![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Изготовление и настройка звука.
С глубокой древности применялась людьми технология добычи сомов на звуковой манок. С того времени конструкция самого манка как и технологии квочения значительно изменились. По некоторым источникам известно, что для извлечения звука использовались рог животного, чашки и ковшики для воды, донышко от бутылки и другие приспособления. До наших дней дошли конструкции из некоторых пород дерева, металлические, и в последнее время современные пластиковые и даже карбоновые. Мне не пришлось испытать все модели квоков, однако на многие конструкции, отличающиеся по форме, по звучанию, и по применяемому материалу пробовал ловить. Должен сказать, на мой взгляд, наиболее практичным при рыбалке оказался квок, изготовленный из металла, именно из нержавеющей стойки, рондолевого или серебряного пятачка и пенопластовой ручки. Этот квок прочен, не требует особого ухода при обращении, не капризен при длительном хранении и соответственно не тонет. Пенопластовая ручка надежно удерживает на воде. Что касается качества звука, он ни сколько не слабей по уловистости, а в некоторых случаях, например по волне, даже незначительно превосходит деревянные квоки. Такие квоки удобно настраивать, придавая им различные оттенки звучания. Комментируя образцы этой неполной демонстрации моей коллекции, отмечу, что она состоит из клоков и квоков. С первого по пятый образец включительно, это конструкции клокуш, одна из которых, под номером первым выполнена из металла. Этот клок был подарен в восьмидесятые годы одним способным мастером моему брату. На этот инструмент были подняты огромные экземпляры сомов, Цымлянских монстров. Остальные клокуши плод фантазий местных умельцев. На некоторые удавалось поднимать сомика. Шестой, седьмой и восьмой квоки, есть продукт вариаций на импортную модель, приобретенную мной в рыболовном магазине. Особым успехом эти квоки не отличаются. Напротив весьма неудобно петь музыку. Девятая и десятая модели обязаны своим происхождением украинским мастерам квока. Мне впервые пришлось с ней столкнуться, когда большой мастер, Робинзон, пребывая в окресности базы «Ахтуба», продемонстрировал чистую классику кистевого удара. О деревянных моделях могу сказать добрые воспоминания. Уловистость у них приличная, плавучесть замечательная, соответственно легкость даже чрезмерная. Звуковые оттенки имеются в зависимости, из какой породы дерева они изготовлены, но эти различия так малы, что не музыкальным слухом трудно различимы, разве что несколько глуше по общему фону. Испытывая конструкции, пришел к заключению, главное во всех моделях геометрия инструмента и его настройка. Геометрия выполняется под руку рыболова и под высоту лодки, на которой он квочет. Это в идеальном варианте. Настройка производится путем изменения размера и формы ударного пятачка или копытца, и его веса. О пятачке и копытце следует говорить как об имеющих значительное отличие деталях манка. По моим аналитическим наблюдениям и из опыта, следует, что форма пятачка и соответственно вся геометрия манка определяет не только его точное название, но и технологию исполнения звука. Многие опытные и начинающие квочники в своей речи нередко используют разные термины на одно и то же действие. Например, квок и клок. Отличие всего в одну букву, тем более что издаваемые звуки несколько схожи. Однако, замечу, это не совсем так, вернее совсем не так. Слово клок, означает часть оторванного, вырванный клок от чего-то. Говоря об устройстве манка по принципу квока, нужно отметить, что в данном случае в воде происходит несколько иной процесс. Я думаю что и название дано именно по причине того что воздушный пузырь также лопаясь издает звук, но более чистый и мощный. У квока процесс кавитации более выражен, за счет самой конструкции манка. Соответственно вся технология квочения, конструкция манка, ритмичность ударов несколько отличается от клочения. Мне неоднократно приходилось видеть на воде, как некоторые рыболовы по незнанию своему применяли манки - мутанты. Когда на геометрию клока ставили форму пятачка от квока, и на оборот. При этом замечу, им удавалось периодически поднимать сома. Я склонен считать, что различные модели манков клонов, где переплелись элементы технологии клочения и квочения, родились при творческом порыве некоторых народных умельцев, у кого руки золотые, а слух не музыкальный, или у других, кто свое не умение пользоваться настоящим правильным квоком, свой недостаток тренировочного опыта переложил на погрешности конструкции манка. Не получается с первого раза, давай углы изменять да пятачки особой формы выдумывать. Знаете, баян, не виноват, если баянист не научился владеть инструментом. Решив заниматься квочением, помните, всегда, что квок есть особый манок и относитесь к нему как музыкальному инструменту. Из особо курьезных случаев. Один рыбак на Волге, не научившись извлекать звук по технике, вовсе не отчаялся и развернув квок обратной стороной стал булькать не к себе а от себя. В середине июня, по мошке, когда сом на поверхности воды в утренние часы творит чудеса и реагирует не только на звук бутылки или чашки, но и на обычный шлепок о воду вашей ладошки, ему удавалось ловить на донку с якоря, слегка подрабатывая бульканьем. На мое удивление у него нашлись последователи. Правда, в подарок, ему в этом месте я вынужден был поймать при его присутствии более десяти сомиков за непродолжительное время, что бы поставить точку в заблуждениях. Поскольку мне ближе на руку пришелся квок а не клок, то и технологию в деталях я пропагандирую именно о квоке. Хотя некоторые мои приятели упорно осваивают дедовские деревянные клокуши и с не меньшим успехом в отдельных случаях. Прошу учесть, что сам материал нисколько не определяет игру манка. Можно из дерева выполнить и клокушу и квок, точно так же из металла или пластика. После многочисленных опытов, решил изготавливать квоки весьма серьезные по качеству, по надежности и по дизайну, что создает дополнительный комфорт, непосредственно на рыбалке. Пользоваться прилично изготовленной да к тому же весьма уловистой снастью куда приятнее, чем иной…. По возможности подробно поделюсь технологией изготовления моих квоков. Для изготовления беру полоску из прочной пружинной нержавейки толщиной 1, 5 мм. Из нее используя хорошие ручные ножницы по металлу, вырезаю заготовку требуемого фасона. В тех местах, где ножницами трудно отрезать, применяю маленькую отрезную машинку, с использованием карборундового диска. После этого я вручную на наковальне, обычным молоток, оттягиваю края заготовки. Холодная ковка придает заготовке дополнительную прочность, певучесть, и соответственно требуемую изящность. Второй важной деталью является пятачок, то есть рабочая часть квока. Для его изготовления можно применять различные материалы. Наиболее привлекательным является пятачок из серебра. Его и отбивать приятно и звук дает относительно хороший, и настраивать удобно, паяется хорошо оловом, но несколько дорогой. Например для изготовления среднего пятачка достаточно серебряной монеты в 9 гр., что бы изготовить правильный универсальный пятачок требуется монета несколько большего размера до 15 гр.. Но в целом нет необходимости делать из серебра, это скорее экзотика и каприз заказчика. Из моей практики наиболее приемлемым оказался материал рондоль, из которого в недалекие времена делались самовары, чайники, ветеринарное оборудование и другое. Применяется рондолъ и в манометрах. Он имеет вес несколько больший, чем дюраль, хорошо настраивается напайкой олова. Этот материал можно ослабить при помощи обжига газовой горелкой, и соответственно закалить. Он, как и некоторые другие металлы не подвержен коррозии. Его благородный вид в начищенном состоянии создает для владельца некий «золотой прилив». Таким квоком и звук приятно извлекать, и музыка особая льётся, правда, если он в руках у мастера. Я по большей части, применяю универсальный размер пятачка, овальной формы. На рыбалке со мной всегда находиться рабочий набор из трех квоков, с различными по форме и размеру пятачкам. Кроме набора я вожу квоки - новички под обкатку, для заказчиков. Похожие конструкции с успехом практиковались задолго до моих первых шагов. Можно конструкции квоков называть и по географическим признакам. Рыболовная братия часто употребляет термины о Донской и Цимлянской моделях квоков, где стойка выполнена дугой и пятачек плоский овальной формы. Цимлянская модель металлической клокуши тоже интересна. Изящный, рондолевый пятачок – копытце в форме яичка с большим углублением, укрепленный на тонкую, но прочную ножку из нержавеющей стали. Украинская модель квока интересна своим своеобразным изгибом стойки, пятачком строго округлой формы. Довелось мне видеть квоки с пятачками выпуклой наружу формой, с килем по центру. Не скрою, что долго на них ловить не пробовал, но даже первые минуты не показали значимых преимуществ этой геометрической экзотики над простой и понятной конструкцией, слегка вогнутого овального пятачка, ровно залитого некоторым количеством обычного олова. О весе квока следует особо сказать, что весьма легкие манки не лучший вариант, впрочем, как и тяжелые. У квока должен быть правильный баланс, как у ружья, спининга, и другого ручного инструмента. Только в том случае им легко и устойчиво извлекается звук. Нижняя часть квока, то есть пятачок с половиной стойки, не должен быть легче второй половины, ручки с частью стойки. О форме ручки можно говорить как об элементе, максимально соблюдающем лучшую геометрию. Я имею в виду угол наклона ручки и стойки. От этого угла зависит, какую модель вы сделаете, кистевую, локтевую или универсальную. От этого и техника ударов будет соответствующая. Если пренебрегать тонкостями, то мастерства не постигнуть, а рыбалка в слепую не принесет удовольствия, и вы скоро её оставите. При настройке угла можно применять и изменение фасона ручки. Вариантов много. Что касается деревянных решений, я понимаю их изготовителей, нет пенопласта, навыков. Рыбаки они достойные, а мастера слабые, такие модели по балансу далеки от идеала. Веревочка на ручке квока скорее большое неудобство, чем страховка. Что касается пропуска рабочего шнура через ручку квока и тем более ловля в таком положении, то это сравнимо с «комфортом» поездки на старом грузовичке к качестве такси на дальнее расстояние. Некоторые мастера утверждают, что материал играет чуть не решающее значение для хорошей работы манка. Я с этим утверждением не согласен. Основное таинство успеха заложено в камертоне звука. Именно изначально принятое за эталон звучание квока и определяет успех мастерства в последующем. Ко мне в мастерскую по изготовлению квоков обращаются начинающие рыболовы с соответствующей просьбой, при этом не редко просят изготовить ту конструкцию квока которую они где то, когда то видели в работе. Разумеется, я по своему дару, изготовлю практически любую конструкцию квока и настрою под нужный камертон – эталон звука, но делать этого не стану, и другим не советую. Если вы внимательно посмотрите на геометрию любой конструкции квока, поставив пятачок на горизонтальную плоскость, то невооруженным глазом определите перпендикулярность ручки к плоскости пятачка. Вынос пятачка вперед на несколько сантиметров зависит от модели квока, кистевой он или локтевой. Длинна стойки, зависит от длинны локтевой кости. Правильно если пятачок при повороте кисти будет задней частью касаться центра сустава вашего локтя. Соблюдая эти принципы, вы сами в состоянии изготовить под себя лучший вариант квока, правда будет это значительно дороже и менее изящно, чем это сделает мастер. Что касается нашего участия в продвижении технологии квочения, можно сказать, мастера изначально передают новичкам правильный эталон звука, то есть камертон, вокруг которого и будет дальнейшая настройка квока. Разумеется, камертоны не одинаковы по звучанию, но о отличие настолько не значительное, что на слух кажется все звучание схоже. Уловистость от разного камертона может и не зависеть. Как я подчеркивал ранее, пятачок квока подбирается под глубины. Существует логика не обременять нас заказами для групп рыболовов, достаточно приобрести один образец правильного звука, камертон, остальные можно делать непосредственно своими руками. Тогда вы истинный мастер, а не просто умеющий ловить на квок. Не думайте что это простое занятие. Не советую с первого года освоения технологии квочения репетировать свои доморощенные квоки. Последнее, признаюсь тоже достойное ремесло, покорившееся не многим. Когда правильный звук отложиться у вас в памяти, вы сможете ловить на любой квок, проведя его настройку. Справедливости ради отмечу, что сам я больше поддерживаю тех рыболовов, кто не изобретает велосипед, а тесно сотрудничает с опытным мастером. У мастера и материал под рукой, и инструмент соответствующий есть, и опыта больше. Говоря о стоимости изделия, вариант мастера всегда перспективнее. При нынешней ценовой сетке на товары быта, полный комплект (набор из трех качественных певучих квоков, приличного дизайна) стоит весьма скромно, в пределах шести, семи тысяч рублей. У разных мастеров по разному. О настройке. Дело это тонкое, я выполняю настройку в том случае, когда новый инструмент по звучанию меня не устраивает. Применяю чаще всего оловянную или эпоксидную заливку с наполнителем. Настройка определяет возможности квока, то есть диапазон при технике удара. Сам звук и в целом мелодию для сома играет рука мастера исходя из условий, в которых он находится. Это тема другого раздела. Если вам попадется модель манка, у которой пятачок не перпендикулярен относительно ручки, а имеет другой угол, то не огорчайтесь у вас в руках модель клокуши, может даже вполне уловистая.
|