Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Стратегическое исследование в целях международной модернизации Китая
Модернизация, включая и международную ипостась, началась в Китае в середине XIX в. В начале этого века Китай был одной из ведущих мировых держав, но позднее деградировал до полуфеодального и полуколониального состояния. Если основной вызов, с которым Китай столкнулся в ХХ веке, заключался в спасении нации и борьбе за выживание, то в ХХ! веке главной задачей будет восстановление и развитие. Если главной международной стратегией в ХХ веке была стратегия выживания, то в XXI веке ее место займет стратегия развития. В XXI веке модернизация Китая будет проектом, реализация которого займет целое столетие. Требуется регулярный анализ стратегии международной модернизации Китая. В настоящем докладе принята 8-факторная модель, базовые принципы которой, совместно с международной обстановкой, объективными условиями, стратегическими целями, правилами, структурой, стратегически важными точками и мерами позволят провести стратегический анализ и развить идею стратегии «Голубя мира» для международной модернизации Китая в XXI в. Ученые, занимающиеся исследованием дипломатии, международных отношений и международной политики, провели большую работу для формирования международной стратегии Китая на XXI век. В настоящем докладе международные стратегии Китая анализируются с позиций международной модернизации, дополняя работу вышеупомянутых ученых. Содержание этой части является научно-теоретическим исследованием, но не эмпирическим анализом, и научные идеи, высказанные в ней, отражают только знания, которыми обладает научно- исследовательская группа. 1. История и состояние международной модернизации Китая на данный момент Международная модернизация Китая является взаимодействием между его модернизацией и международной обстановкой. Ее историю можно отследить до самых начал. Если включить первую Опиумную войну (1840 г.), то на данный момент международную модернизацию Китая можно условно разделить на три периода: последняя в истории Китая династия Цин, Китайская республика и Новый Китай. Фактически, международная модернизация Китая была начата международными войнами. Первая Опиумная война в 1840 г. не смогла пробудить эту древнюю аграрную страну с тысячелетней историей. До зарождения индустриальной цивилизации, династия Цин, население которой составляло около 400 млн, пала перед английской армией, насчитывавщей не более 4 тысяч солдат. Эта война показала всю мощь возникающей индустриальной цивилизации. Некоторые ученые мужи по-новому взглянули на мир и начали изучать условия, в которых пребывали другие страны. Они выдвинули и развили идею о том, что необходимо учиться у Запада, дабы укрепить страну и превзойти его, заложив таким образом основы для модернизации (в том числе, международной) Китая. К сожалению, правители династии Цин не осознали, что мир изменился, и по-прежнему были ослеплены иллюзией, что они правят самой могущественной страной под этим солнцем и небом. За последующие сто лет, в ходе неравных вооруженных конфликтов, наша великая страна неоднократно оказывалась побеждена и много меньше раз побеждала, оказавшись вынуждена выплатить огромные суммы победившим странам, что было унижением и бесспорной потерей для нее. В период Китайской республики страна все еще находилась под гнетом иноземных захватчиков, и только с возникновением Нового Китая (Китайской Народной Республики) она начала свое независимое и самостоятельное развитие. В большой степени начало модернизации в Китае стало ответной реакцией на внешнее давление и бросаемые стране вызовы. В начале XIX в. индустриальная модернизация внешнего мира была внове для Китая, и люди много спорили о борьбе с внешними угрозами. Международную стратегию поздней династии Цин можно охарактеризовать тремя словами: изматывать, терпеть, продавать. После поражения в первой Опиумной войне правители избрали тактику изматывания, всячески замедляя развитие международных отношений в надежде, что захватчики попросту устанут от этого. Поражение во второй Опиумной войне привело к попытке вестернизации, в надежде на укрепление страны и армии западными технологиями. После неудачи в первой Японо-китайской войне была взята на вооружение тактика воздействия на одну страну через другую, в результате чего Китай оказался, по сути, продан ради краткосрочной выгоды, а династия Цин укрепила свое феодальное правление. Главнейшим итогом международных отношений тех лет было неравенство. Международная стратегия времен Китайской республики включала три аспекта. Во-первых, требовалось признание республики международным сообществом. Во-вторых, была сделана ставка на пересмотр международных договоров, чтобы избежать внешней угрозы и частично вернуть стране ее права. В-третьих, страна нуждалась в зарубежной помощи и потому участвовала во всемирном антифашистском Альянсе, чтобы спастись от японских захватчиков. После победы во Второй мировой войне Китай стал одним из инициаторов учреждения ООН. Международная стратегия Нового Китая заключается в независимой внешней политике мира, основанной на пяти принципах: взаимное уважение к территориальному единству и суверенности, взаимное отсутствие агрессии, невмешательство в чужие политические отношения, равенство и взаимная выгода и мирное сосуществование. Страна принимает участие в международном сотрудничестве и обмене, подняла международный авторитет и постепенно выправляет свое международное положение. На настоящий момент Китай по-прежнему следует пяти принципам мирного сосуществования и независимой политике мира, концентрируясь на экономическом развитии и поддержании дипломатических отношений и стремясь к мирному объединению и гармонии со всем миром. Вокруг трех основополагающих отправных точек экономического роста, национального объединения и стремления к мировому спокойствию Китай выстроил международные связи с разными странами и развивает международные отношения во всех областях и на разных уровнях. Основная модель международной модернизации Китая уже сформирована. Китай является одним из пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. На данный момент он находится в дипломатических отношениях с 168 странами. На 2004 г. Китай является членом 6297 международных организаций, включая 234 межправительственные; 17 китайцев стоят во главе международных организаций, китайцы входят и в состав правлений 21 международной организации; штаб-квартиры или секретариаты 55 международных организаций также находятся в Китае. По состоянию на 2004 г., международное положение Китая выглядит следующим образом: интегрированный индекс модернизации и ИРЧП соответствуют уровню предварительно развитых стран; объективная мощь и влиятельность страны соответствуют уровню мировых держав; экономическая мощь соответствует странам среднего уровня; объективная конкурентоспособность соответствует уровню предварительно развитых стран; конкурентоспособность в расчете на душу населения и степень интернационализации соответствуют уровню отсталых стран. 2. Стратегические выборы международной модернизации Китая Стратегии международной модернизации Китая являются частью общих модернизационных стратегий страны. Стратегические цели модернизации Китая включают в себя следующее: достижение уровня среднеразвитых стран и осуществление модернизации к 2050 г.; достижение уровня развитых стран и полномасштабное завершение модернизации к концу XXI в. Конечно, стратегии международной модернизации Китая должны служить стратегическим целям модернизации в целом, разрешать основные ситуации, возникающие в ее ходе, справляться с международной обстановкой и подчиняться базовым принципам международной модернизации. Люди должны привносить в стратегии международной модернизации разные идеи, а разные ученые должны приходить к разным мыслям по поводу этой модернизации, изучая ее в разных аспектах. Кроме того, международная стратегия должна развиваться с течением времени. Основываясь на знаниях о 300-летнем опыте и базовых принципах международной модернизации, а также на информации о ее истории и положении дел на данный момент, мы считаем, что СГМ (стратегия «Голубя мира») для международной модернизации Китая может оказаться наилучшим стратегическим решением для нее в XXI в. СГМ в основном включает в себя стратегические цели, принципы, структуру, формы контроля, ключевые моменты и общие меры. Пришло время представить стратегическую концепцию, прежде чем обсуждать стратегические ключевые точки. Все содержание настоящей части является научными данными, представляющими справочную ценность. (1) Концепция СГМ для международной модернизации Китая Прежде всего, коснемся стратегической и политической целей СГМ. Стратегическая цель международной модернизации Китая в XXI веке заключается в следующем: улучшение международного положения Китая и вступление в число развитых стран; повышение способности Китая к международному взаимодействию, рост значений ключевых индексов до уровня лучших в мире, улучшение нашей международной обстановки, дабы сделать шаг в сторону мировых спокойствия и развития. Политическая цель международной модернизации Китая в XXI веке заключается в следующем: к 2050 году уровень страны должен соответствовать уровню среднеразвитых стран; объективные национальная и экономические мощи, а также объективное влияние должны быть в числе лучших в мире; степень интернационализации, объективная конкурентоспособность и конкурентоспособность в расчете на душу населения должны достигнуть среднего уровня по мировым стандартам; международные отношения должны быть гармоничными, а международная обстановка благоприятной. К 2100 г. уровень страны должен соответствовать уровню развитых стран, способность к международному взаимодействию должна быть наивысшей в мире, а международная обстановка и отношения — удовлетворительными, чтобы китайцы могли передвигаться по миру без больших затруднений. Китайские товары и культура к этому моменту распространятся по всему миру и отношение к стране везде будет дружественным. Рассмотрим стратегическую структуру и основные черты СГМ. Схематически в виде рисунка стратегию «Голубя мира» можно представить следующим образом: «тело» «Голубя» — Ассоциация азиатских стран (Азиатская ассоциация, еще не учреждена), восточное «крыло» — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), западное — Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество (АЕЭС — плод эволюции Форума «Азия — Европа»/АСЕМ), хвост «на юге» составляют Южная Америка, Африка и Океания; ООН служит «головой» «Голубя» (таблица XI.2, рисунок XI.4, рисунок XI.5). Таблица XI.2. Структура стратегии «Голубь мира» для международной модернизации Китая [2]
Рисунок XI.4. Схематическая концепция СГМ фоЬ
Рисунок XI.5. Структура СГМ на карте мира
Основная концепция СГМ заключается в следующем: следовать уставу и работать над установлением мира; базироваться в Азии, но быть открытой всему миру; соблюдать баланс между востоком и западом, попутно сотрудничая с югом на взаимовыгодных для всех участников условиях; быть взаимовыгодной и прогрессивной. Для следования уставу и работы над установлением мира необходимо соблюдать Устав ООН и всячески пропагандировать мир и прогресс. Для того чтобы базироваться в Азии, но быть открытой всему миру необходимо способствовать содружеству в Азиатской ассоциации и развивать межрегиональное экономическое сотрудничество во всем мире. Для соблюдения баланса между востоком и западом и сотрудничества с югом исполнять функции АТЭС на востоке и АЕЭС на западе, усиливать сотрудничество с Европой и США; поощрять сотрудничество с южными странами, включая страны Африки, Океании и Южной Америки. Для взаимной выгоды и прогресса: страны, входящие в сотрудничество, должны мирно сосуществовать и взаимными усилиями осуществлять общее развитие. Стратегическая структура СГМ такова: есть стратегии на пяти уровнях и стратегии в пяти областях. Уровни: международная система, международная подсистема, страна, регион, индивиды. Области: политика, экономика, общество, культура и экология. Стратегические черты СГМ: расположение в Азии, но открытость всему миру, баланс между востоком и западом в ходе сотрудничества и сотрудничество с югом, баланс между Европой и США в ходе экономического и политического сотрудничества, взаимная выгода и прогресс, влияние на функции ООН и продвижение азиатских цивилизаций. Структурные черты СГМ: основой является сотрудничество в Азии; сотрудничество с АТЭС на востоке и АЕЭС на западе, экономическое сотрудничество с Южной Америкой, Африкой и Океанией на юге; формирование общей стратегической линии для Европы, Азии и Северной Америки, тремя частями Африки, Океанией и Южной Америкой — основными ключевыми узлами на этой линии послужат связки «Китай — Азия», «Китай — Америка» и «Китай — Евросоюз». В-третьих, динамический мониторинг и оценка СГМ. Применение данной стратегии требует постоянного мониторинга и оценки, дабы сообразно их результатам своевременно вносить коррективы. В целом, эта система состоит из четырех слагаемых: мониторинг и оценка проводятся на уровнях международной системы и ее подсистемы, на уровне страны и в разных областях. Система индексов может включать в себя ключевые индексы национальных черт международной модернизации Китая и ключевые индексы международной обстановки. Что касается системы индексов, относящихся к разным областям, она включает в себя ключевые индексы, имеющие отношение к последним. Мониторинг и оценка на уровне международной системы в основном включают в себя отслеживание и оценку всемирной модернизации, международной обстановки и целей международной модернизации Китая. Мониторинг и оценка всемирной модернизации в первую очередь касаются ее тенденций, структуры и уровня. В «Докладах о модернизации Китая» оценки по этим аспектам проводятся ежегодно. Мониторинг и оценка международной обстановки касаются прежде всего международных отношений, международной структуры, институтов и идей, для чего требуется проведение отдельных исследований. Мониторинг целей международной модернизации Китая включает в себя 16 индексов. В-четвертых: ключевые моменты и меры СГМ. Согласно СГМ, основными стратегическими моментами для международной модернизации Китая в ближайшие 20—50 лет могут стать стратегическое планирование, повышение национальной способности Китая к проведению международной модернизации, улучшению международной обстановки. Во время достижения каждой из этих точек, мы можем выбирать другие стратегические точки и меры. (2) Оптимизация стратегического планирования международной модернизации Китая Оптимизация стратегического планирования — одна из ключевых точек СГМ. В наше время это возможно осуществлять пошагово. Корректировка плана будет осуществляться постепенно в ходе самого планирования на уровнях международных системы и подсистемы, страны, регионов и индивидов, а также корректировки плана в пяти областях. Во время этой корректировки следует учитывать пять факторов. Во-первых, ориентация на цель — план должен служить стратегическим целям страны. Во-вторых, чтобы осуществлять то, что нам по силам, план должен учитывать объективные условия. В-третьих, дабы иметь одинаково полномасштабное представление о себе и оппонентах, в плане должны быть учтены изменения международной обстановки. В-четвертых, план должен удовлетворять стратегическим принципам Китая, что является данью объективным законам. В-пятых, что логично, план должен быть максимально рациональным. В корректировке плана имеются четыре ключевых пункта: во-первых, создание и оптимизация стратегической платформы для международного взаимодействия; во-вторых, оценка и выбор партнеров по этому взаимодействию и идентификация с оценкой стратегических конкурентов; в-третьих, оценка и рациональное применение стратегических ресурсов международного взаимодействия; в-четвертых — создание и применение средств международного взаимодействия. Стратегические меры корректировки плана включают в себя рациональную оценку существующей стратегической структуры, создание путеводителя по СГМ, оптимизация планов согласно СГМ. Во-первых, требуется активно принимать участие в реформе ООН и добиться влияния на нее. Во-вторых, добиться создания Азиатской ассоциации и прогресса азиатской цивилизации. В-третьих, осуществить трансформацию Форума «Азия — Европа» в АЕЭС, что позволит быть уверенным в полноценном сотрудничестве между Европой и Азией и, отдельно — между Китаем, Россией, Германией, Италией, Францией и Великобританией. В-четвертых, добиться существенного влияния на деятельность АТЭС, чтобы развить обмен и сотрудничество между Китаем, Южной Кореей, Японией, Канадой, США и Мексикой. В-пятых, усилить сотрудничество с югом, с развивающимися странами. В-шестых, укрепить сотрудничество и обмен Китая с развитыми странами и в перспективе стать членом ОЭСР, если будут позволять условия. (3) Повысить способность Китая к международной модернизации Повышение способности Китая к международной модернизации является долгосрочной целью СГМ. Прежде всего, необходимо повысить способность к интегрированному международному взаимодействию. Во-первых, требуется укрепить материальные основы международной модернизации Китая, включая повышение уровня страны, ускорение модернизации в сфере технологий и образования, интенсификацию стратегических ресурсов для международного взаимодействия. Во-вторых, требуется довести до совершенства систематические основы международного взаимодействия Китая, включая совершенствование международных институтов на уровнях страны, округов и областей. В-третьих, требуется повысить качество человеческого ресурса, для чего в первую очередь потребуется повышение квалификации дипломатических работников; отдельно следует развивать профессиональную квалификацию специалистов по международным отношениям; необходимо также добиться того, чтобы китайские специалисты были востребованы за рубежом, для чего необходимо повсеместное преподавание иностранных языков и общее повышение квалификации работников различных сфер. Во-вторых, следует развивать способность к международному взаимодействию на пяти уровнях и в пяти областях. Пять уровней включают в себя уровни международной системы и подсистемы, страны, областей и индивидов. Пять областей — политика, экономика, общество, культура и экология. В-третьих, есть три предложения по повышению национальной способности Китая к проведению международной модернизации. Первое — всячески способствовать созданию Ассоциации азиатских стран (Азиатской ассоциации) для повышения уровня регионального сотрудничества в Азии. На данный момент региональное международное сотрудничество в Европе, Африке и Америке состоит из трех уровней: трансрегионального, регионального и субрегионального. На региональном уровне существует ЕС в Европе, АС в Африке и ОАГ в Америке. Только в Азии сотрудничество на региональном уровне не установлено в форме организации. Согласно международному опыту и предположениям азиатских правительств и ученых, возможны три модели регионального сотрудничества в Азии: модель Евросоюза, модель сообщества и модель ассоциации. На данном этапе наиболее предпочтительной выглядит именно последняя. Будущее Китая как азиатской страны, тесно связано с будущим самой Азии. Китай может активно способствовать установлению Азиатской ассоциации и взять на себя еще большую ответственность, например, обязавшись сформировать секретариат ассоциации. В период подготовки базой для этого может послужить Азиатский форум в Боао. Сам секретариат может быть расположен на китайском острове Хайнань. Китай может соблюдать все необходимые для этого дипломатические условия, и в случае успешного осуществления плана, Азиатская ассоциация может возникнуть уже в 2009 г. Второе предложение заключается в создании зоны открытой торговли на острове Хайнань, чтобы сделать еще один шаг в сторону международного сотрудничества между Китаем и остальной Азией. Если секретариат Азиатской ассоциации также будет расположен на острове Хайнань, имеет смысл превратить весь остров в специальную экономическую зону. Международная политика в этой зоне может включать в себя, во-первых, свободную торговлю (без пошлин на импорт и экспорт), во-вторых, свободные инвестиции (предприятия из азиатских стран, инвестирующие в экономику Хайнаня, освобождаются от налогов и пошлин), в-третьих — свободное перемещение (при путешествиях, граждане азиатских государств, посещающие Хайнань, моментально получали бы визы), в-четвертых — свободу от таможенных пошлин для граждан азиатских государств, совершающих покупки на Хайнане, в-пятых, свободное обучение (граждане азиатских стран могли бы содержаться за счет страны при обучении в учебных заведениях на Хайнане). Таким образом, будущее острова Хайнань выглядит следующим образом: полностью свободная экономическая зона, идеальное место для базирования Азиатской ассоциации и жемчужина моря в Азии. Третье предложение состоит в поддержке превращения Форума «Азия — Европа» в Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество для установления прочного сотрудничества между Европой и Азией. В 2008 г. Седьмой Форум «Азия — Европа» будет проводиться в Пекине, и Китай может использовать эту возможность, выступив с инициативой о реорганизации Форума и превращении его в АЕЭС, с дальнейшим расположением секретариата организации в стране. Секретариат АТЭС расположен в Сингапуре; секретариат АЕЭС может быть расположен в Гонконге, который является высокоразвитым свободным портом. Подготовка к организации секретариата может быть отдана администрации Гонконга, а китайское правительство может оказывать любую необходимую помощь в ее ходе. (4) Улучшение международной обстановки для международной модернизации Китая Международная обстановка в данном случае может иметь отношение непосредственно к модернизации Китая. Для улучшения обстановки международной модернизации необходимо сначала создать благоприятную внешнюю обстановку для модернизации вообще, продвигая идеи мира и развития. Это не только важная цель СГМ и международной модернизации Китая, но и ключевой стратегический момент и стратегическая мера. Во-первых, следует улучшить международную обстановку для модернизации Китая. Эта обстановка в основном зависит от характеристик всемирной модернизации, международной системы и международного взаимодействия. Очевидно, на данном уровне развития Китай едва ли может оказать существенное влияние на всемирную модернизацию и структуру мировой системы. Основными путями улучшения внешней обстановки являются: создание международных институтов, идей и структуры международного взаимодействия для развития в позитивном русле; создание условий для формирования и развития позитивного отношения и положительных установок глобальных международных организаций по отношению к Китаю; развитие идей мира, а также демократических международных отношений. Во-вторых, следует улучшить региональную окружающую обстановку для модернизации Китая. В целом, это относится к уровню национальной модернизации, системе стран Азии и международным отношениям со странами, окружающими Китай. Основными путями улучшения региональной обстановки являются: развитие региональной структуры, международных институтов и идей в Азии, а также укрепление международного взаимодействия для благоприятствования развитию Азии и стран-соседей; создание условий для формирования и развития позитивного отношения и положительных установок региональных азиатских организаций и стран-соседей по отношению к Китаю. В-третьих, требуется улучшить международные отношения в стратегическом смысле. Согласно СГМ, Китай должен укреплять отношения с шестью типами стран. Они включают в себя: инновационные страны; страны, изобилующие ресурсами; страны с высокой численностью населения; страны с высоким уровнем культуры, дружественно настроенные страны и страны-соседи. Отношения Китая с этими шестью типами стран имеют стратегическое значение. Улучшение международных отношений с ними значительно укрепит позиции Китая на международной арене и благоприятно скажется на его уровне. (5) Десять рекомендаций по повышению национальной способности Китая к международной модернизации 1. Создание дорожной карты по СГМ и оптимизация стратегической структуры международной модернизации. 2. Создание Азиатской ассоциации и сотрудничество с азиатскими странами. 3. Содействие трансформации Форума «Азия — Европа» в Азиатско-Европейское экономическое сотрудничество для полноценного сотрудничества между Европой и Азией. 4. Активное развитие сотрудничества с развитыми странами с перспективой принятия в ОЭСР. 5. Активное участие в реформе ООН и оказание влияния на нее. 6. Укрепление сотрудничества с шестью вышеупомянутыми типами стран и улучшение международных отношений с ними. 7. Создание Управления международными инвестициями для облегчения инвестиций в Китай из-за рубежа и обратного процесса. 8. Увеличение бюджета национального образования и улучшение возможности обучаться в Китае. 9. Создание Фонда международного сотрудничества и поддержка исследований в области международных взаимодействий. 10. Создание зоны свободной торговли на острове Хайнань. Согласно теории международной модернизации, она может оказать влияние на взлеты и падения страны. В XXI веке стратегические варианты международной модернизации Китая обязательно повлияют на модернизацию Китая в целом и будут способствовать возрождению страны. Но для этого нам необходимо действовать.
|