Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие института банкротства в РФ, его эффективность.






Исторические майлдстоунсы:

· XI-XII вв. – сборник законов «Русская правда». Появились " наметки" установления очередности удовлетворения требований кредиторов. Требования князя удовлетворялись в первую очередь, затем удовлетворялись требования иностранных купцов и только после этого - требования соотечественников.

· 1800 г. Банкротский устав. Первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта.

· 1832 г. Устав о несостоятельности. Установил сложную систему родов и разрядов долгов, в частности, преимущественное положение имели церкви и монастыри. Во вторую очередь удовлетворялись требования по оплате труда рабочих и лишь затем требования казны и конкурсных кредиторов.

· 1922 г. – принятие Гражданского кодекса РСФСР, в 1923 г. - Гражданского процессуального кодекса РСФСР. В кодексах регламентированы положения, касающиеся условий признания сделок недействительными, правил зачета взаимных требований, отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров и т.д. С 1930-х гг. в России правоотношения, связанные с несостоятельностью предприятий, практически не регулировались. Официальная доктрина не признавала институт банкротства, поскольку при плановой социалистической экономике, как утверждалось, нет места несостоятельности. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве вообще были исключены из законодательства СССР.

· 1992г. Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 " О несостоятельности (банкротстве) предприятий". За шесть лет применения Закона о банкротстве 1992 г. в нашей стране выявился ряд объективных оснований, способствовавших принятию в 1998 г. нового закона о банкротстве, учитывающего как опыт ведущих зарубежных стран, так и специфику российской действительности. В результате этого была создана российская правовая система регулирования несостоятельности (банкротства), ФЗ от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)" был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате он из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий. Эти и многие другие обстоятельства вызвали необходимость разработки и принятия нового ФЗ от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве)". Его задачами являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой - предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция. Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: ФЗ от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ " О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изменениями и дополнениями), ФЗ от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ " Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". 28.04.2009 года вступили в силу поправки к закону N 127-ФЗ, которые отсекают большинство прежде популярных схем банкротства. Поправки весьма неудобны для тех компаний, которые через банкротство пытаются очиститься от долгов и недоимок, при этом сохранив производственные фонды и начав жизнь с чистого листа. Законодательно подобный подход формализован следующими поправками:

· Собственники и руководитель отвечают по долгам предприятия своим имуществом в случаях: если бухгалтерская отчетность предприятия была искажена или отсутствует как таковая; если руководитель не подал самостоятельно иск о банкротстве в течение месяца, после того, как компания стала неплатежеспособной;

· Лица, контролирующие предприятие (акционеры, владеющие 50% и более акций, для ООО – участники, владеющие 50% и более долей в УК, бывшие собственники, имевшие возможность контролировать деятельность предприятия в течение двух лет до проведения процедуры банкротства) могут быть привлечены к ответственности, если будет доказано, что их деятельность повлекла ухудшение финансовой ситуации на предприятии (увеличение долговой нагрузки или уменьшение активов). Это актуально, если в ходе производства не хватило денег на погашение долгов кредиторам. Долг предприятия будет взыскиваться со всех ответчиков солидарно.

· Введено понятие «подозрительной сделки», наносящей вред кредиторам. Проверяются сделки, сумма которых достигает 20% активов предприятия. Также к ним относятся неравные сделки.

Эффективность существующего законодательства о банкротстве РФ:

Статистические данные, собранные за 11 лет существования ФЗ №127, несмотря на свою недостаточность, все же позволяют сделать некоторые выводы об эффективности применения российского законодательства о банкротстве. Есть несколько ключевых параметров, по которым целесообразно данную эффективность оценивать – восстановление финансовой устойчивости и устранение неплатежеспособности предприятий, обеспечение дальнейшей финансовой стабильности. Изучение Отчета о деятельности арбитражных судов РФ по делам о несостоятельности (банкротстве) за 2008 – 2012гг. позволяет сделать вывод о том, что результативность реализации процедур антикризисного управления все еще невысока. Например, из 922 дел, по которым в 2012г. Арбитражным судом было вынесено решение о введении внешнего управления, только 25 дел (2, 7%) завершилось восстановлением платежеспособности должника. Кроме этого, следует отметить низкую эффективность введения процедуры финансового оздоровления – количество прекращенных по причине погашения задолженности дел резко сократилось с 6, 6% в 2010г. до 3, 3% в 2012г. Как положительную тенденцию стоит отметить рост числа дел, завершившихся заключением мирового соглашения (от 126 дел в 2008г. до 563 в 2012г.).

Для повышения эффективности института банкротства РФ вносятся поправки в действующее законодательство.

В 2010г. Минэкономразвития внесло в правительство проект поправок в законодательство о банкротстве, реформирующих процедуру финансового оздоровления.

В феврале 2011г. Минэкономразвития представило правительственный законопроект " О внесении изменений в Федеральный закон
" О несостоятельности (банкротстве)" и иные законодательные акты Российской Федерации" в части совершенствования реабилитационных процедур", который в настоящее время готовится к рассмотрению.

Законопроект предусматривает следующие положения, направленные на развитие практики реабилитационных процедур:

1. Введение финансового оздоровления по заявлению должника, минуя наблюдение, либо по результатам наблюдения по решению собрания кредиторов.

2. Законопроектом предлагается увеличить максимальный срок финансового оздоровления, так как в сложившейся экономической ситуации срок финансового оздоровления, предусмотренный действующим законодательством, является недостаточным для эффективной реализации мер, направленных на восстановление платежеспособности должника и (или) осуществление расчетов с кредиторами (увеличить до 5 лет).

3. В целях защиты интересов кредиторов законопроектом предлагается исключить право должника осуществлять выбор кандидатуры арбитражного управляющего при подаче заявления о банкротстве.

4. Законопроектом вводится процедура одобрения плана финансового оздоровления посредством распределения требований кредиторов по различным классам. Данный механизм направлен на упрощение достижения договоренности с кредиторами, имеющими различные по характеру требования и разнонаправленные интересы (например, банки, поставщики, залоговые кредиторы, требования налоговых органов и т.п.), что позволит наилучшим образом учесть интересы всех кредиторов и сделает процедуру одобрения плана финансового оздоровления более гибкой. Данный механизм широко используется в опыте зарубежных стран (Франция, США).

5. В целях расширения перечня мер, позволяющих обеспечить восстановление платежеспособности должника, согласно законопроекту, план финансового оздоровления может содержать положения об изменении сроков и порядка исполнения обязательств должника, о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции, акции, конвертируемые в облигации, или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощении долга и иных способах изменения или прекращения обязательств. План финансового оздоровления, содержащий перечисленные условия, должен быть одобрен не менее чем 75 % голосов общего числа кредиторов.

6. Предполагается ввести в Закон нормы о порядке досудебного урегулирования задолженности, по соглашению кредиторов с должником, предусматривающие право кредиторов предоставить должнику время на решение финансовых проблем, в течение которого кредиторы будут воздерживаться от принудительного взыскания задолженности, а должник добровольно предоставит им информацию о своем финансовом состоянии и не будет предпринимать мер, направленных на вывод имущества.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал