![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ВВЕДЕНИЕ. Циркумплексная модель семьиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Циркумплексная модель семьи Автор-составитель: Строкатова Л.Г.
Работая с семьей, практический психолог сталкивается с трудностями диагностики семьи как системы, с понятиями по психотерапии семьи, подбором литературы. Данное пособие предлагает ответы на некоторые вопросы, которые встречаются при семейном консультировании, представляет собой подбор статей и глав из психотерапевтической литературы. ВВЕДЕНИЕ В начале 60-х годов произошло выделение психотерапии в самостоятельную область психотерапевтической практики. Ее становление связано с развитием теории коммуникаций и применением теории систем к объяснению проблем человеческого поведения. Постепенно все большую популярность стал приобретать подход к семье как к единице психологического анализа и психологического воздействия. В связи с этим идентифицированный пациент (т.е. тот, по поводу которого семья обратилась в консультацию) трактуется скорее не как медицинский, а как элемент дисфункциональной семейной системы. Семейная терапия предполагает возможность терапевтической помощи ребенку или взрослому пациенту через его семью, в которой он заболел ли получил разного рода отклонения. Соответственно, в фокусе работы оказываются не интрапсихические проблемы членов семьи, а паттерны взаимодействий, устройство и процессы самой семьи. Таким образом, целью семейной терапии является создание условий для формирования функциональной организации, которая обеспечит максимальный рост потенциальных возможностей каждого члена семьи. Одной из ключевых стадий в семейной терапии является стадия оценивания семейной системы. Когда терапевт начинает работать с семьей, на него обрушивается море информации из прошлого и настоящего семьи, сказанного и недосказанного, вербальных и невербальных реакций членов семьи на терапевта и друг на друга. Кроме того, объем информации возрастает с добавлением каждого нового человека. Члены семьи пытаются привлечь терапевта на свою сторону, навязать свой взгляд на ситуацию в семье и ее проблемы. Приходя на психотерапию, семья закономерно коммуницирует с терапевтом парадоксальным образом: ожидая изменений и, одновременно, желая, чтобы все в семье оставалось по-прежнему. Одной из причин неосознаваемого или мало осознаваемого утаивания информации пациентом является преимущество, которое они получают тем самым при общении с терапевтом, приобретая над ним контроль и предотвращая перемены, которых опасаются. Так же как индивидуальный клиент не знает, что он бессознательно «знает» о причинах своих трудностей, так и члены семьи не знают, что они «знают» ту информацию, которая необходима терапевту. Чтобы упорядочить этот харе, обеспечить себе возможность «профессионального выживания» и продуктивного взаимодействия с семьей, терапевт должен решить, по крайней мере, две задачи в начале терапии: - во-первых, определить для себя, что ему важно знать о семье, т.е. какая информация является релевантной именно для семейной терапии, и, - во-вторых, каким образом организовать процесс взаимодействия с семьей, чтобы эту информацию получить. Собрав нужные ему сведения о семье, терапевт может выдвигать гипотезы о ее функционировании и разработать на их основе стратегию терапевтической помощи. Таким образом, эффективная терапия невозможна без развитой диагностики проблем семьи и типовых терапевтических ситуаций. Разрабатываемая в настоящем исследовании интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики призвана сделать процесс оценки семейной системы более быстрым и является эвристическим средством выдвижения терапевтических гипотез. Ее цель - обеспечить терапевта надежным инструментом, позволяющим провести всестороннюю оценку семейной системы, выдвинуть обоснованные гипотезы и наметить план терапии. Интегративная модель строится на методологическом анализе современных ракурсов рассмотрения семейных систем, является «группо-центрированной» диагностикой и адресована прежде всего проблемам организации и функционирования семейной системы. В связи с этим меняется акцент анализа семейных проблем и смещается фокус внимания терапевта с индивидуальных характеристик членов семьи на параметры семейной группы. Проблемы личности в ранней модели рассматриваются в связи с дисфункциями семейной системы. Широко известно, что научиться оказывать психологическую помощь семьям невозможно без специального обучения. Перед начинающим терапевтом безбрежное море семейной феноменологии, частных объяснительных концепций, фрагментарных теорий и отдельных терапевтических техник. Интегративная модель позволяет эффективнее строить обучение специалистов, так как приводит многообразие семейной проблематики к общим методологическим основам и легко усваивается студентами. Далее представлена кратко интегрированная модель системной семейной психодиагностики, разработанная А.В. Черниковым. Параграфы посвящены описанию отдельных параметров интегративной модели. В них структурируются и получают дальнейшее развитие идеи системно-ориентированной семейной психотерапии, уточняются основные понятия, выделяются диагностируемые категории, классифицируются типичные дисфункции и часто встречающиеся проблемы, приводятся способы интерпретации данных. Обосновывается экологический взгляд на проблемное поведение, как имеющее важные функции в семейной системе. Чтобы помочь семье избавиться от проблемы, важно понять, какие опасности для членов семьи несет потеря симптомов. Предлагаемая модель может применяться в различных исследованиях семьи, однако, ее разработка нацелена на то, чтобы она прежде всего служила задачам терапии. Поэтому модель сфокусирована на определении того, что должно быть изменено в системе, чтобы проблемы членов семьи благополучно решались. В связи с этим, на основе интегративной модели суммируются цели терапии.
|