не из пожертвований, о чем сказал аль-Кади (Ияд). Имам ан-Навави, поддержав этот взгляд, склонялся к тому мнению, что под ''порученным делом'' здесь подразумевается не только сбор пожертвований, но и вообще управление чем-либо, несмотря на то, что чаще всего это слово (в арабском языке) используется для обозначения руководящей работы по сбору пожертвований. См ''Шарх Сахих Муслим''. [66] Ан-Навави сказал: “Здесь содержится обобщение, под которым подразумевается ограничение, поскольку Айша не вышла из состояния ихрама и не гнала с собой жертвенное животное. Под словами “все люди вышли из состояния ихрама” имеется в виду большинство из них”. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: о том, что Айша, да будет доволен ею Аллах, не вышла из состояния ихрама, ясно передается во многих хадисах, в том числе и в хадисе Джабира (пункт№54). О том, что Айша не гнала с собой жертвенное животное, свидетельствуют ее собственные слова: “Из состояния ихрама вышли те, кто не гнал с собой жертвенных животных; в том числе и его жены, которые не гнали с собой жертвенный скот”. Этот хадис Айши передал Муслим и другие (мухаддисы). [67] Об этом речь шла ранее, в пункте № 44. Эти слова повторяются у некоторых (мухаддисов), которые выводили данный хадис. [68] Прим. редактора: т.е. 8 число месяца Зу-ль-Хиджа. [69] Ан-Навави сказал: “В этих словах содержится свидетельство, что перемещение в Мину заранее, до дня ат-тарвия, не имеет отношения к Сунне. Имам Малик также порицал это. Некоторые праведные предки из первых поколений мусульман сказали, что в этом нет ничего страшного, однако наше мнение таково, что это противоречит Сунне”. [70] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: в этих словах содержится довод о допустимости чтения Корана женщиной в период месячных. Так дело обстоит потому, что, к числу наилучших дел, совершаемых паломником, несомненно, относится чтение Корана, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил Айше все действия, совершаемые во время хаджа, кроме обхода Каабы и намаза. И если бы ей было запрещено читать Коран, то он, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно разъяснил бы ей это точно так же, как была разъяснена правовая норма, действующая в отношении намаза. Более того, вопрос о чтении Корана необходимо здесь пояснить в первую очередь ввиду отсутствия текстового свидетельства (насс), в котором запрещалось бы так поступать. По данному вопросу нет единодушного мнения ученых (иджма) в отличие от запрета на совершение намаза. Поэтому, если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил ей молиться и ничего не сказал о чтении Корана, то данный факт свидетельствует о том, что ей разрешено читать Коран, поскольку из науки об основах (фикха) известно, что запаздывать с разъяснением какого-либо вопроса при возникновении в том необходимости в определенный момент времени недопустимо. Данный принцип твердо установлен в науке об основах (фикха), и это разъяснение не является чем-либо неизвестным, хвала Аллаху. Что касается хадиса: “Пусть не читает Коран тот, кто находится в состоянии полового осквернения, и женщина, у которой месячные”, – то он является слабым. Имам Ахмад сказал, что это ложный хадис. Я подробно его рассмотрел в книге “Ирва аль-Галиль” (№191), да облегчит мне Аллах завершить этот труд. [71] Это указывает на то, что в тех местах лучше передвигаться на верховом животном, чем пешком. И вообще (паломнику), в целом, лучше перемещаться на верховом животном, чем пешком. Так считал имам ан-Навави, о чем сообщалось в примечании № 34. [72] Это свидетельствует о том, что ночевать в Мине и не выезжать за ее пределы вплоть до восхода солнца, относится к Сунне. [73] Ибн аль-Асир относительно ан-Намиры сказал: ''Это гора, на которой (во времена доисламского невежества) были водружены жертвенные столбы для идолов (аль-ансаб) Заповедной территории, находившиеся у Арафата''. Намира не является частью (долины) Арафат. [74] Среди сподвижников, направлявшихся на Арафат, были как те, кто произносил тальбию, так и те, кто произносил такбир, о чем сообщается в хадисе Анаса, который приводится в обоих «Сахихах». [75] Смысл этих слов заключается в следующем: во времена доисламского невежества (джахилии) курайшиты останавливались в аль-Маш’ар аль-Харам, горы в Муздалифе, которую называли Кузах. Что касается остальных арабов, то они пересекали Муздалифу и останавливались в (долине) Арафат. Поэтому курайшиты думали, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остановится в аль-Маш’ар аль-Харам по их старому обычаю и не проедет мимо этого места. Однако он, да благословит его Аллах и приветствует, продолжил свой путь и проехал мимо аль-Маш’ар аль-Харам, пока не достиг Арафата, так как это ему велел Всевышний Аллах: ث م أ ف ي ض و ا م ن ح ي ث أ ف ا ض ا ل ن ا س
«Затем отправляйтесь в путь оттуда, откуда отправляются в путь остальные люди» (сура ''Корова'', аят 199), т.е. остальные арабы, а не курайшиты. Курайшиты останавливались в долине Муздалифа, поскольку она является частью Заповедной территории (харам). При этом они говорили: ''Мы живем на Заповедной территории Аллаха, поэтому и не выходим за ее пределы''. См. ан-Навави. [76] Имам ан-Навави сказал: “Здесь передатчик хадиса выражается образно, имея в виду: “...приблизился к Арафату...”, - т.к. это поясняют следующие его слова: “Он увидел, что шатер на (горе) Намира для него уже был поставлен, и он остановился в нем”, а, как о том говорилось ранее, Намира не является частью Арафата. [77] Это вади носит название Урана и находится за пределами Арафата. См. ан-Навави. [78] Смысл этого высказывания состоит в том, что строго запрещено начислять на первоначальный капитал какой-либо излишек (в виде процентов и т.п.). Всевышний сказал: و إ ن ت ب ت م ف ل ك م ر ؤ و س أ م و ا ل ك م
''А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал'' (сура ''Корова'', аят 279). Под словом ''запрещено'' подразумевается отвержение (ар-радд) ростовщичества и его отмена (аль-ибталь). [79] В этих словах содержится побуждение к тому, чтобы соблюдать права женщин, завещать им (свое имущество) и по-доброму к ним относиться. О завещании (имущества) женщинам, о соблюдении их прав, а также о запрете ущемлять их права свидетельствуют многочисленные достоверные хадисы. Желающим подробнее узнать об этом вопросе следует обратиться к труду “Ат-Таргиб ва ат-Тархиб” (3: 71-74) имама аль-Мунзири, а также к сборнику хадисов “Рияд ас-Салихин” («Сады Праведных») имама ан-Навави. [80] В ''Шарх Сахих Муслим'' (в ''Комментарии к ''Сахиху'' Муслима'') приводится четыре толкования смысла этого высказывания. Наиболее правильным из них является тот, в котором говорится, что здесь подразумеваются следующие Слова Всевышнего: ف ا ن ك ح و ا م ا ط ا ب ل ك م م ن ا ل ن س ا ء
«Женитесь на женщинах, которые нравятся вам» (сура ''Женщины'', аят 3). [81] Наиболее предпочтительным является следующее толкование смысла этих слов: не разрешается никому, кто вам не нравится, входить в ваши дома и находиться в них, будь то посторонний мужчина, женщина или человек, состоящий в кровном родстве с вашей супругой. Данный запрет охватывает все вышеперечисленные категории лиц, о чем сказал имам ан-Навави. Завершение рассуждений на данную тему см. в ''Шарх Сахих Муслим''. [82] Смысл этого высказывания заключается в следующем: если они сделают это, то бейте их, но не сильно, и не причиняйте им боль. Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: подобная форма воспитания, как крайняя, вынужденная мера, указывает на попечительство мужчин над женщинами, о чем сказал Всевышний Аллах:
ا ل ر ج ا ل ق و ا م و ن ع ل ى ا ل ن س ا ء ب م ا ف ض ل ا ل ل ه ب ع ض ه م ع ل ى ب ع ض و ب م ا أ ن ف ق و ا م ن أ م و ا ل ه م ف ا ل ص ا ل ح ا ت ق ا ن ت ا ت ح ا ف ظ ا ت ل ل غ ي ب ب م ا ح ف ظ ا ل ل ه و ا ل ل ا ت ي ت خ ا ف و ن ن ش و ز ه ن ف ع ظ و ه ن و ا ه ج ر و ه ن ف ي ا ل م ض ا ج ع و ا ض ر ب و ه ن ف إ ن أ ط ع ن ك م ف ل ا ت ب غ و ا ع ل ي ه ن س ب ي ل ا إ ن ا ل ل ه ك ا ن ع ل ي ا ك ب ي ر ا
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Великий» (сура ''Женщины'', аят 34). [83] Я (т.е. шейх аль-Албани – прим. редактора) говорю: истину сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поскольку люди из последних поколений мусульман, за исключением лишь немногих из них, перестав придерживаться Книги Всевышнего Аллаха и следовать Сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, впали в заблуждение и сбились с верного пути. Это произошло тогда, когда мнения людей и их мазхабы стали основой, к которой они стали обращаться при возникновении своих разногласий. То, что совпадало из Книги Аллаха и из Сунны с их мнениями и мазхабами, они принимали, а то, что не совпадало, они отвергали. Дело дошло до того, что некоторые из них стали говорить следующее: “Всякий аят или всякий хадис, который противоречит нашему мазхабу, скорее всего, был отменен”. Да помилует Аллаха имама Малика, который сказа
|