Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система финансовых смет (бюджетов) на предприятии.
Система бюджетирования на любом предприятии включает две подсистемы: 1. Бюджетов структурных подразделени1, составляемых по центрам финансовой ответственности (центрам финансового учета); 2. Сводного (консолидированного) бюджета, характеризующего деятельность предприятия в целом. Система бюджетов подразделяется также на операционный и финансовый бюджеты. Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются более частные бюджеты: производства; продажи продукции; прочих доходов; затрат на материалы и энергию; оплаты труда; амортизационных отчислений; общепроизводственных и общехозяйственных расходов; налоговый и др. Финансовый бюджет состоит из бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса активов и пассивов (бюджета по балансовому листу). Существует и другая классификация, которая в основной (общий) бюджет включает три финансовых документа: 1. Прогноз отчета прибылей и убытков; 2. Прогноз отчета о движении денежных средств; 3. Прогноз бухгалтерского отчета (баланса). Следует подчеркнуть, что каждый документ является важным, но недостаточным условием для признания бюджета удовлетворительным, то есть отвечающим поставленным целям предприятия. Например, оно может располагать приемлемым объемом прибыли и уровнем рентабельности продаж, активов и собственного капитала, но из-за неудовлетворительного управления оборотными активами (чрезмерного завышения запасов и дебиторской задолженности) имеет отрицательное сальдо денежного потока по текущей деятельности. Этот фактор негативно сказывается на текущей платежеспособности и ликвидности баланса. В зарубежной финансовой литературе наряду с главным, операционным и финансовым бюджетами часто раскрывают и другие их виды. Например, дополнительный бюджет предусматривает финансирование мероприятий, не включенных в основной бюджет. Приростный бюджет формируют путем простой индексации (в процентах) предыдущего бюджета без пересмотра его статей. Добавочный бюджет предусматривает изучение предыдущих бюджетов и их корректировку под текущие параметры: темпы инфляции, изменения в штатном расписании и др. его редко используют на практике, поскольку расходы должны соответствовать стандартному уровню объема продаж. При его увеличении расходные статьи бюджета подлежат корректировке в сторону повышения, что при дефиците ресурсов не всегда возможно. Целевой бюджет выражает основные направления расходования средств и связывает их с ключевыми задачами подразделений (отделов, служб) компаний. Стратегический бюджет интегрирует элементы долгосрочного и краткосрочного финансового планирования и контроля деятельности структурных подразделений. Он необходим в периоды нестабильности и неопределенности работы предприятия. Непрерывный (скользящий) бюджет составляют рекурсивным способом на период, следующим за отчетным. По мере того, как заканчивается месяц (квартал), к прежнему бюджету добавляют новый и получают окончательный бюджет. Данный вид бюджета целесообразно использовать в России в связи с высокой степенью неопределенности. Процедуру бюджетирования можно построить так: на первый квартал предстоящего года составить максимально подробный бюджет, далее бюджеты могут быть более приблизительными и уточняться по мере исполнения. Преимущество непрерывного бюджетирования заключается в улучшении планирования, учете данных истекших периодов и возникающих изменений. Постатейный бюджет предусматривает жесткие ограничения сумм по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса на другую статью (например, на маркетинговые исследования, на рекламу и др.). В России общепринятой является классификация бюджетов на операции=оные и финансовые. Составление БДР служит отправной точкой процесса сквозного бюджетирования на любом предприятии. Данный бюджет представляет собой расчетную оценку доходов и расходов, а также их структуру на предстоящий период. Доходную и расходную часть бюджета определяют отдельно, а затем сводят в единую таблицу. Доходную часть делят на следующие составляющие: 1. Доходы от реализации продукции; 2. Доходы от прочей реализации; 3. Операционные и внереализационные доходы (за вычетом расходов); 4. Иные виды поступлений денежных средств. Расходная часть включает: 1. Возмещение издержек производства; 2. Налоговые платежи в бюджетную систему; 3. Платежи инвесторам и кредиторам; 4. Другие расходы и отчисления средств. Необходимо отметить, что пересмотр БДР возможен в случаях: 1. Его дефицита; 2. Если плановая рентабельность продаж, активов и собственного капитала находится, по мнению руководства, на недостаточном уровне, что не позволяет в полной мере реализовать эффект финансового рычага. Концентрация всех видов планируемых денежных потоков получает отражение в специальном финансовом документе – бюджете движения денежных средств. Основная цель разработки данного бюджета – прогнозирование во времени денежных потоков предприятия в разрезе отдельных видов его хозяйственной деятельности (текущей, инвестиционной и финансовой) и обеспечение платежеспособности на приемлимом уровне (недопущение кассовых разрывов) в течение всего планируемого периода. БДДС составляют в несколько этапов на базе следующих локальных бюджетов: 1. Поступлений от реализации продукции (необходим также для разработки БДР); 2. Прочих поступлений; 3. Закупок материальных ресурсов и энергии; 4. Платежей по оплате труда; 5. Выплат по общепроизводственным расходам; 6. Налоговых платежей (включая косвенные налоги); 7. Выплат по инвестиционной деятельности; 8. Выплат по финансовой деятельности (по полученным краткосрочным кредитам и займам); 9. Сводный БДДС. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец планируемого периода сравнивают с их минимальной величиной, которая должна поддерживаться. Если ожидаемое сальдо меньше этой величины, то дефицит денежной наличности покрывают за счет банковского или коммерческого кредита. Оптимальное соотношение денежных потоков достигается в случае, когда основным источником поступлений является текущая деятельность предприятия. Средства, полученные от этой деятельности, направляют на финансирование капитальных вложений. Финансовая деятельность призвана увеличивать денежные ресурсы предприятия и создавать дополнительные источники финансирования текущей и инвестиционной деятельности. Сводный БДДС обычно детализируют по ЦФО, которые генерируют основной объем притока и оттока денежных средств. Сравнительно новый расчет в практике финансового планирования в России – разработка бюджета по балансовому листу. Его составление в разрезе укрупненной номенклатуры статей может оказать существенное влияние на пересмотр финансовой стратегии и тактики предприятия. Если предварительные расчеты показывают, что не достигается необходимая финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия, то возможны значительные корректировки чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов и цели развития, а также объемов оборотных активов и краткосрочных обязательств. Прогнозный баланс позволяет: · Выявить возможные неблагоприятные для предприятия последствия финансовых решений, принимаемых на планируемый период; · Проверить математическую правильность процесса бюджетирования в целом; · Осуществлять анализ финансового состояния предприятия в будущем на основе финансовых коэффициентов по балансовым статьям и оценить их уровень с позиции финансового рынка; · Установить будущую структуру капитала и имущества; · Определить наиболее мобильную часть источников собственных средств в форме чистого оборотного капитала. При разработке ББЛ следует иметь в виду, что некоторые показатели баланса имеются в результате составления БДР и БДДС (например, ДС). Ряд показателей берут из предыдущего баланса (УК, ДК и РК).
|