Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В. Эмпирические доказательства
В своем обзоре проблем политической экономии Альт и Алезина весьма оптимистично настроены в отношении той информации, которую можно получить с помощью эмпирических доказательств. В своей главе они пишут об исключительно важных и в высшей степени успешных теоретических и эмпирических исследованиях Конгресса США. Там же отмечается, что новые теории политических циклов, основанные на идеях рационального выбора и рациональных экспектаций, более плодотворны, чем бытовавшие ранее. Далее авторы указывают, что решающее значение будут иметь эмпирические работы ближайших нескольких лет (гл. 28 наст. изд.). Должен признаться в своем до известной степени скептическом отношении к подобным заявлениям. Даже учитывая то обстоятельство, что я с большим уважением отношусь к эмпирическим доказательствам, мне представляется, что на них не следует возлагать слишком большие надежды. Эконометрические доказательства в экономике редко становились важнейшими при решении проблем в области экономических отношений. Было поставлено совсем немного естественных экспериментов, и полученные результаты оказывались достаточно спорными. Чтобы доказать это на конкретном примере, А. Алезина и X. Розенталь обращают внимание на тот факт, что их статистическая проверка гипотезы о наличии корреляции между интересами и ретроспективой рациональных мотивов голосования имеет сводный характер, что справедливо и по отношению к другим предположениям, выдвинутым при создании моделей (Alesina, Rosenfhal, 1995, р. 209). То обстоятельство, что эта проблема является общей для эконометрических исследований, в данном случае не может служить утешением. Рассмотрим чрезвычайно интересную модель рационального партийного поведения, в которой левые и правые исходят из различных предпочтений относительно инфляции и безработицы (поэтому я определяю такое поведение как «партийное»). В рамках этой модели избиратели действуют рационально, однако здесь имеет место неопределенность в отношении исхода выборов и тех макроэкономических соглашений, которые должны быть заключены заранее и не могут непосредственно зависеть от исхода выборов. На основе подобных предположений можно заранее определить некоторые результаты выборов, однако точность их оценки будет зависеть от тех «неожиданностей», которые могут произойти в ходе голосования. А. Алезина и Н. Рубини проверяют эту теорию, вводя авторегрессивные модели экономического роста, без- работицы и инфляции, подставные переменные, которые дают оценку «+1» за 6 или 4, или 8 кварталов, следуя отклонению курса правительства вправо, и «—1», при изменении его курса влево (Alesina, Roubini, 1992). Эти переменные оказываются важными показателями в сводном анализе временных рядов общенациональных данных для стран с двухпартийной или двухблоковой системами: коэффициент составляет 0, 62 при 95% уверенности, в интервале от 0, 3 до 0, 9. При этом исходят из того, что через 18 месяцев после победы на выборах партии правой ориентации показатель ежегодного экономического роста снизится примерно на 1, 3%. Если такие регрессии имеют место в ряде стран, значит, «все регрессии экономического роста, инфляции и безработицы демонстрируют благоприятные условия для доказательства [гипотезы], хотя не все коэффициенты политических переменных при этом значимы» (Alesina, Roubini, 1992, р. 679). Существует еще целый ряд вопросов, которые мог бы задать скептик. Они могут быть связаны, например, с подходом к проверке различных теорий (Mirrlees, 1989). Остается неясным, относятся ли изменения в правительстве к числу электоральных неожиданностей', в Великобритании перевыборы Дж. Мейджора в 1992 г., возможно, оказались большей «неожиданностью», чем выборы М. Тэтчер в 1979 г. Модель исходит из конкретной макроэкономической теории. Оценка опыта отдельной страны может направить читателя по неверному пути. В случае с Великобританией полученные результаты являются «более значимыми», если пример ограничен периодом времени, прошедшим после 1971 г., однако это означает лишь то, что были проанализированы только две смены правительства, каждая из которых имела свою специфику (в первом случае пришел к власти В. Вильсон в 1974 г. после забастовки горняков; во втором — Маргарет Тэтчер в 1979 г.). Это означает, что данные случаи не могут служить надежным ориентиром в вопросе о том, что случилось бы, если бы курс правительства Великобритании отклонился влево. В заключение следует отметить, что другие исследователи придерживались значительно более осторожных позиций. Как заметил С. Шефрин, «двух проверок рациональной партийной теории... для теории недостаточно», и это положение сохраняет силу, несмотря на то, что Алезина в своей работе 1990 г. выступил с возражениями (Sheffrin, 1989, р. 256; Alesina, 1990), М. Палдам тоже характеризует проведенные им проверки с изрядной долей осторожности: «Мы пришли к выводу о том, что в статистике есть «нечто», очень напоминающее партийные циклы Алезины, однако сегодня это «нечто» еще слишком непонятно, и поэтому требует дальнейшего изучения» (Paldam, 1991, р. 323). ЛИТЕРАТУРА Alesina A. Politics and business cycles in industrial democracies // Economic Policy. 1989. Vol.4. P. 55-87. Alesina A. Evaluating rational partisan business cycle theory: A response // Economics and Politics. 1990. Vol.3. P. 63-72. Alesina A., Carliner C. (eds). Politics and economics in the eighties. Chicago: University of Chicago Press, 1991. Alesina A., Rosenthal H. Partisan politics, divided government and the economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1995. Alesina A., Roubini N. Political cycles in OECD economies // Review of Economic Studies. 1992.Vd.59. P. 663-688. ArndtH. W. Political economy// Economic Record. 1984, Vol. 60. P. 266-273. Arrow K.J. Social choice and individual values. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1963; originally published 1951. Atkinson A.B. Public economics in action. Oxford: Oxford University Press, 1995. Bastable C.F. Public finance. London: Macmillan, 1903; originally published 1892. Baumol W.J. Welfare economics and the theory of the state. London: G. Bell and Sons, 1965; originally published 1952. Brown L. (ed.). New shorter Oxford English Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1993. Buchanan J.M. Fiscal theory and political economy. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1960, Buchanan J.M., Tullock G. The calculus of consent. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1962. Buchanan J.M., Wagner R. Democracy in deficit. New York: Academic Press, 1977. Cannan E.A. Review of economic theory. London: P.S. King and Son, 1929. Crystal D. (ed.). Cambridge Encyclopedia. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. Downs A. An economic theory of democracy. New York: Harper and Row, 1957. Drew J., Sen A. Introduction // The Political Economy of Hunger / Ed. byJ. Dreze, A. Sen, A. Hussain.Oxford: Oxford University Press, 1995. P. 13-45. Edgeworth F. Y. Mathematical psychics: An essayon the application of mathematics to the moral sciences. London: C.K. Paul, 1881. Frey B.S. Taxation in fiscal exchange — comment // Journal of Public Economics. 1976. Vol. 6. P. 31-35. Frey B.S. Democratic economic policy. Oxford: Martin Robertson, 1983. Garfmkel M.R., Oh S. Strategic discipline in monetary policy with private information: Optimal targeting horizons //American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 99—117. Groenewegen P. Professor Arndt on political economy: A comment // EconomicRecord. 1985. Vol. 61. P, 744-751. Groenewegen P. «Political economy» and «economics» // The New Palgrave Dictionary of Economics/Ed. byJ. Eatwell, M. Milgate, P. Newman. London: Macmillan, 1987. P. 904-907. Harrington J.E. Economic policy, economic performance, and elections // American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 27-42. Hibbs D.A., Fassbender H. (eds). Contemporary political economy. Amsterdam: North Holland, 1981. International Labour Office. Into the twenty-first century: The development of social security. Geneva: ILO, 1984. Jevons W.S. The theory of political economy. London: Macmillan, 1910; originally published 1879. JohnAH., Pecchenino R.A., SchreftS.L. ThemacroeconomicsofDr. Strangelove// American Economic Review. 1993. Vol. 83, P. 43-62. Kanbur R, Keen M. Jeux sans frontieres: Tax competition and the tax coordination when countries differ in size //American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 877—892. Laban R., Wolf H.C. Large-scale privatization in transition economies // American Economic Review. 1993. Vol. 83. P. 1199-1210. Lindbeck A. The political economy of the new left. New York: Harper and Row, 1977; originally published 1971. Marshall A. Principles of economics. London: Macmillan, 1890. Marshall A., Marshall M.P. The economics of industry. London: Macmillan, 1879. Mirrlees J.A. Discussion of Alesina // Economic Policy. 1989. Vol. 4. P. 89-90. Niskanen W. Bureaucracy and representative government. Chicago: Aldine-Atherton, 1971. Paldam M. Politics matter after all: Testing Alesina's theory of RE Partisan cycles on data for seventeen countries // Business Cycles: Theories, Evidence and Analysis / Ed. by N. Thygesen, K. Velupillai, S. Zambelli. London: Macmillan, 1991. P. 369-398. Poterba J.M. State responses to fiscal crises: The effects of budgetary institutions and politics //Journal of Political Economy. 1994. Vol. 102. P. 799-821. Sen A.K. Rational fools: A critique of the behavioral foundations of economic theory // Philosophy and Public Affairs. 1977. Vol. 6. P. 317-344. Sheffrin S. Evaluating rational partisan business cycle theory // Economics and Politics. 1989. Vol.1. P. 239-259.
|