Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.
В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают: ü реальную заработную плату; ü реальные доходы населения; ü доходы от вторичной занятости; ü доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства; ü дивиденды (по акциям и облигациям); ü проценты по вкладам населения; ü пенсии, пособия, стипендии. К частным индикаторам уровня жизни относят: ü показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам); ü показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди частных индикаторов выделяют: ü натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами; ü стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жилища, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д. Под качеством жизни населения понимается совокупность показателей, характеризующих материальное, социальное, физическое, культурное и духовное благосостояние населения данной страны. Основными индикаторами качества жизни населения являются: ü индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП); ü индекс интеллектуального потенциала общества; ü человеческий капитал на душу населения; ü коэффициент жизнеспособности населения. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднюю арифметическую трех индексов: ü ожидаемой продолжительности жизни (Іж); ü уровня образования (Іо); ü ВВП на душу населения (ВВПдн). Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается по формуле: Этот показатель варьирует от 0, 25 в Эфиопии до 0, 96 в Канаде. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1990 г. Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровни образования населения и состояния науки в стране. При его расчете учитываются: ü уровень образования взрослого населения; ü удельный вес студентов в общей численности населения; ü доля расходов на образование в ВВП; ü доля занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых; ü доля затрат на науку в ВВП. На снижение интеллектуального потенциала общества влияет так называемая «утечка умов» за границу, которая за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15% исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры устремляются в США. Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его доля в структуре всего капитала. Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1, 5 означает кризисное положение, падение качества жизни населения до предела, за которым начинается вымирание населения. Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся: ü социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста); ü экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины); ü социальная напряженность (участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика преступности); ü развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студентов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число студентов и учащихся на одного преподавателя); ü экологические показатели (содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на экологию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов).
|