Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государственного устройства.
Понятие: совокупность основных способов организации устройства и осуществления государственной власти. Виды: - унитарное – простое единое государство, не имеющее в своем составе иных гос. Образов, административно-тер. единицы не имеют политической самостоятельности. 1) единые, общие для всей страны высшие представительные и сд. Органы; 2) действует одна конституция и единая система законодательства; 3) составные части унитарного государства не обладают гос. суверенитетом - региональная форма – государство состоит из автономных образований. - федеративное – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, субъекты которого имеют определенную степень самостоятельности. 1) субъекты федерации наделены собственными властными полномочиями. 2) двухканальная система налогообложения. 3) законодательный орган состоит из 2-х палат в одной из которых представлены ее субъекты. 4) субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, судебные органы. (ОСОБЕННОСТЕЙ В РФ НЕ НАШЛА) 37) 1.Западно-европейская. (Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария). «Старые» з.-е. демократии с длительными традициями самоуправления, устойчивым отношением между государством и этнической идентичностью (Испания, Италия) 2. Северо-американский тип (США, Канада, Австралия). Переселенческие федерации, созданные снизу, мало связанные с этническими и социальными различиями. Высокая децентрализация гос. власти. 3. Латино-американский (Мексика, Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Переселенческие федерации, созданные сверху в результате распада Испанской и Португальской империй. Ассиметричные, не связанные с этническими различиями, высокаяцентрализованность гос. власти и развитое местное самоуправление субъектов. 4. Островной. Молодые островные федерации, созданные в результате распада колон. Империи, ассиметричные и слабо интегрированные. 5. Афро-азиатский. (Индия, Малайзия, ОАЭ, ЮАР) Молодые, устойчивые, централизованные федерации, созданные сверху на базе компромисса между элитами регионов. Высоко ассиметричные федерации авторитарного режима. 6. Нигерийский (Нигерия, Пакистан, Эфиопия, Мьянма) Высоко централизованные федерации, возникшие в результате колонизации. Ассиметричные со слабым самоуправлением субъектов. 7. Российская. Ассиметричные субъекты (ст.5 К РФ) 38) Государственный суверенитет – способность гос. власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотоношениях с другими странами. Верховенство и независимость гос. власти внутри своей территории и по отношению к другим гос-вам. Гарантии: Суверенитет России выражается в сфере исключительных прав (прерогатив), закрепленных за нею Конституцией РФ. К ним отнесены: признание верховенства федерального права над правом субъектов Федерации (единство правового пространства); неприкосновенность границ РФ и ее территориальная целостность; единство экономического пространства, бюджетно-финансовой, банковской и денежной систем; наличие единых Вооруженных сил; право государства на защиту своего суверенитета и прав граждан, включающее право на оборону, ведение военных действий, введение чрезвычайного положения; право на защиту национальных интересов и интересов граждан вовне (международная политика и связанная с ней внешнеэкономическая и внешнеполитическая деятельность); признание государственной монополии на управление важнейшими отраслями народного хозяйства, на основные стратегические природные ресурсы, производство и товары. Национальный суверенитет – право каждой нации на самоопределение, свобода права выбирать свою гос.-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Народный суверенитет – верховенство народа в государстве, народ рассматривается как законный и единственный носитель суверенитета. 39) Конституционно-правовой статус РФ. -РФ – суверенное гос-во, обладающее всей полнотой гос. власти на всей своей территории, кроме полномочий субъектов РФ. - территориальное единство - единое гражданство - наличие общих органов гос. власти для всей федерации -гос язык, символика, единая денежная единица -единая законодательная система -наличие собственности и управление ей -единое экономическое пространство и налоговая система - собственные исключительные предметы ведения РФ 40) Конституционно-правовой статус субъектов РФ – совокупность прав и субъектов РФ как субъекта конституционно-правовых отношений. - свой устав и законодательство -имеет свою территорию -своя система органов гос. власти -своя символика -предметы ведения -наличие собственности субъекта -своя кредитная, финансовая, налоговая системы -нет права на сецессию 41) Предметы ведения Российской Федерации — объекты сферы деятельности Российской Федерации как государства — закреплённый в Конституции Российской Федерации и положениями Федеративного договора - Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, круг вопросов, исключительная прерогатива в решении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ.
|