![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Решение. Составление оперативного бюджета необходимо начать с определения бюджета продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Составление оперативного бюджета необходимо начать с определения бюджета продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции. В зависимости от этого на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов и др. В табл. 5 представлен бюджет продаж, составленный на основании плана развития организации на 201Х г. Таблица 5 – Бюджет продаж на 201Хг.
Следующим шагом в разработке сводного бюджета предприятия является составление бюджета производства и определёние целевого уровня запасов готовой продукции. Бюджет производства зависит от: – планового объёма реализации; – величины запасов готовой продукции (товарных остатков). Соотношение объёмов реализации, выпуска и величины товарных остатков можно выразить следующим равенством: Здесь бюджет продаж непосредственно определяет производственную программу, которая является, таким образом, расчётным параметром, а исходными параметрами будут целевой объём и структура продаж, и целевой уровень товарных остатков. Товарные остатки на начало бюджетного периода являются известной величиной (табл. 4). Следовательно, для расчёта производственной программы необходимо определить целевую величину товарных остатков на конец бюджетного периода (в нашем случае эта величина заложена в план развития организации). После этого величина и структура выпуска выводятся чисто расчётным путём (табл. 6).
Таблица 6 - Бюджет производства в натуральном выражении (шт.) на 201Хг.
Следующим шагом бюджетного планирования является определёние потребности в основных материалах. Под этим термином понимается часть переменных затрат компании, относящаяся на затраты материальных оборотных средств (сырьё, материалы, комплектующие и пр.). Используя удельные нормы расхода по видам сырья и материалов в расчёте на одну единицу отдельного вида продукции (табл. 2), составим бюджет использования прямых материалов (табл.7).
Таблица 7 – Бюджет использования прямых материалов на 201Хг.
Следующим шагом в составлении сводного бюджета предприятия является составление бюджета прямых трудовых затрат. В отличие от основных материалов, здесь можно определить потребность не только в прямых трудочасах, но и в стоимостном выражении как статью переменных издержек предприятия. Это связано с тем, что трудовые затраты, в отличие от сырья и материалов, не имеют переходящего остатка на начало бюджетного периода. Таким образом, если себестоимость списания сырья и материалов в производство может быть рассчитана только после определения полного бюджета закупок, то трудовые затраты (табл. 2) в стоимостном выражении могут быть выражены уже на данной стадии бюджетного планирования непосредственно путём применения существующих на предприятии расценок (табл. 1). Расчёт бюджета прямых затрат труда приведен в таблице 8.
Таблица 8 – Бюджет трудовых затрат на 201Хг.
Производственные потребности определены. Остатки материальных оборотных ресурсов на начало бюджетного периода есть величина заданная (табл. 4). Целевые остатки МОР на складах на конец бюджетного периода заложены в план развития организации. Таким образом, чисто арифметически выводится плановая величина закупок в данном бюджетном периоде в разрезе отдельных видов материалов (табл. 9).
Таблица 9 - Бюджет закупок материалов на 201Хг.
После того как составлен бюджет закупок, появляется возможность рассчитать себестоимость списания материальных оборотных ресурсов в производство, т.е. определить стоимостную величину переменных затрат в части основных материалов. Расчёт удельной себестоимости списания производится на основе средневзвешенной между балансовой стоимостью остатка материальных оборотных ресурсов на начало бюджетного периода и плановой себестоимостью закупок в течение бюджетного периода (табл. 10).
Таблица 10 - Определение удельной себестоимости списания МОР в производство в 201Хг.
На основе плановой цены (удельной себестоимости) списания и производственной потребности рассчитывается бюджет основных материалов в стоимостном выражении (табл. 11).
Таблица 11 - Бюджет основных материалов на 201Хг.
Составлению бюджета накладных (общепроизводственных) расходов предшествует деление их на постоянные и переменные расходы. Переменная часть в бюджете накладных расходов определена в таблицах 1 и 2 (накладные расходы в составе прямых затрат и ставка накладных расходов), постоянная часть – в табл. 3. Базой распределения постоянных накладных расходов между отдельными видами продукции являются прямые затраты труда основных производственных расходов.
Таблица 12 – Бюджет накладных расходов на 201Хг.
Затем рассчитываются полные удельные производственные затраты на единицу продукции по видам продукции, планируемым к производству в бюджетном периоде (табл.13).
Таблица 13 – Определение полных производственных затрат на 201Хг.
Следующей операцией является расчёт производственных затрат в себестоимости продукции, планируемой к реализации в бюджетном периоде (таблица 14). На начало периода существует остаток готовой продукции. Также запланирован определённый целевой остаток готовой продукции на конец бюджетного периода. Следовательно, плановая себестоимость выпуска и производственные затраты в себестоимости продукции, планируемой к реализации в бюджетном периоде, различны.
Таблица 14 – Определение производственных затрат в себестоимости реализации по видам продукции на 201Хг.
Информацией для составления бюджета административных, коммерческих и других расходов служат сведения об ожидаемой величине таких накладных расходов (табл. 3). Все рассмотренные виды затрат являются постоянными, не зависящими от объема производства.
Таблица 15- Бюджет административных, коммерческих и других расходов на 201Хг.
Бюджет конечных запасов составляется исходя из планируемого уровня запасов (готовой продукции и материалов) (табл. 1) и их рассчитанной удельной себестоимости (табл. 10 и 14) на конец планируемого периода.
Таблица 16 – Бюджет конечных запасов на201Хг.
Таким образом, собрана и соответствующим образом обработана вся необходимая информация для составления прогнозного отчёта о финансовых результатах.
Таблица 17 – Прогнозный отчет о финансовых результатах на 201Хг.
Таким образом, согласно плану развития на 201Хг. организация планирует получить операционную прибыль в размере 248 тыс. руб.
В заключение следует отметить, что выполнить проверку оперативного бюджета возможно следующим образом (табл. 18).
Таблица 18
Список литературы.
1. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет, 2010 2. ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (в ред. Приказов Минфина России от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, от 25.10.2010 № 132н, от 24.12.2010 № 186н) 3. Наумова Н.В., Жарикова Л.А. Бюджетирование в деятельности предприятия, 2009г. 4. ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ(в ред. Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 №38н, от 18.09.2006 №115н, от 08.11.2010 №142н)
|