Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выделяют индикаторы уровня жизни и индикаторы качества жизни.






В интегральные индикаторы (показатели) уровня жизни включают:

ü реальную заработную плату;

ü реальные доходы населения;

ü доходы от вторичной занятости;

ü доходы от реализации продукции личного подсобного хозяйства;

ü дивиденды (по акциям и облигациям);

ü проценты по вкладам населения;

ü пенсии, пособия, стипендии.

К частным индикаторам уровня жизни относят:

ü показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу на­селения, на семью, по социальным группам, регионам);

ü показатели обеспеченности товарами длительного пользования, жилищем, коммунально-бытовыми удобствами.

Среди частных индикаторов выделяют:

ü натуральные индикаторы, которые непосредственно характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными бла­гами;

ü стоимостные индикаторы, отражающие затраты на удовлетворе­ние конкретных потребностей и их динамику; группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, оплату жили­ща, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользо­вания, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т. д.

Под качеством жизни населения понимается совокупность показа­телей, характеризующих материальное, социальное, физическое, куль­турное и духовное благосостояние населения данной страны.

Основными индикаторами качества жизни населения являются:

ü индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП);

ü индекс интеллектуального потенциала общества;

ü человеческий капитал на душу населения;

ü коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представля­ет собой среднюю арифметическую трех индексов:

ü ожидаемой продолжительности жизни (Іж);

ü уровня образования (Іо);

ü ВВП на душу населения (ВВПдн).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитыва­ется по формуле:

Этот показатель варьирует от 0, 25 в Эфиопии до 0, 96 в Канаде. Индекс развития человеческого потенциала определяет ООН с 1990 г.

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уров­ни образования населения и состояния науки в стране. При его расче­те учитываются:

ü уровень образования взрослого населения;

ü удельный вес студентов в общей численности населения;

ü доля расходов на образование в ВВП;

ü доля занятых в науке и научном обслуживании в общей числен­ности занятых;

ü доля затрат на науку в ВВП.

На снижение интеллектуального потенциала общества влияет так называемая «утечка умов» за границу, которая за последние 10 лет, по экспертным оценкам, составила до 15% исследовательского персонала науки и высшей школы. Наиболее квалифицированные кадры устремляются в США.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень зат­рат государства, фирм и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы на душу населения. Чем выше уро­вень экономического развития страны, тем больше уровень человечес­кого капитала и его доля в структуре всего капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики. Этот показатель измеряется по пятибалльной шкале. Установление балла ниже 1, 5 означает кризисное положение, падение качества жизни населе­ния до предела, за которым начинается вымирание населения.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные индикаторы. К ним относятся:

ü социально-демографические показатели (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности, естественного прироста);

ü экономическая активность населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

ü социальная напряженность (участие в политических мероприя­тиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, динамика пре­ступности);

ü развитие социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение, культуру в ВВП, количество учащихся и студен­тов, включая обучающихся бесплатно и платно, среднее число сту­дентов и учащихся на одного преподавателя);

ü экологические показатели (содержание вредных веществ в ат­мосфере, почве, воде, продуктах питания; доля затрат на эколо­гию в ВВП, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование при­родных ресурсов).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал