Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пятое отделение
Обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях (X, 2-34). Это касается двух предметов: 1) не покрытие женщинами своих голов в церкви (XI, 2-16); и 2) неустройств на вечерях любви (17-34). 1) Против не покрытия женщинами своих голов в церкви (XI, 2-16). 1. В еврейском народе и у других восточных народов и, даже греков, женщина добропорядочного поведения должна была являться на общественные собрания под покрывалом, которое служило символом ее целомудренной замкнутости для всех сторонних ее семейству и подчинения своему мужу, отцу или брату. Гречанки являлись без покрывала только при идолослужении во свидетельство своего благоговения к богам. Этот свой языческий обычай некоторые христианки из язычниц, к великому соблазну других, особенно иудеев, внесли и в церковь Христову. Обстоятельство это послужило поводом к горячим спорам, решить которые Коринфяне просили Св. Павла. Св. Павел, основавший церковь в Коринфе, ввел в ней, как и в других церквах, обычай являться при богослужении женщинам с покрытою головою. Этого обычая продолжали держаться многие христианки, поэтому Св. Павел сначала хвалит их за ревность преданному им, несмотря на то, что он ранее не объяснял им нравственного значения такого обычая. Теперь же, когда явились споры из-за этого, Св. Павел объясняет и значение его. Обычай этот вытекает: А) из отношения Бога к человеку и мужа к жене, по заповеди Господа (3-12) и Б) из законов природы (13-16). 2. Будучи в Коринфе, Св. Павел завел у них, как и в других церквах, всесторонние порядки, по которым сформировалась их жизнь – семейная, гражданская и церковная. Помните, говорит, что я вам заповедал, и держите порядки, какие я завел у вас. За это и хвалю вас. Похвала его, очевидно, относится к тем, (а таких было большинство), которые хранили его предания. Отступивших же от предания увещевает: 3. В утверждение обычая носить женщинам покрывала на голове Св. Павел приводит основания, которых еще не знали Коринфяне. Именно, Христос Господь, принявший плоть человеческую и возродивши людей к новой жизни, стал естественным главою новорожденной твари, представителем которой служит муж, потому что и ранее он сначала один был сотворен был Господом. Так как женщина сотворена была после – из ребра Адамова и чрез него должна была узнавать волю Божию, то муж, естественно, становится главой жены; глава же Христа, как Богочеловека, есть Бог Отец, волю Которого Христос пришел исполнить на земле. Из такого, установленного Богом, порядка Св. Павел и выводит нравоучение. 4-5. Муж, как носящий образ и славу Божию, как представитель Бога на земле, Который дал ему власть над творениями, хотя и совместно с женою, но как подчиненной ему (Быт. 2, 20 и сл.; 3, 16), не должен покрывать свою голову во время молитвы и пророчества, при действии на него Св. Духа; ибо он, таким образом, унижает этим знаком подчинения и свое достоинство пред тварью и достоинство своей главы – Христа Господа, в Котором всем дано господство. Напротив, жена, молящаяся и пророчествующая в церкви с открытой головою, срамит своего главу – мужа тем, что пред лицом Бога не оказывает Ему должного послушания и уподобляется обритым, - бесчестным, нецеломудренным (Числ. 5, 18). 6. Ибо если жене стыдно быть остриженной или обритой, то также должно быть стыдно и без покрывала; потому что одно и то же быть остриженной и без покрывала. Итак, жена должна тщательно закрываться от постороннего взгляда везде в знак своего подчинения мужу. Эту же мысль Св. Павел доказывает и от порядка творения. 7-8. Итак, муж, как образ и слава Божия между тварью, не должен в церкви покрывать свою голову*), а жена потом взята от мужа, как бы по его уже образу создана, и есть поэтому образ образа, или есть отблеск славы мужа, поэтому должна накрываться в знак подчинения мужу. 9. И еще преимущества мужа пред женой. Муж прежде создан, а жена создана после, из-за потребности мужа быть в обществе с подобным себе, и создана быть помощницей мужу. Этим выражено зависимое и подчиненное ее положение. Таким образом, Св. Апостол указал четыре преимущества мужа пред женой. 1) Глава мужа есть Христос, а муж есть глава жены. 2) Муж есть слава Божия, а жена слава мужа. 3) Не муж от жены, а жена от мужа. 4) Не муж для жены, а жена для мужа (Злат.). Отсюда, - 10. По вышеуказанным причинам, и кроме их, еще и Ангел ради жена должна носить покрывало на голове своей, как знак власти мужа над нею, чтобы своею покорностью мужу и Богу доставить радость Ангелам, хранителям людей, которые близки им и всегда, а особенно при богослужении. 11-12. Впрочем, муж не должен забывать, что во Христе Господе – в спасении он не имеет преимущества пред женою (Гал. 3, 28) и оба имеют одинаковые права и произошли от Господа, от Которого и должны быть зависимы. Ибо. Хотя первоначально Бог создал жену из ребра мужа, а потом устроил так, что муж стал рождаться от жены. Наконец, для доказательства своего положения Св. Апостол обращается к естественному чувству или смыслу и законам природы. 13. Самих Коринфян приглашает рассудить, прилично ли женщине молиться Богу с открытою головою, не прогневляет ли она Бога такой своею молитвою? Чем же и почему? 14-15. Сама природа, давши женщине длинные волосы, а мужчине короткие и жидкие, указывает, что для женщины длинные волосы – честь, а для мужчины – бесчестие; с другой стороны, что длинные волосы даны ей вместо покрывала. Это должно служить ей указанием, что она и сама добровольно должна покрываться покрывалом, чтобы не бесчестить природы и не оказать противления Богу, создавшему природу. 16. Св. Павел в заключении как бы так говорит: я доказывал, убеждал, объяснял, что женщинам в церкви должно быть с покрытою головою; для внимательных и рассудительных достаточно сказанного. Но если кто поднимет спор, будет возражать, такому скажу: нет у нас в церкви вселенской обычая, чтобы женщины стояли в церкви с открытыми головами, след., противящийся нам, противится церкви Вселенской. 2) Против нестроений на вечерях любви (ст. 17-31). С распространением учения о Христе Апостолы установляли в основанных ими Церквах, так называемые, вечери любви или Господни, на которые в начале ночи (Деян, 20, 7-8. 11) христиане в положенное время собирались в церковь, или дом кого-либо из христиан, принося с собою для трапезы, что каждый имел, и здесь, после общей молитвы и вкушения тела и крови Христовых, садились за общую трапезу – богатые вместе с бедными и, таким образом, находились в живом общении между собою. Такой прекрасный обычай Св. Павел установил и в Коринфской церкви, но Коринфяне, увлекаемые мудростью мира и высокомерием, на вечери любви стали сходиться как на пирушку, ели и пили каждый свое, не уделяя бедным, относясь к ним даже с пренебрежением, и выходило поэтому, что собрались сюда не на лучшее, а на худшее, ибо Господь за это пренебрежение уже не редко посещал их Своим Гневом. И вот, посланные от Коринфян, вероятно, и передали Апостолу, что у них на вечерях любви происходят разногласия – разделение между богатыми и бедными. Для пресечения их Св. Павел и пишет им свои наставления и увещания, в которых: сначала, указывает, в чем у них нестроения и обличает их (ст. 17-22); потом, чтобы расположить их к должному отношению к вечерям Господним, говорит о Таинстве тела и крови Христовых – как оно установлено (23-26) и как должно приступать к нему (27-32); и, наконец, делает постановления относительно порядков на вечерях любви (33-34).
|