Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
I. Факты и особенности 300-летней всемирной социальной модернизации
Социальная модернизация, о которой рассказывается в настоящем докладе, является, как следует из названия, модернизацией социального сектора — одной из шести областей изучения человеческого общества. В число этих шести областей входят экономика, общество, политика, культура, окружающая среда и индивидуальность (бихевиористская психология). В докладе содержится анализ временного ряда и секционный анализ на протяжении 300-летнего процесса всемирной социальной модернизации с 1700 по 2001 г. Он касается трех подразделов (население и здоровье, обучение и работа, рекреация и благосостояние) и четырех областей (социальная жизнь, социальная структура, социальные институты и социальные концепции) социального сектора, и включает в себя анализ долгосрочных тенденций, всемирных границ, международных разрывов и путей. Выборку анализа временного ряда составляют 15 стран (восемь развитых и семь развивающихся), выборку секционного — 131 страна (в анализе за 2001 г. рассматривается выборка из 129 стран и 84 социальных переменных; выборку по другим секциям составляют страны, имеющие полные данные за соответствующие годы). В целом, получается 30 долгосрочных тенденций, 12 важных фактов и восемь исторических моментов всемирной социальной модернизации. 1. 30 долгосрочных тенденций всемирной социальной модернизации (1) Десять долгосрочных тенденций, касающихся подраздела «население и здоровье»: средняя продолжительность жизни с XVIII века выросла, естественный прирост населения с XVIII веке возрастал и убывал, смертность населения в целом и младенческая смертность в частности заметно снизились с XIX века, тенденция к увеличению среднего возраста населения заметно усилилась с XIX века, социальные миграция и дифференциация продолжались с XVIII века, семьи становились все меньше и отстраненнее друг от друга с XIX века, общество стремилось к урбанизации, субурбанизации и равновесию между городом и деревней с XVIII века (рисунок IX.2), общественное здоровье улучшалось с XIX века, условия семейной жизни также улучшались с XIX века, и расходы на здравоохранение росли с XX века. Рисунок IX.2. Урбанизация в шести странах в 1700—2002 гг.
(2) Десять долгосрочных тенденций, касающихся подраздела «обучение и работа»: обязательное начальное образование становилось все более распространенным с XIX в., среднее и высшее образование становилось все более распространенным с XX в., затраты на образование росли с ХХ в., рабочий день сокращался с XIX в., трудовая структура менялась с XVIII века (рисунок IX.3), структура занятости менялась с XVIII в., уровень безработицы регулярно менялся с XIX в., социальная производительность и доход на душу населения росли с XVIII в., равенство в распределении доходов менялось с XVIII в., доля людей, живших в полной нищете, уменьшалась с ХХ в. Рисунок IX.3. Трудовая структура социальной продуктивности за историю человечества (трудовая структура в экономической деятельности) [5]
(3) Десять долгосрочных тенденций, касающихся подраздела «рекреация и благосостояние»: количество часов отдыха росло начиная с XIX в., развлечения и условия для рекреации начиная с ХХ в. становились все более разнообразными и взаимосвязанными, транспорт развивался с XVIII в., коммуникационные технологии развивались с XIX в., популяризация компьютеров и Интернет росли с конца ХХ в. (рисунок IX.4), затраты на информационное обеспечение росли с ХХ в., развитие систем социальной безопасности претерпело четыре стадии развития (социальные пособия, социальное страхование, социальное здравоохранение и реформы здравоохранения) с XVIII в., системы социальной безопасности были созданы в 170 странах и регионах к концу ХХ в., затраты на социальную безопасность и благосостояние общества выросли в ХХ веке, тогда же распространенными явлениями стали преступления и самоубийства, уровень которых периодически рос и убывал. Рисунок IX.4. Уровень распространения сети Интернет в шести странах в период с 1990 по 2002 г.
Приведенные выше 30 долгосрочных тенденций были лишь частью объективных фактов о всемирной социальной модернизации. В настоящем докладе суммированы 64 факта. Например, значимые изменения происходили в социальной жизни, структуре, институтах и концепциях, социальные изменения носят неравномерный и асинхронный характер, международный разрыв в уровнях дохода на душу населения возрастал и т. п. 2. 12 важных особенностей всемирной социальной модернизации (1) Социальная модернизация представляет собой в целом прогнозируемый процесс. (2) Социальная модернизация является глобальным процессом. (3) Социальная модернизация — это длительный процесс. (4) Социальная модернизация — процесс, поделенный на фазы. (5) Социальная модернизация — прогрессивный процесс. (6) Социальная модернизация есть процесс положительных изменений. (7) Социальная модернизация — это изменчивый процесс. (8) Социальная модернизация — это систематический процесс. (9) Социальная модернизация — неравномерный процесс. (10) Социальная модернизация — это комплексный процесс. (11) Социальная модернизация — это процесс международной гонки. (12) Социальная модернизация выступает необратимой мировой тенденцией. Модернизация человеческого общества является последовательным и необратимым процессом в целом. Но в конкретных странах и регионах она может протекать по-разному — замедляясь, прерываясь и даже обращаясь вспять. 3. Восемь исторических моментов всемирной социальной модернизации (1) Социальная модернизация исторически неизбежна и одновременно является социальным выбором. Для развития человеческой цивилизации социальная модернизация является исторически неизбежной всемирной тенденцией, показывающей направление этого развития. Для разных стран, народов и индивидов она является одновременно социальным выбором и исторически обусловленной необходимостью. Страны и народы, выбравшие социальную модернизацию, обязаны осознавать свою ответственность за этот выбор и принимать его результаты. Страны и народы, не выбравшие этот путь развития, не несут никакой ответственности в данной сфере, но вынуждены также признавать результат такого решения — как правило, он заключается в том, что они остаются на первобытной или аграрной ступени развития, и разрыв между ними и лидерами цивилизации лишь увеличивается. (2) Социальная модернизация движется вперед через взлеты и падения, а не по прямой траектории. Она не зависит от воли индивидов и подчиняется объективным законам. Такое неравномерное движение вперед является одним из этих законов, на что влияют три фактора: отклонения в знаниях и технологических инновациях, отклонения в экономической деятельности и отклонения в человеческом мышлении и понимании (столкновения инноваций и консерватизма). (3) Для достижения заметного прогресса социальная модернизация опирается на важные инновации. На границах человеческой цивилизации она является скорее естественным развитием, но даже оно не происходит само по себе. Его толкают вперед инновации. По сути, каждый революционный шаг по направлению к социальной модернизации является прямым следствием инноваций. (4) У социальной модернизации есть три источника: непрерывность, трансформации и инновации. Первый из них в чем-то является наследием традиционного общества (технологические знания и социальная этика). Второй — частичные трансформации традиционного общества, такие как урбанизация и субурбанизация. Третий — институциональные инновации и инновации в знаниях, например, промышленный переворот и революция знаний. На разных стадиях социальной модернизации каждый из этих трех источников имеет различное значение. (5) Социальная модернизация является одновременно социальным прогрессом и средством позитивной социальной адаптации. Социальный прогресс в основном проявляется в повышении уровня жизни, социальной эффективности, качестве населения, социальном благополучии и социальном равенстве. Позитивная социальная адаптация в основном проявляется в образе жизни и положительных изменениях в окружающей обстановке. Некоторые изменения (рекреация, информатизация и обучение в ходе всей жизни) являются одновременно прогрессом и адаптацией. Некоторые же, например, уменьшение размеров семей или снижение уровня рождаемости, являются сугубо адаптационными процессами. (6) Социальной модернизации свойственен «эффект запаздывания». Исторический опыт последних 300 лет показывает, что проводившие ее страны можно классифицировать на «раньше вступившие» и «позднее вступившие». Страны, раньше вступившие в социальную модернизацию могли пользоваться всеми сопутствующими благами, включая лидерство в мире, установление и распространение общемировых тенденций и правил, и т. п. Однако «поздно вступившие» в нее страны оказываются в более выгодном положении, имея перед глазами успешные примеры ее проведения, что позволяет избежать досадных ошибок, тормозящих процесс. При этом они не застрахованы от опасности быть «обманутыми, использованными и запутанными» странами- лидерами, чья изначальная конкурентоспособность возрастает после проведения модернизации. (7) Нет другой успешной модели социальной модернизации, кроме рационального выбора и зависимости от пройденного пути. Она едина в своей сущности, принимая разные формы, и идет в одном направлении, хоть и разными путями. Примером служит Запад: разные развитые страны обладают разными системами образования, разными системами социальной безопасности и разными системами охраны общественного здоровья. (8) Социальная модернизация не проводится раз и навсегда, это относительное состояние, в котором пребывает общество - и оно может изменяться. История последних 300 лет показывает общую стабильность структуры социальной модернизации. В то время как примерно 20% стран были развитыми и шли во главе эшелона, остальные 80% являлись опаздывающими. Международный социальный статус страны может изменяться, и подобное изменение подвержено объективным законам. Например, за последние 43 года (с 1960 по 2003 г.), 88% развитых и более 90% развивающихся стран никак не изменяли свой международный статус. При этом около 12% развитых стран опустились до уровня развивающихся, а 6% развивающихся, наоборот, поднялись на следующую ступень.
|