Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Б. Ротстайн
Специалисты в области политической науки придерживаются двух основных диаметрально противоположных подходов к вопросу о происхождении любой формализованной модели политической власти. Первый из них, который принято назвать «правильным», «демократическим» или «учитывающим интересы общества», можно объяснить следующим образом. Существует некая группа людей, имеющих некоторые общие характеристики. Например, они живут в одном районе, или вместе работают, или все находятся в зависимости от тех или иных естественных ресурсов. Вскоре они выясняют, что в их повседневной жизни существуют не только индивидуальные интересы, но и какое-то количество общих. Так, если они проживают на общей территории, у них возникает потребность в создании законов, на основе которых можно было бы решать противоречия, возникающие в вопросах, связанных с собственностью и другими правами личности, а также в действенном усилении этих законов. Возможно, у них возникает необходимость в создании организации, которая отстаивала бы их общие интересы в борьбе за повышение заработной платы или улучшение условий труда, либо потребность в регулировании использования естественных ресурсов с тем, чтобы избежать «трагедии рационирования» (Hardin, 1982; Ostrom, 1990). В первом случае эти люди объединяются как равноправные субъекты и создают организацию для отстаивания своих коллективных требований, иными словами, образуют некий орган управления. В двух других случаях они создают профессиональный союз или один из типов кооперативной организации, которые, с нашей точки зрения, также можно рассматривать в качестве своего рода органа власти. В каждом из рассмотренных примеров члены общины вскоре убеждаются в том, что для отстаивания общих интересов им необходимы четыре основополагающих типа политических институтов. Потребность в создании первого из них определяется необходимостью принятия решений о том, каким образом следует регулировать общие интересы (институты законодательной власти). Второй тип институтов необходим для претворения этих решений в жизнь (институты исполнительной власти). Третий нужен для урегулирования возникающих спорных проблем и интерпретации применения общих правил, разработанных органом законодательной власти, к каждому конкретному случаю (институты судебной власти). И, наконец, четвертый тип требуется для того, чтобы наказывать нарушителей общепринятых правил, вне зависимости от того, принадлежат ли они к членам данной группы людей или нет (институты принуждения). Таким образом, «правильная» модель общественного устройства сводится к тому, что для защиты своих коллективных интересов люди создают четыре основополагающих типа политических институтов. Каждый из них состоит из целого ряда подразделений со своими правилами процесса принятия решений. Эти правила определяют порядок назначения членов собрания, уполномоченного принимать решения, организационную процедуру процесса голосования, назначение на должности судей, гражданских чиновников, политиков, офицеров вооруженных сил. Суть второй модели — назовем ее «неправильной», «диктаторской» или «враждебной» — сводится к тому, что некоторое географическое пространство (рабочий коллектив или естественные ресурсы) исторически контролируется некоей высшей силой, либо одним правителем, либо объединенной правящей группировкой. Ее члены — господствующий клан, политическая элита, правящий класс, управляющие, феодалы или иные субъекты власти — стремятся к максимальному извлечению выгоды из эксплуатации подвластной им группы людей в собственных интересах (North, Thomas, 1973; Levi, 1988; Gambetta, 1993). В данной ситуации правитель или правители для достижения своей цели также нуждаются в четырех основополагающих типах общественных институтов. Первый из них нужен для создания легитимности их власти над подданными; функции второго состоят в проведении в жизнь воли правителя или правителей; третий регулирует споры между правителями и подданными; а четвертый действует против тех, кто противится власти правителя или правителей. Короче говоря, в данном случае власть предержащие также нуждаются в создании тех же самых четырех основных типов политических институтов, о которых говорилось выше. Мы не станем вдаваться в обсуждение вопроса о преимуществах одной модели над другой. Позиция специалистов в области политической науки здесь определяется их исходными идеологическими принципами и различиями в понимании человеческой природы (Mansdridge, 1990). В любом случае, это вопрос эмпирический, и если принимать во внимание известные исторические и географические примеры, можно с уверенностью сказать, что обе позиции имеют право на существование. Кроме того, известно достаточно случаев превращения первой модели в ее противоположность, и наоборот. Суть проблемы в том, что в обоих случаях политические институты в основе своей — те же самые. При объяснении истоков создания как «неправильной», так и «правильной» модели правления, мы имеем дело с четырьмя сходными формами политических институтов. Как демократическая, так и недемократическая власть нуждается в этих институтах для разработки и применения той или иной политической линии, а также для принятия решений о том, как поступать с теми, кто ее нарушает, и приводить эти решения в исполнение. Такая схема верна и для феодальной вотчины, и для кооперативного объединения сельских тружеников. В любом случае, с какой бы ситуацией ни сталкивался специалист в области политической науки, она так или иначе будет связана с политическими институтами. Поэтому можно сказать, что основной проблемой политической науки являются специфические характеристики политических институтов в реальном мире во всем их многообразии, определяемом временем и местом. Мы имеем дело не только с демократическими и недемократическими политическими институтами. Как в том, так и в другом случае они представлены множеством специфических форм. Наглядным тому подтверждением является, в частности, тот факт, что хотя итальянский фашизм идеологически имел много общего с немецким нацизмом, их институциональные структуры резко отличались друг от друга (Раупе, 1990). Вряд ли есть необходимость напоминать читателю о различиях, существующих в этом плане между ныне существующими демократическими режимами в промышленно развитых странах Запада. Несмотря на то, что их экономическому и политическому развитию присущи многочисленные общие черты, в области политических институтов здесь существуют поистине бесчисленные различия. Если взять хотя бы десять наиболее важных составляющих политической системы и провести поверхностное различение существующих противоположных форм (не обращая при этом внимания на все возможное в рамках этих форм разнообразие), то получится 210 = 1024 возможных способа сочетания политических институтов современного западного демократического режима (табл. 4.1; ср.: Schmitter, Karl, 1991; Lijphart, 1984). Поскольку существует не более 30 стран с демократическими режимами, вероятность институциональных разновидностей, как показано в данном примере, существенно большая, чем количество эмпирических примеров. Таблица 4.1 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ РЕЖИМАМИ РАЗВИТЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН
Объяснение происхождения и сущности институциональных различий такого рода в определенном смысле и составляет работу современных политологов. Точнее говоря, они ставят три различных, но связанных между собой вопроса о политических институтах. Первый из них нормативный: «Какие общественные институты в наибольшей степени подходят для создания " правильного" правительства и социетальных отношений?» Вторые два носят эмпирический характер: «Чем объясняется столь значительное разнообразие институциональных отношений?» и «Какое воздействие оказывают эти различия на политическое поведение, политическую власть и результат политического процесса?». Одной из проблем политической науки как научной дисциплины является вопрос об организации составляющих ее субдисциплин. Их стандартный список (политическое поведение, сравнительная политология, политическое и административное управление, теория и т.д.) имеет один весьма серьезный недостаток, а именно: та ее отрасль, которая рассматривается как сравнительная политология, определяется географическими принципами, а не теми понятиями, которые составляют суть изучаемого политической наукой предмета. В Соединенных Штатах под «сравнительной политологией» понимается, например, «британская политика», будь то поведение, политика или управление (и наоборот), хотя в действительности направленность таких исследований по их методологической ориентации не может быть названа сравнительным изучением. Теоретически гораздо более логично было бы организовать отдельные направления политической науки вокруг понятия политических институтов, исследование которых было бы выделено в отдельную субдисциплину, а не по географическому принципу. Изучение внутренней политики и институтов отдельных стран в этом случае можно было бы сопоставлять друг с другом с тем, чтобы выявлять общие теоретические вопросы о значении различий между отдельными типами институциональной организации. Направляя нас на путь теоретического осмысления политических институтов как отдельной области исследований, такой подход помог бы нам составить более глубокое и систематизированное представление о функционировании этих институтов как таковых. Данная глава, посвященная общим подходам к проблеме политических институтов, состоит из четырех параграфов. В первом из них содержатся некоторые соображения о роли политических институтов в нормативной политической теории — как классической, так и современной. Во втором обсуждаются возможные причины, определяющие усиление интереса к политическим институтам в позитивной политической науке в отличие от двух других подходов к проблеме — рационально-экономического и структурно-исторического. Третий параграф посвящен ряду конкретных проблем современного анализа политических институтов. В заключительном параграфе внимание сосредоточено на роли институционального анализа для будущего политической науки.
|