Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Д. Стандартизация процедур для истеблишмента
Одна из главных особенностей традиционного социального управления состояла в том, что государственная служба по своей природе представляла собой специфическую сферу занятости и осуществлялась в соответствии с принципами, которые существенно отличали ее от работы в частном секторе. Государственных чиновников принимали на службу, если они могли доказать, что способны нести бремя власти с достоинством. Вознаграждение за службу они получали не столько в соответствии с особыми заслугами или неудачами, сколько согласно занимаемой должности. По прохождении испытательного периода их брали в штат и назначали на постоянную должность, не зависящую от политических изменений в составе правительства, а потому уволить их можно было только за совершение должностного преступления. Хотя степень приближения к этой идеализированной веберовской системе в разных странах была неодинакова, кадровая политика в органах власти определялась сходными принципами. Однако и здесь значительная часть этой традиционной системы попала под огонь критики и была заменена заимствованной из частного сектора практикой кадрового менеджмента. Одним из наиболее важных изменений такого типа в государственном секторе стало введение оплаты по результатам выполненной работы (Ingraham, 1993). Теперь эффективность деятельности отдельных государственных служащих оценивается посредством дифференцированной оплаты труда либо в форме премий, либо в виде прибавок к зарплате. Такая схема вознаграждения была введена почти во всех промышленно развитых демократических странах, даже в таких, как Швеция, в которой долгое время господствовал принцип солидарной ответственности в отношении оплаты труда (Sjolund, 1994). Принятый в госсекторе принцип оплаты по заслугам ставит целый ряд острых вопросов. Во-первых, на основе каких критериев можно измерить эффективность услуг, предоставляемых служащими государственных учреждений, и как можно приписывать успех или неудачу проводимых программ отдельным личностям? Сводятся ли такого рода измерения к стремлению подчеркнуть способности государственных служащих в качестве менеджеров, и если да, не снижает ли такой подход внимание к политической роли этих измерений? Во-вторых, не возникает ли конфликт между индивидуализированной оплатой, обусловленной эффективностью деятельности служащих, и техникой менеджмента, ориентированной на управление группами, в частности, такой, как «Общее управление качеством»? Кроме того, вписывается ли оплата труда по индивидуальным заслугам в общую концепцию предоставления услуг населению или она отражает тенденцию почти полного перехода к контрактной системе, при которой сотрудники работают в государственных службах на тех же основаниях, что и в частных предприятиях? Многие из этих сдвигов ставят под вопрос основы традиционного социального управления, а именно, такие отличительные свойства деятельности государственных служащих, как большая роль призвания, моральных установок и кастовости. Конечно, как показывает практика, в некоторых странах такой подход может показаться идеализированным. Тем не менее, его специфические особенности были присущи социальному управлению многих стран, где реформы проводились особенно активно. Внутренние организационные изменения, проходившие под влиянием частного сектора, сочетались там со стремлением к изменению принципов подбора кадров (привлечение специалистов из частного сектора, причем нередко по краткосрочным контрактам), целей и культурного уровня государственных служащих. Теперь к ним относятся уже не как к беспристрастным чиновникам, предоставляющим всевозможные услуги гражданам на основе строгого соблюдения всех предусмотренных формальностей, а как к менеджерам, предпринимателям, «деятелям», уделяющим особое внимание эффективности и специфическим потребностям своих клиентов. Вместе с тем о глубоких изменениях культурного характера, которые произошли в социальном управлении, пока можно вести речь лишь с изрядной долей скептицизма.
|