Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. По мнению авторитетных лингвистов, непосредственное устное звуковое общение является важнейшей сферой функционирования языка
По мнению авторитетных лингвистов, непосредственное устное звуковое общение является важнейшей сферой функционирования языка, «разговорный язык - это в некотором смысле минимальная система национального языка, филогенетически и онтогенетически первичная система, важнейшая по диапазону общественной и индивидуальной значимости» [9, с. 8-9]. Поэтому лингвистика уже давно переключилась с изучения письменного языка на исследование и анализ фактов языка в живом общении, в опыте разговорной речи. Особый интерес вызывает изучение различных форм нелитературной или отклоняющейся от привычных стандартов языка разговорной речи. Живая разговорная речь изучается с самых различных точек зрения: с социолингвистических позиций - в плане выделения её социальных разновидностей, установления их социального статуса по сферам употребления, определения их социокультурных границ; с психолингвистической и коммуникативно-лингвистической позиций - в плане выделения характерных для данных форм способов обозначения коммуникативных позиций говорящего и слушающего в общей динамике диалогового дискурса, механизмов прагматической мотивации, определяющих функциональную сторону языковых средств; со структурно- и функционально-лингвистических позиций - в плане выделения языковой специфики форм разговорной речи, структурного и функционального анализа используемых в этих формах языковых элементов различных уровней, определения их взаимосвязи со структурной и различными стилевыми нормами языка [4, с. 342]. Важное место в широком диапазоне форм разговорного общения занимают те разновидности разговорной речи, которые условно определяются как закрытые, замкнутые и характеризуются относительной узостью социальной сферы употребления. К числу данных разновидностей относятся различные виды социальных и профессиональных жаргонов, а также формирующийся на их основе языковой сленг. Сказанное обосновывает научную актуальность проведённого исследования. Объектом исследования являются сленговые, прежде всего лексические формы русского языка, рассматриваемые в динамике их речевого функционирования. Предмет исследования составили выявленные в ходе структурного и этимологического анализа свойственные русскому сленгу словообразовательные модели и прежде всего сокращённые слова. Цель исследования состояла в установлении и описании сокращённых слов, используемых старшеклассниками Белоцерковской специализированной общеобразовательной школы І-ІІІ ступеней № 1 с углублённым изучением славянских языков в русской речи, выяснении причин употребления этих слов, способов образования сокращённых слов, сферы и частоты их употребления. Поставленная цель определяет задачи исследования, основными из которых являются следующие: 1. Определение языкового статуса сленга на функциональном и структурном уровнях в контексте социальной дифференциации языка. 2. Подбор лексического материала и его анализ с точки зрения выделения работающих в русском сленге словообразовательных моделей. 3. Выявление характерных способов русского сленгового словообразования, их анализ в структурном и семантическом аспектах с учётом этимологической мотивированности. 4. Определение лингвокультурной специфики сленговых словообразовательных моделей в русском языке, анализ и описание действующих в них идиоматических факторов. 5. Определение роли и места словообразования в формировании нормативной специфики русского сленга. Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней на материале русского языка широко применяется лингвокультурный подход к анализу и описанию работающих в сленге словообразовательных моделей, на этой основе мы приходим к заключению о высокой роли идиоматического компонента в исследуемых моделях. Подбор материала осуществлялся методом анкетирования 151 старшеклассника СОШ №1 г. Белая Церковь, выборки из словарей (общих и специальных). В своём анализе мы опирались на комплексное сочетание нескольких исследовательских методов: - анализ лингвистических работ; - метод выборки (при работе с лексикографическими источниками); - метод сопоставительного описания; - метод этимологического описания; - привлечение к дополнительной проверке результатов наблюдений информантов - носителей языка (с помощью анкетирования). Практическая ценность исследования определяется тем, что его результаты могут использоваться при составлении лексикографических материалов, при проведении теоретических изысканий в области лексикологии русского языка, на уроках русского языка по культуре речи, при изучении ряда социальных диалектов, как русского языка, так и других языков.
|