Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модернизация и ее оценка (Доклад за 2001 г.)
Раздел I. Обзор доклада Великая нация должна открыто смотреть на мир, а цивилизованная страна — открыть ему свое сердце. Все великие нации и цивилизованные страны придают большое значение истории и культуре. За последние 6000 лет человеческая цивилизация продвигалась вперед очень быстро. В последние 200 лет нахлынула и с головой захлестнула мир волна глобальной модернизации. В последние же три десятка лет настоящее восхищение и потрясение устоев вызывает информационная революция и революция в области знаний. Заглядывая вперед, можно увидеть свет грядущей вторичной модернизации, освещающий весь наш мир. 2001 г. стал первым в третьем тысячелетии. Из него берет начало трехступенчатая стратегия модернизации Китая. С этого года мы будем пристально следить за мировыми тенденциями и стремиться идти в ногу со временем, анализируя процесс и стратегию модернизации и собирая полученные данные в ежегодных докладах о модернизации. Поскольку данный доклад является первым в серии, его основной задачей становится объяснение концепции модернизации, анализ всемирной тенденции модернизации и оценка ее уровня по всему миру. I. Что такое модернизация? Модернизация была целью многих поколений китайского народа. Проблема модернизации начала обсуждаться китайскими учеными в 1930-х гг. прошлого века [1]. В 1950-х американцы развили классическую теорию модернизации [2]. В 1970-х западные ученые создали теорию постмодернизации [3, 4]. В 1980-х начинается полномасштабное исследование классической теории модернизации китайскими учеными, развивающими собственные взгляды на этот вопрос [1], и в 1990-х гг. ими же создается теория вторичной модернизации [5—7]. Таким образом, до сих пор не было дано единого определения модернизации. В целом, этот термин можно толковать тремя способами: в контексте его основного значения, теоретических выводов и выводов для политики (таблица IV.1). Таблица IV.1. Определение модернизации
|
Таблица IV.1. (продолжение)
|
1. Основное значение и повседневное использование термина «модернизация»
Под основным значением термина «модернизация» понимается определение, даваемое ему в словарях. Повседневным использованием можно назвать то, как этот термин употребляется сообразно словарному определению. В Китае слово «модернизация» появилось приблизительно в начале XX века. Однако на Западе его появление датируется еще XVIII веком.
(1) Существуют два основных значения термина «модернизация».
Процесс (акт модернизирования): процесс создания или приведения в состояние современности, в соответствие с современными требованиями и рамками, а также приведение в соответствие с потребностями настоящего времени.
Состояние (что-либо является модернизированным): модернизированная версия, приведенная в соответствие с требованиями современности, и пригодная для удовлетворения потребностей настоящего времени.
Проще говоря, под словом «модернизация» можно понимать как процесс развития с привнесением «современных черт», так и состояние, служащее конечным результатом этого процесса. «Современные черты» — относительно новые характеристики или последние изменения, появившиеся в рассматриваемой области в ближайшие исторические периоды времени, примерно после 1500 г. н. э. Чаще всего под этим определением понимаются самые новые, наиболее развитые или прогрессивные характеристики определенного объекта.
Термин «модернизация» имеет нижнюю границу времени возникновения (около 1500 г. н. э.), но в настоящем или будущем не существует момента времени, к которому можно привязать рамки использования данного понятия. Его использование также не ограниченно пространственно или по предметной сфере.
(2) Повседневное использование термина. Слово «модернизация» имеет широкий спектр значений, но все они сосредоточены вокруг двух основных.
Как существительное, «модернизация» является определением процесса достижения высокого уровня развития в масштабах мира или же описанием состояния в контексте общемирового уровня развития. Это слово может служить составной частью сложных понятий, таких как «аграрная модернизация» или «модернизация образовательного процесса».
Как прилагательное, «модернизированный» является характеристикой объекта, находящегося на высоком уровне мирового развития, или удовлетворяющего требованиям современности. Данное слово также может служить составной частью сложных понятий, таких как «модернизированный город» или «модернизированная школа».
В целом, то, что является наиболее современным, развитым, последним по времени появления или наилучшим образом отвечает требованиям современности, попадает под определение модернизированного.
(3) Происхождение термина. Слово «модернизация» родственно словам «модернизировать» и «современный» (modern). Согласно словарю Вебстера, основное значение термина «модернизация» также сводится к этим двум словам (таблица IV.2).
Таблица IV.2. Происхождение термина «модернизация»
|
2. Теоретические выводы по проблеме модернизации
Под теоретическими выводами, связанными с модернизацией, следует понимать выработанные учеными систематические описания характеристик модернизации и закономерностей ее протекания. Поскольку разные ученые рассматривают модернизацию с различных точек зрения, существует несколько разных научных школ, исследующих ее, и различных теорий, связанных с ней. Отчасти этот феномен напоминает известную притчу о слепцах, пытающихся описать слона. Хотя разные ученые предлагают различные интерпретации этого процесса, теоретическая сущность этих толкований одинакова. В число относительно влиятельных теорий входят: классическая теория модернизации, теория постмодернизации, теория экологической модернизации, теория рефлексивной модернизации, теория множественных современностей и теория вторичной модернизации.
Согласно классической теории модернизации, данный термин описывает существенные изменения, произошедшие в обществе со времени Промышленной революции XVIII века. Он включает в себя исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному — процесс, в ходе которого отстающие в своем развитии страны стремятся достичь высокого уровня развития, соответствующего мировым меркам, и осуществить индустриализацию, а также провести глобальные изменения в пяти сферах: интеллектуальной, политической, экономической, социальной и психологической. По мнению некоторых ученых, началом модернизации является научная революция XVI века [10]. Классическая модернизация в большинстве передовых стран продолжалась примерно 200 лет, в период с 1760 по 1960 г. Развивающиеся и отстающие страны вступили в этот процесс в разные периоды времени, и большинство из них еще не завершили его к концу XX века.
С 1970-х годов индустриальная экономика в развитых странах постепенно угасала, а информационная — стремительно развивалась. Постепенно формировалось информационное общество. Эти перемены уже не укладывались в классическую теорию модернизации. В 1998 г. китайский ученый Хэ Чуаньци предложил теорию вторичной модернизации [5—7]. Согласно ей, модернизация являет собой новый этап процесса человеческой цивилизации, начиная с XVIII века (таблица IV.3), а весь этот процесс, от момента возникновения человека до 2100 года, можно разделить на четыре эры и 16 фаз. В частности, процесс перехода от аграрных к индустриальным эпохе, культуре, экономике, обществу и цивилизации является первичной модернизацией (классической). Процесс же перехода от индустриальной к эпохе знаний, культуре, экономике, обществу и цивилизации является вторичной модернизацией. Эпоха, основанная на знаниях, не является конечной точкой цивилизационного процесса, и за ней последуют другие модернизации. Типичными характеристиками первичной модернизации являются урбанизация, индустриализация, демократизация и рационализация. Типичными характеристиками вторичной модернизации являются информатизация, глобализация, экологизация и деиндустриализация.
Таблица IV.3. Теоретические выводы по проблеме модернизации [7]
|
Примечание: Модернизация является необратимой тенденцией в развитии человечества и одной из разновидностей рационального выбора индивидов. |
3. Выводы в области политики развития, связанные с проблемой модернизации
В данном случае, выводы в области стратегии (политики) развития — это практическое применение теорий модернизации, в особенности те стратегические меры, которые можно предпринять для продвижения в ее направлении. Правительственные организации используют элементы теорий модернизации в свете своих нужд в области развития с целью создания и корректировки политик и стратегий обновления, понимая последние как «модернизационные». Эти стратегии, оказываются следствиями «модернизации» в области концепций развития. В разных странах и регионах, на разных стадиях развития последних используются различные политики модернизации. Если общие выводы из теорий модернизации для сферы развития относительно неизменны, то политика правительств в данном отношении разнообразна и может со временем изменяться.
Есть несколько теоретических школ модернизации, и каждая предлагает свои выводы в области политики развития. Классическая теория модернизации, разработанная в 1950 — 1960-е годы XX века, сильно повлияла на политики развития, а также на международные стратегии развивающихся стран. Теория вторичной модернизации была представлена в 1990-х годах, она предлагала стратегии развития как для развитых, так и для развивающихся стран в XXI веке. Обе этих теории существенно повлияли на стратегии в области развития.
Проще говоря, классическая модернизация означает переход от традиционного земледельческого (аграрного) общества к индустриальному, и представляет собой процесс, в ходе которого отстающие страны осуществляют индустриализацию, достигая высоких общемировых уровней развития. Выводы из классической модернизации в области стратегии развития касаются индустриализации, урбанизации, демократизации, распространения начального образования и т. п. Вторичная модернизация касается в первую очередь информатизации, глобализации, экологизации, субурбанизации, баланса между городом и деревней, распространения высшего образования и улучшения качества жизни.
Теории модернизации предлагают разные следствия в области политики развития для разных стран и разных сферах жизни. Например, выводы классической модернизации в экономической сфере затрагивают индустриализацию, стандартизацию, аграрную модернизацию, макроэкономику и техническую модернизацию. В социальной сфере речь идет об урбанизации, специализации, мобильности, социальной безопасности и модернизации в области обороны. Все выводы теории классической модернизации применимы к развивающимся странам.
«Модернизация» — очень популярный термин, широко употребляемый в разных контекстах и наделяемый различными смыслами. Например, для жителей развитых стран с модернизацией ассоциируются инновации и лидерство, а для жителей развивающихся стран — стремление достичь мирового уровня развития. Для простых граждан модернизация — это достижения, развитие, «последнее слово в науке и технике», а для официальных лиц страны — это урбанизация, информатизация и даже национальная цель. Ученые же понимают под ней различные явления, глобальные тенденции, темы для исследований и теоретических размышлений. Нам необходимо убедиться в наличии общей теоретической основы или контекста для дискуссии по проблеме модернизации.