Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Статья 76






4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

42) Автономия. 1) право самостоятельного управления какой-либо частью государства, закрепленное конституцией или другими правовыми актами; 2) широкое самоуправление какого-либо региона (областная, или административно-территориальная), а также предоставление особых прав в области культуры разрозненно проживающим этническим группам.

национально-территориальная (этнотерриториальная) и культурно-национальная. Обе они, как видно из их названий, связаны с этническими характеристиками.

В зависимости от объема полномочий существуют две формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии: политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по местным вопросам (перечень этих полномочий указан в кон­ституции, например в Италии, или определяется специальным законом.

43) Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.

-абсолютная монархия: неограниченная власть монарха; органы власти подотчетны монарху; воля народа выражается через совещательный орган; существуют сословные привилегии; парламент отсутствует; обладает силой закона (ОАЭ, Саудовская Аравия)

- дуалистическая монархия: власть монарха ограничена конституцией, класть монарха ограничена парламентом в законодательной области, монарх – исполнительная власть. Монарх может распустить парламент; парламент двупалатный, монарх обладает абсолютным правом-вето (Марокко, Индия)

- парламентарная: монарх царствует, но не управляет; власть монарха ограничена парламентом, а в исполнительной сфере – правительством; действия монарха должны быть одобрены премьер-министром; власть монарха ограничена конституцией; исполнительная власть – правительство; монарх обладает правом-вето, но почти не пользуется им. (Англия)

44) Республика - форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются на определенный срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.

-президентская – во главе президент, соединяющий в одном лице полномочия главы гос-ва и главы исполнительной власти; избирается народом или через выборщиков (США)

- парламентская – правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед ними; президент имеет лишь представительские функции (Германия)

- смешанная (полупарламентская) – сочетаются президенсткая и парламентская республики; правительство отвечает и перед парламентом, и перед президентом; президент может распустить парламент (Франция)

45) Государственный орган – составная часть механизма гос-ва, наделенная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении ф-ций государства.

Признаки

-юридически организационный и экономически определенный характер

-наличие собственной структуры

-имеет государственно-властные полномочия

-правотворческая ф-ция

-право на издание юридических актов

-реализация деят-ти на базе нормативных правовых актов

Организация власти в РФ

Президент – глава и гарант К РФ

От него ветви: законодательная власть (Федеральное собрание, СФ – верхняя палата, ГД – нижняя палата). Исполнительная власть (Правительство и Федеральные министерства). Судебная власть (Конст.суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд). Органы со спец статусомL(Счетная палата, Центр.банк, Администрация президента, ЦИК, Совет безопасности, Прокуратура).

Система органов гос. власти субъектов:

Губернатор во главе

От него ветви: Законодательная (Воронежская обл дума).Исполнительная (Прав-во Вор. Области). Судебная (Мировые и Уставные судьи)

46) Президент РФ: конституционный статус. Прекращение исполнения полномочий Президента РФ.

1) Президент РФ – глава государства.

2) Президент РФ – гарант Конституции РФ. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов гос. власти.
3) Президент РФ определяет внутренние и внешние направления политики государства.

4) Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри странный и в МО.

5) Президент избирается сроком на 6 лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

6) Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе 35 лет, постоянно живущий в РФ не менее 10 лет.

 

1) Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья, осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента РФ должны состояться позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения обязанностей.

 

2) Президент РФ прекращает исполнение своих обязанностей с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ

3) Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

47) Федеральное собрание – парламент РФ: порядок формирования, структура.

ФС является представительным и законодательным органами РФ. ФС состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума.

48) Совет Федерации Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура и компетенция.

Порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральными законами. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Совет Федерации – это верхняя палата Федерального Собрания РФ, поэтому его главной функцией является одобрение (неодобрение) принятых Государственной Думой федеральных законов.

Иные полномочия Совета Федерации ФС РФ:

1) назначение на должность и освобождение от нее вышестоящих должностных лиц государства: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора РФ, а также Председателя Счетной палаты и др.;

2) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за ее пределами;

3) утверждение Указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положения на территории РФ; 4) утверждение изменения границ субъектов РФ;

5) внесение законопроектов или поправок к законам в Государственную Думу РФ;

6) назначение выборов Президента РФ;

7) отрешение Президента РФ от должности.

 

49)Государственная Дума Федерального Собрания РФ: порядок формирования, структура и компетенция. Конституционные основания по роспуску Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России). Срок полномочий остальных созывов Государственной думы — четыре года.

Компетенция Государственной Думы:

  1. Принятие ФКЗ и ФЗ, законов о конституционных поправках.
  2. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  3. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ.
  5. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ.
  6. Объявление амнистии.
  7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности.
  8. Обращение в КС РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ — досрочное прекращение полномочий Государственной Думы по решению Президента РФ и по основаниям, предусмотренным в Конституции РФ. При демократических режимах роспуск парламента предполагает два взаимосвязанных процесса: прекращение деятельности парламента и назначение новых выборов. Роспуск парламента вытекает из природы разделения властей и выступает одним из важных механизмов в системе сдержек и противовесов властей. В российской Конституции этот широко известный на Западе институт появился впервые. При этом, в отличие от западных конституций, не устанавливающих конкретных ситуаций, могущих стать основанием для роспуска, Конституция РФ определенно указывает на две такие ситуации: 1) конфликт между Президентом РФ и Государственной Думой при формировании Правительства (ст. 111 Конституции РФ), а именно после трехкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства, предложенной Президентом РФ; 2) конфликт между Государственной Думой и Правительством, когда Президенту необходимо решать: либо отправить Правительство в отставку, либо распустить Государственную Думу (ст. 117). Конституцией (ч. 2 ст. 109) предусмотрена обязанность Президента в случае роспуска Государственной Думы назначить дату выборов нового ее состава. При этом проведение выборов должно пройти в такие сроки, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через 4 месяца с момента роспуска. Таким образом, Конституция РФ устанавливает гарантии непрерывности функционирования законодательной власти.

 

50) Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция, ответственность.

Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

В состав Правительства РФ входят:

  1. Председатель Правительства РФ;
  2. заместители Председателя Правительства РФ;
  3. федеральные министры.

Весь состав назначается Президентом РФ.

Полномочия Правительства РФ:

1) разработка и представление Государственной Думе РФ проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

2) обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

3) осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

4) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

5) управление федеральной собственностью;

6) осуществление мер по обеспечению законности и борьбе с преступностью;

7) иные полномочия, возложенные на Правительство РФ Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

51) Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в коллегиальном или единоличном (в суде первой инстанции) составах. Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Состав Конституционного суда состоит из 19 судей.

Судьи в РФ осуществляют деятельность в соответствии с принципами: 1) правосудие осуществляется только судом; 2) отправление правосудия осуществляется только от имени РФ.

Конституция РФ устанавливает основные принципы судопроизводства в РФ: 1) гласность судопроизводства; 2) непосредственное рассмотрение дел судами; 3) состязательность и равноправие сторон.

Гласность означает, что суды рассматривают дела открыто, т. е. в зале судебного заседания при рассмотрении дела могут присутствовать все желающие лица, если слушаемое дело не затрагивает личную, служебную, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (в этих случаях проводится закрытое заседание).

Конституционный принцип непосредственного рассмотрения судом дел означает недопустимость проведения заочного разбирательства уголовных дел и гражданских в том случае, если рассмотрение дела не назначено в отсутствие заинтересованных в качестве санкции за их виновное поведение.

Принцип судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон означает, что стороны в своих правах на защиту и обязанностях по доказыванию равны.

Конституция РФ устанавливает особое право лиц, обвиняемых в совершении преступления и привлекаемых к уголовной ответственности, на рассмотрение уголовного дела судом с участием присяжных заседателей. Рассмотрение дела с участием присяжных заседателей осуществляется на основании ходатайства подсудимого.

Суды РФ образуют судебную систему РФ, которая представляет собой совокупность федеральных судов и судов субъектов РФ.

Федеральные суды: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

Суды субъектов РФ: 1) конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) мировые судьи.

52) Система органов государственной власти субъектов РФ: общие принципы организации и деятельности, виды, порядок формирования.

Принципы организации системы органов государственной власти в субъектах РФ:

1) государственная и территориальная целостность РФ (т. е. субъекты РФ не вправе формировать органы власти, не установленные Конституцией РФ и иными федеральными законами; недопустимо установление каких-либо иных границ между отдельными субъектами РФ, нежели административно-территориальные, и недопустимо установление субъектами РФ пограничных знаков, таможни и таможенных пошлин);

2) суверенитет РФ распространяется на всю территорию РФ (т. е. РФ осуществляет свои исключительные полномочия в любом из ее субъектов и во всех субъектах одновременно в равной мере, никакой орган власти не вправе ограничивать суверенитет РФ);

3) верховенство Конституции РФ (т. е. при формировании органов государственной власти в субъектах РФ и установлении их компетенции необходимо соблюдать положения Конституции РФ, касающиеся соответствующих органов. А также данный принцип означает, что все акты, принимаемые органами власти субъектов РФ, должны соответствовать Конституции РФ и не должны касаться вопросов, не входящих в компетенцию соответствующего органа власти);

4) единство системы государственной власти как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ (т. е. в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ образуют единую систему государственной власти РФ, таким образом, компетенция этих органов аналогична друг другу, но ограничивается территориальными пределами соответствующего субъекта РФ и предметами ведения, зафиксированными в Конституции РФ);

5) разделение власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную (т. е. принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную должен соблюдаться не только в отношении высших федеральных органов государственной власти, но и в регионах при формировании соответствующих органов);

6) разграничение предметов ведения РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (т. е. федеральным органам власти предоставлено право по соглашению с органами власти субъектов РФ передавать последним часть своих полномочий. В свою очередь органы власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами власти вправе передавать им свои полномочия, таким образом осуществляя корреспонденцию полномочий внутри единой системы государственной власти РФ. Существует ряд полномочий, которые не могут быть переданы, исключены или иным образом перераспределены между различными уровнями власти: предметы ведения РФ; предметы совместного ведения РФ и ее субъектов; предметы ведения субъектов РФ);

7) невмешательство органов государственной власти субъектов РФ в компетенцию органов государственной власти РФ (т. е. несмотря на единство системы государственных органов власти, ни федеральные органы власти, ни органы власти субъектов РФ не вправе осуществлять полномочия вне пределов своей компетенции, установленной Конституцией РФ, законами или договорами о разграничении предметов ведения между этими органами).

53) Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ – постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, правой статус которого закрепляется законодательством.

Законодательные органы формируются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Структура и порядок формирования представительных органов субъектов РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта РФ. В структуру законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут входить постоянно действующие депутаты (их число устанавливается законами соответствующего субъекта РФ), которые формируют из своего состава рабочие группы по разрешению вопросов организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения характера.

Порядок формирования представительных органов власти субъектов РФ: по единому избирательному округу избирается не менее 50 % депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов РФ, а в двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ – не менее 50 % депутатов одной из палат указанного органа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Депутатами представительного органа власти субъекта РФ могут быть избраны в установленном субъектом РФ порядке граждане РФ, достигшие определенного законом субъекта РФ возраста и не признанные судом ограниченно дееспособными или недееспособными.

Компетенция законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

1) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к ней, если иное не установлено конституцией субъекта РФ;

2) издание законов по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

3) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ, исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта РФ;

4) иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Представительный (законодательный) орган власти субъекта РФ вправе принимать на своих заседаниях законы субъекта РФ и постановления.

Акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ считаются принятыми, если в этот орган на момент вынесения актов избрано не менее 2/3 от установленного числа депутатов, а на заседании присутствовало не менее установленного законами субъекта РФ числа депутатов.

54) Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.

Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ.

Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

55) Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.(требуется дополнение)


Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации — должностное лицо, представляющее субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти (высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации).

В настоящее время высшие государственные должности в разных субъектах Российской Федерации именуются по-разному — президент Республики, председатель правительства Республики, глава Республики, губернатор края (области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), глава администрации края (области, автономного округа), глава города федерального значения.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо же депутатами законодательного (представительного) органа субъекта РФ по предложению Президента РФ). Порядок выборов (или же избрания депутатами) устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ в соответствии с федеральным законодательством
На должность могут баллотироваться граждане России старше 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Акты высшего должностного лица субъекта РФ:

1) указы (постановления) – они носят нормативный характер;

2) распоряжения – издаются по конкретным вопросам.

Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал