![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В-третьих, культурная модернизация показывает не только разнообразие, но и сходство.
Основные проявления разнообразия в культурной модернизации в целом таковы: (1) в разных странах и областях она обладает разными чертами; (2) мировая культура сама по себе разнообразна; (3) во многих странах, включая развитые, уживаются разные виды национальных культур; (4) стили культурной жизни также различаются. Основные проявления сходства в культурной модернизации таковы: (1) культурные учреждения, индустрия, научные технологии, экономическая и экологическая культуры в разных странах в некоторой степени схожи; (2) качество культурной жизни также является схожим в разных странах на одном уровне; (3) есть определенное сходство и в международных системах и культуре; (4) некое сходство можно заметить и в промышленной, городской и интернет-культуре. Несмотря на разнообразие культурной модернизации, она подчиняется общим законам. В-четвертых, культурная модернизация совершается быстрее, чем другие виды модернизации. (1) Культурная модернизация началась раньше, чем всемирная. В целом, ее можно соотнести по времени с эпохой Возрождения, религиозной Реформацией, научной революцией и эпохой Просвещения; последняя служит отправной точкой культурной модернизации и началом всемирной. Стартом всемирной модернизации стала английская промышленная революция. (2) Согласно опыту развитых стран, модернизации всегда предшествует идеологическая эмансипация. Английская промышленная революция, американская и французская революции — все они начались после научной революции и эпохи Просвещения. (3) В развивающихся странах экономический рост и социальный прогресс могут стать толчком для культурной модернизации. В-пятых, культурные инновации являются основным источником культурной модернизации. Без культурных инноваций она пропадет, как пропадает река, берущая начало из пересохшего источника. Как грань человеческой культуры, модернизация является в основном естественным эволюционным процессом; однако этот процесс не вращается сам по себе, как небесное тело, а движется вперед за счет инноваций и их диффузии. Фактически, любое серьезное продвижение культурной модернизации — следствие инноваций и их диффузии. В-шестых, культурная модернизация не монотонна, а многокрасочна. Она может быть быстрой или относительно медленной; она может представлять собой революционные изменения или постепенные; она может быть как тихим и незаметным изменением, так и захватывающим дух социальным движением. Например, культурные изменения, вызванные Французской революцией XVIII в. или студенческими волнениями в США и Европе в 60-х гг. века минувшего, носили ярко выраженный революционный характер. Изменения в инвайронментальной культуре, вызванные экологическим движением в 1970-х гг., носили характер социального движения. Изменения же в интернет-культуре, вызванные информационной революцией 1980-х — 1990-х гг., также можно охарактеризовать как революцию. Впрочем, культурная революция, вызванная информационной, была бескровной и лишь показала стремительную тенденцию к информатизации, так что ее можно считать вполне мирной. В-седьмых, при исследованиях культурной модернизации следует избегать линейного мышления. Она является многомерной, и изменения в разных культурных областях могут иметь разные черты. Некоторые культурные изменения, например, связанные с институтами и идеями, вовсе нелинейны. В их число входит и переход от традиционной культуры к современной, от современной — к постмодернистской, и от материальной — к экологической. Некоторые культурные изменения являются частично линейными, как, например, развитие науки и техники, культурных знаний, учреждений и индустрии. Культурная модернизация является частично обратимой и при определенных условиях может пойти вспять. Таким образом, в связи с ней следует избегать одностороннего и механистического мышления (рисунок XII.2). Рисунок XII.2. Два поворота культурной модернизации в развитых странах [1]
Культура постмодернизма
В-восьмых, культурная модернизация не должна избегать международного взаимодействия. Она не является изолированным процессом, наоборот, это процесс международного культурного взаимодействия, включающего в себя международное сотрудничество, обмен, конкуренцию и конфликты. Нет такой страны, которая не впитала бы в себя элементы культуры других стран в ходе культурной модернизации, и ни одна страна не должна отвергать международный культурный обмен и сотрудничество в ходе модернизации. Разные страны обладают разными уровнями культурной конкурентоспособности и влияния, и в развитых странах эти уровни существенно выше. В-девятых, нет такого удачного примера осуществления культурной модернизации, который можно скопировать; если лишь те, на которые можно ссылаться. Нет никакой оптимальной модели культурной модернизации, есть только рациональный выбор и зависимость ее хода от выбранного пути. Она всюду одинакова по своей природе, но принимает разные формы. И цель ее может быть одна и та же, но идут к этой цели разными путями. Требования культурной модернизации могут быть унифицированы, но осуществляется она по разным моделям и в разных режимах. В разных странах — разный язык, литература, искусство, философия, религия, законы, культурные системы, традиции, несоизмеримые виды политики и выбора, которые нельзя слепо имитировать. Ведущие страны оставляют пример для обучения, но не подражания при проведении культурной модернизации. В-десятых, нельзя просто сравнить уровни культурной модернизации. Она включает в себя изменения в языке, литературе, искусстве, философии и религии, что делает затруднительным сравнение на международном уровне и в рамках истории. Международное сравнение культурной модернизации можно проводить только в определенных сферах —культурной жизни, культурных учреждений и культурной индустрии. В-одиннадцатых, культурная модернизация не эквивалентна полному отказу от традиционной культуры. Она не должна полностью обрывать связи современной культуры с традиционной, полностью отвергать традиционную культуру или, наоборот, развивать только ее. Нет, она способствует частичному унаследованию и развитию традиционной культуры, частичному отказу от нее, рациональному ее использованию и защите традиций. В процессе культурной модернизации традиционная культура продолжает существовать и выполнять свои функции. Например, классические наука, философия, искусство, литература, религия, язык и мировое культурное наследие являются важной частью учебного материала в образовательных заведениях разного уровня; классические искусство и литература, а также культурное наследие в разных его проявлениях служат источником вдохновения для культурной индустрии. В-двенадцатых, культурная модернизация заключается не в уничтожении «устаревшего» культурного наследия, а в его защите и рациональном использовании. В ходе культурной модернизации понимание функций культурного наследия постепенно углубляется. В число этих функций входят: важный элемент идентичности национальной культуры, важный источник культурных инноваций, важный источник культурной индустрии, часть культурного разнообразия и значительная составляющая культурной конкурентоспособности и влияния. Культурная глобализация не обязательно осложняет выполнение функций культурного наследия, а подчеркивает его историческое значение. Эффективное использование и рациональная защита культурного наследия являются органичными и неотъемлемыми частями культурной модернизации. В-тринадцатых, в культурную модернизацию входят пять изменений. (1) Централизация культуры — несмотря на существование культурного разнообразия, центральными становятся несколько крупных культур. (2) Маргинализация культуры — социальные позиции и влияние некоторых культур становятся все слабее. (3) Образование культурного наследия — часть культур постепенно затухает и теряет свои функции, превращаясь лишь в культурное наследие. (4) Исчезновение культур — некоторые из них и вовсе отмирают, не получив развития, защиты или поддержки. (5) Коммерциализация культуры — некоторые ее носители или элементы становятся лишь товаром на рынке. Эти пять изменений всемирной культуры влекут за собой изменения всемирной культурной системы, и конкурентоспособность или влияние некоторых культур изменялись в течение времени соответствующим образом. В-четырнадцатых, культурная конкурентоспособность постепенно становится главной конкурирующей силой страны. В целом, культурная модернизация включает в себя две фазы — дифференциацию и обратный ей процесс. Дифференциация культуры означает, что последняя отделилась от общества, став независимой областью, как политика или экономика. Независимая культурная область является автономной, что в основном проявляется в специализации и профессионализации культуры. Обратный дифференциации процесс подразумевает слияние культуры и общества, а также культуры и экономики. Размытие границ между культурой, обществом и экономикой проявляется в экономизации культуры, культуризации экономики, социализации культуры и культуризации общества. Дифференциация гарантирует культуре независимые позиции. Обратный же процесс возвращает культуру в лоно общества, но делает ее ключевым компонентом национальной конкурентоспособности, пронизывающим все общественное устройство целиком (таблица XII.2).
|