Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рыночная капитализация и факторы ее определяющие
Рыночная стоимость компании (или ее рыночная капитализация) может быть определена как суммарная рыночная стоимость ее акций, котирующихся на рынке. С точки зрения акционера, который собирается получить доход путем продажи акций компании, именно эта оценка является самой главной. При этом на изменение стоимости компании будут влиять как экономические факторы (такие, как прибыль, выплачиваемые дивиденды, балансовая стоимость компании), так и другие, например, политические факторы. Рынок реагирует на любую информацию, которая так или иначе влияет на оценку стоимости компании. Это справедливо в отношении как макроэкономических изменений), так и микроэкономических факторов. Ставшая доступной информация подобного характера может мгновенно изменить оценку стоимости компании рынком, и ее акции могут упасть в цене в несколько раз. Управление компанией с точки зрения увеличения ее рыночной стоимости, как правило, предусматривает большое количество информационных воздействий на рынок, включая эффектные способы представления информации о результатах деятельности компании за конкретный период. Однако часто бывает так, что представляемая информация не соответствует реальному положению дел в компании, если возросшие прибыли являются результатом бухгалтерских манипуляций или действий руководства, направленных на краткосрочную перспективу. Такое управление часто вступает в противоречие с долгосрочными целями компании, а также может привести к конфликту между акционерами и руководством компании, так как последнее мотивировано более на достижение успехов " на бумаге", чем в реальности. Последствия такого " управления" видны на примере последних скандалов, произошедших в США в 2002 году (Enron, WorldCom и другие компании). Поэтому для оценки изменения стоимости компании лучше использовать другие показатели, которые отражают реальные процессы, происходящие в ней, а не эффектное представление информации о них на рынке. Показатели создания стоимости основаны на значении курсов акций и подразумевают, что курс акций отражает ожидания рынка в отношении будущих показателей создания компанией стоимости. Изменение курсов акций с последующим изменением добавленной рыночной стоимости автоматически определяет результаты деятельности руководства компании по созданию стоимости. Однако ряд ключевых факторов не позволяет использовать курс акций в качестве единственной меры результата создания стоимости. Во-первых, всеобщий уровень цен на фондовом рынке может меняться в силу условий макроэкономического характера (например, при регулировании процентных ставок), которые оказывают влияние на курсы всех акций. Подобные изменения не будут иметь отношения к способности менеджмента увеличивать стоимость компании. Во-вторых, конъюнктура рыночных цен на продукцию, производимую компанией, также может оказывать существенное влияние на величину рыночной капитализации (особенно для добывающих отраслей), независимо от предпринимаемых менеджером усилий по повышению стоимости. Третьей проблемой показателей, определяемых на основе данных фондового рынка, является невозможность идентификации показателя создания стоимости для отдельных подразделений и организационных единиц (структурных подразделений). Рыночная цена отражает ожидания рынка от действий руководства в отношении деятельности всей компании, но ее нельзя использовать для определения стоимости отдельных подразделений, результаты создания стоимости которых могут сильно отличаться друг от друга, вследствие чего сложно построить систему мотивации, отражающую вклад отдельных подразделений компании в процесс создания стоимости. Рыночная капитализация компании рассчитывается по формуле: Рыночная капитализация = Рыночная стоимость акции х Количество акций, находящихся в обращении Одним из важнейших факторов, влияющих на рыночную стоимость предприятия, является степень контроля, которую получает новый собственник: предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или приобретая контрольный пакет акций. В первом случае рыночная цена будет выше, чем во втором. Другим важным фактором, определяющим рыночную цену, является ликвидность этой собственности. Рынок предполагает премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери стоимости. Рыночная цена реагирует на все ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство ограничивает цены на продукцию предприятия, то рыночная цена на такое предприятие будет ниже, чем на предприятия, не имеющие таких ограничений. Стоимость бизнеса в значительной степени зависит от квалификации управленческого персонала, и это учитывается экспертом-оценщиком при выборе оценочного мультипликатора либо при подборе коэффициента капитализации, либо на этот фактор делается специальная корректировка (скидка или премия) к общей стоимости предприятия. Наличие научной базы, масштабы и качество активов, в том числе прогрессивность и изношенность машин и оборудования, также влияют на стоимость предприятия, что следует учесть при его оценке. И конечно же, рыночная цена компании зависит от того, каковы перспективы компании: будет ли оно развиваться или будет закрыто в силу своей неэффективности. При определении рыночной цены предприятия учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. Поэтому анализ рыночной конъюнктуры при оценке бизнеса существенное значение.
|