Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Теории модернизации и процесс человеческой цивилизации






1. Классическая теория модернизации и процесс человеческой цивилизации

Рисунок II.4. Три волны исследований модернизации в мире [13]

Некоторые ученые начали исследования модернизации в 1950 — 1960-х годах — уже в тот период было опубликовано немало важных работ. В их число входят «Социальная система» (1951) [29],
«Закат традиционного общества: модернизация Среднего Востока» (1958) [31], «Политика в развиваю­щихся регионах» (1960) [59], «Стадии экономического развития» (1960) [17], «Общество достижения» (1961) [6°], «Политика модернизации» (1965) [361, «Модернизация и социальная структура» (1966) [38], «Динамика модернизации» (1966) И, «Модернизация: протест и перемены» (1966) 137], «Политический порядок изменения обществ» (1968) [421, «Система современных обществ» (1971) 1431, «В ногу со временем: индивидуальные изменения в шести развивающихся обществах» (1974) (написана в начале 1970-х) и так далее [451. Благодаря этим работам были заложены основы теории модернизации. Следует отметить, что теория модернизации не является единой теорией, а выступает как совокупность теоретических результатов, полученных в ходе проведенных учеными исследований разных областей всемирной модернизации [20]. Все это получило название классической теории модер­низации.

В целом классическая теория модернизации содержит пять основных элементов (табли­ца II.3): теоретический подтекст классической модернизации, законы и характерные черты про­цесса классической модернизации, ее результаты (т. е. модернити[4]), динамика и модели класси­ческой модернизации.

Таблица II.3. Основные элементы классической теории модернизации
Элемент Основное содержание
Определение Классической модернизацией называют исторический процесс и фундаментальный переход от аграрного традиционного общества к современному индустриальному, с момента промышленной революции XVIII века. Под это определение одновременно подпадают как социальные изменения в передовых странах, так и процесс выхода отстающих стран на более высокий уровень развития.
Процесс Классическая модернизация являются революционным, комплексным, систематическим, глобальным, длительным процессом развития, состоящим из нескольких этапов.
Результат Результатом классической модернизации является формирование и постепенное распространение модернити (современности — прим. ред.) — под ней здесь следует понимать набор характеристик страны или государства, в котором завершилась классическая модернизация.
Динамика Есть три точки зрения на то, чем определяется динамика модернизации: экономическим развитием, культурным развитием и, наконец, взаимодействием между политическими, экономическими и культурными элементами.
Модели Существует много моделей модернизации; последняя также зависима от предшествующего пути ее осуществления.

Источник Research Group for China Modernization Strategies, 2004 [29].

 

До сих пор нет единого определения модернизации. В целом ее можно интерпретировать трояко: с точки зрения основных понятий, теоретических представлений и выводов для даль­нейшей политики. Согласно классической теории, модернизация является историческим про­цессом перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному с его изменениями. Этот процесс протекает как в передовых странах, так и в более отсталых, также стремящихся достичь более высокого уровня развития.

Американский ученый, профессор С.Э. Блэк считает, что человеческие взаимоотношения претерпели три революционных изменения И: от доисторического общества к человеческому, от первобытного к цивилизованному и от традиционного цивилизованного к современному. Третья трансформация и является процессом модернизации и сопутствующих изменений (рисунок II.6).

Вторая великая Модернизация

 

Согласно классической теории модернизации, развитие человеческой цивилизации вклю­чает три основных периода: первобытное общество, традиционное аграрное общество и совре­менное индустриальное общество. Модернизация — процесс трансформации общества из тра­диционного аграрного состояния в современное (индустриальное).

2. Теория постмодернизации и процесс человеческой цивилизации

Промышленные страны завершили классическую модернизацию и вошли в следующий период развития в 60-х годах XX века. Некоторые называют этот период постмодернизационным [51]. Ученые выделили три важных явления.

1) Индустриальная экономика — не конечная точка и не кульминация мирового экономи­ческого развития. В промышленных странах это развитие переключилось с индустриализации на деиндустриализацию, чему сопутствует постоянно снижающаяся доля промышленности и постоянно растущая доля сферы услуг в экономике.

2) Индустриальное общество — не конечная точка развития человеческого общества. Фокус социального развития в развитых странах сместился с урбанизации на дезурбанизацию — все больше людей стремится жить за городом, а не в крупных мегаполисах.

3) Индустриальная цивилизация также не является конечной точкой процесса цивилиза­ции — рост развитых стран преодолел (и продолжает преодолевать) рамки индустриальной цивилизации. Очевидно, что классическая теория модернизации не способна правильно интер­претировать эти события. В 1970 — 1980-х годах в Европе и Америке в академической среде стало популярным добавлять приставку «пост» к научным терминам. Постмодернизационная теория собрала эти новые термины воедино, включив в себя такие понятия, как постиндустриальное общество, постмодернизм и постмодернизация.

Американский ученый, профессор Д. Белл опубликовал в 1973 г. книгу «Грядущее постин­дустриальное общество»[6]. По Беллу, развитие человеческого общества состоит из трех этапов: доиндустриального, индустриального и постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает несколько фаз. США вошли в первую из них в 1970-х годах. Постиндустриальное общество не заменяет собой индустриальное — оно лишь отбрасывает отдельные его элементы, добавляя взамен некоторые новые.

Рисунок II.6. Три революционных трансформации человеческих деяний [5]

Если классическая теория модернизации описывает нам индустриализированный мир, то постмодернизационная исследует его дальнейшее развитие. Согласно ей, трансформация традиционного общества в современное (аграрного общества в индустриальное) является модернизацией, а трансформация современного общества в общество постмодерна (инду­
стриального общества в постиндустриальное) — постмодернизацией. Результатом постмодер­низации будет постмодернизированное общество, которое со временем уступит место «пост- пост-модернизированному» [8].

Согласно теории постмодернизации, развитие человеческой цивилизации также имеет три основных периода: традиционное общество (доиндустриальное), современное (индустриаль­ное) и постмодерное (постиндустриальное) (рисунок II.7). Если рассматривать первый период как состоящий из двух стадий (первобытное общество и традиционное аграрное), то общий ход цивилизации можно поделить на четыре этапа.

Рисунок II.7. Переход от модернизации к постмодернизации [9]


 

3. Новые теории модернизации и процесс человеческой цивилизации

В 1980 — 1990-х годах исследования модернизации породили множество новых теорий. В их чис­ло входят теория экологической модернизации профессора Дж. Губера (1985) [53], теория реф­лексивной модернизации профессора у. Бека (1986) [9, 10], теория продолжающейся модерниза­ции профессора у. Запфа (1991) [54], «новая модернизация» профессора Э. Тираякяна (1991) [55], «множественные современности (модернити — прим. ред.)» профессора Айзенштадта (1998) [57, 58] и теория вторичной модернизации профессора Хэ Чуаньци (1998) [4, 11—13].

Согласно теории экологической модернизации, переход от аграрного общества к индустри­альному является модернизацией, а от индустриального к экологическому — экологической модернизацией. Экологическая модернити является характеристикой экологического общества.

Согласно теории рефлексивной модернизации, переход от аграрного общества к индустри­альному является простой (ортодоксальной) модернизацией, а переход от индустриального общества к обществу рисков — рефлексивной. Модернити индустриального общества — это «общая» модернити, а модернити общества рисков — рефлексивная. «Общая» модернити явля­ется первичной, а рефлексивная — вторичной (рисунок II.8).

Профессор Запф утверждает, что современное индустриальное общество может продолжать стремиться к модернизации. Профессор Тирьякьян предполагает, что модернизация современ­ного индустриального общества является новой модернизацией. Согласно теории «множествен­ных современностей», модернити — это цивилизация, а современное индустриальное общество обладает культурным разнообразием.


40 Часть первая. Цивилизация и модернизация: глобальные основы модернизации Китая Рисунок II.8. Рефлексивная модернизация как модернизация модернизации [13]


 

В 1998 году китайский ученый, профессор Хэ Чуаньци опубликовал две работы, посвящен­ные информационной экономике и вторичной (или второй) модернизации [11, 12], и развил тео­рию вторичной модернизации. С 1999 года им было опубликовано семь книг, посвященных вто­ричной модернизации, с 2001 года вышло в свет десять выпусков ДМК. В этих книгах и докладах прфессор систематически объясняет и уточняет теорию вторичной модернизации, привлекает для обоснования новой теоретической модели научные составляющие классической теории модернизации, теории постмодернизации и еще нескольких теорий. Теория вторичной модер­низации — это общая теория модернизации и развития цивилизации (рисунок II.9).

Рисунок II.9. Структура теории вторичной модернизации [13]


 

Теория вторичной модернизации является теорией развития цивилизации и может быть названа теорией поэтапного ускорения цивилизации. Главными в ней являются три понятия.

1) Таблица периодов процесса человеческой цивилизации. С момента появления челове­чества и до 2100 года цивилизация проходит через четыре крупных революции: создание руч­ных орудий труда, аграрная революция, промышленная революция и революция знаний. Сам процесс цивилизации последовательно прогрессирует, проходя четыре эры: эру ручных орудий труда, аграрная эру, индустриальная эру и эру знаний (таблица II.4). Каждая эра состоит из четырех фаз: начальной фазы, фазы развития, фазы расцвета и фазы перехода к следующей эре. В итоге процесс цивилизации делится на четыре эры и 16 фаз. Развитие цивилизации включает как периодичность, так и ускорение. Эра знаний не означает завершения процесса цивилиза­ции. Человеческая цивилизация будет развиваться и после этого периода.

Таблица II.4. Четыре периода цивилизационного процесса

  Эра ручных орудий труда Аграрная эра Индустриальная эра Эра знаний
Хронология Около 2, 5 млн лет назад - 3500 год до н. э. Около 3500 лет до н. э. - 1763 год н. э. 1763-1970 годы 1970-2100 годы
Временной интервал Около 2, 5 млн лет Около 5260 лет Около 210 лет Около 130 лет
Четыре революции Революция в создании ручных орудий труда (ок. 2, 5 млн лет назад) Аграрная революция (ок. 10 000-5500 лет назад) Промышленная революция (вторая половина XVIII века) Революция в знаниях (конец XX века)
Основные характеристики Нет письменности Нет государств Племена Охота и собирательство Первобытная культура Первобытное общество Примитивная экономика Письменность Зарождение государств Рабовладельческая система Феодальная система Аграрная цивилизация Аграрные экономика и общество Индустриализация Урбанизация Демократизация Рационализация Индустриальная цивилизация Индустриальные экономика и общество Ценность информации Информатизация Глобализация Экологизация Информационная цивилизация Информационные экономика и общество
Примечание. Разделение цивилизационного процесса на периоды основано на истории развития стран-лидеров, и время разделения является относительным. В разных странах процесс цивилизации шел неравномерно. Источник: He 1999 W.

 

Таблица II.5. Таблица периодов цивилизационного процесса

Периоды Хронология Временной промежуток Основные характеристики Примечания
Эра ручных орудий труда 2, 5 млн - 5500 лет назад 2, 5 м лет Первобытные культура, экономика, общество Появление людей, социализация
Начальная фаза 2, 5-0, 2 млн лет назад 2, 3 м лет Ранний палеолит, охота и собирательство
Фаза развития 0, 2-0, 04 млн лет назад 0, 16 м лет Средний палеолит, кланы родственников по крови
Фаза расцвета 0, 04-0, 01 млн лет назад 0, 03 м лет Поздний палеолит, матриархальное общество
Переходная фаза 0, 01 млн - 5500 лет назад 5000 лет Неолит, земледелие, патриархальное общество
Аграрная эра 3500 год до н. э. — 1763 год н. э. 5260 лет Аграрные цивилизации, экономика, общество Рождение цивилизации, сельскохозяйствен­ная культура
Начальная фаза 3500 год до н.э. - 500 год до н.э. 3000 лет Цивилизации Древнего мира, земледелие и скотоводство, рабовладельческая система
Фаза развития 500 год до н.э. - 618 год н.э. 1100 лет Классическая цивилизация, феодальная система
Фаза расцвета 618-1500 годы. 900 лет Расцвет восточных цивилизаций, европейские Средние века
Переходная фаза 1500-1 763 годы 260 лет Подъем европейской цивилизации, распространение Ренессанса
Индустриальная эра 1763—1970 годы 210 лет Индустриальные цивилизация, экономика, общество Первичная модернизация, индустриализация, урбанизация, деагрикультури- зация
Начальная фаза 1763-1870 годы 110 лет Первая промышленная революция, механизация
Фаза развития 1871-1913 годы 40 лет Вторая промышленная революция, электрификация
Фаза расцвета 1913-1945 годы 30 лет Механизация и электрификация, домохозяйство, смешанная экономика
Переходная фаза 1946-1970 годы 20 лет Третья промышленная революция, автоматизация, электронная компьютеризация

 

Уровень развития I юггеа Примечание. Р, A, I и K соответственно означают эры: «первобытная», «аграрная», «индустриальная» и «информационная». S, D, M и T соответственно означают фазы: «начальная», «развитие», «расцвет» и «переходная». Время цивилизационного процесса основано на странах-лидерах. В разных странах и регионах цивилизационный процесс шел асинхронно.
Источник: He 2003 I13L

Таблица II.5. (продолжение)

Периоды Хронология Временной промежуток Основные характеристики Примечания
Эра знаний 1970-2100 годы 130 лет Цивилизация знаний, экономика, общество, основанные на знаниях Вторичная модернизация, интенсификация использования знаний, экологиза­ция, деиндустриа­лизация
Начальная фаза 1970-1992 годы 20 лет Первая информационная революция, персональные компьютеры, опора на знания
Фаза развития 1993-2020 годы 30 лет Вторая информационная революция, сетевое взаимодействие, экологизация
Фаза расцвета 2021-2050 годы 30 лет Биотехнологии и клонирование, новая биологическая революция
Переходная фаза 2051-21 00 годы 50 лет Новые виды транспорта, новая физическая революция
Примечание. Хронология и интервалы времени основаны на странах-лидерах и являются условными. Цивилизационный процесс в разных странах и у разных народов шел неравномерно. Источник He 1999 И1.

 

2) Система координат цивилизационного процесса (рисунок II.10). Процесс цивилизации не­равномерен и в разных странах протекает с разной скоростью. Если четыре периода цивилизации взять за ось абсцисс, а уровень социального развития — за ось ординат, мы можем создать систему координат для цивилизационного процесса. Разные страны займут в ней разное положение.

Рисунок II.10. Система координат цивилизационного процесса и две модернизации

3) Карта пути развития цивилизационного процесса (рисунок II.11). Процесс не является линейным. С ростом социальной производительности он может менять свое направление, а про­изводительность может изменять свою структуру. Процесс, скорее, является, спиральным.

Рисунок II.11. Карта пути цивилизационного процесса и мировых модернизаций


Уровень продуктивности
Примечание. Центральная ось человеческой цивилизации трижды смещалась, и сам процесс был поделен на четыре периода, в каж­дом из которых структура цивилизации выглядела несколько иначе. Структура продуктивности взята за ось абсцисс, а уровень продуктив­ности - за ось ординат. Деления на оси абсцисс равны отношению сельскохозяйственного труда к охоте и собирательству в первобытной цивилизации, охоты и собирательства - к сельскохозяйственному труду в аграрной цивилизации, индустриального труда - к сельскохозяй­ственному в индустриальной цивилизации и материального (аграрного и индустриального труда) - к умственному в цивилизации знаний.
Аграрная революция Первобытная культура и эра ручных орудий труда Первобытные экономика и общество Структура продуктивности

 

 


Источник: He 2003 I13L

Теорию вторичной модернизации можно также назвать общей теорией модернизации (а также теорией двойной модернизации, или теорией двухступенчатой модернизации). В нее входят пять основных элементов (таблица II.6): теоретические выводы, касающиеся непосред­ственно модернизации, законы и черты общего модернизационного процесса, результаты общей модернизации (два вида модернити), динамика и режимы общей модернизации.

Таблица II.6. Основные элементы теории вторичной модернизации

Элементы Основное содержание
Определение В целом под модернизацией понимаются значительные изменения в человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII века. Она затронула такие сферы, как экономика, общество, политика, культура, экология и индивидуальное поведение. Она включает в себя формирование, развитие, трансформацию и международное взаимодействие современных цивилизаций, инновации, отбор, диффузию и рецессию элементов цивилизаций, а также международную конкуренцию, в ходе которой разные страны стараются достичь и сохранить высокий уровень развития по меркам всего мира.
Процесс На протяжении XVIII-XXI веков процесс модернизации может быть разделен на две стадии: первичную и вторичную. Первичная модернизация является трансформацией аграрной цивилизации в индустриальную, а вторичная - трансформацией индустриальной в цивилизацию знаний. Вторичная модернизация не является конечным пунктом истории - далее будут и другие модернизации. Главным приоритетом первичной модернизации является экономическое развитие, в то время как главный приоритет вторичной модернизации - рост качества жизни. Уровень жизни в материальном плане может являться сходным, однако духовная и культурная составляющие жизни людей значительно различаются.

 

Таблица II.6. (продолжение)

Элементы Основное содержание
Результат Результатом первичной модернизации являются кристаллизация и диффузия первичной модернити, в то время как результатом вторичной модернизации являются кристаллизация и диффузия вторичной модернити.
Динамика Динамика первичной модернизации проявляется в капитале, технологии и демократии, в то время как динамика вторичной модернизации проявляется через инновации в знаниях, институтах и человеческом капитале.
Модели Обе модернизации имеют несколько моделей и зависят от предшествующих путей их осуществления. Координированное развитие обеих модернизаций называется интегрированной модернизацией.

Источник: Research Group for China Modernization Strategies, 2004 [61], 2010 [62].

 

В целом модернизацией можно назвать значительные изменения человеческой цивилиза­ции со времен промышленной революции XVIII веке, комплексный процесс формирования, раз­вития, трансформаций и международного взаимодействия современных цивилизаций, а также комплексный процесс различных действий в области инноваций, отбора, диффузии и ецес- сии цивилизационных элементов. Модернизация включает в себя исторический процесс и его изменения, связанные с переходом от традиционного к современному обществу, экономике, политике, культуре и международной конкуренции, в ходе которой различные страны стара­ются достичь и удержать высокий по меркам современного мира уровень развития. Вкратце модернизация является сочетанием развития, трансформаций и международной конкуренции цивилизаций — квартетом, состоящим из инноваций, отбора, изучения и отсеивания цивилиза- ционных элементов; она происходит как в передовых, так и в отсталых странах.

Мировая модернизация — длительный исторический процесс. Ее четырехсотлетний путь с XVIII по конец XXI века может быть разделен на два главных периода: первичную и вторичную модернизации. Первичная модернизация — переход от аграрной цивилизации к промышлен­ной цивилизации и эре, она включает аналогичный переход от аграрной к индустриальным экономике, обществу, культуре и т. п. Вторичная модернизация — переход от промышленных к основанным на знаниях цивилизации и эре, в это время также наблюдается переход от про­мышленных к информационным экономике, обществу, культуре и т. п.; также происходит пере­ход от материальной культуры к экологической. Вторичная модернизация не знаменует собой конец истории человечества — со временем будут и другие модернизации.

Результатом первичной модернизации являются кристаллизация и распространение пер­вичной модернити, включая индустриализацию, урбанизацию, демократизацию, бюрократи­зацию, институционализацию, рационализацию, секуляризацию, механизацию, электрифи­кацию, автоматизацию, маркетизацию, стандартизацию, дифференциацию и интеграцию, мобилизацию, генерализацию, концентрацию, социальное благополучие, деагрикультуриза- цию (снижение уровня занятости и доли аграрного труда в ВВП), современную науку и энер­гию, массовые коммуникации и общедоступное школьное образование, и т.п.

Результатом вторичной модернизации являются кристаллизация и распространение вто­ричной модернити, включая процесс формирования наукоемкого общества, информатизацию (насыщение информацией), развитие сферы услуг, сетевое взаимодействие, распространение цифровых технологий, глобализацию, готовность к инновациям, индивидуализацию, диверси­фикацию, плюрализм, экологизацию (процесс и связанные с ним действия по разработке эколо­гических законов), озеленение, снижение доли материального производства, дематериализацию, деиндустриализацию (снижение уровня занятости и доли промышленного труда в ВВП), субур- банизацию[5], установление равновесия между урбанизированной и аграрной сферами, обучение на протяжении жизни, общедоступное высшее образование (таблица II.7) и т. д. в наше время.

Таблица II.7. Традиции, модернити и универсальные элементы человеческой цивилизации

Область Универсальные элементы цивилизации Традиции Первичная модернити Вторичная модернити
Экономика Разделение труда Обмен Деньги Богатые и бедные Аграрная экономика Сельская самодостаточность Ремесло Индустриальная экономика Индустриализация Маркетизация Стандартизация Автоматизация Деагрикультуризация Экономика знаний Знания Рост сферы услуг Экологизация Глобализация Деиндустриализация
Общество Семья Образование Медицина Организации Преступность Аграрное общество Земледелие Стабильность Отсутствие всеобщего образования Индустриальное общество Урбанизация Социальное благополучие Мобилизация Дифференциация Общее школьное образование Общество знаний Информатизация Сетевое взаимодействие Доступность знаний Субурбанизация Деконцентрация Общее высшее образование
Политика Правительство Армия Дипломатия Власть Автократия Феодализм Теократия Демократизация Бюрократизация Конституция Интернационализация Информатизация Деконцентрация
Культура Язык Литература Искусство Религия Мораль Религиозность Фетишизм Фатализм Зависимость от региона Секуляризация Рационализация Генерализация Массовые коммуникации Национальные и материальные ценности Модернизм Сетевое взаимодействие Плюрализм Культурная индустриализация Экологический расчет Глобальность Качество жизни Постмодернизм
Экология Изменения окружающей среды Акклиматизация Эксплуатация природы Подстройка под природу Региональное разнообразие Экономические приоритеты Покорение и контроль над природой Деградация экологии Экологический баланс Взаимовыгодные стратегии взаимодействия с природой Охрана природы Единение человека и природы
Поведение индивидов Гендерные роли Любовь Базовые потребности Этикет Консервативность Пассивность Ценность общности Открытость Активность Равноправие Независимость Ценность индивида Инновации Обучение на протяжении всей жизни Индивидуализация Счастье Самореализация
Примечание. Под универсальными элементами человеческой цивилизации понимаются цивилизационные элементы, существующие долгое время на протяжении цивилизационного процесса, хотя их характеристики и коннотации могут различаться. Источник. He 2003 [13], North 1981[63], Brown 1991[64].

 

В ходе процесса первичной модернизации экономическое развитие выступает основным приоритетом и зачастую сопровождается невнимательным отношением к окружающей среде. В ходе вторичной модернизации на первый план выходит качество жизни, вследствие чего эко­номика и экология приносят взаимную пользу. Если качество материальной стороны жизни может в разных странах быть сходным, то духовная и культурная жизнь везде обустраивается по-разному. Развивающиеся страны могут либо координировать пути развития первичной и вторичной модернизации, либо идти путем интегрированной модернизации. В настоящее время всемирная модернизация имеет диверсифицированный характер.

Выделяют десять базовых принципов всемирной модернизации: асинхронность процесса, неравномерность распределения, стабильность структуры, изменяемость статуса, предсказуе­мость поведения, выбор путей, рост требований, уменьшение отдачи, неповторимость состоя­ний и изменяемость центральной оси. Говоря конкретнее, процесс всемирной модернизации асинхронен, уровни и элементы модернизации неравномерно распределены в пространстве, а структура их распределения относительно стабильна. Однако относительный статус и отно­сительное неравенство стран в ходе всемирной модернизации могут изменяться — и эти изме­нения носят регулярный характер. Что касается относительного уровня, то около 90% развитых стран в ближайшие 20 лет будут развиваться и дальше, около 90% отсталых стран останутся на своих позициях и около 10% более или менее развитых стран повысят свой статус, в то время как 20 — 30% могут, напротив, его понизить.

Согласно теории вторичной модернизации, первичная модернизация является классиче­ской, а проистекающая из нее вторичная — новой. Итак, если постмодернизация является пере­ходом от первичной модернизации к вторичной, то теория постмодернизации, в свою очередь, представляет собой умозрительный переход от классической теории к новой. Теории экологи­ческой и рефлексивной модернизации можно воспринимать как разные теоретические интер­претации вторичной модернизации.

Во время проведенной в 2003 году оценки процесса модернизации в 131 стране в период с 1960 по 2000 год [65], мы выяснили, что к 1960 году 14 стран завершили классическую модерни­зацию. К 2000 году уже 61 страна завершила или в основном осуществила модернизацию, при этом 24 страны вступили в период вторичной модернизации, но более 60 стран еще не успели закончить классическую стадию модернизации. Около 10 стран оставались на уровне традици­онного аграрного общества, а некоторые этнические группы все еще находились на первобыт­ном уровне. Все это может послужить доказательством того, что теория вторичной модерниза­ции имеет под собой реальные основания.

IV. Заключение

1. Модернизация - один из видов фундаментальных изменений человеческой цивилизации с XVIII века

В целом понятие модернизации имеет четыре слоя теоретических выводов. Во-первых, это один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной рево­люции XVIII века, включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации. Модернизация включает в себя образование, развитие, изменение и международное взаимодействие современных цивилиза­ций, инновации, отбор, распространение и рецессию элементов цивилизации и т. д. Она каса­ется таких областей, как экономика, общество, политика, культура, экология и поведение инди­видов, а совершается как в передовых, так и в отсталых странах.

Во-вторых, модернизация — исторический процесс, протекающий с XVIII века. Это ком­плексный процесс образования, развития, изменения и международного взаимодействия совре­менных цивилизаций, комплексный процесс инноваций, отбора, рассеивания и рецессии элемен­тов цивилизации. Промежуток длиной в 400 лет с начала XVIII по конец XXI века можно разделить на два больших периода: первичную и вторичную модернизации. Под первичной модерниза­цией понимается процесс перехода от аграрной цивилизации к индустриальной, включая пере­ход от аграрных к индустриальным экономике, обществу, культуре и т. д. Под вторичной модер­низацией понимается процесс перехода от индустриальной цивилизации к информационной, включая соответствующие изменения в сферах экономики, общества, культуры, экологии и т. п.

В-третьих, модернизация является частью международной конкуренции — страны стара­ются обогнать друг друга и достичь высокого общемирового уровня развития.

В-четвертых, модернизацию можно рассматривать как с абсолютной, так и с относительной точкек зрения. Изменения и рост в рамках одной страны являются абсолютной модернизацией, в то время как при сравнении разных стран мы получим картину относительной модернизации.

Модернизация является одновременно и характерной чертой жизни, и личным выбором отдельных людей. Если вы отказываетесь от нее, разрыв между вашим уровнем жизни и уровнем жизни тех, кто ее воспринял, будет лишь увеличиваться.

2. Теории модернизации описывают процесс человеческой цивилизации с XVIII века

Теории модернизации систематически выявляют характеристики и законы всемирного модер- низационного процесса. С 1950 года проведены три волны исследований, посвященных модер­низации, каждая из которых породила множество теорий и предложила свою интерпретацию процесса цивилизации.

Во-первых, классическая теория описывает переход от аграрной цивилизации к индустри­альной.

Далее, теория постмодернизации, а также теории рефлексивной и экологической модер­низации описывают развитие цивилизованного общества после индустриальной эры. Говоря конкретнее, первая описывает переход от индустриального общества к постиндустриальному, вторая — от индустриального к обществу рисков, а третья — к экологическому обществу.

В-третьих, теория множества модернити отражает культурное разнообразие процесса модернизации.

В-четвертых, теория вторичной модернизации, или общая теория модернизации, охва­тывает четыре эры и 16 фаз процесса человеческой цивилизации, а также две модернизации. С позиций теории вторичной модернизации река Янцзы может быть представлена как модель цивилизационного процесса. Более того, она является практическим примером теории вторич­ной модернизации [13], дающим представление о единстве теорий цивилизации и модернизации.

Соотношение между модернизацией и цивилизацией, а также теоретический анализ пер­вой служат теоретическим и историческим обоснованием докладов о модернизации в мире и Китае (ДМК).

Хэ Чуаньци,

Китайский центр исследований модернизации, Китайская академия наук.

Сноски

[1] Leakey, R. The Origin of Humankind. New York, NY: Basic Books, 1994.

[2] Ralph, PL. World Civilizations: Their History and Their Culture. New York: W. W. Norton & Company Inc, 1991.

[3] Zapf, W. Modernisierung, Wohlfahrtsentwicklung und Transformation. Berlin; Sigma, 1999.

[4] He, C. Second Modernization: Inspiration From Human Civilization Process. Beijing: High Education Press, 1999.

[5] Black, C.E. The Dynamics of Modernization. New York: Harper & Row, Publishers, 1966.

[6] Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973.

[7] Crook, S., Pakulski, J., and Waters, M. Postmodernization: Change in Advanced Society. London: Sage, 1992.

[8] Inglehart, R. Modernization and Postmodernization. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1997.

[9] Beck, U. [1986] Risk Society: Toward a New Modernity. London: Sage, 1992.

[10] Beck, U., Giddens, A., and Lash, S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Stanford, California: Stanford University Press, 1994.

[11] He, C. " Knowledge Economy and China Modernization." Guangming Daily (1998a), April 7. 12

[12] He, C. " Knowledge Economy and Second Modernization." Science & Technology Review 6 (1998b): 3—4.

[13] He, C. Orient Renaissance: Three Roads to the Modernization. Beijing: Commercial Press, 2003.

[14] Research Group for China Modernization Report. China Modernization Report 2001: Modernization and Evaluation. Beijing: Peking University Press, 2001.

[15] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2005: Economic Modern­ization. Beijing; Peking University Press, 2005.

[16] Luo, R. New Perspective of Modernization. Beijing: Peking University Press, 1993.

[17] Rostow, W. The Stages of Economic Growth; A Non-Communist Manifesto. Cambridge: Cambridge University Press, 1960.

[18] Black, C.E., ed. Comparative Modernization. New York: The Free Press, 1976.

[19] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2006 : Social Modernization. Beijing; Peking University Press, 2006.

[20] Harrison, D. The Sociology of Modernization and Development. London: Unwin Hyman, 1988.

[21] Marx, K. [1867] Capital, Volume I. London: Lawrence and Wishart, 1954.

[22] Tylor, E. Primitive Culture. London; John Murray, 1871.

[23] Morgan, L.H. [1877] Ancient Society. Ed. White L.A. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1964.

[24] Durkheim, E. [1893] The Division of Labour in Society. New York: Free Press, 1964.

[25] Spencer, H. The Principles of Sociology. New York; Appleton, 1898.

[26] Weber, M. [1904] The Protestant Ethic and the Sprit of Capitalism. London: Allen & Unwin, 1930.

[27] White, L.A. The Science of Culture. New York: Farra and Strauss, 1949.

[28] Brown, D.E. Human Universals. New York; McGraw-Hill, 1991.

[29] Parsons, T. The Social System. Glencoe, Ill. : Free Press, 1995.

[30] Hoselitz, B., ed. The Progress of Underdeveloped Areas. Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1952.

[31] Lerner, D. The Passing of Traditional Society. Modernizing the Middle East. Glencoe Ill.: Free Press, 1958.

[32] Smelser, N.J. Social Change in the Industrial Revolution. London; Routledge, 1959.

[33] McClelland, D.C. The Achieving Society. New York: Free Press, 1961.

[34] Hagen, E. On the Theory of Social Change. Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1962.

[35] Bendix, R. Nation-building and Citizenship. New York and London: Wiley, 1964.

[36] Apter, D.E. The Politics of Modernization. Chicago: University of Chicago Press, 1965.

[37] Eisenstadt, S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs NJ: Prentice-Hall, 1966.

[38] Levy, M.J. Modernization and the Structure оf Society. Princeton; Princeton University Press, 1966.

[39] Weiner, M., ed. Modernization; The Dynamics of Growth. New York; Basic, 1966.

[40] Bendix, R. " Tradition and Modernity Reconsidered." Comparative Studies in Society and History IX (3) (1967); 292-346.

[41] Moore, B. Social Origins of Dictatorship and Democracy. Harmondsworth: Penguin, 1967.

[42] Huntington, SP. Political Order in Changing Society. New Haven and London; Yale University Press, 1968.

[43] Parsons, T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall, 1971.

[44] Berger, P., Berger, B., and Kellner, H. The Homeless Mind. Harmondsworth: Penguin, 1974.

[45] Inkeles, A., and Smith, D. Becoming Modern —. Individual Changes in Six Developing societies. Combridge, Mass.; Harvard University Press, 1974.

[46] Inkeles, A. Exploring Individual Modernity. New York; Columbia University Press, 1983.

[47] Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. New Jersey: Princeton University Press, 1962.

[48] Meadows, D.H., et al. The Limits to Growth. New York: New American Library, 1972.

[49] Porat, M.U. The In formation Economy. Washington, DC: DOC. GPO. USA, 1977.

[50] Taylor, J.G. From Modernization to Modes of Production. A Critique of the Sociologies of Development and Underde­velopment. London; Macmillan, 1979.

[51] Lyotard, Jean-Francois. [1979] The Postmodern Condition; A Report on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota, 1984.

[52] Toffler, A. The Third Wave. New York, NY: Bantam Books, 1980.

[53] Huber, J. Die Regenbogengesellschaft; Okologie and Sozialpolitik. Frankfurt am Main; Fischer, 1985.

[54] Zapf, W., ed. Die Modernisierung Moderner Gesellschaften. Frankfurt; Campus Verlag, 1991.

[55] Tiryakian, E. " Modernization; Exhumetur in Pace (Rethinking Macrosociology in the 1990s')." International Sociology 6(2) (1991): 165—180.

[56] OECD. Science, Technology and Industry Outlook. Paris: OECD, 1996.

[57] Eisenstadt, S.N. " Multiple and Changing Modernities in Settings of Globalization." Paper given at the 34th World Congress of the International of Sociology, Tel Aviv, July. 1998: 11—15.

[58] Eisenstadt, S.N. Comparative Civilization and Multiple Modernities. Leiden; Brill, 2003.

[59] Almond, G., and Coleman, J., eds. The Politics of Developing Areas. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1960.

[60] McClelland, D.C. The Achievement Society. New York; Free Press, 1961.

[61] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2004: Regional Moderniza­tion. Beijing: Peking University Press, 2004.

[62] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2010: World Moderniza­tion Outline. Beijing: Peking University Press, 2010.

[63] North, D.C. Structure and Change in Economic History. New York: Norton, 1981.

[64] Brown, D.E. Human Universals. New York: McGraw-Hill, 1991.

[65] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2003: Modernization Theo­ries and Prospect. Beijing: Peking University Press, 2003.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.035 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал