![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Панели.
Панель — выборочная совокупность опрашиваемых единиц, подвергаемых повторяющимся исследованиям, причем предмет исследования остается постоянным. Членами панели могут быть отдельные потребители, семьи, организации торговли и промышленности, эксперты, которые с определенными оговорками остаются постоянными. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: он дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений; обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности. Все виды панелей подразделяются по: времени существования; характеру изучаемых единиц (субъектов); характеру изучаемых проблем (предметов изучения); методам получения информации. По времени существования панели делятся на: краткосрочные (существуют не более года) и долгосрочные (не более пяти лет). Долгосрочные панели могут давать непрерывную либо периодическую информацию. По характеру изучаемых единиц они делятся на панели: —потребительские, членами которых выступают индивидуальные потребители, семьи или домашние хозяйства; — торговые, членами которых являются торговые организации и отдельные лица, занимающиеся торговлей; — промышленных предприятий, выпускающих исследуемые товары; — экспертов-специалистов по изучаемой проблеме. От состава панели в значительной степени зависит информация, полученная при проведении опросов. Наиболее сложно формирование семейной и индивидуальной потребительских панелей. Преимуществом торговых панелей, панелей промышленных предприятий и экспертов является меньшее количество членов по сравнению с потребительскими панелями, что сокращает затраты на их формирование и наблюдение. По характеру изучаемых проблем панели делятся на: общие и специализированные. Специализированные панели могут быть созданы для изучения отдельных товаров или товарных групп. Например, с их помощью осуществляется: тестирования товаров и концепций новых товаров; отслеживание рыночных тенденций. По методу получения информации возможны четыре вида панелей: 1) члены панели высылают требуемую информацию (заполненные дневники, опросные листы) почтой; 2) члены панели интервьюируются; 3) члены панели заполняют дневники или опросные листы, но собирают информацию специальные работники; 4) члены панели интервьюируются через определенный промежуток времени, а внутри временного интервала высылают информацию по почте. В ходе проведения панельных опросов: — выявляют факторы и их динамику; — изучают мнения и оценки обследуемых относительно товаров и организации торговли, их изменение во времени; — выявляют решения и намерения опрошенных и их реализацию; — выявляют различия в поведении потребителей, принадлежащих к разным социальным слоям, живущих в разных регионах и городах и населенных пунктах разного типа; — изучают мотивы покупки и прогнозируют их развитие и др. Панели подразделяются на традиционные и на нетрадиционные. К числу последних относятся широко используемые общедоступные панели (омнибус). При использовании традиционных панелей одни и те же вопросы задаются участникам панели при каждом обследовании. Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей исходя из целей исследования необходимо выбрать вид панели.
|