Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности предмета литературы






1. Живая целостность. Ученый дробит предмет, изучает человека по частям: анатом - строение тела, психолог - психическую деятельность и т.д. В литературе человек предстает в живом и целостном виде, как в жизни. Писатель изображает и внешний облик человека, и его внутреннюю жизнь, и его отношения с другими людьми.

2. Общедоступность. То, что изображается в человеке, доступно каждому. К какой бы сфере деятельности ни относился герой, писательне может углубляться в сложные профессиональные или другие проблемы, араскрываетчеловеческое в нем - поступки, мысли, переживания.

3. Социальная значимость. То, что изображается в человеке, должно представлять общественный интерес. В образах героев решаются важныесоциальные, моральные или нравственно-этические проблемы.

4. Предмет литературы вотличие от живописи или скульптуры не виден, он воспринимается с помощью воображения. Читатель на основепрочитанного дорисовывает изображенный персонаж и выступает как быв качестве соавтора что создаст особую эмоциональную близость между читателем и персонажем.

Воспитательная функция. Человек является не только предметом, но и целью литературы. Литература призвана формировать нравственный облик человека в свете общечеловеческих идеалов. О воспитательном значении литературы говорили многие выдающиеся писатели и мыслители. Назначение литературы, по мысли римского поэта Горация, - развлекая, поучать. Гегель писал: «Литература была самой универсальной и всеобщей наставницей рода человеческого и еще продолжает быть ею» [2, с. 331]. Крылатыми стали слова Н.Чернышевского: «Литература - учебник жизни». Развивая эту мысль, он писал: «Поэты - руководители людей к благородному понятию о жизни и к благородному образу чувств: читая их произведения,... мы сами делаемся лучше, добрее, благороднее» [3, с. 313].

Воспитательная функция проявляется в двух сферах: политико-идеологической и нравственно-этической.

Писатели, как правило, являются активными участниками политической жизни в своих странах, поэтому воплощают в своем творчестве определенные политические идеалы с целью оказать влияние на идеологию читателей. Критика самодержавия и крепостничества была одной из магистральных тем русской литературы XIX века. В конце XX века важное место заняла критика тоталитарной системы («Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына и др.).

Передовая, прогрессивная литература ориентирует читателей на общечеловеческие нравственные ценности - правду, доброту, честность, уважение к человеку, трудолюбие. Вечная ее тема борьбы добра со злом решается в пользу добра.

Эстетическая функция. Литература воздействует не только на разум, но и на эстетическое чувство читателя, доставляя ему эстетическое наслаждение. Эстетическое чувство - это чувство прекрасного, присущая человеку и отличающая его от животного потребность в красоте. Человек творит по законам красоты и воспринимает окружающий мир осознанно или неосознанно сквозь призму прекрасного. В окружающем мире, в том числе в литературе и искусстве, на эстетическое чувство воздействует то, что содержит прекрасное. А прекрасное - это то, что представляется человеку идеальным. Следует отметить, что прекрасное в жизни и прекрасное в искусстве - не одно и то же. Прекрасное в жизни определяется нравственными критериями, а в искусстве и литературе - правдой изображения. Собакевич в жизни - уродливое явление, а образ Собакевича в «Мертвых душах» Н.Гоголя доставляет эстетическое наслаждение глубокой правдой изображения характера.

В связи с тем, что эстетическому значению литературы в школе уделяется недостаточное внимание, остановимся на этом вопросе более подробно. Эстетическое чувство есть у каждого человека, однако развито оно по-разному. Какие же факторы определяю его развитие?

1. Социальное бытие. Классический пример приводит Н.Чернышевский: идеал женщины для крестьянина и для барина совершенно различен. Идеальная женщина для крестьянина – физически крепкая, дородная, способная, по слонам поэта, коня на скаку остановим» и в горящую избу войти. Она должна трудиться наравне с мужем, рожать детей и побольше, так как дети вырастают и становятся помощниками родителей в их нелегком труде. Для барина идеальная женщина нежная, утонченная, благовоспитанная.

2. Уровень образованности и культуры. Эстетическое чувство заложено в самой природе человека, однако оно формируется и развивается под влиянием различных факторов, к числу которых относится приобщение к образованию и культуре. Чем образованнее человек, тем развитее его эстетическое чувство, тем больше явлений действительности входят в сферу его эстетического восприятия. Так. симфоническая музыка, оперное и балетное искусство требуют определенной подготовки, знания специфических особенностей каждого m них.

3. Индивидуальные особенности личности. В эстетическом восприятии человека есть то, что определяется его психо-физиологическими особенностями. Не зря издавна существует пословица: «На вкус и цвет товарищей нет». Одному человеку может нравиться мажорная музыка, другому - минорная, одному поэзия Пушкина, другому - Лермонтова, -все это никакими объективными причинами объяснить невозможно.

4. Национальные традиции. У каждого народа есть сложившиеся в течение веков устойчивые представления о прекрасном в обрядах, одежде, песнях, музыке, танцах, этикете и многом другом.

5. Мода. большое влияние на эстетическое чувство оказывает мода –совокупность вкусов, господствующих в определенной среде и в определенное время. Она проявляется преимущественно в одежде и туалете, однако в какой-то мере подвержены ей искусство и литература. Модными бывают определенные жанры, темы, образы.

Итак, на формирование эстетического чувства влияют многие факторы. Представление человека о прекрасном не является неизменным: в процессе жизни оно развивается и корректируется. Приобщение к искусству способствует духовному развитию личности, развитию эстетического чувства.

Как уже было сказано, на эстетическое чувство воздействуют те явления искусства и жизни, в которых воплощено прекрасное. Прекрасное - одна из важнейших категорий теории искусства и литературы, которая в течение веков по-разному истолковывалась мыслителями. Можно сказать, что сущность прекрасного как совершенного и идеального признавали вес, однако в понимании его природы обнаружились две противоположные точки зрения. Одни видели источник прекрасного в реальной действительности, а другие - в сознании. Другими словами, первые считали, что прекрасное существует в реальном мире независимо от восприятия его человеком, а вторые полагали, что оно продукт сознания человека, который, воспринимая предметы реальной действительности, переносит на них свой внутренний мир. Вопрос об объективной или субъективной природе прекрасного до сих нор дискутируется теоретиками искусства. Подлинно научное понимание его сводится к тому, что прекрасное представляет собой единство объективного и субъективного. Источником субъективного эстетического переживания являются объективно существующие свойства предметов и явлений внешнего мира. Человеку присуще представление о красоте, которую открывает он в явлениях, обладающих эстетической значимостью. На основании изложенного прекрасное можно определить так: прекрасное - это явления жизни, воспринимаемые нами как идеальные. По словам Гегеля, - это «то всеобщее, которое мы представляем и которое мы желаем». Эстетическое наслаждение в литературе могут вызывать впечатляющие своей правдой характеры героев, яркие картины природы, емкие по смыслу и выразительные по форме стихи и все то, что находит отклик в душе читателя.

58. Язык как средство общения (эффективность общения). В чем заключается соотношение понятий «язык» и «речь»?

Главное, что отличает общение животных от человеческого общения - наличие вербальных средств коммуникации, т. е. наличие языка. Именно язык позволяет человеку передавать информацию посредством символьного обозначения объектов, о которых идет речь. Таким образом, язык это обозначающая функция, его слова обозначают, определяют предмет или процесс. Он позволяет перейти к обобщениям. Однако необходимо помнить, что человек не просто так называет предметы. Слово - это результат сложной внутренней жизни человека, его обозначение выясняется постепенно. В то же время слово упорядочивает внутреннюю жизнь человека, делая ее доступной для понимания другим людям, для экстернализации психического опыта. Рождаясь, человек не приобретает знание языка. Ребенок учится говорить, слушая речь своих родителей и ближайшего окружения. И именно способность говорить, наличие речи и знание языка позволяет ребенку стать человеком, а не особью человеческого рода. В то же время необходимо отметить, что для каждого человека язык уже предзадан обществом, и именно общество диктует условия акта говорения. Говорение и писание - есть обращение субъекта к другим субъектам. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. 1. Понятие языка Человек не существует изолированно от других людей, от мира, поэтому он проявляет свою внутреннюю личную независимость, символизирует ее в языке, труде, культуре - все это формы символического бытия человека. В философии языка язык рассматривается как выражение внутреннего духовного мира человека, как средство общения и сохранения информации, как система знаков, как учебная письменная речевая деятельность. С точки зрения коммуникационных процессов язык определяется как сложный социальный феномен, представляющий собой систему знаков, систематизированных и обрабатываемых с помощью определенного кода. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Логика языка образует его грамматику, а смысл языка есть семантика, практическое значение языка есть прагматика. С точки зрения семиотики, язык понимается как совокупность предметов, которые обладают смысловым значением и которые являются языковыми единицами, она описывает раз личные типы языков с точки зрения характера предметов, образующих язык, и их смысловых значений. Именно спецификой этих предметов и их смысловых значений определяется специфика того или иного языка. Необходимо отметить, что главное отличие человеческой коммуникационной деятельности от зоокоммуникации животных состоит в наличии вербального канала, передающего речевые сообщения (тексты) в устной и письменной форме. Это отличие очевидно, как очевидно и то, что для его реализации человек должен обладать, во-первых, наследственно передаваемой речевой способностью (способностью членораздельно говорить и понимать обращенную к нему речь), во-вторых, знать какой-либо естественный язык и уметь им пользоваться. Естественный язык - это социальное достояние, фундаментальный раздел социальной памяти Естественный национальный язык необходимый конституирующий элемент любого этноса (нации, народа). Он возникает в ходе социального общения естественным путем, поэтому его правомерно называть естественным в отличие от искусственных языков, действительно придуманных людьми. Язык является основой духовной культуры и важнейшим носителем социальной памяти. 2. Язык и речь Язык следует отличать от речи, которая представляет собой овеществление (материализацию) результатов мышления (смыслов) с помощью языка, находящегося в индивидуальной памяти говорящего (точнее - в индивидуальном тезаурусе). Язык и речь образуют единство: нет языка - нет речи; нет речи - нет языка; речь осуществляется средствами языка; язык реально существует лишь в речи. Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром. Заметим, что под речью современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух. Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно -- записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности -- от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно. Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом? Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты -- из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы). Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание. Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов -- единиц разных ярусов плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком. Систему единиц называют инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил егопонимания), -- грамматикой этого языка. Язык и речь различаются так же, как правило грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. Но в отвлечении от речи, от речевых актов и текстов всякий язык есть абстрактная сущность. Язык и речь в совокупности выполняют две сущностные, т. е. неотделимо присущие им, функции: 1. Коммуникативную, 2. Мыслительную. Язык и речь, благодаря этим функциям, являются средствами и орудиями социальной коммуникации и личностного мышления. Социальная коммуникация, как известно, представляет собой движение смыслов в социальном времени и пространстве, поэтому сущностная коммуникационная функция делится на две сущностные функции: коммуникационно-временную, или социально-мнемическую, которую выполняет язык, являющийся разделом социальной памяти, и коммуникационно-пространственную - функцию распространения смыслов в социальном пространстве, которая свойственна речи. Коммуникационная функция проявляется на межличностном, групповом и массовом уровне, а мыслительная - лишь на личностном уровне, где она обеспечивает индивидуальное мышление. Стало быть, все мыслящие субъекты коммуникации, как индивидуальные, так и социальные, имеют дело с языком и с речью.Сущностные функции проявляются в прикладных языково-речевых функциях. Под прикладной функцией понимаются те свойства языка и речи, которые позволяют людям использовать их в своей внеязыковой деятельности. Эти свойства многообразны, отсюда - многообразные области использования языка и речи в социальной и личной жизни, другими словами, в социальном пространстве и в индивидуально-психическом пространстве. 57. Язык и стиль распорядительных документов Распорядительные документы играют очень важную роль в управлении предприятиями, организациями. К ним относятся постановления, указания, приказы, решения, распоряжения. Многие виды таких документов имеют общепринятые формы изложения и расположения материала. В деловой практике используются готовые бланки, которые предлагается заполнить. Эти документы носят властный административный характер и обращены к нижестоящим подчиненным должностным лицам, трудовым коллективам и организациям. Все виды распорядительных документов имеют юридическую силу и составляются в официально-деловом стиле, с соблюдением условий данного стиля, исключая некоторые моменты, а именно: вступительная часть подобных документов в зависимости от назначения документа заканчивается словами: «Постановляю», «Обязываю», «Приказываю» и т. д. Следовательно, в отличие от других видов официально-деловых бумаг в распорядительных документах проявляется авторское начало. Оно не присутствует в полной мере, как это бывает в публицистическом стиле, но составитель уже говорит не от лица организации, а от своего собственного лица. Но постановление, указ или решение – это не проявление воли руководителя, а коллективное решение, поэтому в соответствии с официально-деловым стилем в распорядительных документах не присутствуют личные местоимения. Авторское присутствие подразумевает повелительные глаголы с окончаниями первого лица единственного числа (например, «Предлагаю», «Обязываю», «Приказываю»). Например, приказ – это важнейший правовой распорядительный документ, издаваемый руководителем организации в целях решения возникающих в процессе деятельности стратегических и тактических задач. Приказы могут быть по основной деятельности и по личному составу. От назначения документа зависит и его лексический состав, определяющий смысл данной деловой бумаги. Текст распорядительных документов в основной части также излагается в повелительной форме, даже если это не прямой приказ, а рекомендация. В процессе разработки приказа составляется список рассылки, в котором указываются подразделения, организации и должностные лица, которых касается приказ. Что касается распоряжений, то они представляют собой способ доведения до исполнителей оперативных вопросов. Все распорядительные документы направлены от вышестоящих должностей к нижестоящим. И в отличие от деловых писем, в них не содержится просьб, а следовательно, распорядительные документы не могут излагаться в изъявительном наклонении. Также в деловых текстах при замене одного наименования предмета другим обязательно необходимо на это специально указать. Самое главное, что способствует точности и ясности, – это графическое оформление текста: членение на сегменты, цифровое обозначение частей, определенное расположение текста на странице. Деловые тексты должны быть предельно объективны. В них устраняется всякая возможность выражения собственного «я». Требование «обезличенности» текста порождает и такую типичную черту деловых бумаг, как отсутствие эмоциональности, экспрессивности. Деловой стиль поэтому часто называют сухим и холодным. Существенной чертой лексики делового стиля является ее замкнутость. 56. Язык и речь. Основные функции языка и речи
Функции языка и речи

 

Основные функции языка -Коммуникативная функция - основная Язык как средство общения между людьми -Мыслеформирующая функция Язык используется как средство мышления в форме слов. -Когнитивная (гносеологическая) функция Язык как средство познания мира, накопления и передачи знаний другим людям и последующим поколениям (в виде устных преданий, письменных источников, аудиозаписей). Функции речи Наряду с функциями языка существуют и функции речи. Роман Осипович Якобсон (1896-1982), русский и американский лингвист (это о нем писал Маяковский в стихотворении о Нетте, пароходе и человеке: …" напролет болтал о Ромке Якобсоне и смешно потел, стихи уча…") предложил схему, где описаны факторы (компоненты) акта коммуникации, которым соответствуют отдельные речевые функции языка. Коммуникативная (референтивная) функция Соответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете. В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: " как сказано выше", " внимание, микрофон включен" и различные ремарки в пьесах. Экспрессивная (эмотивная) функция отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя. Важно не само сообщение, а отношение к нему. Эмотивный слой языка представлен междометиями как эквивалентами предложений (" ай", " ох", " увы"). Важнейшие средства передачи эмоций - интонация и жесты. К.С. Станиславский, великий русский режиссер, при обучении актеров просил их передавать до 40 сообщений, произнося только одну фразу, например, " Сегодня вечером", " Пожар" и т.д. с тем, чтобы аудитория могла догадаться о какой ситуации идет речь. Адресант и отправитель не всегда могут совпадать. Например, у индейского племени чинуков слова вождя перед народом повторяет специально выделенный служитель. Поэтическая (эстетическая) функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют тропы и фигуры речи. Главное - художественный образ, а информация часто второстепенна, причем иногда содержание стихотворения нам не совсем понятно, но нравится по форме. Подобные стихи писали поэты- символисты А.Блок К. Бальмонт, футуристы, В. Хлебников, Б. Пастернак О. и др. Эстетическая функция используется и в художественной прозе, а также в разговорной речи. Речь в таких случаях воспринимается как эстетический объект. Слова принимаются как что-то или прекрасное или безобразное. Долохов в романе " Война и мир" с явным удовольствием произносит слово " наповал" об убитом не потому, что он садист, а просто ему нравится форма слова. Апеллятивная (директивная) функция говорящий пытается тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию. Грамматически это часто выражается повелительным наклонением глаголов (Говори!), а также звательным падежом в архаичных текстах (человече, сыне), например, в молитве на церковнославянском: " Отче наш, иже еси на небеси …Хлеб наш насущный даждь нам днесь." Фатическая функция (контактоустанавливающая) Соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции - установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи. " - Алло, вы слышите меня? -" В языке для этого есть фразы-клише, которые используются при поздравлениях, в начале и конце письма, причем они, как правило, не несут буквальной информации. " Дорогой...! Уважаемый … желаем… С уважением и любовью… Часто, когда мы не знаем, о чём говорить с человеком, но молчать просто неприлично, мы говорим о погоде, о каких-либо событиях, хотя нас они могут и не интересовать. Встречаем одногруппника. Мы обязательно скажем ему, хотя это очевидно: " Что, на занятия? " Все эти фразы легко предсказуемы, но их стандартность и легкость использования позволяют установить контакт и преодолеть разобщенность. Американская писательница Дороти Паркер во время скучного раута, когда случайные знакомые спрашивали ее, как она поживает, отвечала им тоном милой светской беседы: " Я только что убила своего мужа, и у меня все прекрасно". Люди отходили, довольные проведенной беседой, не обращая внимания на смысл сказанного. В одном из её рассказов есть прекрасный образец фатической беседы двоих влюбленных, которым слова практически не нужны. Наименее болтливы в этом отношении индейцы чинуки. Индеец мог прийти в дом к другу, посидеть там и уйти без единого слова. Уже сам факт, что он потрудился прийти, был достаточным элементом общения. Не обязательно беседовать, если нет нужды что-либо сообщать. Налицо отсутствие фатического общения. Детская речь до трех лет обычно фатическая, дети часто не могут понять, что им говорят, не знают, что сказать, но стараются лепетать, чтобы поддерживать общение. Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке - единственная функция, общая для животных и людей. Метаязыковая функция Соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о " языке". Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений (" Вы понимаете, что я имею в виду? ", " Что вы хотите сказать? "). Метаязыковую функцию выражают, например, вводные клише: " так сказать", " как говорят хиппи". Кавычки тоже отражают эту функцию. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д. 55. Что такое язык? Каковы отличия языка от речи? Назовите основные функции языка?   Сложность определения понятий язык и речь заключается в том, что язык относят к философской категории, а речь – к лингвистической. Такой подход отражает только векторное направление научных дискуссий, цель которых – найти общетеоретический принцип исследования языковых процессов и их реализации в речевой деятельности человека. Язык является универсальной знаковой системой, сочетающей лексическую и грамматическую составляющие с динамичной структурой. Это общее лингвокультурное явление, которое проявляется в индивидуальной речевой деятельности каждого человека. Приобретая навыки речи, мы подсознательно используем уже существующую, готовую матрицу построения фраз, образования словоформ, их сочетаемости, усваиваем лексическое значение слов, их образное содержание и изменчивость. Речь позволяет конкретизировать обобщенный опыт выражения мысли, заключающийся в национальном языке. Язык возникает и развивается в социальной среде, он неотделим от таких понятий, как народ и нация. Но социальная природа языка приобретает форму речи только при условии общения отдельных людей. Индивидуальное начало всегда отражает определенный уровень коллективного сознания, которое воспринимает язык как средство выражения мыслей, чувств, эмоций и состояний. Язык подчинен строгим лингвистическим закономерностям, устойчив и существует как сложное ненарушаемое конструктивное единство. Речь изменчива и подвижна; эти свойства проявляются в диалектах, говорах, наречиях, в особенностях речевой деятельности каждого отдельно взятого носителя языка. Живые процессы речи дополняют язык усовершенствованными формами отражения действительности. Они становятся языковыми только в том случае, если оправданы коллективным опытом и подтверждены временем. Язык нейтрален: к нему неприменимы характеристики эмоциональной выразительности, звучности, темпа, интонации. Речь экспрессивна и эмоционально окрашена. Язык – своего рода формула, применимая в любом речевом акте. Но живая речь постоянно нарушает ее строгость и статичность, хотя в целом сохраняет содержание. Язык – это норма, которая не зависит от того, как ее усваивает отдельно говорящий человек. Речь – своеобразная интерпретация этой нормы, тесно связанная с социокультурными факторами и личностными особенностями участников словесного общения.   54 Что такое монолог? Охарактеризуйте основные типы монологической речи Монологическая речь, или монолог – это форма речи, когда высказывается одно лицо, остальные лишь слушают. Признаками ее являются длительность высказывания, которое чаще всего имеет различный объем, и структура текста, а тема монолога может меняться в процессе высказывания Связная монологическая речь делится на два основных типа. Первый – это обращение к слушателю. Может представлять собой сообщение, которое необходимо огласить большому количеству людей, обращение к слушателю или множеству слушателей. Примерами такого монолога могут служить учебные лекции или доклады, публичное выступление, судебная речь. Монологическая речь второго типа – это разговор с самим собой. Такой монолог направляется неопределенному слушателю и, следовательно, не предполагает ответной реакции. С точки зрения лингвистики, различается несколько типов монологов. Они зависят от коммуникативной функции речи и все изучаются еще в школьном курсе: описание, сообщение, повествование. Для удовлетворительного уровня овладения грамотной монологической речью учащиеся должны развивать следующие навыки и умения: Построение повествовательных и описательных сообщений по знакомой теме, можно с опорой на картинки, файлы, презентацию. Используя усвоенные типовые предложения, составлять последовательные сообщения, соединяя их между собой. Составлять описательные тексты, выражающие свое мнение, следуя составленному плану или без него. Текст может описывать событие, характеризовать присутствующих лиц, выражать собственные впечатления. Монологическая речь усовершенствуется при помощи упражнений, которые различаются по опорам. Упражнение с опорой на план или ситуацию. Упражнение с опорой на готовый материал, например, ответы на вопросы или описание произведения или фильма. Упражнения с опорой на готовый текст. Упражнения с опорой на наглядную ситуацию, например, описание предмета, находящегося перед учащимся. Упражнения с опорой на готовую конструкцию, или логическую схему. Например, «я люблю» или «я хорошо делаю». 53 Что такое литературный язык? Назовите основные признаки литературного языка.   Литературный язык представляет собой недиалектную форму существования (подсистему) национального языка, характеризующуюся определенными чертами. К ним относятся кодифицированность, нормативность, стилистическая дифференцированность, полифункциональность, а также высокий престиж в обществе, среди его носителей. – Литературный язык является основным средством, которое обслуживает в социальной среде коммуникативные потребности. Противопоставляется он другим, некодифицированным подсистемам - диалектам, городскому просторечию (по-другому - городскому койне), а также социальным и профессиональным жаргонам Литературный язык как понятие может определяться по лингвистическим свойствам, которые присущи этой подсистеме того или иного национального языка, а также с помощью отграничения всей совокупности людей, являющихся носителем данной подсистемы, отделения ее от общей массы говорящих на этом языке. Первый - лингвистический способ определения, а второй - социологический. Литературный язык является общим языком, на котором существует письменность определенного народа или нескольких из них. То есть он включает в себя язык всех культурных проявлений, выражающихся чаще всего в письменной форме, но иногда и в устной, а также художественной литературы, публицистики, науки, письменно-бытового общения, школьного обучения, официально-деловых документов. Поэтому различаются такие формы его, как устно-разговорная и письменно-книжная. Среди других разновидностей, которые наблюдаются в национальном языке (социальные и территориальные диалекты, просторечие, жаргоны), именно литературный язык неизменно играет главную роль. Он заключает в себе оптимальные способы для наименования предметов и понятий, выражения эмоций и мыслей. Происходит непрерывное взаимодействие между ним и другими разновидностями языка, нелитературными. В разговорной речи это проявляется ярче всего. Таким образом, литературный язык представляет собой основу культуры нашей речи, а также высшую форму существования национального языка. Он используется в средствах массовой информации, образовании, литературе, культуре. Обслуживает различные сферы деятельности человека: науку, политику, официально-деловое общение, законодательство, межнациональное, бытовое общение, телевидение, печать, радио. Признаки литературного языка С самим термином мы разобрались. Отметим теперь основные признаки литературного языка. Это устойчивость (то есть стабильность), обработанность (поскольку это язык, который был обработан различными мастерами слова: учеными, поэтами, писателями, общественными деятелями), обязательность для всех людей, являющихся носителями языка, наличие определенных функциональных стилей, а также нормированность. Вот важнейшие признаки литературного языка. Нормированность Нормированность означает достаточно определенный способ выражения, который отражает сложившиеся исторически конкретные закономерности развития данного литературного языка. Этот признак основан на самой языковой системе, закреплен лучшими образцами произведений литературы. Нормированному способу выражения отдает предпочтение образованная часть населения. Как совокупность определенных правил употребления слов, норма необходима для сохранения общепонятности и целостности национального языка, для того, чтобы передавать информацию от поколения к поколению. Если бы ее не существовало, в языке могли бы произойти такие изменения, в результате которых живущие в разных концах нашей страны люди перестали бы друг друга понимать. Обработанность и кодифицированность Признаками литературного языка являются также обработанность и кодифицированность. Обработанность появляется в результате отбора, причем целенаправленного, всего лучшего, что есть в нем. Отбор этот осуществляется в процессе использования национального языка, в результате исследований, проводимых общественными деятелями, учеными-филологами. Кодифицированность означает закрепленность его норм в научной литературе. Она выражается в наличии соответствующих грамматических словарей, а также других книг, которые содержат правила того, как использовать язык. Эти признаки литературного языка также представляются очень важными. Другие признаки Признак стилистического многообразия подразумевает наличие множества функциональных стилей. Литературный язык также характеризуется общеупотребительностью и распространенностью, соответствием обычаям, употреблению и возможностям данной языковой системы. Мы рассмотрели основные признаки русского литературного языка. Одна из главных задач речевой культуры состоит в охране его, а также его норм, ведь литературный язык объединяет в языковом плане весь народ. Главная роль в его создании неизменно принадлежит передовой части населения. 52.

 




 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал