Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Теории модернизации и процесс человеческой цивилизации
1. Классическая теория модернизации и процесс человеческой цивилизации
Некоторые ученые начали исследования модернизации в 1950 — 1960-х годах — уже в тот период было опубликовано немало важных работ. В их число входят «Социальная система» (1951) [29], В целом классическая теория модернизации содержит пять основных элементов (таблица II.3): теоретический подтекст классической модернизации, законы и характерные черты процесса классической модернизации, ее результаты (т. е. модернити[4]), динамика и модели классической модернизации.
До сих пор нет единого определения модернизации. В целом ее можно интерпретировать трояко: с точки зрения основных понятий, теоретических представлений и выводов для дальнейшей политики. Согласно классической теории, модернизация является историческим процессом перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному с его изменениями. Этот процесс протекает как в передовых странах, так и в более отсталых, также стремящихся достичь более высокого уровня развития. Американский ученый, профессор С.Э. Блэк считает, что человеческие взаимоотношения претерпели три революционных изменения И: от доисторического общества к человеческому, от первобытного к цивилизованному и от традиционного цивилизованного к современному. Третья трансформация и является процессом модернизации и сопутствующих изменений (рисунок II.6).
Согласно классической теории модернизации, развитие человеческой цивилизации включает три основных периода: первобытное общество, традиционное аграрное общество и современное индустриальное общество. Модернизация — процесс трансформации общества из традиционного аграрного состояния в современное (индустриальное). 2. Теория постмодернизации и процесс человеческой цивилизации Промышленные страны завершили классическую модернизацию и вошли в следующий период развития в 60-х годах XX века. Некоторые называют этот период постмодернизационным [51]. Ученые выделили три важных явления. 1) Индустриальная экономика — не конечная точка и не кульминация мирового экономического развития. В промышленных странах это развитие переключилось с индустриализации на деиндустриализацию, чему сопутствует постоянно снижающаяся доля промышленности и постоянно растущая доля сферы услуг в экономике. 2) Индустриальное общество — не конечная точка развития человеческого общества. Фокус социального развития в развитых странах сместился с урбанизации на дезурбанизацию — все больше людей стремится жить за городом, а не в крупных мегаполисах. 3) Индустриальная цивилизация также не является конечной точкой процесса цивилизации — рост развитых стран преодолел (и продолжает преодолевать) рамки индустриальной цивилизации. Очевидно, что классическая теория модернизации не способна правильно интерпретировать эти события. В 1970 — 1980-х годах в Европе и Америке в академической среде стало популярным добавлять приставку «пост» к научным терминам. Постмодернизационная теория собрала эти новые термины воедино, включив в себя такие понятия, как постиндустриальное общество, постмодернизм и постмодернизация. Американский ученый, профессор Д. Белл опубликовал в 1973 г. книгу «Грядущее постиндустриальное общество»[6]. По Беллу, развитие человеческого общества состоит из трех этапов: доиндустриального, индустриального и постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному включает несколько фаз. США вошли в первую из них в 1970-х годах. Постиндустриальное общество не заменяет собой индустриальное — оно лишь отбрасывает отдельные его элементы, добавляя взамен некоторые новые.
Если классическая теория модернизации описывает нам индустриализированный мир, то постмодернизационная исследует его дальнейшее развитие. Согласно ей, трансформация традиционного общества в современное (аграрного общества в индустриальное) является модернизацией, а трансформация современного общества в общество постмодерна (инду Согласно теории постмодернизации, развитие человеческой цивилизации также имеет три основных периода: традиционное общество (доиндустриальное), современное (индустриальное) и постмодерное (постиндустриальное) (рисунок II.7). Если рассматривать первый период как состоящий из двух стадий (первобытное общество и традиционное аграрное), то общий ход цивилизации можно поделить на четыре этапа. Рисунок II.7. Переход от модернизации к постмодернизации [9]
3. Новые теории модернизации и процесс человеческой цивилизации В 1980 — 1990-х годах исследования модернизации породили множество новых теорий. В их число входят теория экологической модернизации профессора Дж. Губера (1985) [53], теория рефлексивной модернизации профессора у. Бека (1986) [9, 10], теория продолжающейся модернизации профессора у. Запфа (1991) [54], «новая модернизация» профессора Э. Тираякяна (1991) [55], «множественные современности (модернити — прим. ред.)» профессора Айзенштадта (1998) [57, 58] и теория вторичной модернизации профессора Хэ Чуаньци (1998) [4, 11—13]. Согласно теории экологической модернизации, переход от аграрного общества к индустриальному является модернизацией, а от индустриального к экологическому — экологической модернизацией. Экологическая модернити является характеристикой экологического общества. Согласно теории рефлексивной модернизации, переход от аграрного общества к индустриальному является простой (ортодоксальной) модернизацией, а переход от индустриального общества к обществу рисков — рефлексивной. Модернити индустриального общества — это «общая» модернити, а модернити общества рисков — рефлексивная. «Общая» модернити является первичной, а рефлексивная — вторичной (рисунок II.8). Профессор Запф утверждает, что современное индустриальное общество может продолжать стремиться к модернизации. Профессор Тирьякьян предполагает, что модернизация современного индустриального общества является новой модернизацией. Согласно теории «множественных современностей», модернити — это цивилизация, а современное индустриальное общество обладает культурным разнообразием. 40 Часть первая. Цивилизация и модернизация: глобальные основы модернизации Китая Рисунок II.8. Рефлексивная модернизация как модернизация модернизации [13]
В 1998 году китайский ученый, профессор Хэ Чуаньци опубликовал две работы, посвященные информационной экономике и вторичной (или второй) модернизации [11, 12], и развил теорию вторичной модернизации. С 1999 года им было опубликовано семь книг, посвященных вторичной модернизации, с 2001 года вышло в свет десять выпусков ДМК. В этих книгах и докладах прфессор систематически объясняет и уточняет теорию вторичной модернизации, привлекает для обоснования новой теоретической модели научные составляющие классической теории модернизации, теории постмодернизации и еще нескольких теорий. Теория вторичной модернизации — это общая теория модернизации и развития цивилизации (рисунок II.9). Рисунок II.9. Структура теории вторичной модернизации [13]
Теория вторичной модернизации является теорией развития цивилизации и может быть названа теорией поэтапного ускорения цивилизации. Главными в ней являются три понятия. 1) Таблица периодов процесса человеческой цивилизации. С момента появления человечества и до 2100 года цивилизация проходит через четыре крупных революции: создание ручных орудий труда, аграрная революция, промышленная революция и революция знаний. Сам процесс цивилизации последовательно прогрессирует, проходя четыре эры: эру ручных орудий труда, аграрная эру, индустриальная эру и эру знаний (таблица II.4). Каждая эра состоит из четырех фаз: начальной фазы, фазы развития, фазы расцвета и фазы перехода к следующей эре. В итоге процесс цивилизации делится на четыре эры и 16 фаз. Развитие цивилизации включает как периодичность, так и ускорение. Эра знаний не означает завершения процесса цивилизации. Человеческая цивилизация будет развиваться и после этого периода. Таблица II.4. Четыре периода цивилизационного процесса
Таблица II.5. Таблица периодов цивилизационного процесса
Таблица II.5. (продолжение)
2) Система координат цивилизационного процесса (рисунок II.10). Процесс цивилизации неравномерен и в разных странах протекает с разной скоростью. Если четыре периода цивилизации взять за ось абсцисс, а уровень социального развития — за ось ординат, мы можем создать систему координат для цивилизационного процесса. Разные страны займут в ней разное положение. Рисунок II.10. Система координат цивилизационного процесса и две модернизации 3) Карта пути развития цивилизационного процесса (рисунок II.11). Процесс не является линейным. С ростом социальной производительности он может менять свое направление, а производительность может изменять свою структуру. Процесс, скорее, является, спиральным. Рисунок II.11. Карта пути цивилизационного процесса и мировых модернизаций
Источник: He 2003 I13L Теорию вторичной модернизации можно также назвать общей теорией модернизации (а также теорией двойной модернизации, или теорией двухступенчатой модернизации). В нее входят пять основных элементов (таблица II.6): теоретические выводы, касающиеся непосредственно модернизации, законы и черты общего модернизационного процесса, результаты общей модернизации (два вида модернити), динамика и режимы общей модернизации. Таблица II.6. Основные элементы теории вторичной модернизации
В целом модернизацией можно назвать значительные изменения человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII веке, комплексный процесс формирования, развития, трансформаций и международного взаимодействия современных цивилизаций, а также комплексный процесс различных действий в области инноваций, отбора, диффузии и ецес- сии цивилизационных элементов. Модернизация включает в себя исторический процесс и его изменения, связанные с переходом от традиционного к современному обществу, экономике, политике, культуре и международной конкуренции, в ходе которой различные страны стараются достичь и удержать высокий по меркам современного мира уровень развития. Вкратце модернизация является сочетанием развития, трансформаций и международной конкуренции цивилизаций — квартетом, состоящим из инноваций, отбора, изучения и отсеивания цивилиза- ционных элементов; она происходит как в передовых, так и в отсталых странах. Мировая модернизация — длительный исторический процесс. Ее четырехсотлетний путь с XVIII по конец XXI века может быть разделен на два главных периода: первичную и вторичную модернизации. Первичная модернизация — переход от аграрной цивилизации к промышленной цивилизации и эре, она включает аналогичный переход от аграрной к индустриальным экономике, обществу, культуре и т. п. Вторичная модернизация — переход от промышленных к основанным на знаниях цивилизации и эре, в это время также наблюдается переход от промышленных к информационным экономике, обществу, культуре и т. п.; также происходит переход от материальной культуры к экологической. Вторичная модернизация не знаменует собой конец истории человечества — со временем будут и другие модернизации. Результатом первичной модернизации являются кристаллизация и распространение первичной модернити, включая индустриализацию, урбанизацию, демократизацию, бюрократизацию, институционализацию, рационализацию, секуляризацию, механизацию, электрификацию, автоматизацию, маркетизацию, стандартизацию, дифференциацию и интеграцию, мобилизацию, генерализацию, концентрацию, социальное благополучие, деагрикультуриза- цию (снижение уровня занятости и доли аграрного труда в ВВП), современную науку и энергию, массовые коммуникации и общедоступное школьное образование, и т.п. Результатом вторичной модернизации являются кристаллизация и распространение вторичной модернити, включая процесс формирования наукоемкого общества, информатизацию (насыщение информацией), развитие сферы услуг, сетевое взаимодействие, распространение цифровых технологий, глобализацию, готовность к инновациям, индивидуализацию, диверсификацию, плюрализм, экологизацию (процесс и связанные с ним действия по разработке экологических законов), озеленение, снижение доли материального производства, дематериализацию, деиндустриализацию (снижение уровня занятости и доли промышленного труда в ВВП), субур- банизацию[5], установление равновесия между урбанизированной и аграрной сферами, обучение на протяжении жизни, общедоступное высшее образование (таблица II.7) и т. д. в наше время. Таблица II.7. Традиции, модернити и универсальные элементы человеческой цивилизации
В ходе процесса первичной модернизации экономическое развитие выступает основным приоритетом и зачастую сопровождается невнимательным отношением к окружающей среде. В ходе вторичной модернизации на первый план выходит качество жизни, вследствие чего экономика и экология приносят взаимную пользу. Если качество материальной стороны жизни может в разных странах быть сходным, то духовная и культурная жизнь везде обустраивается по-разному. Развивающиеся страны могут либо координировать пути развития первичной и вторичной модернизации, либо идти путем интегрированной модернизации. В настоящее время всемирная модернизация имеет диверсифицированный характер. Выделяют десять базовых принципов всемирной модернизации: асинхронность процесса, неравномерность распределения, стабильность структуры, изменяемость статуса, предсказуемость поведения, выбор путей, рост требований, уменьшение отдачи, неповторимость состояний и изменяемость центральной оси. Говоря конкретнее, процесс всемирной модернизации асинхронен, уровни и элементы модернизации неравномерно распределены в пространстве, а структура их распределения относительно стабильна. Однако относительный статус и относительное неравенство стран в ходе всемирной модернизации могут изменяться — и эти изменения носят регулярный характер. Что касается относительного уровня, то около 90% развитых стран в ближайшие 20 лет будут развиваться и дальше, около 90% отсталых стран останутся на своих позициях и около 10% более или менее развитых стран повысят свой статус, в то время как 20 — 30% могут, напротив, его понизить. Согласно теории вторичной модернизации, первичная модернизация является классической, а проистекающая из нее вторичная — новой. Итак, если постмодернизация является переходом от первичной модернизации к вторичной, то теория постмодернизации, в свою очередь, представляет собой умозрительный переход от классической теории к новой. Теории экологической и рефлексивной модернизации можно воспринимать как разные теоретические интерпретации вторичной модернизации. Во время проведенной в 2003 году оценки процесса модернизации в 131 стране в период с 1960 по 2000 год [65], мы выяснили, что к 1960 году 14 стран завершили классическую модернизацию. К 2000 году уже 61 страна завершила или в основном осуществила модернизацию, при этом 24 страны вступили в период вторичной модернизации, но более 60 стран еще не успели закончить классическую стадию модернизации. Около 10 стран оставались на уровне традиционного аграрного общества, а некоторые этнические группы все еще находились на первобытном уровне. Все это может послужить доказательством того, что теория вторичной модернизации имеет под собой реальные основания. IV. Заключение 1. Модернизация - один из видов фундаментальных изменений человеческой цивилизации с XVIII века В целом понятие модернизации имеет четыре слоя теоретических выводов. Во-первых, это один из видов важнейших изменений человеческой цивилизации со времен промышленной революции XVIII века, включающий изменения в деятельности, поведении, процессе, содержании, структуре, системе и самой идее человеческой цивилизации. Модернизация включает в себя образование, развитие, изменение и международное взаимодействие современных цивилизаций, инновации, отбор, распространение и рецессию элементов цивилизации и т. д. Она касается таких областей, как экономика, общество, политика, культура, экология и поведение индивидов, а совершается как в передовых, так и в отсталых странах. Во-вторых, модернизация — исторический процесс, протекающий с XVIII века. Это комплексный процесс образования, развития, изменения и международного взаимодействия современных цивилизаций, комплексный процесс инноваций, отбора, рассеивания и рецессии элементов цивилизации. Промежуток длиной в 400 лет с начала XVIII по конец XXI века можно разделить на два больших периода: первичную и вторичную модернизации. Под первичной модернизацией понимается процесс перехода от аграрной цивилизации к индустриальной, включая переход от аграрных к индустриальным экономике, обществу, культуре и т. д. Под вторичной модернизацией понимается процесс перехода от индустриальной цивилизации к информационной, включая соответствующие изменения в сферах экономики, общества, культуры, экологии и т. п. В-третьих, модернизация является частью международной конкуренции — страны стараются обогнать друг друга и достичь высокого общемирового уровня развития. В-четвертых, модернизацию можно рассматривать как с абсолютной, так и с относительной точкек зрения. Изменения и рост в рамках одной страны являются абсолютной модернизацией, в то время как при сравнении разных стран мы получим картину относительной модернизации. Модернизация является одновременно и характерной чертой жизни, и личным выбором отдельных людей. Если вы отказываетесь от нее, разрыв между вашим уровнем жизни и уровнем жизни тех, кто ее воспринял, будет лишь увеличиваться. 2. Теории модернизации описывают процесс человеческой цивилизации с XVIII века Теории модернизации систематически выявляют характеристики и законы всемирного модер- низационного процесса. С 1950 года проведены три волны исследований, посвященных модернизации, каждая из которых породила множество теорий и предложила свою интерпретацию процесса цивилизации. Во-первых, классическая теория описывает переход от аграрной цивилизации к индустриальной. Далее, теория постмодернизации, а также теории рефлексивной и экологической модернизации описывают развитие цивилизованного общества после индустриальной эры. Говоря конкретнее, первая описывает переход от индустриального общества к постиндустриальному, вторая — от индустриального к обществу рисков, а третья — к экологическому обществу. В-третьих, теория множества модернити отражает культурное разнообразие процесса модернизации. В-четвертых, теория вторичной модернизации, или общая теория модернизации, охватывает четыре эры и 16 фаз процесса человеческой цивилизации, а также две модернизации. С позиций теории вторичной модернизации река Янцзы может быть представлена как модель цивилизационного процесса. Более того, она является практическим примером теории вторичной модернизации [13], дающим представление о единстве теорий цивилизации и модернизации. Соотношение между модернизацией и цивилизацией, а также теоретический анализ первой служат теоретическим и историческим обоснованием докладов о модернизации в мире и Китае (ДМК). Хэ Чуаньци, Китайский центр исследований модернизации, Китайская академия наук. Сноски [1] Leakey, R. The Origin of Humankind. New York, NY: Basic Books, 1994. [2] Ralph, PL. World Civilizations: Their History and Their Culture. New York: W. W. Norton & Company Inc, 1991. [3] Zapf, W. Modernisierung, Wohlfahrtsentwicklung und Transformation. Berlin; Sigma, 1999. [4] He, C. Second Modernization: Inspiration From Human Civilization Process. Beijing: High Education Press, 1999. [5] Black, C.E. The Dynamics of Modernization. New York: Harper & Row, Publishers, 1966. [6] Bell, D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1973. [7] Crook, S., Pakulski, J., and Waters, M. Postmodernization: Change in Advanced Society. London: Sage, 1992. [8] Inglehart, R. Modernization and Postmodernization. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1997. [9] Beck, U. [1986] Risk Society: Toward a New Modernity. London: Sage, 1992. [10] Beck, U., Giddens, A., and Lash, S. Reflexive Modernization: Politics, Tradition and Aesthetics in the Modern Social Order. Stanford, California: Stanford University Press, 1994. [11] He, C. " Knowledge Economy and China Modernization." Guangming Daily (1998a), April 7. 12 [12] He, C. " Knowledge Economy and Second Modernization." Science & Technology Review 6 (1998b): 3—4. [13] He, C. Orient Renaissance: Three Roads to the Modernization. Beijing: Commercial Press, 2003. [14] Research Group for China Modernization Report. China Modernization Report 2001: Modernization and Evaluation. Beijing: Peking University Press, 2001. [15] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2005: Economic Modernization. Beijing; Peking University Press, 2005. [16] Luo, R. New Perspective of Modernization. Beijing: Peking University Press, 1993. [17] Rostow, W. The Stages of Economic Growth; A Non-Communist Manifesto. Cambridge: Cambridge University Press, 1960. [18] Black, C.E., ed. Comparative Modernization. New York: The Free Press, 1976. [19] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2006 : Social Modernization. Beijing; Peking University Press, 2006. [20] Harrison, D. The Sociology of Modernization and Development. London: Unwin Hyman, 1988. [21] Marx, K. [1867] Capital, Volume I. London: Lawrence and Wishart, 1954. [22] Tylor, E. Primitive Culture. London; John Murray, 1871. [23] Morgan, L.H. [1877] Ancient Society. Ed. White L.A. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1964. [24] Durkheim, E. [1893] The Division of Labour in Society. New York: Free Press, 1964. [25] Spencer, H. The Principles of Sociology. New York; Appleton, 1898. [26] Weber, M. [1904] The Protestant Ethic and the Sprit of Capitalism. London: Allen & Unwin, 1930. [27] White, L.A. The Science of Culture. New York: Farra and Strauss, 1949. [28] Brown, D.E. Human Universals. New York; McGraw-Hill, 1991. [29] Parsons, T. The Social System. Glencoe, Ill. : Free Press, 1995. [30] Hoselitz, B., ed. The Progress of Underdeveloped Areas. Chicago, Ill.: University of Chicago Press, 1952. [31] Lerner, D. The Passing of Traditional Society. Modernizing the Middle East. Glencoe Ill.: Free Press, 1958. [32] Smelser, N.J. Social Change in the Industrial Revolution. London; Routledge, 1959. [33] McClelland, D.C. The Achieving Society. New York: Free Press, 1961. [34] Hagen, E. On the Theory of Social Change. Homewood, Ill.: Dorsey Press, 1962. [35] Bendix, R. Nation-building and Citizenship. New York and London: Wiley, 1964. [36] Apter, D.E. The Politics of Modernization. Chicago: University of Chicago Press, 1965. [37] Eisenstadt, S.N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs NJ: Prentice-Hall, 1966. [38] Levy, M.J. Modernization and the Structure оf Society. Princeton; Princeton University Press, 1966. [39] Weiner, M., ed. Modernization; The Dynamics of Growth. New York; Basic, 1966. [40] Bendix, R. " Tradition and Modernity Reconsidered." Comparative Studies in Society and History IX (3) (1967); 292-346. [41] Moore, B. Social Origins of Dictatorship and Democracy. Harmondsworth: Penguin, 1967. [42] Huntington, SP. Political Order in Changing Society. New Haven and London; Yale University Press, 1968. [43] Parsons, T. The System of Modern Societies. Englewood Cliffs NJ: Prentice Hall, 1971. [44] Berger, P., Berger, B., and Kellner, H. The Homeless Mind. Harmondsworth: Penguin, 1974. [45] Inkeles, A., and Smith, D. Becoming Modern —. Individual Changes in Six Developing societies. Combridge, Mass.; Harvard University Press, 1974. [46] Inkeles, A. Exploring Individual Modernity. New York; Columbia University Press, 1983. [47] Machlup, F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. New Jersey: Princeton University Press, 1962. [48] Meadows, D.H., et al. The Limits to Growth. New York: New American Library, 1972. [49] Porat, M.U. The In formation Economy. Washington, DC: DOC. GPO. USA, 1977. [50] Taylor, J.G. From Modernization to Modes of Production. A Critique of the Sociologies of Development and Underdevelopment. London; Macmillan, 1979. [51] Lyotard, Jean-Francois. [1979] The Postmodern Condition; A Report on Knowledge. Minneapolis: University of Minnesota, 1984. [52] Toffler, A. The Third Wave. New York, NY: Bantam Books, 1980. [53] Huber, J. Die Regenbogengesellschaft; Okologie and Sozialpolitik. Frankfurt am Main; Fischer, 1985. [54] Zapf, W., ed. Die Modernisierung Moderner Gesellschaften. Frankfurt; Campus Verlag, 1991. [55] Tiryakian, E. " Modernization; Exhumetur in Pace (Rethinking Macrosociology in the 1990s')." International Sociology 6(2) (1991): 165—180. [56] OECD. Science, Technology and Industry Outlook. Paris: OECD, 1996. [57] Eisenstadt, S.N. " Multiple and Changing Modernities in Settings of Globalization." Paper given at the 34th World Congress of the International of Sociology, Tel Aviv, July. 1998: 11—15. [58] Eisenstadt, S.N. Comparative Civilization and Multiple Modernities. Leiden; Brill, 2003. [59] Almond, G., and Coleman, J., eds. The Politics of Developing Areas. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1960. [60] McClelland, D.C. The Achievement Society. New York; Free Press, 1961. [61] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2004: Regional Modernization. Beijing: Peking University Press, 2004. [62] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2010: World Modernization Outline. Beijing: Peking University Press, 2010. [63] North, D.C. Structure and Change in Economic History. New York: Norton, 1981. [64] Brown, D.E. Human Universals. New York: McGraw-Hill, 1991. [65] Research Group for China Modernization Strategies. China Modernization Report 2003: Modernization Theories and Prospect. Beijing: Peking University Press, 2003.
|