Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предназначение концепций демократизации
Чтобы выяснить место работ по проблеме демократизации в общем контексте сравнительной политологии, мы попытаемся ответить на три вопроса: для кого они делаются, что они собой представляют и как их проводить? В редакционной статье первого номера журнала «Comparative Politics» Г. Лассвелл заметил, что интерес к получению знаний сравнительного характера обычно проявляется «рывками», импульсивно. Описывая это с позиций американской политологии, он выбрал три примера, все отчасти связанные с вовлеченностью США в международные конфликты. Испано-американская война дала импульс сравнительному исследованию мировой политики и колониализма, первая мировая война и большевистская революция в России стимулировали развитие европейских региональных исследований, и в значительно больших масштабах вторая мировая война, начало «холодной войны» и развал колониальной системы привели к коренному пересмотру всех исследовательских и учебных программ. Лассвелл пришел к выводу о том, что «спрос на сравнительную информацию исходит от политических элит, надеющихся на то, что их положение упрочится с расширением территориальных границ получаемой ими политической информации. И только во вторую очередь некоторые политологи видят в сравнительных исследованиях возможность пополнить имеющийся запас знаний и сопоставить свои позиции с мнением коллег» (Lasswell, 1968, р. 3). Выходя за пределы американского опыта, Лассвелл добавил, что цивилизованные империи и на стадии расширения, и на стадии относительного упадка в целом поощряют исследования по сравнительному государственному управлению. Это оправдано и в отношении международных организаций. Например, фирмы, включенные в мировую торговлю, или миссионерские организации также склонны поддерживать систематический сравнительный анализ. Революционно настроенные контрэлиты также склонны проявлять интерес к сравнительному анализу политических институтов. Но при этом Лассвелл высказал сомнение относительно того, создадут ли эти всплески интереса к сравнительным исследованиям, вызванные прагматическим интересом элит, устойчивое пространственное и временное измерение политического знания или же «большинство из нас вернется к изучению американской политики после небольшого " путешествия" по новым мирам?» (Lasswell, 1968, р. 5). Его вывод был обнадеживающим для будущего сравнительной политологии, ибо он верил, что «сама сердцевина» этой науки изменились под воздействием «поведенческой революции» в сторону постоянно увеличивающегося спроса на сравнительный анализ, основанный на научных методах построения теории и сбора данных. В то же время Лассвелл признавал, что на тот период результаты были не столь впечатляющими, но связывал это с «недостаточным учетом контекста, нечеткой формулировкой проблем и нестрогой техникой сравнительного метода — с тем, что сравнительный метод был еще недостаточно оформившимся» (Lasswell, 1968, р. 6). Четверть века спустя некоторые аспекты лассвелловского диагноза остаются актуальными, но по двум основным вопросам его стоит пересмотреть. Вопросы о том, кому предназначена сравнительная политология и как ее строить, конечно же, тесно связаны. Чтобы оценить, насколько последний неожиданный «всплеск» активности в сфере сравнительной политологии был все же эфемерным, необходимо ответить и на эти два вопроса. Действительно, размышляя над тем, кому она нужна, можно определить соответствующие методы и подходящие критерии оценки произведенных исследований. (Например, в противоположность лассвелловским имперским элитам и революционным контрэлитам многие новые «заказчики», возможно, простят меньшую прогностическую способность современных расчетов, но, скорее всего, будут более требовательными к контекстуальным особенностям страны.) Потребность в теоретических основаниях при изучении современных процессов перехода от авторитарных режимов и укрепления хрупких демократий (типичных тем компаративных исследований) с недавних пор стала столь настоятельной, что вынудила политологов искать адекватные ответы. Нынешняя потребность в сравнительном анализе процессов демократизации имеет множество причин. Британия поначалу была заинтересована в «экспорте» «Вестминстерской системы» во время широкого движения деколонизации. Надежды эти, однако, быстро увяли из-за неудачного осуществления большинства попыток такого переноса. Но этот интерес возродился в 70-е годы в связи с появлением новых демократических государств вначале в Южной Европе, позднее в Латинской Америке и отдельных частях Азии в 80-е годы и, наконец, на постсоветском пространстве, равно как и в бывших однопартийных государствах Африки к югу от Сахары. Бесспорно, правящие элиты в основных западных странах с самого начала обратили внимание на эти вопросы либо из-за опасений, подобно Киссинджеру, что этот процесс пагубно повлияет на их идею мирового порядка, либо в надежде, подобно Брандту или Картеру, что указанные процессы будут ей на пользу. Но в целом западные правительства особо не изощрялись в поисках свежих аналитических идей, пока не стало слишком поздно. Напротив, в испаноязычных странах как политические деятели, так и ученые направили свои усилия на изучение этой темы задолго до того, как стала очевидна ее практическая значимость. Если более или менее стабильные и реально функционирующие либеральные демократии смогли прийти на смену таким «тотемическим» режимам, как диктатуры Франко и Салазара, то это случилось не только благодаря правящим элитам, но и благодаря образованным слоям в Латинской Америке, которые хотели знать, не повлияет ли демократизация на их интересы. Большую потребность в свежих идеях относительно сравнительного анализа демократизации испытывали «южные» политические круги. Еще позднее возникновение новых политических сообществ в Восточной Европе и Южной Африке еще более углубило и расширило эти потребности. Конечно, на «Севере» спрос на сравнительные исследования тоже быстро возрастал, но в целом этот рост был инициирован насущной необходимостью их проведения, испытываемой «Югом». Создавать сравнительную политологию для этих новых «заказчиков» — занятие иного рода, нежели обслуживать элиты «имперского типа». Для краткос- ти выразим эту противоположность в несколько утрированном виде. Начнем с наиболее очевидного контраста, который проявляется при проведении сравнительного анализа в испанской и в английской языковой среде. Это не только позволяет создавать такие яркие неологизмы, как демократура (соединение понятий «democracia» и «dictatura») и диктабланда (под этим термином подразумевается жесткая демократия или мягкая диктатура), но и подталкивает к соответствующему обмену идеями и даже некому синкретизму соперничающих языковых общин, каждая из которых имеет собственные богатые традиции политической теории и практики. Например, «государство», «гражданское общество» и «правовое государство» — все эти ключевые понятия, получают мощный, но различный резонанс в каждой из этих двух культур. Другая особенность современных исследований демократизации касается различий между имперскими элитами, имеющими доступ к сильно централизованной государственной власти, которая выражает их интересы во внешней политике и защищает население от внешних угроз, и наспех объединившимися политическим группировками, имеющими лишь условный доступ к непрочным инструментам государственной власти и сознающими собственную уязвимость. «Заказчики» первого типа могут требовать научно обоснованных выводов с мощным прогностическим потенциалом, которые могли бы помочь им осуществлять задуманное, не поднимая слишком много щекотливых вопросов нормативного характера. От «заказчиков» второго типа можно ожидать большей терпимости к неопределенности выводов и меньших надежд на научно апробированные политические предписания потому, что подобная установка отражает их собственный опыт, связанный с политической неопределенностью и ограниченностью во властных средствах, а также потому, что они склонны сочетать методологический позитивизм с аморальным и, возможно, недемократичным стилем политики («силовой политики»). В этом случае сравнительный анализ, направленный скорее на «толкование», нежели на «объяснение», может сочетаться с практикой, поощряющей политическое участие, «прислушивающейся к мнению народа». Еще одно различие касается самого взаимоотношения политологов и заказчиков. То, что подходит для сильной однородной и уверенной в своих силах политической власти, среди граждан которой мало кто склонен всерьез воспринимать критические высказывания в адрес внутренней политики, навряд ли подойдет для слабой, неоднородной власти, все граждане которой подвержены чувству незащищенности или комплексу неполноценности, особенно когда сравнения слишком уж неумолимы и «объективны». В первом случае существующие политические институты и политическую практику воспринимают как нечто более или менее приемлемое, что можно слегка подправить в свете сравнений с другими странами. Во втором случае реальные уроки, извлеченные из чужого опыта, могут сдать преобразующие импульсы, поскольку все политические устои, не только специфические для данного момента, но и фундаментальные, в этих странах ощущаются как временные, а публичные дискуссии не могут послужить надежным основанием для осуществления перемен.
|