Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классическая теория международной торговли
Значительный вклад в развитие теории международной торговли внесли английские экономисты А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Ст. Милль. Теория абсолютного преимущества. Основоположником этой теории был Адам Смит. Эта теория исходила из того, что международная торговля основана на различии абсолютных издержек в производстве товаров в разных странах. А. Смит считал, что целесообразно импортировать товары из страны, в которой издержки абсолютно меньше, а экспортировать те товары, издержки которых ниже у экспортеров. Согласно взглядам Смита в каждой стране имеются особые условия и ресурсы, которые позволяют ей обладать преимуществом в выпуске определенных товаров с меньшими издержками либо производить в единицу времени большее количество товаров. А. Смит полагал, что нормальная торговля между двумя странами всегда выгодна, хотя и не всегда одинаково, им обеим. Таким образом, принцип Смита – это принцип абсолютных издержек. Теорию абсолютного преимущества А. Смита дополнил и развил Давид Рикардо, сформулировав теорию сравнительных издержек. Теория сравнительных преимуществ Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо содержится в его работе «Принципы политической экономии» (1817), в которой он доказал, каким образом торговля вероятна между двумя странами, когда одна из них не обладает абсолютным преимуществом. Следовательно, теория сравнительных преимуществ исходит из того, что условием внешней торговли не обязательно должно быть различие абсолютных издержек, что ее целесообразность характерна и для тех случаев, когда страна не имеет абсолютного преимущества в выпуске каких-либо товаров. Принцип сравнительных издержек является принципом взаимной выгоды, он определяет, что каждая страна использует свой труд и капитал в отраслях, дающих ей наибольшую эффективность. Модель Рикардо есть модель товарообмена между двумя странами, поэтому представляет определенное упрощение, не отражая многосложности внешнеэкономических связей и отношений. Модель абстрагируется от изменений сравнительных издержек, от различий производственных потенциалов, участвующих в товарообмене стран. И наконец, Рикардо исходил из положения о том, что различия в сравнительных издержках зависят главным образом от природных, географических условий. Это положение правомерно, однако оно не охватывает многообразия других особенностей, поскольку в формировании мировых цен все большую роль приобретают не природные, а иные предпосылки, ибо во внешней торговле все больший удельный вес занимают товары обрабатывающей промышленности и услуги. Теорию сравнительных преимуществ Д. Рикардо дополнил и усовершенствовал американский экономист Г. Хаберлер в работе «Теория международной торговли» (1936), предложив новый способ опредения выгод от внешней торговли через альтернативную стоимость выпуска товаров, выраженную в других товарах непроизводственного назначения. Теория международной торговли Дж. Ст. Милля Английский экономист Дж. Ст. Милль попытался дать ответ на вопрос: при какой цене происходит обмен товарами? По мнению Милля, цена импортируемых товаров измеряется количеством экспортируемых товаров, которое надо отдать в обмен, т. е. цена обмена, по Миллю, определяется согласно закону спроса и закону предложения, обеспечивающим равновесие между экспортом и импортом страны. Следовательно, при анализе проблем международной торговли он использует факторы спроса и предложения. Милль установил, что выигрывает та страна, товары которой пользуются наибольшим спросом за границей и которая наименее испытывает потребность в товарах из-за границы. Итак, теория международной торговли Дж. Ст. Милля исходит из того, что существует рыночная цена, которая устанавливается на основе взаимодействия спроса и предложения и балансирует обмен товарами между странами.
|