Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 19. Налоговая система Японии.⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Налоговая система Японии несколько отличается от надоговой ситемы США и западноевропейских стран. Япония – унитарное государство, состоящее из 47 префектур, объединяющих 3255 муниципалитетов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. Действующая в настоящее время налоговая система Японии сформировалась в послевоенный период (1950-е годы), когда политика японского правительства в области налогообложения сыграла важную роль как в обеспечении общих условий социально-экономического развития страны, так и в качестве средства проведения промышленной политики и политики ускоренной технической модернизации. Основные принципы современной системы налогообложения были сформулированы в рекомендациях «миссии Шоупа», имевших целью внедрение «лучшей в мире налоговой системы». Однако японское правительство подошло весьма избирательно к претворению рекомендаций в жизнь и очень скоро занялось адаптацией налоговой политики к социально-культурным особенностям и насущным экономическим потребностям страны. А так как основной задачей тогдашней экономической политики Японии было стимулирование ускоренного экономического роста, то и политика в сфере налогообложения была призвана обеспечить наиболее благоприятные условия для решения этой задачи. Более того, по признанию большинства японских и зарубежных специалистов и экспертов, послевоенный японский тип налоговой системы формировался по преимуществу как неотъемлемый элемент политики экономического роста, что неизбежно влекло за собой преднамеренный отход от принципов равенства и нейтральности в осуществлении налоговой политики. Между правительством и деловыми кругами в тот период сложился консенсус относительно того, что налоговая система должна активно использоваться для стимулирования экономического роста. Следует также отметить, что лежавшая в основе общей стратегии экономического роста промышленная политика правительства носила вынужденно (вследствие объективной ограниченности распределяемых ресурсов) селективный характер, т.е. стимулирующие налоговые меры распространялись преимущественно на определяемые в каждой конкретной фазе развития приоритетные отрасли и производства (отсюда и широко известное наименование «система приоритетного налогообложения»). Современная налоговая система Японии, как в США и Европе, характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. В настоящее время в стране функционируют государственные (25 налогов) и местные налоги (30 налогов). При этом более 64% всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет в пользу местных бюджетов. Распределение налогов является как бы зеркальным отражением их сбора, т.е. примерно 64% финансовых ресурсов расходуется на цели местных бюджетов, остальные – на осуществление общегосударственных функций. Налоги можно классифицировать по группам: 1.Прямые подоходные налоги с юридических и физических лиц: - предприятия и организации уплачивают из прибыли: -государственный подоходный налог по ставке -33, 48%; - префектурный налог – 5% государственного (1, 67% от прибыли); - городской – 12, 3 государственного (4, 12% от прибыли). - физические лица уплачивают: - государственный подоходный налог по ставкам: 10, 20, 30, 40, 50%; - префектурный налог по ставкам 5, 10, 15%; - местный по ставкам 3-12% Налог имеет необлагаемый минимум, льготы… - в итоге от налога освобождается до 30% доходов. 2. Налоги на имущество юридические и физические лица вносят по одинаковой ставке – 1, 4% стоимости имущества. К этой же группе относятся: - на логии на регистрацию лицензий; - налог на наследство; - налог на улучшение земель; - гербовый сбор. 3. Прямые и косвенные потребительские налоги: - налог с продаж – ставка 3-5%; - налог с владельцев автомобилей; - акцизы (спиртные напитки, табачные изделия, газ, бензин…); - налог на развитие источников электроэнергии; - акциз за услуги (проживание в гостиницах, питание в ресторанах, купание в горячих источниках…). • Налог на проживание в гостиницах и пользование предприятиями общественного питания. Так, в случае, если плата за проживание одного человека в течение суток превышает 10 тыс. иен или если плата с человека за одно посещение ресторана превышает 5 тыс. иен, взимается налог в размере 3%; Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя значительно меньше половины их доходной части. Собственные налоговые поступления, несмотря на множественность местных сборов, обеспечивают в последние годы около 40% доходной части местных бюджетов. Необходимо также отметить, что доходная часть бюджета страны и бюджетов префектур строится не только на налогах. В Японии довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые средства – 16%. В местных бюджетах 75% составляют налоговые поступления, а неналоговые -25%. Неналоговые поступления: арендная плата, продажа земельных участков и другой муниципальной недвижимости, пени, штрафы, продажа облигаций, доходы от лотерей, займы, остаток предыдущего года и др.
|